Перспективы развития общественного экологического контроля в свете принятия законодательства о наилучших доступных технологиях (НДТ) О.А. Разбаш, эксперт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вовлечение общественности в процесс экологической оценки – важный элемент сохранения степных экосистем О.А. Разбаш, эксперт по экологическому праву Общественная.
Advertisements

Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Вовлечение общественности в процесс экологической оценки Важнейший элемент повышения эффективности управления в области охраны ОС и модернизации О.А. Разбаш,
Участие общественности в экологической оценке в свете Орхусской конвенции ЕЭК ООН О.А. Разбаш, эксперт по экологическому праву Общественная палата РФ Круглый.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА Е.А. Васильева директор ИЦ «Волгоград-Экопресс» 4 – 6 сентября Варшава Польша.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
Декларация о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики Российской Федерации 2006, Общероссийское отраслевое объединение.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Развитие нормативно-правовой базы в области охраны атмосферного воздуха определяется.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Совершенствование системы государственного регулирования в области охраны окружающей среды в Российской Федерации в целях стимулирования внедрения наилучших.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
О национальной политике по охране окружающей среды и изменению климата Хакдодов М. М. Тренинг по изменению климата и политике 22 ноября, 2011 г.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
1 Участие общественности в принятии решений в планировании, касающемся энергетики: законодательство и практика – белорусский опыт.
СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. Цибульский НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, Россия.
Транксрипт:

Перспективы развития общественного экологического контроля в свете принятия законодательства о наилучших доступных технологиях (НДТ) О.А. Разбаш, эксперт по экологическому праву Общественная палата РФ Круглый стол «Общественный экологический контроль как инструмент модернизации российской промышленности» 25 мая 2011 г. Общественная палата Российской Федерации

Вовлечение общественности в процесс экологической оценки Это – международно-признанный важнейший элемент / стандарт повышения эффективности управления в области охраны ОС и модернизации

Международные стандарты общественного участия /общественного экологического контроля (ОУ=ОЭК) Доступ к информации (своевременный, адекватный, на самой ранней стадии) Доступ к процедурам участия в процессе принятия решений (своевременный, эффективный, т.е. на самой ранней стадии, когда ещё открыты альтернативы, право быть услышанным, т.е. обязанность инициатора и принимающего решение учесть замечания общественности) Доступ к правосудию (т.е. к судебной защите нарушенных прав на информацию и на участие)

Международные стандарты общественного участия /общественного экологического контроля (ОУ=ОЭК) как часть российского законодательства (продолжение) РФ является участницей и несёт международные обязательства: (1) Всеобщая Декларация прав человека – РФ подписала (2) Принцип 10 Декларации Рио 1992 об общественном участии РФ подписала Конвенции ООН по климату (РКИК) – РФ = Сторона по биоразнообразию – РФ = Сторона по опасным отходам (Базельская конвенция) = РФ Сторона по опасным отходам и выбросам(Стокгольмская Конвенция по СОЗам) - РФ = Подписант Конвенции ЕЭК ООН – По ОВОС в трансграничном контексте (Эспо Конвенция) = РФ Подписант ( ВСЕ СОСЕДИ = Стороны!) Протокол по воде и здоровью – РФ = Сторона (т.о. международно-признанное определение общественности уже есть в рос. зак-ве !!!)

РФ – не Сторона и не Подписант, не присоединилась…но влияние неизбежно! Конвенция ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская Конвенция) НО все ближайшие соседи – ЕС и ВЕКЦА (кр. УР) = Стороны! Протокол по стратегической экологической оценке (Протокол по СЭО к Эспо Конвенции) – почти все соседи РФ : ЕС и ВЕКЦА – Стороны Протокол по РВПЗ – активно идет процесс подписания, присоединения, ратификации

Сближение российского законодательства с европейским и международным В основе природоохранных мероприятий в странах ЕС 12 лет использовалась Директива ЕС 96/61 от 1996 года о комплексном контроле за загрязнением окружающей среды. 2 года действует новая Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/1/EC от 15 января 2008 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений. Целью этой Директивы в Государствах-членах ЕС является обеспечение комплексного предотвращения и контроля загрязнений, вызываемых всеми видами негативного воздействия хозяйственной деятельности. В соответствии со статьей 55 Базового Соглашения между ЕС и РФ, наша страна обязалась гармонизировать российское законодательство с европейским. Процессы вступления РФ в ОЭСР и ВТО – мощные стимулы для гармонизации или сближения законодательства, в т. ч. и по ОЭК !

