ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА НА ОСНОВЕ ФГОС ВПО ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА НА ОСНОВЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вопросы перехода на ФГОС из документов об образовании каждой страны ( от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
О ПРИНЯТИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ УГАЭС НА гг.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
« Математика и информатика » I курс.12 группа Ефимова Валерия Игоревна Московский Государственный Областной Университет.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Транксрипт:

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА НА ОСНОВЕ ФГОС ВПО ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА НА ОСНОВЕ ФГОС ВПО ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПАНСИОНАТ МГУ « УНИВЕРСИТЕТСКИЙ », ЗВЕНИГОРОД февраля 2010 г. Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова )

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса Болонский процесс – попытка создания единого образовательного пространства в Европе, конкурентоспособного по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты. Е динство образовательного процесса – не унификация, а прозрачность ( понятность ) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу.

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса из документов об образовании каждой страны ( от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных учебных заведений ) должно быть ясно, ЧЕМУ именно, КАК именно и на КАКОМ УРОВНЕ ( с какой глубиной ) обучено то или иное лицо Главная задача :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса унифицированные классификаторы предметных областей ( направлений подготовки ); единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ образования ( бакалавр – магистр – доктор ); единый перечень требований к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ по уровням и соотносимых с ними КВАЛИФИКАЦИЙ ( Европейская рамка квалификаций, ЕРК ) Для этого были разработаны :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса единые принципы контроля РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ : какие именно профессиональные действия способно совершать обученное лицо ? то есть оценка приобретенных КОМПЕТЕНЦИЙ А также :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса « прозрачный » ( ясный работодателю и вузам - партнерам ) способ приобретения компетенций – МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА учебных программ унифицированная оценка сроков обучения – подсчет трудоемкости учебных программ в КРЕДИТАХ ( ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ )

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, МОДУЛЬНЫЙ и КРЕДИТНЫЙ подход – единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса Таким образом :

Компетенции и «вызов рынка» Компетенции выражают идущие в мировом образовании процессы – переход от понятия «квалификация» к понятиям «результат обучения» и «компетентность» (документы ЮНЕСКО «Реформирование и развитие высшего образования», 1995; «Образование: сокрытое сокровище», 1997; Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО, 1998)

Компетенции и «вызов рынка» в современных видах профессиональной деятельности усиливается информационный и творческий подход; однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации задач; возрастает роль гибких краткосрочных проектов и коллективов (временный состав вместо кадрового); исчезают рабочие места, на которых находятся в течение всей жизни; разрушается профессиональная замкнутость, нарастает динамика профессий, их глобализация; профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию;

Компетенции и «вызов рынка» происходит изменение профессиональных качеств, востребованных на рынке труда; ценится не квалификация, а компетентность, т.е. обладание определенными способностями; компетенция не означает отказа от категории «квалификация», компетенция включает квалификацию, т.е. профессиональные знания и умения (по: Байденко В.И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: экспериментальная учебная авторская программа. М., 2007)

Определение компетенций Компетенции выражают ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Определение компетенций Компетенции делятся на две группы: общие (универсальные); предметно-специализированные (профессиональные). К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные.

Определение компетенций Инструментальные компетенции включают умения управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы; навыки работы с компьютером и управления информацией (способность извлекать и использовать информацию из различных источников), лингвистические и коммуникативные навыки. Межличностные компетенции подразумевают умения осознанно выражать и мотивировать свое отношение к чему-либо, способность к критическому мышлению и самокритике, а также включают социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества: умение работать в группе, принимать на себя социальные и этические обязательства. Системные компетенции представляют собой сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее осознавать, как различные факторы соотносятся друг с другом, оценивать роль отдельных компонентов в системе, планировать изменения в системе и конструировать новые системы.

Определение модуля Модуль – … 3) перен. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой- нибудь системы, организации (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999). Различные понимания модуля: часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, тема), изучение которой заканчивается определенной формой контроля; к учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров); группа родственных дисциплин, объединенных по тематическому принципу;

Определение модуля В Болонском процессе: Модуль - совокупность всех видов учебной работы, необходимых для формирования определенной компетенции или группы родственных компетенций Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации

Классификация модулей основные модули (формирующие профессиональные компетенции) поддерживающие модули модули организационных и коммуникационных компетенций специализированные (профилирующие)модули обязательные / элективные /факультативные модули

Кредитные (зачетные) единицы При освоении студентами модулей за каждый из них начисляется определенное количество кредитных (зачетных) единиц, выступающих в качестве меры трудоемкости обучения. Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS) – одно из важнейших средств, обеспечивающих мобильность студентов и сопоставимость образовательных программ. В кредитах ECTS учитывается количество времени (аудиторных занятий, самостоятельной работы, практик и т.п.), необходимое студенту для достижения результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом модуля и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.

Кредитные (зачетные) единицы Кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в структуре образовательной программы. Распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке отдельных модулей. Один кредит в европейской практике соответствует 25–30 астрономическим часам учебного времени. Трудозатраты студента на протяжении одного академического года не могут превышать 60 кредитов (зачетных единиц).

