24.09.2012 Об опыте разработки Государственных образовательных стандарта высшего профессионального образования КР подхода С. Сирмбард.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Advertisements

Проектирование образовательных программ на основе компетентностного подхода С. Сирмбард Национальный эксперт по реформированию высшего образования в Кыргызстане,
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
«Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта 2011 г.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (Саратов) Татьяна Черняева ФГОС ВПО третьего поколения: концепции, проблемы разработки.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ДУБЛИНСКИМИ ДЕСКРИПТОРАМИ Жакупова А.Д. – проректор по учебной работе КГУ им.Ш.Уалиханова Международный.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
1 Овчинникова И. Г. Корнещук Н. Г дескрипторов 1) базовые знания в различных областях 2) профессиональные знания 3) информационно - аналитические.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА «Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Новосибирский государственный технический университет.
Результаты опроса респондентов в рамках проекта «Tuning RUSSIA»
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Транксрипт:

Об опыте разработки Государственных образовательных стандарта высшего профессионального образования КР подхода С. Сирмбард

Проекты TEMPUS ; Проекты TEMPUS ; Проекты ФСК; Проекты ФСК; Тренинги EdNet/ Тренинги EdNet/

Компетентностная модель выпускника Общие компетенции Специальные компетенции Инструме нтальные Межличност ные Системные

Общие компетенции: инструментальные 1. Способности к анализу и синтезу. 2. Способность к организации и планированию. 3. Базовые общие знания. 4. Базовые знания по профессии. 5. Коммуникативные навыки в родном языке. 6. Коммуникативные навыки на иностранном языке. 7. Элементарные компьютерные навыки. 8. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников). 9. Способность решать проблемы. 10. Способность принимать решения

Общие компетенции: межличностные 1. Способность к критике и самокритике. 2. Способность работать в команде. 3. Межличностные навыки. 4. Способность работать в междисциплинарной команде. 5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях. 6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные раз­личия. 7. Способность работать в международном контексте. 8. Приверженность этическим ценностям.

Общие компетенции: системные 1. Способность применять знания на практике. 2. Исследовательские способности. 3. Способность к обучению. 4. Способности к адаптации к новым ситуациям. 5. Способность к генерации новых идей (творчеству). 6. Способность к лидерству. 7. Понимание культур и обычаев других стран. 8. Способность работать автономно. 9. Способность к разработке проектов и управлению ими. 10. Способность к инициативе и предпринимательству. 11. Ответственность за качество. 12. Воля к успеху.

Анкета для выпускников Каждый университет, участвующий в исследовании, должен сделать выборку из 150 выпускников. Каждый университет, участвующий в исследовании, должен сделать выборку из 150 выпускников. Отобранные выпускники должны были получить высшее образование за последние 3–5 лет. Отобранные выпускники должны были получить высшее образование за последние 3–5 лет. Критерий отбора 150 выпускников - случайный. Если существуют ассоциации выпускников, имеющие базы данных адресов, или центры карьеры, рекомендуется использовать их базы данных. Критерий отбора 150 выпускников - случайный. Если существуют ассоциации выпускников, имеющие базы данных адресов, или центры карьеры, рекомендуется использовать их базы данных.

Анкета для работодателей Каждый университет, участвующий в исследовании, должен получить сведения от 30 работодателей. Каждый университет, участвующий в исследовании, должен получить сведения от 30 работодателей. Критерий отбора работодателей: это должны быть известные университетам организации, которые нанимают их выпускников, и/или организации, которые хотя и не предоставляли работу выпускникам университета, но представляют для них интерес с точки зрения возможного трудоустройства. Для получения репрезентативных результатов было предложено строго следить за соблюдением баланса между различными типами работодателей. Критерий отбора работодателей: это должны быть известные университетам организации, которые нанимают их выпускников, и/или организации, которые хотя и не предоставляли работу выпускникам университета, но представляют для них интерес с точки зрения возможного трудоустройства. Для получения репрезентативных результатов было предложено строго следить за соблюдением баланса между различными типами работодателей.

