МОО «ПОВОЛЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ» Опыт внедрения инноваций в крупных Российских компаниях. (на примерах ОАО «РЖД», РАО «Газпром»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Санкт-Петербург, октября Михеев Юрий Викентьевич – генеральный директор Поволжского отделения Российской инженерной академии (ПО РИА) – секретарь.
Advertisements

Источник: анализ BCG Ключевые элементы концепции развития автомобилестроительной отрасли в России до 2020 года 2020 год: локализация 50% комплектующих.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
ИННОВАЦИИ В КРУПНЫХ КОМПАНИЯХ И КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ МОО «ПОВОЛЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ» Самарская область, санаторий «Волжский.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
18 ноября 2011, г. Самара Интегрированная система менеджмента 1 Самарская область.
Начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД», вице-президента НП «ОПЖТ» С.В.Палкина Москва 2010 г.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Стратегия инновационного развития торговли Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Ефимовская Л.А. Кафедра Торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Второй торговый форум.
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СО СТРАНАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 10 октября 2015 г. Исаков.
НИЦ - как основа инновационного развития медицинской промышленности 2 ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Развитие региональных инновационных систем на основе программно-целевого управления: проблемы и перспективы Д.А. Созаева Государственный университет управления,
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ Кузнецова С.Н. К.э.н., доцент, Нижегородский государственный педагогический.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
1 О развитии Президентской Программы подготовки управленческих кадров Директор Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Г.Ч.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
Транксрипт:

МОО «ПОВОЛЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ» Опыт внедрения инноваций в крупных Российских компаниях. (на примерах ОАО «РЖД», РАО «Газпром», автомобильной отрасли) Г.Р.Хасаев - Заместитель Председателя Правительства Самарской области - Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Ю.В. Михеев – генеральный директор Поволжского отделения Российской инженерной академии

Стратегия снижения влияния кризисных процессов на промышленные предприятия в России Премьер-министр подытожил антикризисный план Премьер-министр подытожил антикризисный план Правительство подытожило кампанию по обсуждению антикризисного плана. Высказанные и учтенные предложения должны почувствовать как социально уязвимые пенсионеры, молодежь, инвалиды и безработные, так и топ-менеджеры крупных компаний. Промышленности Премьер-министр предложил формулу "помощь в обмен на повышение эффективности" Помощь в обмен на повышение эффективности. Вы можете не изменяться Выживание не является обязанностью Эдвард Деминг Разработано МОО «ПО РИА» 2

объем производства Россия Ведущие западные производители постоянные затраты суммарные затраты валовая выручка суммарные затраты валовая выручка постоянные затраты суммарные затраты валовая выручка прибыль $ 1. Снижение рентабельности PPM 0, Неконкурентоспособное качество Падение объемов производства и угроза снижения занятости объемы производства уровень занятости в производстве Chrysler Toyota Ford 3. Низкая производительность Тенденции резкого ухудшения конкурентоспособности и риски потери финансовой устойчивости предприятий в условиях кризиса и глобализации Разработано МОО «ПО РИА» 3 25 ppm – требования Renault 25

ПРОБЛЕМЫЗАНЯТОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ПРИ РЕФОРМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА Разработано МОО «ПО РИА» Производство а/м млн Год Число работников тыс чел Коэффициент производительности ам/число чел Высвобождение 213 тыс чел Трансферты Дорожная инфраструктура Сеть газовых заправок Системы трафик- менеджмент и т.д. Рециклинг Диверсификация в смежные отрасли Транспортное машиностроение С/х машиностроение Специальное машиностроение 1,8 2,73 3,67 3,38, ,5 386 Развитие альтернативной энергетики Альтернативные топлива Литиевые батареи Гибридные двигатели

- Практически отсутствуют системные интеграторы (в России, в регионе, есть только зарубежные) - Практически отсутствует конкурентоспособный продукт, в связи с неудовлетворительным уровнем инновационного потенциала предприятий - Как правило, неконкурентоспособное качество комплектующих - Неудовлетворительные управленческие производственные технологии (повышающие затратность производства, снижающие конкурентоспособность продукции) - Недостаточные объемы для конкуренции с глобальными производителями автокомпонентов Основные проблемы российских поставщиков в условиях глобализации, и связанные с существующей экономической конъюнктурой (макропроблемы) Проблемы поставщиков, связанные с глобализацией Проблемы поставщиков, связанные с финансовым кризисов - Проблемы снижения покупательной способности и, как следствие, объемов продаж и производства. - Резкое повышение рисков, удорожание финансовых ресурсов, - Снижение стоимости активов и ограничение доступа к кредитным ресурсам приводят к появлению разрывов в цепях поставок Разработано МОО «ПО РИА» 5

