Круглый стол ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ликвидация дискриминирующих социальных и культурных моделей поведения В соответствии со статьей 5 КЛДЖ, Правительствам необходимо принимать меры по искоренению.
Advertisements

Обеспечение гендерной чувствительности политик и программ в области образования в соответствии с международными стандартами А. Н Ниязова – эксперт ООН.
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
ОБЗОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СООТВЕТСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ РЕЗОЛЮЦИЯМИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН ПО.
Заработная плата – стандарты и принципы МОТ Равенство обращения Установление минимальной заработной платы Охрана заработной платы Трудовые статьи в договорах,
Устав обязывает главный орган ООН – Генеральную Ассамблею ООН – уделять особое внимание защите прав человека. В 1948 г. она приняла Всеобщую декларацию.
Мубаракшина Римма Амировна, секретарь, заведующая юридическим отделом, главный правовой инспектор труда главный правовой инспектор труда.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Равенство в коллективных переговорах. Включение или отсутствие положений о недискриминации и/или положений о равенстве в коллективные договоры является.
Стандарты МОТ в области недопущения дискриминации.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Мстислав Русаков Центр информации по правам человека Организация профсоюзов работников образования.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Сила профсоюза – в ее массовости, в сплоченности членов, в энергичном и принципиальном профсоюзном комитете, который: Протягивает руку помощи! Решает.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 -ФЗ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Правовые основы защиты прав несовершеннолетних. Выполнила студентка 4 курса 1 группы факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Крячко.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Проверки документации и ее применения на соответствие международным и государственным стандартам на системы качества. Назначение экспертов и документирование.
Транксрипт:

Круглый стол ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ

Закон Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации» Принят Маджлиси намояндагон 15 декабря 2004 года Одобрен Маджлиси милли 11 февраля 2004 года Подписан 1 марта 2005

Экспертная оценка Закона о гендерном равенстве Анализ соответствия международным стандартам Сравнение с законодательными инициативами других стран по продвижению прав женщин

ЭКСПЕРТЫ РЕКОМЕНДУЮТ: ПОЛНЕЕ ОТРАЗИТЬ В ЗАКОНЕ ВОПРОСЫ: A. Запрет прямой и косвенной дискриминации B. Насилие в отношении женщин C. Равный доступ женщин к образованию D. Участие женщин в политической и общественной жизни страны E. Равенство в экономической и социальной сфере F. Дискриминация на рабочем месте G. Влияние существующих социальных и культурных моделей поведения по отношению к женщинам H. Временные и социальные меры

А. Запрет прямой и косвенной дискриминации Закон РТ не затрагивает понятие косвенной дискриминации. Запрет косвенной дискриминации предусмотрен КЛДЖ, директивой Совета Министров ЕС. Законы Болгарии, Литвы, Румынии, Кыргызстан дают определения прямой и косвенной (открытой и скрытой) дискриминации.

прямая – «когда с одним лицом по причине пола обращаются, обращались или будут обращаться менее благоприятно» косвенная – «когда очевидно нейтральное положение, критерий или практика ставит лица одного пола в определенно неблагоприятное положение по сравнению с лицами другого пола, если только это положение, критерий или практика не являются объективно оправданной правомерной целью, и средства для достижения этой цели являются надлежащими и необходимыми» ДИСКРИМИНАЦИЯ

Преамбула Настоящий Закон регулирует отношения по обеспечению конституционных гарантий равноправия мужчин и женщин в социальной, политической, культурной, а также в любой другой сфере, направлен на предотвращение дискриминации по признаку пола и устанавливает государственные гарантии равных возможностей лицам разного пола. В статье 1 – среди основных понятий Дискриминация - любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание равноправия мужчин и женщин в политической, экономической, социальной, культурной или любой другой области.

Статья 3. Запрет дискриминации Дискриминация прав мужчин и женщин запрещается. Нарушение принципа, лежащего в основе гендерного равенства (проведение государственной политики, совершение иных действий, которые ставят мужчин и женщин в неравное положение по мотивам пола), считается дискриминацией и подлежит устранению в случаях и порядке, установленном настоящим Законом... Не являются дискриминацией: Специальные меры по охране здоровья лиц обоего пола; Специальная защита женщин в связи с беременностью и родами; Меры по реализации положений настоящего Закона. ­

В статье 4 – о разработке и внедрении специальных программ, направленных на устранение дискриминации по мотивам пола; В статье 6 – об обязанности использовать учебные программы и учебники, исключающие пропаганду дискриминации по мотивам пола; В статье 14 - о бремени доказательства отсутствия в действиях умысла на дискриминацию по мотивам пола В статье 17 – о мониторинге мер по предупреждению и устранению фактов дискриминации по признаку пола. ­

Запрет прямой и косвенной дискриминации Предложения экспертов : Включить в Закон понятие прямой и косвенной дискриминации.