Типы ответов В анкете требовалось дать ответы двух типов: важность / уровень достижения; важность / уровень достижения; ранжирование пяти компетенций, которые признаются наиболее важными. ранжирование пяти компетенций, которые признаются наиболее важными.

Типы ответов Для каждой из 30 компетенций респонденты должны были указать: важность навыка или компетенции, по мнению респондентов, для работы по их профессии; важность навыка или компетенции, по мнению респондентов, для работы по их профессии; уровень достижения навыка или компетенции, которого, по оценке респондентов, они достигли по завершении программы на соискании степени. уровень достижения навыка или компетенции, которого, по оценке респондентов, они достигли по завершении программы на соискании степени. Для ответов была предложена шкала от 1- нулевой/нулевая до 4высокий/высокая

Диаграмма Martilla and James Концентрация + - Поддержание + Низкая Приоритетность _ Избыточные усилия - + компетенции, которые признаны очень важными, но характеризуются низким уровнем достижения компетенции, которые признаны важными и характеризуются высоким уровнем достижения компетенции, которые не признаются очень важными и характеризуются низким уровнем достижения компетенции, которые не признаны очень важными, но характеризуются высоким уровнем достижения

Анкета для академического сообщества Профессора и преподаватели должны были ранжировать эти 17 компетенций в соответствии с собственным представлением об их актуальности. Профессора и преподаватели должны были ранжировать эти 17 компетенций в соответствии с собственным представлением об их актуальности. Разделение по уровням (бакалавриат/магистратура) Разделение по уровням (бакалавриат/магистратура)

Методика определения перечня компетенций РаботодателиВыпускники Академическое сообщество опросы Общие компетенции Специальные компетенции Компетентностная модель выпускника

Принципиальные отличия ГОС ВПО нового поколения Расширение круга пользователей ГОС ВПО Расширение круга пользователей ГОС ВПО Акцент на проектирование результатов обучения, выраженных в компетенциях; Акцент на проектирование результатов обучения, выраженных в компетенциях; Усиление студентоориентированности; Усиление студентоориентированности; Гармонизация с Европейскими квалификационными рамками (+ Россия, Казахстан) Гармонизация с Европейскими квалификационными рамками (+ Россия, Казахстан) Отказ от «дидактических единиц» и установления трудоемкости отдельных дисциплин Отказ от «дидактических единиц» и установления трудоемкости отдельных дисциплин Установление дескрипторов циклов; Установление дескрипторов циклов; Укрупнение учебных модулей; Укрупнение учебных модулей; Использование ECTS; Использование ECTS; Выражение в ECTS всех видов работ; Выражение в ECTS всех видов работ; Механизм взаимодействия с рынком труда Механизм взаимодействия с рынком труда Механизм постоянного обновления Механизм постоянного обновления

Структура ГОС ВПО Область применения 2. Термины и определения, обозначения и сокращения 3. Общие положения 4. Общая характеристика направления подготовки 5. Общие требования к основным образовательным программам по направлению подготовки 6. Общие требования к вузам при разработке основных образовательных программ 7. Требования к условиям реализации основных образовательных программ 8. Оценка качества подготовки выпускников

Общие положения 3.1. Указываются порядок разработки и обновления данного Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, порядок проведения экспертизы и утверждения. Возможны различные сроки для разных направлений Механизм оценки и экспертизы

Общая характеристика направления подготовки 4.1. Указывается, какие уровни высшего образования реализуются в данном направлении (бакалавр, магистр, специалист), какие степени/квалификации им присуждаются по завершении обучения) Указываются нормативные сроки, общая трудоемкость в кредитах ECTS освоения основных образовательных программ по направлению подготовки/специальности Наименование ООП Квалификация/ степень Кредиты ECTS Норм. срок освоения ООП (в годах) ООП подготовки бакалавра Бакалавр2404 ООП подготовки магистра Магистр1202 ООП подготовки специалиста Специалист3005

Общая характеристика направления подготовки Цели высшего образования по данному направлению подготовки Область и объекты профессиональной деятельности выпускников Возможные первичные занимаемые должности выпускников Виды деятельности и задачи профессиональной деятельности