Цена/Затраты Функциональность Качество Lean Production (Ресурсосберегающее и бережливое производство) СМК, TQM Инновационное проектирование 30 % - сборочное производство 70 % - поставщики - OEM 30 % - сборочное производство 70 % - поставщики (мировой опыт) - поставщики Удержание рынков Инструменты повышения конкурентоспособности продукции Разработано МОО «ПО РИА» Конструкторско-технологический потенциал 6 Снижение издержек

Технические и инновационные проекты (внедрение технических разработок), закупка оборудования и т.д. … 1. Торцовые газодинамические уплотнения (ТГДУ) 2. Термопластическое упрочнение рабочих лопаток и дисков турбин ГПА … Должны быть скоординированы и взаимно дополнять друг друга Затраты и эффекты малые / средние малые или средние / средние или высокие 1 2 Системное повышение эффективности деятельности компании 1. Развитие системы менеджмента компании 3. Развитие нематериальных активов - персонала 3. Модернизация камеры сгорания двигателей НК-16СТ 2. Реализация цикла постоянных улучшений ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕХНИЧЕСКИХ И СИСТЕМНЫХ УЛУЧШЕНИЙ ПРИБЫЛЬ = ЦЕНА - ЗАТРАТЫ 1. Методология разработки и внедрения СМК для газотранспортных обществ на основе требований стандарта СТО ГАЗПРОМ 9001 Разработано МОО «ПО РИА» 7

Интегрированная система менеджмента «Дом» качества Поставщики Разработано МОО «ПО РИА» 8

Комплексность используемых решений Проблемная область Техноло- гия Методы менеджмента качества, бережливое производство Информа- ционные системы ПерсоналЛучшие практики ТОиР линейной части МГ Анализ рисков, Статистические методы качества Оптимизация сетевых графиков работ ТОиР по состоянию (FMECA, RCM) линейной части МГ Геоинформационна я система, SAP R/3 VNG, ROSEN ТОиР КС Оптимизация сетевых графиков работ Ремонт по состоянию, АПН ТОиР по состоянию (FMECA, RCM) компрессорных станций SAP R/3,SIEMENS, GENERAL ELECTRIC Управление транспортом газа Интегрированна я система менеджмента ГТО Оптимизация оперативного планирования ТТР «Астра», SAP R/3 Ruhrgas, Gasunie Материально- техническое обеспечение Постоянное пополнение Улучшение учета и движения МТР 1 С, «Инфоснаб»SAP R/3, Точно-в-срок, MRP, EAM SCM в авиации и автопроме Электронное дистанционное обучение 3. Инструменты управления качеством Разработано МОО «ПО РИА» 9

затраты эффект Затраты: ОКР создания экспериментального образца Исследования по установлению причин отказов Разработка конструктивных мероприятий Разработка опытных чертежей Модернизация модельной установки Отработка на стенде Опытная эксплуатация модернизированной камеры в рабочих условиях Приемочные испытания модернизированной КС Выпуск рабочих чертежей Внедрение в производство (ремонтное) Эффекты: Повышение надежности (увеличение наработки на отказ, что обеспечивает увеличение межремонтного и общетехнического ресурса) Повышение полноты сгорания и, соответственно, экономия топливного газа Экология (CO и NOx) Снижение числа ремонтов в 2 раза Снижение затрат при ремонте более качественных двигателей Разработка новой камеры сгорания (ресурс 100 тыс. ч.) Малозатратный вариант: модернизация камеры сгорания двигателя НК – 16СТ (ресурс от 11 тыс.ч. до 22 тыс.ч) Проект реализован Пример применения системного подхода для модернизации двигателя НК-16СТ. Портфель мер Разработано МОО «ПО РИА» 10

Локализация места возникновения отказа и определение его вида 968м Инза-Ново-Образцовое Путь:2 Км:885 ПЧ-21/ПЧУ-4/ПД-16/ПДБ-1 коэффициент схода правого колеса 1 оси 70 км/ч 696м Разработано МОО «ПО РИА» 11

Значение риска для сегментов газопровода min max Результирующая сегментация Сегментация по состоянию стенок газопровода Сегментация по характеру почв Сегментация по типу покрытия Сегментация по последствиям отказа для безопасности Сегментация по последствиям отказа для экологии m высокий умеренный низкий очень низкий малый очень высокий Уровень отображаемых значений Случаи инцидентов Применение системы управления целостностью для процессов ТОиР участков магистральных газопроводов Разработано МОО «ПО РИА» 12