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ для развития ОЭК -Открытость «правил игры» (ОЭК как инструмент открытости) = большая инвестиционная привлекательность России для иностранных инвесторов -ОЭК = инструмент для улучшения управления и процесса принятия эффективных и адекватных эколого-значимых решений – особенно в условиях ВТО -ОЭК = инструмент снижения коррупции и коррупциогенности правовых норм -ОЭК = улучшение международного информационного обмена = улучшение инвестиционного климата -расширение рынка рабочих мест для российских специалистов -ОЭК = улучшение правоприменительной практики = большая эффективность российского законодательства

Развитие процедур ОУ неизбежно ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП = ПРОЗРАЧНОСТЬ!!! Эко-соц политики МФО ( ЕБРР, ВБ / МФК, Принципы Экватора), Принципы прозрачности ВТО Государственно-частное партнёрство Международные стандарты корпоративной отчётности (КСО)

Российское законодательство об ОЭК (базовые принципы) = право на информацию и на участие Конституция РФ – ст. 42 – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ ФЗ об охране окружающей среды ФЗ об экол. экспертизе/ Положение об ОВОС 2000 г. ФЗ о сан-эпид. благополучии ФЗ об информации и информатизации ФЗ о промышленной безопасности предприятий ФЗ об ООПТ, ЛК, ВК, ГрК ФЗ об общественных объединениях ФЗ об ОМС ФЗ о защите прав потребителей КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ

ФЗ «Об охране ОС» в ФЗ об ООС закреплена обязанность - юридических лиц - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду : планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды на базе НСТ (критерий оценки при ГЭЭ) по полному и своевременному информированию и вовлечению общественности

Положение об ОВОС ОВОС (включая материалы ОУ) – неотъемлемая часть проектной документации ! НЕ ОТМЕНЕНО НЕОБХОДИМО для обращения за кредитами МФО (ЕБРР, ВБ, МФК, АБР – см. их политики по информированию и эколого- социальной оценке проектов)

Проблемы, выявленные «горячей линией» ОП РФ – ОЭК обязателен при реализации ФЗ об НСТ СЗЗ : исторически – особенно во многих городах, где размещены градообразующие предприятия - жилой сектор находится поблизости от промпредприятий. Зачастую отсутствуют санитарно-защитные зоны, либо их расчеты устарели и не обеспечивают экологическую и санитарно- эпидемиологическую безопасность жителей. Зачастую жилые кварталы или социальные объекты (школы, детские сады!!!) находятся непосредственно в санитарно-защитной зоне. Зачастую вопрос об отселении людей не терпит промедления. Пример: СУМЗ.Часть поселка в г. Ревда в 1 км от СУМЗ, где в пробах почвы концентрация меди составляет сотни ПДК, свинца – десятки ПДК. Водопользование : практически в каждом случае - систематическое нарушение правил водопользования и охраны водных объектов. Нарушается российское законодательство в области обращения с отходами производства. Атм. воздух : систематическое загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками (предприятиями), почв, имеются нарушения по превышению установленных нормативов ПДС (ВСС) и ПДВ (ВСВ).

продолжение «Хвосты» : нерешённость проблемы рекультивации отвалов санитарно-защитных зон, которые сами, в свою очередь, оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, являясь источниками сильного загрязнения и тяжёлыми металлами, и иными опасными химическими соединениями, не принятие мер по ликвидации отвалов, несмотря на возможность их переработки (пример: ОАО Пигмент, Тамбовская обл.) ПЭУ : Проблема «прошлого экологического ущерба» - отсутствие современного эффективного правового регулирования

продолжение Игнорирование требований эко-безопасности : по результатам плановых проверок территориальными органами Росприроднадзора выделены хозяйствующие субъекты, которые не устраняют в установленные сроки выявленные нарушения, допускают многочисленные нарушения природоохранного законодательства и к которым ранее уже были применены административные меры воздействия государственными инспекторами Росприроднадзора. Недостоверность информации от предприятий - в основе расчётов нормативов : пример : анализ материалов инвентаризации и составленного на ее основе проекта ПДВ для ОАО «Пигмент» ( Тамбовская обл.) показал : эти два вида работ выполнены ОАО «Пигмент» с нарушением нормативных требований, что повлекло за собой утверждение завышенных норм ПДВ, в т.ч и фенола (!!!). ВСВ и ВСС = неограниченное «право на загрязнение»: (1) Вызывает много нареканий и жалоб со стороны граждан и НКО практика выдачи КНО разрешений на временно согласованные выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ или сбросы отработавших вод и жидких отходов в водные объекты (ВСВ и ВСС), без должного при этом контроля за выполнением предприятием- загрязнителем обязательств по поэтапному снижению выбросов и сбросов. (2) Очевидно, что данная область законодательства и правоприменительной практики нуждается в срочной ревизии и усовершенствовании – опять же с привлечением широкой общественности к обсуждениям и процессу принятия решений.

