Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Advertisements

Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Признаки больших социальных групп: специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции; специфическая.
Личность в системе межличностных отношений. Группа – люди, объединенные по каким-либо общим для них социально- демографическим и психологическим признакам.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Фармацевтическая организация. Социально-психологические аспекты.
Общение – это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу.
Работа подготовлена учениками 10 «А» класса: Медковой М. Устинцовым Д. Вершининой С. Учитель: Багирова Г.В.
МАЛАЯ ГРУПППА. План. 1.Что такое малая группа. 2.Виды, классификация малых групп. 3.Референтные группы. 4.Межличностные отношения в группах. 5.Интеграция.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Транксрипт:

доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича

Учебные вопросы: 1. Понятие группы. Особенности психологии больших групп. 2. Психология малых групп и ее диагностика.

Понятие группы. Особенности психологии больших групп

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГРУППЫ Группа – относительно устойчивая социальная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами поведения Группа – относительно устойчивая социальная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами поведения Виды групп: условные – реальные; условные – реальные; формальные – неформальные; формальные – неформальные; большие – малые – микрогруппы. большие – малые – микрогруппы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Компоненты структуры: Системно-образующий Системно-образующий Системно-динамический Системно-динамический Базовый: Базовый: Общественное сознаниеОбщественное сознание Духовно-психологическая атмосфераДуховно-психологическая атмосфера Менталитет народаМенталитет народа Психологический климат Психологический климат Общественная активность Общественная активность

КЛАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия представителей различных классов, а также особенности их представителей Психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия представителей различных классов, а также особенности их представителейСтруктура: потребности;потребности; интересы;интересы; ценности;ценности; ролевые представления;ролевые представления; нормы поведениянормы поведения традициитрадиции

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психологические явления, возникающие в результате взаимодействия представителей одной национальности или этнической группы Психологические явления, возникающие в результате взаимодействия представителей одной национальности или этнической группыСтруктура. 1. Системообразующая сторона: национальное самосознание;национальное самосознание; национальный характер;национальный характер; национальный темперамент;национальный темперамент; национальные интересы;национальные интересы; национальные чувства;национальные чувства; национальные традиции.национальные традиции.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2. Динамическая сторона: мотивационно-фоновые особенности;мотивационно-фоновые особенности; интеллектуально-познавательные особенности;интеллектуально-познавательные особенности; эмоционально-волевые особенности;эмоционально-волевые особенности; коммуникативно-поведенческие особенности.коммуникативно-поведенческие особенности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психологические явления, характеризующие деятельность и поведение больших групп людей в борьбе за власть в сфере управления государством Психологические явления, характеризующие деятельность и поведение больших групп людей в борьбе за власть в сфере управления государствомКомпоненты: мотивы, интересы, взгляды и убеждения;мотивы, интересы, взгляды и убеждения; закономерности политического мышления;закономерности политического мышления; чувства, настроения и переживания;чувства, настроения и переживания; особенности общения, взаимодействий и взаимоотношений.особенности общения, взаимодействий и взаимоотношений.

РЕЛИГИОЗНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений больших групп людей, верующих в Бога. Психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений больших групп людей, верующих в Бога.Особенности: специфическая форма общественного сознания;специфическая форма общественного сознания; предполагает наличие особых групп верующих;предполагает наличие особых групп верующих; связана с верой в образы и понятия;связана с верой в образы и понятия; подразумевает особую совокупность верований;подразумевает особую совокупность верований; предполагает определенные культовые действия.предполагает определенные культовые действия.

Психология малых групп и ее диагностика

МАЛАЯ ГРУППА Небольшие общности людей, объединенных единой целью своей деятельности и находящихся в непосредственном личном взаимодействии. Небольшие общности людей, объединенных единой целью своей деятельности и находящихся в непосредственном личном взаимодействии. Динамика формирования: 1-й этап – случайная группа; 2-й этап – неорганизованная группа; 3-й этап – организованная группа: низкий уровень – ассоциация; низкий уровень – ассоциация; средний уровень – кооперация; средний уровень – кооперация; высокий уровень – автономизация; высокий уровень – автономизация; высший уровень – коллектив. высший уровень – коллектив.

ВИДЫ МАЛЫХ ГРУПП 1-е основание – причина объединения: формальные формальные неформальные неформальные 2-е основание – уровень сплоченности: диффузные диффузные сплоченные сплоченные 3-е основание – значимость для членов группы: формальные формальные неформальные неформальные

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ Композиционная подструктура Композиционная подструктура Подструктура эмоциональных предпочтений Подструктура эмоциональных предпочтений Коммуникативная подструктура Коммуникативная подструктура Подструктура функциональных отношений Подструктура функциональных отношений

ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ Психологические реакции, формирующиеся в процессе межличностного взаимодействия ее членов. Психологические реакции, формирующиеся в процессе межличностного взаимодействия ее членов. Структура психологии группы: 1. Группа социально-личностных явлений: личностные притязания; личностные притязания; самоутверждение личности; самоутверждение личности; лидерство; лидерство; авторитет; авторитет; подражание и др. подражание и др.

ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ 2. Группа социально-психологических явлений: групповое мнение; групповое мнение; групповое настроение; групповое настроение; групповые потребности; групповые потребности; групповые традиции; групповые традиции; взаимоотношения в группе - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. взаимоотношения в группе - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ Структура взаимоотношений: когнитивный компонент;когнитивный компонент; эмоциональный компонент;эмоциональный компонент; поведенческий компонент.поведенческий компонент. Принципы построения взаимоотношений: уважения и субординации; уважения и субординации; сплоченности; сплоченности; гуманизма; гуманизма; групповых устремлений. групповых устремлений.

ЛИДЕРСТВО В ГРУППЕ способность людей оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилия на достижение поставленных целей. способность людей оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилия на достижение поставленных целей. Лидер - личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Лидер - личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Стили лидерства: авторитарный;авторитарный; демократичный;демократичный; либеральный.либеральный.

ОБОБЩЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИИ ГРУППЫ Направленность Направленность Совместимость Совместимость Сплоченность Сплоченность Согласованность Согласованность

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ГРУППЫ 1. Всеобщий метод – законы материалистической диалектики 2. Общие методы: наблюдение; наблюдение; изучение документов (контент-анализ) изучение документов (контент-анализ) анализ результатов совместной деятельности; анализ результатов совместной деятельности; независимых характеристик. независимых характеристик. 3. Специальные методы: опрос (социометрическая методика Дж.Морено) опрос (социометрическая методика Дж.Морено)

Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Главы 10, – СПб.: Питер, с. Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Главы 10, – СПб.: Питер, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Глава 4. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Глава 4. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Психология и педагогика: практикум. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Калюжный А.С. Психология и педагогика: практикум. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: