Мониторинг психофизиологического развития учащихся 1 класса Цель психолого-педагогического сопровождения: способствовать сохранению здоровья младших школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА Мониторинг психофизиологического развития учащихся 1 класса Автор: О.А. Оксимец.
Advertisements

Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
Система логопедической работы в МОУ "СОШ 10» учитель-логопед Оксимец О.А.
Психолого- педагогическое сопровождение младших школьников, имеющих нарушения чтения и письма, в условиях ЦППРК.
Мониторинг адаптации учащихся 1-х классов к обучению в школе Окружной методический центр Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Пресненский»
Создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных.
Мониторинг качества образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Артемовского городского округа.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Учитель– логопед высшей квалификационной категории ШАФЕЕВА Каринэ Владимировна ГБОУ Школа 2114, ЮЗАО структурное подразделение 1071.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях МКОУ Центр диагностики и консультирования Ступинского муниципального района Платонова И.П. Жданова.
Алгоритм проведения психологического обследования.
Смена ведущей деятельности (на смену игровой - учебная деятельность) Появление новообразований характерных для данного возраста: формируется словесно-логическое.
..... Алгоритм работы педагога- психолога в рамках ПМПк.
Транксрипт:

Мониторинг психофизиологического развития учащихся 1 класса Цель психолого-педагогического сопровождения: способствовать сохранению здоровья младших школьников через программы обучения, соответствующие психофизиологическим возможностям детей. Задачи: выявить уровень психофизиологической готовности дошкольников к обучению в школе - 1 этап; рекомендовать родителям программу обучения, соответствующую возможностям их ребенка; исследовать динамику развития способностей к письму, чтению и математике учащихся 1 класса- 2 этап; использовать базу данных для корректировки образовательного маршрута учащихся, испытывающих трудности в обучении, и определения образовательного маршрута при переходе учащихся из 1 класса во 2 класс; использовать результаты исследования для логопедической и психологической коррекции; Факторы, которые определяют готовность ребенка к школьному обучению: состояние соматического здоровья ребенка (в том числе уровень его физиологического развития); процессы приема и первичной переработки информации (состояние сенсорных систем); зрелость процессов регуляции, произвольной саморегуляции (эмоционально-личностной, двигательной, речевой, волевой); сформированность коммуникативных навыков (в общении с взрослыми и сверстниками); сформированность речи, мышления и других высших психических функций.

0 - 10,5 б. - уровень выше среднего – дети имеют лингвистические способности, владеют абстрактными понятиями, хорошо ориентируются в пространстве и времени, у них сформировано наглядно-образное мышление: готовы учиться на высоком уровне сложности, осваивать программу Занкова, Эльконина-Давыдова, программу «2100» Петерсон – Бунеева; 11 – 20,5 б. - средний уровень – дети с нормальным речевым развитием, соответству- ющим возрасту, или незначительными речевыми нарушениями, но недостаточно сфор- мированными мыслительными операциями, невысоким темпом умственной деятель- ности: готовы осваивать программу Занкова, «2100», традиционную программу, программу «XXI век» Виноградовой; 21 – 30,5 б. – уровень ниже среднего – дети, имеющие парциальные речевые наруше- ния или нерезко выраженное общее недоразвитие речи, низкий темп работоспособнос- ти и мыслительной деятельности, недостаточно сформированное наглядно-образное мышление: могут учиться по программе «XXI век», традиционной программе с напра- вляющей помощью учителя. 31 б. и больше - низкий уровень– дети с грубыми парциальными нарушениями, с об- щим недоразвитием речи, с низкими познавательными способностями и низким темпом деятельности, с наглядно-образным мышлением ниже возрастной нормы: могут учить- ся по традиционной программе в классах КО (компенсирующего обучения) и КРО (кор- рекционного обучения) или в общеобразовательном классе при индивидуальном подходе учителя и помощи логопеда и психолога. Критерии оценки готовности к обучению в школе:

Сводная таблица речевой готовности первоклассников Количество учащихся Выше среднего СреднийНиже среднего Низкий Программа мониторинга 12 школ – 67% 627чел. 162 чел. 27% 238 чел. 37% 130 чел. 21% 97чел. 15% Иные программы обследования 6 школ – 33% 321 чел. 149 чел. 46% 110 чел. 34% 45 чел. 14% 17 чел. 5% 18 школ948 чел. 311 чел. 33% 348 чел. 37% 175 чел. 18% 114 чел. 12% Логопедическое обследование СОШ чел23%51%21%5% Психологическое обследование СОШ чел.33%45%17%5%

Параметры количественного и качественного анализа: уровни речевого развития; предрасположенность к дисграфии и дислексии – 48 чел.; нарушение звукопроизношения – 37 чел.; лингвистические способности – 7 чел.; дифференциация согласных – 12 чел; исследование чтения – 34 чел. (первичное обследование) ; модальность (ведущий способ восприятия информации) – 47 чел. (смешанная модальность) ; выводы; рекомендации. Дополнительные параметры: повторное обследование звукопроизношения (15 чел.) и чтения (13 чел)- ; запрос учителей - 12 чел.

Рекомендации логопеду Создать 3 группы (по запросу учителей) для профилактики дисграфии и дислексии. Работа по программе «Развитие функционального базиса навыков письма и чтения». Провести индивидуальные занятия по развитию фонематического восприятия. Работа по программе «Дифференциация оппозиционных согласных». Провести коррекцию звукопроизношения у учащихся, имеющих сочетанный дефект. Работа по программам «Коррекция ротацизма», «Коррекция ламбдацизма», «Коррекция сигматизма». Провести консультационные занятия с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения функционального генеза. Провести индивидуальные занятия по формированию оптико-артикуляторной связи. Работа по программе «Профилактика дислексии». Проводить периодический контроль ЗУН (совместно с учителем) учащихся, со слабо выраженной предрасположенностью к дисграфии и дислексии. Проводить консультации с учителями и родителями по проблемам, возникающим в обучении детей.

Рекомендации учителям Проводить обучение грамоте, используя сведения о ведущей модальности учеников своего класса. Опираться на ведущий анализатор: в 1А и 1Б – слуховой и зрительный, в классах 1В и 1Г преимущественно двигательный. На каждом уроке планировать упражнения для развития слухоречевой памяти в объеме слогов, и зрительной памяти в объеме 5-7 объектов, особенно в классах В и Г. Обучать приемам запоминания слуховой, зрительной и двигательной информации. При формировании любого навыка и умственного действия использовать теорию о планомерно-поэтапном формировании деятельности – сначала действие с предмета- ми по алгоритму и громкое проговаривание, затем перевод из внешнего во внутрен- ний план действия. Своевременно выявлять у учащихся симптомы дисграфии, дислексии и дискальку- лии, сообщать о них специалистам и направлять родителей на консультацию. Контролировать посещаемость логопедических занятий учащимися своего класса.

Рекомендации администрации Провести комплектование классов в соответствии с рекомендациями специалистов, проводящих обследование дошкольников, и пожеланиями родителей. При приеме в школу в обязательном порядке направлять на диагностику речевых и математических способностей к логопеду и психологу. Регулярно проводить консилиумы по выявлению динамики развития первоклассников и соответствия программы обучения возможностям каждого ребенка.

Диагностика письма учащихся 1 класса Цель: оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием: способности к символизации; фонемного анализа и синтеза; метаязыкового анализа и синтеза, то есть вычленения или объединения единиц речи. Параметры обследования: написание букв; звуко-буквенный анализ; орфографическая зоркость; границы слов; границы предложений; навык списывания; каллиграфия.