Поставщики & Дилеры Единые требования к поставщикам/дилерам Корневоепредприятие Требования Качество Логистика Информационные технологии Финансовый менеджмент Инжиниринг Маркетинг и т.д. Консалтинговые фирмы Университеты Аудиторские фирмы Учебно-деловые центры Банковские структуры, Фонды, Инвестиционные компании Страховые компании, Торговые дома, Рекламные агентства Административные органы федерального и регионального уровня Унификация требований к поставщикам - основной фактор выживания новых технологий в кластере Разработано МОО «ПО РИА» 13

Временной график планирования качества перспективной продукции Возникновение и одобрение концепции Одобрение программы Образец (прототип) Подготовка производства Запуск производства Производство Обратная связь, оценка и корректирующие действия Утверждение продукции и процессов Проектирование и разработка процессов Планирование Проектирование и разработка продукции Планирование 4. Взаимодействие с поставщиками и другими заинтересованными сторонами Разработано МОО «ПО РИА» 14

Производственная система Поставки Взаимоотношения с клиентом Сервис (гарантийный и постгарантийный ) Система управления проектированием Система управления снабжением, кооперация Система менеджмента Повышение качества и развитие поставщиков сложного оборудования 4. Взаимодействие с поставщиками и другими заинтересованными сторонами Разработано МОО «ПО РИА» 15

Международный трансфер технологий и открытые инновации Длительность «окна» - расчетный минимум суммы затрат ремонта пути и потерь перевозочного процесса (ОАО «РЖД», Проект SAMRAIL) Расчет прямых сил в движении при расследовании сходов и планировании ремонтов (ОАО «РЖД», AdamsRAIL с переходом на российский пакет моделирования) Проект управления ДВС (ОАО «Автоваз», ПО РИА, АВАНГАРД) Разработано МОО «ПО РИА» 16

Перспективы создания СП для новых моделей Разработано МОО «ПО РИА» 17

Межотраслевой трансфер технологий Поставки «точно-в-срок», постоянного пополнение Оценка поставщика Бензин ЭСУД Газ Топливные элементы ? Тепловоз Газотурбовоз (СНТК Кузнецова) Легкие локомотивы на топливных элементах Разработано МОО «ПО РИА» 18

Трансфер IT технологий из автопрома в железнодорожный бизнес. Взаимодействие информационных систем материально-технического снабжения ПО РИА 19 КБШ ж.д. – филиал ОАО «РЖД» ИС Формирования Планов и Нормативов ИС Управление закупками ИС Учет на складах МТР ИС Управление производством ИС Управление качеством Брак Годовой план Договор, Спецификация, График ИС Управление движением МТР Изготовители МТР Потребность в МТР Исполнение графика Претензии МТРТМЦМТР Оперативные планы План поставок Исполнение договора Оценка

Toyota Поставщики Toyota Заводы Toyota в Сев.Америке Ford General Motors Chrysler Boeing Airbus Автомобилестроение Авиастроение Motorola General Electric Siemens Электроника 2010 Siemens Bombardier Alstom Транспортноемашиностроение DB, SNCF, … США, Китай, Канада Железныедороги Разработано МОО «ПО РИА» 20 Трансфер технологий из автомобилестроения

Основные направления внедрения Бережливого производства в локомотивном хозяйстве КБШ ж.д. Проектирование и оптимизация проектных решений по реконструкции депо Кинель Оптимизация материально- технического снабжения Оптимизация капитальных вложений в оснащение / переоснащение структурных подразделений локомотивного хозяйства Разработано МОО «ПО РИА» 21

ПАРТНЕРСТВО КРУПНОГО И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ПРОЕКТОВ (пример: проект «Впрыск») Разработано МОО «ПО РИА» 22

Разработано МОО «ПО РИА» 23 Зарубежные планы долгосрочного развития: технологические аспекты и инновации – необходимые приоритеты

Мастер-план Поволжского автомобильного кластера («АВТОВАЗ» + поставщики) Конкурентоспособность АВТОВАЗа решающим образом зависит от конкурентоспособности его поставщиков и качества взаимодействия с ними. Согласование стратегий поставщиков с OEM является обычной практикой и комплекс АВТОВАЗа не является исключением. В период до 2020 года комплексу АВТОВАЗа предстоит претерпеть глубокую трансформацию. Является неизбежным существенное переформатирование цепочек поставок и отсев слабейших участников. Тем более, чтобы минимизировать экономические и социальные издержки реструктуризации для всех участников, а также города и региона, целесообразно и даже необходимо планы реструктуризации АВТОВАЗа и его поставщиков приводить в соответствие с общей стратегией отрасли скоординированно – на основе предварительного согласования между предприятиями комплекса. Другими словами, необходим единый план реструктуризации данного комплекса в рамках модели (концепции) регионального автомобильного кластера.