В. Насилие в отношении женщин Закон игнорирует проблему насилия в отношении женщин Статья 1 КЛДЖ определяет дискриминацию в отношении женщин, включающее гендерное насилие. В общих Рекомендациях 19 Комитета КЛДЖ отмечается Гендерное насилие может нарушать конкретные положения Конвенции независимо от того, упоминают ли специально эти положения насилие.

Насилие в отношении женщин Предложения экспертов: Включить в Закон понятие гендерного насилия в определение гендерной дискриминации. Внести в Закон отдельная главу или статью, чтобы отразить оставшиеся детали Рекомендации 19. Также необходимо установить, что насилие в отношении женщин включает насилие в семье, гендерное насилие включает изнасилование в браке и насилие в браке. Закон может включать обязанность служащих правоохранительных органов обеспечивать исполнение положений, запрещающих насилие в отношении женщин.

С. Равный доступ к образованию В Законе используются нечеткие формулировки, в общих чертах, что не обеспечивает исполнения обязательства в полной мере. Статья 10 КЛДЖ использует более четкие формулировки. Закон Болгарии о запрете дискриминации включает отдельный раздел, посвященный праву равного доступа к образованию.

Статья 6. Государственные гарантии по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин в сфере образования и науки Учреждения образования и науки всех форм собственности обязаны: Обеспечивать равные условия для мужчин и женщин в получении основного общего, среднего профессионального и высшего образования, всех видов профессионального обучения и повышения квалификации для участия в осуществлении образовательного и научного процесса; Вводить специальные учебные гендерные курсы, способствовать развитию исследований по вопросам равноправия полов, содействовать гендерному просвещению граждан;

Использовать учебные программы и учебники, исключающие пропаганду дискриминации по мотивам пола; Создавать льготные условия для девушек горных районов, сельской местности при их поступлении и дальнейшей учебе в высших и средних профессиональных учебных заведениях. Действия настоящей статьи распространяются также на процессы образования и повышения квалификации в военных учебных заведениях.

Равный доступ к образованию Предложения экспертов: Включить в Закон обязанность государства гарантировать получение дипломов в учебных заведениях всех категорий. Закрепить в Законе механизм подачи жалобы в случае нарушения права равного доступа к образованию.

D. Участие в политической и общественной жизни Закон не в полной мере определяет механизм достижения предусмотренных целей. Статья 7 КЛДЖ обязывает принять все меры по ликвидации дискриминации женщин в отношении участия в политической и общественной жизни.

Статья 8. Обеспечение равных возможностей мужчин и женщин при осуществлении избирательного права Избирательная система в Республике Таджикистан обеспечивает равные избирательные права, их гарантии для мужчин и женщин на участие в политическом процессе.

Статья 9. Обеспечение равных возможностей мужчин и женщин при формировании избирательных комиссий При формировании состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, областной, городской, районной, окружной и участковой избирательных комиссий, следует руководствоваться конституционным принципом равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Статья 5. Равное представительство мужчин и женщин в государственных органах Государство гарантирует равное участие мужчин и женщин в управлении государством. Государство обеспечивает равное представительство мужчин и женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти через правовые, организационные и иные механизмы.

Статья 10. Обеспечение равных возможностей мужчин н женщин при поступлении на государственную службу и при ее прохождении При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений либо преимуществ в зависимости от пола. Руководители государственных органов, соответствующие должностные лица обязаны обеспечить равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой независимо от пола претендента.

Замещение вакантных должностей в государственных органах, которые обеспечивается путем проведения конкурсов, на равных условиях участвуют как мужчины, так и женщины. Не допускается объявление конкурсов только для лиц одного пола.

Участие в политической и общественной жизни Предложения экспертов: Разработать систему, защищающую как избирательные права женщин, так и их фактическое участие в политическом процесс (квотирование). В статье 9 Закона конкретизировать формулировку по представительству женщин в избирательных комиссиях.

Участие в политической и общественной жизни В статьях 5, 10 Закона конкретизировать положения, уделяя особое внимание женщинам, как уязвимой группе. В статье 10 Закона распространить требование в отношении конкурсов на частный сектор. Дополнить Закон положениями об обеспечении права женщин на участие в сообществе НПО или их представительстве на международном уровне в соответствии со статьями 7(с) и 8 КЛДЖ.

Е. Участие в экономической и социальной жизни Положение о равном доступе к ресурсам не является достаточно определенным. В статьях 13, 15 КЛДЖ подчеркивается важность обеспечить равное право женщин на финансовые ресурсы, управление имуществом…

Статья 12. Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления по обеспечению равных прав мужчин и женщин в социально-экономической сфере Органы государственной власти, органы местного самоуправления и руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны обеспечивать мужчинам и женщинам равный доступ к экономическим ресурсам общества, включая движимое и недвижимое имущество, землю, финансовые активы, кредиты, а также обеспечение свободной предпринимательской, любой другой не запрещенной законодательными актами деятельностью.