Выявленные нарушения = системные сбои. ОЭК необходимо усилить и закрепить в законодательстве! Основная причина – смехотворность санкций ( штрафы на юр.лица с многомиллионными прибылями - 3 тыс.руб., руб.). Явная несоразмерность выгоды от загрязнения ОС и наказанием, отсутствие превентивной роли санкций.

Проект ФЗ о «модернизации» росийской промышленности Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» Проект федерального закона разработан во исполнении Указа Президента «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности экономики Российской Федерации» (889 от г.). 3 ноября 2010 МПРЭ передало проект ФЗ в Правительство РФ на межведомственное согласование, он направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти, Торгово-промышленную палату Российской Федерации и Российский союз промышленников и предпринимателей.

Что нового предлагается для модернизации росПрома и почему нужен ОЭК Переход на систему нормирования, основанную на концепции «Наилучших существующих технологий» : В Проекте закреплены основные понятия и принципы внедрения наилучших существующих технологий (НСТ) в Российской Федерации, цели их внедрения и критерии определения для включения в Реестр. Выдача комплексных разрешений на негативное воздействие на окружающую среду для экологически особо опасных объектов = НУЖЕН ОЭК !!!; Предприятия будут декларировать объемы негативного воздействия на окружающую среду. Это позволит исключить дополнительное согласование при получении разрешительных документов на осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также лимитов на размещение отходов = НУЖЕН ОЭК !!!; Проект вводит принцип установления целевых показателей снижения негативного воздействия на окружающую среду, а также требования к их разработке. Целевые показатели представляют собой абсолютные и относительные цифровые (числовые) значения, которые применяются к разрешенным массам (объемам) негативного воздействия на окружающую среду, и определяются для различных отраслей производства с учетом особенностей территорий = НУЖЕН ОЭК !!!

Что нового предлагается для модернизации росПрома и почему нужен ОЭК (продолжение) В целях экономического стимулирования предприятий, применяющих НСТ, Проектом утверждается самостоятельное исчисление плательщиком размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду (ВОС) на основании актуальной декларации и с учетом программ по снижению воздействия, а также возможность корректировки платы посредством вычитания затрат на осуществление мер по снижению ВОС = НУЖЕН ОЭК !!! Проектом устанавливается правовой статус единого государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как федерального информационного ресурса, позволяющего исключить существующую систему двойного учета = НУЖЕН ОЭК !!!

НЕОБХОДИМ ОЭК – т.е. государственная экологическая экспертиза проекта ФЗ об НДТ (ГЭЭ) Огромная общественная значимость проекта ФЗ Долгосрочное воздействие на ОС Долгосрочное воздействие на среду обитания миллионов россиян Обязательно проведение ГЭЭ с широким общественным участием Роль ОП РФ и региональных ОП очень значительна в организации ОЭК этого законопроекта!

Правовая база для развития общественного экологического контроля (ОЭК) Правовая база для развития общественного экологического контроля (ОЭК) в Российской Федерации ИМЕЕТСЯ !!! НУЖНЫ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНЫЕ взаимоувязанные ПРОЦЕДУРЫ, основанные на международных стандартах

Пренебрежение ОУ – неизбежный рост правового нигилизма Судебные «экологические» процессы – недоверие к власти, к правосудию

Общественное участие в 21 веке В 21 ВЕКЕ - в эпоху : роста конфликта интересов в условиях нарастающей уплотнительной застройки в городах, бурного развития транспортных коридоров и трубопроводов...

Значимость ОУ/ОЭК для бизнеса (цивилизованного) ОЭК - это : источник альтернативной, более объективной информации; инструмент управления рисками (материальными, имиджевыми, проч.) и снижения социальной напряжённости инструмент для принятия обоснованных, справедливых = рентабельных и устойчивых решений (!)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!