Дескрипторы уровней Дублинские дескрипторы – описывают ожидаемые результаты обучения по каждому из циклов. Дублинские дескрипторы – описывают ожидаемые результаты обучения по каждому из циклов. Степени короткого цикла (близко к СПО) Степени короткого цикла (близко к СПО) Степени первого цикла; (бакалавриат) Степени первого цикла; (бакалавриат) Степени второго цикла; (магистратура) Степени второго цикла; (магистратура) Степени третьего цикла. PhD Степени третьего цикла. PhD

Дублинские дескрипторы Дублинская модель универсальных описаний компетенций Дублинская модель универсальных описаний компетенций –Знания и понимание –Применение знаний и понимания –Выражение суждений –Коммуникативные способности –Способности к учебе

Степени первого цикла продемонстрировали знание и понимание в области обучения, на уровне, соответствующем уровню учебников повышенного типа продемонстрировали знание и понимание в области обучения, на уровне, соответствующем уровню учебников повышенного типа могут применять свои знание и понимание таким образом, который указывает профессиональный подход к работе или своему роду занятий; могут применять свои знание и понимание таким образом, который указывает профессиональный подход к работе или своему роду занятий; обладает способностью собирать и интерпретировать необходимые данные обладает способностью собирать и интерпретировать необходимые данные Способны донести информацию, идеи, проблемы и решения аудитории, состоящей как из специалистов, так и неспециалистов; Способны донести информацию, идеи, проблемы и решения аудитории, состоящей как из специалистов, так и неспециалистов; Обладают навыками обучения, которые необходимы им, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с большей степенью самостоятельности. Обладают навыками обучения, которые необходимы им, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с большей степенью самостоятельности.

Степени второго цикла продемонстрировали знание/понимание, которое создает фундамент для проявления оригинальности в выдвижении и/или применении идей, часто в контексте исследования; продемонстрировали знание/понимание, которое создает фундамент для проявления оригинальности в выдвижении и/или применении идей, часто в контексте исследования; могут применить свои знания и способность решать задачи в новой или незнакомой среде в широком (или междисциплинарном) контексте, относящемся к их области обучения; могут применить свои знания и способность решать задачи в новой или незнакомой среде в широком (или междисциплинарном) контексте, относящемся к их области обучения; обладают способностью интегрировать знания, справляться с возникающими при этом сложностями; обладают способностью интегрировать знания, справляться с возникающими при этом сложностями; могут четко и ясно передавать свои выводы специалистам и неспециалистам; могут четко и ясно передавать свои выводы специалистам и неспециалистам; обладают навыками обучения, позволяющими самостоятельно продолжать обучение обладают навыками обучения, позволяющими самостоятельно продолжать обучение

Общая структура программы СГЭД (базовая часть) ЕНД (базовая часть) ПД (базовая часть) СГЭД КПВ ПД КПВ ПД КПВ ? – Объемы базовой и вариативной части; ?- перечни общих и специальных компетенций по каждому циклу ?- Перечень рекомендуемых дисциплин для базовой части ;

Структура программы Общие компетенции Предметно- специализи рованные компетенции 30 Бакалавриат 240 ECTS Магистратура 120 ECTS

Учебный модуль Цели модуля Организация учебной деятельности студента Методы обучения Методы оценивания результатов Учебно-методическое обеспечение Цели выражаются в компетенциях: что мы ожидаем в результате данного модуля, какими компетенциями будет обладать студент? Через какие виды учебной деятельности студента в аудитории и самостоятельной работы можно сформировать компетенции данного модуля Должно обеспечивать поддержку всех видов учебной деятельности студента в аудитории и самостоятельной работы Должны давать возможность оценки всех компетенций, проектируемых в данном модуле Цели модулей должны быть увязаны с компетентностной моделью Виды учебной деятельности и СРС должны охватывать все компетенции, проектируемые в данном модуле Цели модулей должны учитывать логическую последовательность и быть связаны с результатами предшествующих модулей Методы преподавания должны давать возможность формирования всех компетенции, проектируемых в данном модуле Изучение реальной трудоемкости модуля и отдельных видов учебной деятельности студента

Формирование компетенций в базовой части Годы обучения 60 ECTS

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА Годы обучения 60 ECTS