"О РГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ : ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ". (по результатам экспериментальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
" В ЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ. (по результатам экспериментальных исследований и практическому опыту.
Advertisements

Основные результаты работы по инновационному образовательному проекту « Одаренные дети» 1. проанализирован и описан опыт ряда лучших школ для одаренных.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Всесторонние обогащение раскрытие творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Всесторонние обогащение раскрытия творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Стратегия успеха в образовательной области «Технология»
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в МБОУ СОШ 3 (из опыта работы) Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психологическое сопровождение одаренных детей Педагог-психолог МОУ СОШ 2 р.п.Тумботино Легостина Е.С.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа 3 им 50-летия Медведевского района»
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование,
Ох уж эти, одарённые дети!. Пункты из президентской инициативы. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования.
Транксрипт:

"О РГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ : ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ". (по результатам экспериментальных исследований и практическому опыту работы)

А КТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Задачи развития общества (невозможно развиваться без развития интеллектуально – творческого потенциала страны ) Задачи развития образования ( нужны разные типы образования в рамках одной школы Задачи развития личности и способностей каждого ребенка ( трагедия одаренных детей)

П РОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Главная проблема: проблемы самореализации одаренного человека в творческой профессионально деятельности Рабочие проблемы: Проблемы саморегуляции (70%) Проблемы общения (личностного и делового) (50%) Проблемы профориентации (60 %) Проблемы креативности (40 %)

О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ 1. Поиск и выявление одаренных детей и подростков 2. Организация развивающей среды для развития интеллектуальных, творческих и личностных возможностей детей и подростков 3. Психологическая, правовая и организационная поддержка одаренной молодежи (в том числе и организация соответствующих рабочих мест)

Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Цель – создание организационных и психолого- педагогических условий для будущей самоактуализации в творческой профессиональной деятельности Задачи : Выявление одаренных детей Организация образовательной работы, включающая создание условий для работы с этим контингентом детей. Психолого- педагогическое сопровождение Социальная поддержка одаренных детей

В ЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Выявление одаренных детей –сложная и до конца неразрешимая задача Причины: неравномерность развития способностей – непредсказуемое гормональное развитие неполная предсказуемость личностных изменений ( «встреча» или «невстреча» с Учителем ) непредсказуемые изменения «ближней» и «дальней» развивающей среды Именно потому необходимо включение высокомотивированных детей

Д ИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ 3 уровня одаренности - Особая одаренность Высокая норма», - Хорошая норма Типы развития Ускоренный Нормальный Замедленный Проблемы семьи Наличие или отсутствие проблем в семье Характер отношений в семье (ограниченный контроль или симбиоз) Связь со школой

Д ИАГНОСТИКА ( ВЫЯВЛЕНИЕ ) ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Для диагностики одаренности в настоящее время имеются : методики диагностики интеллектуального способностей – (почти все достаточно высокого качества) методики диагностики творческих способностей (среднего качества) методики диагностики особенностей личностного развития ( Я- концепция, уровень произвольной саморегуляции, временная перспектива и т.д. ( разного качества) анкеты для детей, учителей, родителей и специалистов дополнительного образования (разного качества) методы экспертного анализа результатов деятельности ( разного качества) методы экспертного наблюдения за процессом деятельности (разного качества)

Т ИПЫ ОДАРЕННОСТИ Интеллектуальная одаренность Академическая одаренность Социальная одаренность Художественная одаренность Практическая одаренность Психомоторная (спортивная ) одаренность Творческая одаренность может проявляться ( или не проявляться ) в любом из видов одаренности

О СНОВНЫЕ ОШИБКИ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ использование неапробированных или устаревших методик диагностики академическая одаренность смешивается с интеллектуальной ( умственной ) одаренностью старательность, трудолюбие ребенка принимается за его умственные способности за способности принимается только внешний интерес ребенка к той или иной деятельности творческая одаренность не принимается во внимание или рассматривается как нарушение требований социума

О ТБОР В ШКОЛУ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ Отбор в школу – интернат « Интеллектуал Ошибка А и ошибка Б 1-ый этап: выявление общего уровня предметных ЗУНов с элементами творческой деятельности. Обязательная математика и два предмета по выбору 2-ой этап: подготовка творческой работы (активность, глубина понимания работы ) 3-ий этап: пробные занятия (не менее недели интенсивных занятий по основным предметам) Работа психологов с детьми – определение мотивации и элементов творческих способностей Работа психологов с родителями – определение отношения родителей к системе обучения, системы ценностей относительно воспитания Результаты за 8 лет – единичные случаи несоответствия ребенка требованиям школы.

П РОГНОЗ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ Прогноз развития одаренности необходим: Для создания общей и индивидуальной развивающей среды, ориентированной на период всего школьного детства одаренного ребенка Для анализа возможной готовности личности и интеллектуально- творческого развития к требованиям будущей сложной творческой деятельности Для разработки долговременной индивидуальной стратегии психолого – педагогической работы с одаренным ребенком и поддержки на ее основе одаренного ребенка или подростка

М ЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ В настоящее время апробированных методик для прогноза развития одаренности для практического применения не существует. Именно потому в настоящее время диагноз и прогноз развития одаренности совпадают не чаще, чем в 30 % случаев ( П. Редфорд, В.С.Юркевич) Без прогноза развития одаренности, понимания возможной динамики развития личности и способностей одаренного ребенка или подростка выстроить долговременную программу работы с одаренным ребенком невозможно..

О РГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Уровневое обучение ( не менее 3 уровней) Авторские методики обучения Предоставление выбора в основном и дополнительном образовании Подготовленная психологическая служба Регулярная работа с родителями

С ОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Потребностно – инструментальный подход к сопровождению одаренных детьми Потребности – «мотор» развития способностей и личности любого ребенка. «Сформировать» у ребенка ничего нельзя, если у него самого нет соответствующих потребностей Есть потребности ведущие и частные Основная потребность : Потребность в самоактуализации (самовозрастании ). Доминантный жизненный проект Частные потребности Познавательная потребность Потребность в интеллектуальной сложности ( потребность в повышенной трудности умственной деятельности ) Потребность в творчестве

Д ОМИНАНТНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЕКТ скошенность в сторону будущего и сглаженность по отношению к настоящему временной перспективой повышенная напряженность и негармоничная конкретизация целей, относящихся к творческой деятельности в будущем субъектное отношение к собственному обучению и развитию стремление к познанию себя с позиций высоких творческих достижений в будущем

Р АБОТА С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТНО – ДОМИНАНТНОГО ПОДХОДА Эта работа строится в противовес идее гармоничного развития личности, на идее приоритетного развития достоинств ребенка и необходимости работы с недостатками в соответствии с разумной "санитарной нормой Работа с одаренным ребенком строится на обсуждении, таких характеристик Доминантного проекта : реалистичность конкретность(особенно для «дальних» целей)соотношения «ближних» и «дальних» целей ( соответствие будущей и « сегодняшней» деятельности соответствия доминантного проекта творческой и личностной индивидуальности подростка.

А НАЛИЗ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ Д ОМИНАНТНОГО ЖИЗНЕННОГО ПРОЕКТА уровень произвольной саморегуляции, в том числе целей и задач деятельности навыки делового и личностного общения развитие творческих возможностей выбор пути профессионального становления

Р АБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Особенности родительского влияния родителей на одаренных детей Позиция благодетелей для школы Повышенная включенность в жизнь школы Повышенная требовательность по отношению к педагогическому коллективу Конфликтность Основные направления работы с родителями Подлинное сотрудничество на основе реальных дел( кроме ремонта и финансовой помощи) Просветительская работа ( встречи с психологами, библиотечка для родителей на сайте) Доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом

С ОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Навыки понимания социальных взаимодействий Навыки работы в команде Выход деятельности одаренных детей за пределы школы ( волонтерство, помощь другим детям и т.д.)

П ЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Национальный Центр одаренности Региональные Центры одаренности Подготовка специалистов по работе с одаренными детьми ( администраторов, педагогов, психологов, родителей) Набор методов работы с одаренными детьми Включение в работу высокомотивированных детей Создание базы одаренных и высокомотивированных детей