ФГОС ВПО определяет: Направление подготовки, уровень Сроки реализации ООП Требование к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Болонский процесс и ФГОС

Особенности ФГОС по сравнению с ГОС и ГОС-21 Нет деления на федеральный и др. компоненты Определены виды и задачи деятельности Разработка совместно с работодателями Возможность модульного построения ООП Ориентация на результаты обучения (компетенции) Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%

Пример: компетентностная модель филолога Филолог - специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов ( включая и устные, и виртуальные ) - то есть обученный созданию, интерпретации ( анализ языковой и литературной информации ), трансформации ( корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование ) и распространению ( осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной ) различных типов текстов ( устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы ; официально - деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).

Пример: компетентностная модель филолога Виды профессиональной деятельности: 1.научно-исследовательская в научных, научно-педагогических и иных учреждениях; 2.педагогическая в системе среднего общего и среднего профессионального образования; 3.прикладная (переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая и т. п.) в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ; в области языковой и социокультурной коммуникации и других сферах социально-гуманитарной деятельности; 4.проектная деятельность в образовательных и культурно- просветительских учреждениях, литературных и литературно- художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно- организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; 5.организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.

Пример: компетентностная модель филолога Задачи профессиональной деятельности (выдержка): научно - исследовательская деятельность : научные исследования в области филологии с применением полученных теоретических и практических знаний ; анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций отдельных языковых, литературных и коммуникативных явлений и процессов, всех типов текстов, включая художественные, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов ; сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований ; участие в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня ; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований ; устное, письменное и виртуальное ( размещение в информационных сетях ) представление материалов собственных исследований ;

Пример: компетентностная модель филолога Профессиональные компетенции (выдержка): в научно - исследовательской деятельности : способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка ( языков ) и литературы ( литератур ), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно - исследовательской деятельности ( ПК -5); способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов ( ПК -6); владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания ; знание основных библиографических источников и поисковых систем ( ПК -7); владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального ( размещение в информационных сетях ) представления материалов собственных исследований ( ПК -8);

Требования к структуре ООП (учебному плану) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий зач. ед. Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть История Философия Иностранный язык Менеджмент Экономика Вариативная часть (50%), в т. ч. дисциплины по выбору обучающихся ( не менее 30% вариативной части )

Требования к структуре ООП (учебному плану) Разделы : зач. ед. Б.4. Физическая культура 2 Б.5. Учебная и производственная практики Б.6. Итоговая государственная аттестация 12 Общая трудоемкость основной образовательной программы 240 Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций

Модули во ФГОС (примеры): 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую ( обязательную ) часть и вариативную ( профильную ), устанавливаемую вузом. Вариативная ( профильная ) часть дает возможность расширения и ( или ) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых ( обязательных ) дисциплин ( модулей ), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и ( или ) для продолжения профессионального образования в магистратуре Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. и т. п. – везде, где речь идет о дисциплинах и курсах

Работодатели во ФГОС: 4.3. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно - педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей ; К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем : o разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей ; o регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности ( стратегии ) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей ; 8.4. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.

Определение ООП: Статья 9 п. 6.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-I « Об образовании » Статья 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Структура ООП: разделы Общие положения Цель ( миссия ) ООП Срок освоения ООП Трудоемкость ООП Требования к абитуриенту. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности выпускника Объекты профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности выпускника Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Структура ООП: разделы Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО. ( детализируются компетенции, имеющиеся во ФГОС ) 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП Годовой календарный учебный график Учебный план Рабочие программы учебных курсов Программы учебной и производственной практик. 5. Ресурсное обеспечение ООП Кадровое обеспечение Учебно - методическое и информационное обеспечение Материально - техническое обеспечение.

Структура ООП: разделы Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально - личностных компетенций выпускников. Ср. П ФГОС бакалавра : При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников ( например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно - деятельностного характера ). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально - воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Структура ООП: разделы Нормативно - методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата Текущая и промежуточная аттестация. 1. Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств. 2. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ( тесты, вопросы и задания для контрольных работ и коллоквиумов, тематика докладов, эссе, рефератов, программы экзаменов и т. п.). 3. Методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 4. Программы проведения практических, активных и интерактивных занятий по дисциплинам учебного плана Требования к итоговой государственной аттестации. 1. Требования к выпускной квалификационной работе. 2. Требования к итоговому государственному экзамену. 3. Примерный перечень тем ВКР. 4. Программа итогового государственного экзамена.

Алгоритм построения образовательных программ Шаг 1. Подтверждение социального « заказа » на программу, определение ее профиля ; Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения в терминах компетенций ; Шаг 3. Определение универсальных ( общих ) и профессиональных ( предметно - специализированных ) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы ; Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы ( состав модулей и их объем в кредитных единицах ); Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций ; Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций ; Шаг 7. Создание системы оценки, обеспечения и повышения качества обучения

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА НА ОСНОВЕ ФГОС ВПО ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА НА ОСНОВЕ ФГОС ВПО ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПАНСИОНАТ МГУ « УНИВЕРСИТЕТСКИЙ », ЗВЕНИГОРОД февраля 2010 г. Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова )