Новое образовательное направление 511900 - «Информационные технологии»: концепция, структура, основные задачи МГУ им. М.В. Ломоносова Проф. В.А. Сухомлин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция и принципы разработки образовательных профессиональных программ дополнительного ИТ-образования МГУ им. М.В. Ломоносова Проф. В.А. Сухомлин
Advertisements

Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Проблемы разработки и внедрения учебных планов по новым направлениям в области информационных технологий Андрей М.Чеповский МГТУ им. Н.Э.Баумана Преподавание.
Факультет высоких технологий Направление подготовки: Информационные системы и технологии Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
О РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИТ-ОТРАСЛИ Петухова Т. П., декан МФ, к.ф-м.н, доцент.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ –ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ю.Л. Костюк Томский.
Вопросы преподавания информационных технологий для непрофильных специальностей д.ф.-м.н., профессор А.В.Михалев Проректор МГУ им. М.В.Ломоносова.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
8. Федеральные критерии безопасности информационных технологий.
Методический семинар по разработке основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21/10/2015.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Колмыкова Оксана Владимировна Кафедра ИСПИ Ауд
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Презентация нового поступления электронно-методических комплексов для преподавателей и студентов для преподавателей и студентов.
Транксрипт:

Новое образовательное направление «Информационные технологии»: концепция, структура, основные задачи МГУ им. М.В. Ломоносова Проф. В.А. Сухомлин

1. О создании нового образовательного направления Приказом по Министерству образования Российской Федерации N 4175 от в экспериментальном порядке создано новое направление подготовки бакалавров и магистров «Информационные технологии». Это решение являет собой знаменательную веху рождения новой актуальной быстро развивающейся университетской дисциплины, имеющей большое научное, практическое и образовательное значение. Благодаря созданию данного направления классические и технические университеты получили возможность подготовки ИТ-профессионалов на единой систематической основе и в широком диапазоне направлений ИТ, а также возможность выхода на международный рынок образовательных услуг в области ИТ-образования.

2. Приказ Минобра РФ N 4175 от «В соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования от , а также учитывая потребность в соответствующих кадрах, приказываю: 1. Создать в экспериментальном порядке направление подготовки бакалавров и магистров Информационные технологии со степенью (квалификацией) «бакалавр информационных технологий» и «магистр информационных технологий». 2. Отнести направление «Информационные технологии» к группе Естественные науки и математика. 3. Ввести в экспериментальном порядке, начиная с 2003/2004 учебного года, подготовку по направлению «Информационные технологии» в МГУ им. Ломоносова, СПГУ, НГУ им. Н.И. Лобачевского; МИЭМ, ЛЭТИ, МАТИ. …»

3. ИТ как область знания, деятельности, образования Область ИТ многогранна, она представляет собой: Важную часть информационной индустрии, обширную область профессиональной деятельности. Обширную имеющую фундаментальный характер научную область знаний, объединяющую десятки крупных научных направлений, таких, как: искусственный интеллект, вычислительная математика, инженерия программного обеспечения, архитектуры компьютерных систем, автоматизация научных исследований, Web-технологии и пр. Актуальное в мировой системе университетского образования образовательное направление («Информационные технологии» или «Computing») - одно из наиболее активно развивающихся, базовых для других научных и прикладных дисциплин.

4. ИТ как научная дисциплина За полвека своего развития область ИТ стала определяющей технологией нашего времени, продолжающей свое развитие удивительными темпами. Одним из главных изменений области ИТ за последнее десятилетие является значительное расширение ее границ и сферы влияния. В документе Computing Curricula 2001 (СС2001), разработанного совместно IEEE-CS и ACM, являющегося руководством для учебных программ подготовки бакалавров (undergraduates) в области ИТ (Computing), определены более 20 самостоятельных научных направления области ИТ.

5. Информационные технологии (ИТ) Информационные технологии (ИТ) в совокупности представляют собой научно-методическую и технологическую базу информационной индустрии. В понятии ИТ объединяются методы, средства и системы, связанные со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием, защитой различных видов информации, а также с созданием необходимых для этого средств и технологий. Создание ИТ базируется на использовании многих видов современных индустрий, включая: компьютерную, телекоммуникационную, приложений и информационных содержаний (application and content industry), электронных бытовых приборов и пр.

6. Предмет дисциплины ИТ Предметом дисциплины ИТ являются собственно ИТ, а также методы, процессы и процедуры, связанные с их созданием и применением. При этом ИТ рассматриваются в двух формах представления: в виде спецификаций ИТ, например, в виде стандартов, описывающих функциональные возможности или поведение объектов ИТ, синтаксис и семантику языков программирования и пр.; в виде реализаций ИТ (систем ИТ, продуктов ИТ, сервисов ИТ, информационных содержаний или ресурсов, электронных коллекций и пр.), т.е. в виде материализованных программным, информационным и/или аппаратным способами сущностей, представляющих собой реализации спецификаций ИТ.

7. Модель области ИТ Система Стандарти- зации Пространство спецификаций ИТ (Спецификации ИТ, стандарты, Профили, сценарии) Пространство реализаций ИТ (Продукты, системы, сервисы) Аппарат конформности

8. Цель разработки нового направления В системе высшего образования существует целый ряд специальностей и направлений, связанных с компьютерными и информационными технологиями. Однако, ни с содержательной точки зрения, ни с точки зрения соответствия современным требованиям, все эти позиции не формируют целостную систему ИТ- образования в стране. Целью разработки являлось создание магистрального образовательного направления для области ИТ в целом, в котором ИТ рассматривается как сложившаяся научно-прикладная дисциплина. Такое образовательное направление, адекватно отражающее специфику, тенденции, динамику развития научных и прикладных аспектов области ИТ, должно сплотить в целостную систему ИТ-образования все другие образовательные деятельности в этой области.

9. Модель обучения Важнейшей тенденцией развития области ИТ является быстрое расширение ее научных и прикладных горизонтов. Поэтому двухступенчатая модель обучения для этой области более адекватна. На первой стадии обучения осуществляется подготовка не по конкретной специальности (каких могут быть в этой области десятки и сотни), а по образовательному направлению. Завершением первой стадии обучения является присвоение первой образовательной степени (бакалавра). Следующим этапом подготовки, на котором акцент делается на профилирующую подготовку, является магистерское обучение. В международной образовательной системе используется именно такая модель. Так как одной из задач нашей разработки являлось обеспечение возможности интеграции в мировую образовательную систему, была выбрана именно двухступенчатая модель обучения.

10. Принципы разработки образовательного стандарта подготовки бакалавра ИТ 1) Целенаправленное обучение ИТ-профессии (подготовка ИТ- профессионалов, которых ждут в исследовательских проектах, индустрии и бизнесе). 2) Соответствие объема базовых профессиональных знаний международным рекомендациям, определенным в документе СС2001, что необходимо для интеграции с международной образовательной системой, упрощению сертификации наших учебных программ на международном уровне. 3) Углубленная, целенаправленная математическая подготовка, при этом в математической подготовке акцентируется внимание на изучении дисциплин дискретной математики, математической логики и математических методов, непосредственно используемых в формировании научно- методических основ области ИТ.

14. Принципы разработки образовательного стандарта подготовки бакалавра ИТ 4) Модульность построения цикла дисциплин ОПД, включение в него всех ядерных разделов СС2001. Т.о. объем ИТ- знаний бакалавра определяется на уровне модулей знаний (units), а не курсов, что позволяет университету выбирать собственную педагогическую стратегию покрытия ядра учебными курсами. 5) Включение в стандарт бакалавра значительного объема часов (порядка 500) для практикумов, предназначенных для развития навыков и умений в профессиональном владении современными ИТ. 6) Сбалансированность объемов часов по математическим и общепрофессиональным дисциплинам (примерно по часов).

14. Принципы разработки образовательного стандарта подготовки бакалавра ИТ 7) Дискретной математике с методической точки зрения отводилась роль наиболее приоритетной математической дисциплины в ИТ-образовании. 8) Включение в программу актуальных специальных дисциплин, формирующих профиль ИТ-профессионала (например, по стандартам ИТ, управлению безопасностью ИТ, анализу качества информационных систем, тестированию конформности, и пр.). 9) Согласно требованиям государственного стандарта в программу входят также: цикл гуманитарных и социально- экономических дисциплин (1800 часов), цикл общих естественнонаучных дисциплин (физика – 200 часов), военная подготовка (450 часов), подготовка и защита выпускной квалификационной работы (430 часов). Примерные учебные планы и материалы стандарта подготовки бакалавра ИТ можно найти по адресу

15. Принципы разработки образовательного стандарта подготовки магистра ИТ 1) На магистерское обучение перенесена ответственность за профессиональное профилирование по всем наиболее значимым научным направлениям ИТ (в стандарт введен набор из 24-х магистерских программ) 2) При разработке содержания учебной программы для ИТ- магистра были приняты следующие ориентиры для учебной нагрузки : - общий объем часов программы составил чуть более 4000 часов, - из которых на научную работу, включая работу над диссертацией, выделено 2000 часов.

15. Принципы разработки образовательного стандарта подготовки магистра ИТ 3) В учебной программе выделены два основных профессиональных компонента: –«Современные информационные технологии» и –«Специальные дисциплины». Оба объемом примерно по 600 часов (что в принципе соответствует при переводе на аудиторные часы примерно 7-8 сорока часовым курсам). –Первый компонент, наряду с компонентом «Научно- методические и математические основы информационных технологий», несет общенаучную образовательную нагрузку –Второй компонент предназначен для целей профилирования по выбранному магистром направлению специализации.

15. Принципы разработки образовательного стандарта подготовки магтстра ИТ 4) Обеспечение возможности обучения магистерской степени бакалавров-выпускников зарубежных университетов по направлению Computing. Для обучения бакалавров по направлению Computing предусматривается использование программы- переходника (bridging program, transition level) для согласования стандарта бакалавра по направлению Информационные технологии и образовательных бакалаврских программ, соответствующих направлениюComputing. Примерные учебные планы и материалы стандарта подготовки магистра ИТ можно найти по адресу

16. Перечень аннотированных магистерских программ по направлению Интеллектуальные системы (Artificial intelligence) Биоинформатика (Bioinformatics) Когнитивные ИТ (Cognitive science) Вычислительная математика (Computational science) Компьютерные науки (Computer science) Технологии баз данных (Database engineering) Цифровые библиотеки (Digital library science) Компьютерная графика (Graphics) Человеко-машинное взаимодействие (Human- computer interaction) Теория информации (Information science) Открытые информационные системы (Information systems)

16. Перечень аннотированных магистерских программ по направлению Архитектуры ЭВМ (Instructional design) Инженерия знаний (Knowledge engineering) Обучающие системы (Learning theory) Управленческие информационные системы (Management information systems) Технологии мультимедиа (Multimedia design) Сетевые технологии (Network engineering) Анализ качества информационных систем (Performance analysis) Автоматизация научных исследований (Scientific computing) Архитектура программного обеспечения (Software architecture)

16. Перечень аннотированных магистерских программ по направлению Инженерия обеспечения (Software engineering) Системное администрирование (System administration) Безопасность ИТ (System security and privacy) Web-технологии (Web service design)

17. Заключение Разработан систематический подход к подготовке бакалавров и магистров по новому образовательному направлению «Информационные технологии», разработаны временные требования для внедрения этого направления в практику. Стандарты ориентированы на подготовку ИТ-профессионалов, востребованных в исследовательских проектах, индустрии и бизнесе. Стандарты разработаны в соответствии с международными рекомендациями, что обеспечивает возможность интеграции российского ИТ-образования в международную образовательную систему и выход на международный рынок образовательных услуг. В отличие от зарубежных учебных программ они предлагают более фундаментальный характер обучения, в частности более углубленную и целенаправленную математическую подготовку.

17. Заключение Стандарты магистерского обучения разработаны с учетом покрытия широкого спектра важнейших научных и прикладных направления области ИТ, что позволяет готовить высококвалифицированные ИТ-кадры, профилированный по конкретным направлениях специализации. Предложенный подход дает возможность российским университетам осуществлять магистерскую подготовку выпускников (бакалавров) зарубежных университетов по направлению Computing, одному из наиболее популярных и быстро развивающихся образовательных направлений. Задача развертывания ИТ-образования в стране является стратегической важной. Ее решение обеспечит подготовку кадров высшей квалификации по актуальным направлениям высоких технологий.