Участие в экономической и социальной жизни Предложения экспертов: Доработать положение Закона о равном доступе к движимому и недвижимому имуществу, земле, финансовым активам и кредитам с тем, чтобы женщина могла быть признана единственным владельцем собственности, бизнеса, или финансовых кредитов так же как единственный заемщик по линии кредитов, полностью участвовать в управлении собственностью, как это рекомендует Комитет КЛДЖ.

F. Дискриминация на рабочем месте Закон не предусматривает ряд обстоятельств дискриминации женщин на рабочем месте. Общая Рекомендация 19 подчеркивает, что равенство на работе гарантировано Статьей 11 КЛДЖ, и интерпретирует сексуальное преследование на рабочем месте как дискриминацию.

Статья 13. Содействие гендерному равенству в сфере трудовых отношений В целях содействия достижению гендерного равенства в сфере трудовых отношений работодатель (руководитель государственного органа, организаций всех форм собственности) обеспечивает: Равные возможности для мужчин и женщин при заключении трудовых договоров; Равный доступ мужчин и женщин к вакантным местам (должностям);

Равную заработную плату (вознаграж- дение) для мужчин и женщин, когда оба выполняют одинаковую работу или работу, имеющую равную ценность; Равные возможности для повышения квалификации, осуществления переподготовки, продвижения по службе; Безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья как мужчин, так и женщин.

Дискриминация на рабочем месте Предложения экспертов: Изменить формулировку статьи 13 Закона о «равной зарплате для мужчин и женщин, когда они выполняют одинаковую работу», например, на «применение ко всем работникам принципа равного вознаграждения за равноценную работу». Дополнить статью 13 о недопустимости дискриминации в условиях занятости (женщины будут работать в условиях, исключающих сексуальное преследование).

Дискриминация на рабочем месте Закон также должен запретить работодателям принимать ответные меры против тех, кто обжалует дискриминирующие условия, вроде сексуального преследования («виктимизация»). Внести изменения в Закон о сексуальном преследовании как гендерной дискриминации.

G. Влияние на социальные и культурные модели поведения Закон не отражает необходимость изменения социальных и культурных моделей, препятствующих достижению гендерного равенства. Требование изменения социальных и культурных моделей поведения предусмотрено статьей 5 КЛДЖ.

Статья 4. Обязанности органов государственной власти по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин (гендерное равенство) Органы государственной власти в пределах их компетенции обязаны: Осуществлять гендерное просвещение государственных служащих всех органов, используя систему подготовки и переподготовки кадров государственного аппарата; Содействовать осуществлению равных возможностей мужчин и женщин, в том числе путем принятия нормативных правовых актов, создания процедур и проведения других конкретных мер, включая устранение причин и условий, препятствующих осуществлению подлинного равноправия;

Разрабатывать и внедрять в жизнь специальные программы, направленные на устранение дискриминации по мотивам пола; Включать в государственные программы меры, направленные на обеспечение конституционных прав граждан и укрепление стабильности общества, в региональные планы действий по развитию социальной сферы, наряду с другими, а также меры по обеспечению гендерного равенства.

Влияние на социальные и культурные модели поведения Предложения экспертов: Дополнить статью 4 (или другую) Закона положением, предусмотренным в статье 5 КЛДЖ об изменении социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин « с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотип- ности роли мужчин и женщин» и «обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей…»

H. Временные специальные меры Закон не указывает на временный характер специальных мер по достижению фактическог о равенства. Статья 4(1) КЛДЖ предусматривает отмену специальных мер при достижении целей равенства возможностей и равноправного отношения..

Статья 3 (часть 3). Не являются дискриминацией: ­ Специальные меры по охране здоровья лиц обоего пола; ­ Специальная защита женщин в связи с беременностью и родами; ­ Меры по реализации положений настоящего Закона.

Временные специальные меры Предложения экспертов : Переработать положение статьи 3 Закона о специальных мерах, чтобы исключить такие временные меры из сферы запрета дискриминации и способствовать их применению в определенных сферах.

Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Цель 3 Задача 3 Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможност ей женщин Устранить, желательно к 2005 году, неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, а не позднее чем к 2015 году на всех уровнях образования

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Цель 3 Индикаторы 9 Соотношение девочек и мальчиков в начальной, неполной средней и средней школе 10 Соотношение грамотных девушек и юношей в возрастной группе лет 11 Доля женщин, занятых в несельскохозяйственном секторе 12 Доля женщин-парламентариев