Координирующая и развивающая роли кластера ПФО Кластеры представляют новый тип пространственной организационной формы, лежащей между рынками «на расстоянии вытянутой руки» с одной стороны, и иерархией или вертикальной интеграцией – с другой. Кластер, таким образом, является альтернативным способом организации ценностной цепочки. В сравнении с рыночными транзакциями между рассредоточенными и случайными покупателями и продавцами, близость расположения компаний и организаций на некоторой территории - и повторяемость сделок между ними – стимулируют улучшение координации и доверия. Кластеры смягчают проблемы, присущие отношениям «на расстоянии вытянутой руки», без навязывания неповоротливости вертикальной интеграции или управленческих проблем, связанных с созданием и поддержанием формальных структур, таких как сети, альянсы и партнерства. Кластер независимых и неформально связанных компаний и организаций представляет сильную организационную форму, обладающую преимуществами в эффективности, результативности и гибкости. Michael E. Porter, Clusters and the New Economics of Competition, Harvard Business Review, Reprint 98609, Nov-Dec Кластер – альтернативный способ организации ценностной цепочки (один из возможных) 2. Кластер – как форма организации цепочки, занимает промежуточное положение между полностью рыночной формой и полностью нерыночной (под крышей вертикально интегрированной компании). 3. Кластер смягчает проблемы первой формы, без навязывания проблем, характерных для второй. Разработано МОО «ПО РИА» 25

Видение российской автомобильной отрасли Первый этап (до ) Разработано МОО «ПО РИА» Обновление модельного ряда; 2. Реализация программы диагностики и бенчмаркинга поставщиков; 3. Локализация не менее 50% поставщиков в России; 4. Реализация программы создания СП; 5. Реализация инновационной программы, включая приоритетное использование открытых инноваций; 6.Создание управленческой команды мирового класса.

Кто отвечает за процессы? 10 основных направлений развития. 1.Проработка механизма государственной поддержки поставщиков, включая более эффективное использование федеральных целевых программ 2.Диагностика предприятий (при необходимости) Анализ технологического уровня СМК, инновационного потенциала, финансовой устойчивости и т.д. 3.Определение наиболее актуальных предприятий и проектов APQP, PPAP Lean Production и т.д. 4.Тренинги и стажировки совместно с ведущими зарубежными фирмами (на основе смешанного финансирования поставщик – бюджет). 5.Создание непрерывного процесса переподготовки кадров, включая дистанционное обучение. 6.Выход на новые рынки (OEM, смежные отрасли) 7.Поиск зарубежных партнеров и формирование партнерств. Скоординированное продвижение концепций Greenfield и Brownfield 8.Поддержка зарубежных партнеров (правовой консалтинг, содействие в вопросах взаимодействия с областными и муниципальными органами, подготовка специалистов). 9.Перевод необходимой документации и при необходимости подготовка соответствующих руководств 10.Оптимизация цепей поставок (включая реализацию концепции монопоставщиков, достройку недостающих звеньев…) Государство Меры и направления Координатор, «хозяин» реализации Разработано МОО «ПО РИА» 27

Инфраструктура Модели кластерных инициатив Кластерные инициативы Малый и средний бизнес Крупный бизнес Финансирование Бюджеты ЕС, Национальных. Региональных, программ Бюджеты ЕС, Национальных. Региональных, программ Малый и средний бизнес Крупный бизнес Интеграторы Инфраструктура Самарская модельЕвропейская модель Совещательная координация Разработано МОО «ПО РИА» 28

Инфраструктура Перспективная модель Кластерные инициативы Малый и средний бизнес Крупный бизнес Финансирование Самарская модель Совещательная координация Финансовые институты развития Разработано МОО «ПО РИА» 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ poria.ru Контактный телефон / факс: +7 (846) , г. Самара, Студенческий пер. 3а МОО «Поволжское отделение Российской инженерной академии» Разработано МОО «ПО РИА» 30