Исследование «Выпускник – 2007» ВЕРШЛОВСКИЙ С.Г., Д.П.Н. ПРОФЕССОР СПб АППО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выпускник Санкт-Петербургской школы Матюшкина М.Д., Зав.каф. социально- педагогических измерений СПбАППО.
Advertisements

Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
«Личность педагога в современной школе». Социальная структура личности личность Социальный статус: место человека в системе Общественных отношений. Социальная.
Чернышева Р.И., доцент кафедры, к.х.н.. Какие изменения принесет новый стандарт общему среднему образованию? Если кратко сформулировать ответ, то получим.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
С ОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА : Ф ОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ЫПОЛНИЛА : СТУДЕНТКА ГРУППЫ СР – 22 М АМЕДОВА Е КАТЕРИНА.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Корнеенко Людмила Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 390.
Проект «Модель тьюторского сопровождения в НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ города Чайковский» 2010 год.
Влияние общества на личность Подготовила Ученица 11 класса Редько Яна.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Транксрипт:

Исследование «Выпускник – 2007» ВЕРШЛОВСКИЙ С.Г., Д.П.Н. ПРОФЕССОР СПб АППО

В исследовании «Выпускник–2007», как и в предыдущих исследованиях, функциональная грамотность рассматривается в качестве «базовой» оценки образовательных результатов, поскольку она предполагает умение решать задачи в различных сферах жизни на основе прикладных знаний. В нашем иследовании используется принцип деления на блоки. Выделены следующие блоки: «Общая грамотность» «Работа с различной информацией» «Взаимодействие с другими людьми» «Компьютерная грамотность» «Владение иностранными языками» «Поведение в чрезвычайных ситуациях» «Решение бытовых задач» «Общественно – политическая грамотность» Блоки включали перечни умений, владение каждым из них выпускник должен был оценить по 3-х балльной шкале: «Да, умею», «Нет, не умею», «Затрудняюсь ответить». 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Сравнительная характеристика уровня функциональной грамотности выпускников 2003, 2005 и 2007 гг. ( в средних баллах) представлена на диаграмме

Рассмотрим, далее, какой корректив в полученную картину вносит тип школы, которую заканчивают выпускники. Для этого обратимся к данным, представленным на диаграмме

4. ШКОЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ОЦЕНКЕ ВЫПУСКНИКОВ Планы выпускников и их подготовленность к решению жизненных задачПланы выпускников и их подготовленность к решению жизненных задач Характеристика трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся Характеристика трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся Характеристика взаимоотношений с учителямиХарактеристика взаимоотношений с учителями Характеристика успеваемостиХарактеристика успеваемости

Степень подготовленности выпускников к решению жизненных задач растет. Слева мы видим наглядное представление о возрастающих «готовностях». С 1993г. по 2007г. оценки «готовностей», так или иначе связанных с необходимостью выживать в жестких экономических условиях современности, имеют тенденцию к возрастанию. 53% считают себя хорошо подготовленными к выбору профессии, но только 27% связывают это со школьным обучением; 57% считают себя готовыми к деловому сотрудничеству, но только 40% видят в этом заслугу школы; 57% полагают, что подготовлены к учебе в вузе, но лишь 72% отмечают, что «школа дала знания»; 27% положительно оценивают свою готовность к общественной жизни, но лишь 29% благодарны за это школе.

Главные трудности связаны с общей перегруженностью учеников (нехватка времени на приготовление домашних заданий), а также с перегрузкой уроков информацией, преподаваемой зачастую скучно, неинтересно и отчасти потому способствующей усталости. То есть, лидируют трудности организационно-педагогического плана. Семейные и коммуникативные трудности отмечаются значительно реже. Несмотря на то, что о перегрузке учащихся говорится много и давно, она не снижается, а скорее возрастает. Показатели, которые имеют тенденцию к возрастанию за все годы исследований, представлены ниже на диаграмме. Они свидетельствуют о растущей перегрузке, снижении дисциплины и о проблемах, возникающих во взаимоотношениях с учителями.

Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете свои отношения с учителями?» (в %) 2005г.2007г. Встречались учителя, общение с которыми мне было интересно и приятно 76 С большинством учителей у меня были ровные, спокойные, чисто учебные взаимоотношения 5554 Отдельные учителя вызывали у меня антипатию5554 Были учителя, которым я полностью доверял и был с ними откровенным 2226 Некоторые учителя являются для меня примером того, каким надо быть 1510 Затрудняюсь как-либо оценивать свои взаимоотношения с учителями 410 В целом таблица демонстрирует стабильное деловое и критическое отношение старшеклассников к своим учителям. Вовсе не обязательно, чтобы учитель был примером в жизни. Далеко не каждый может выдержать подобный экзамен. И вряд ли он необходим. Но учитель, вызывающий антипатию, способен перечеркнуть все ценное, что ассоциируется с представлением об учителе и о школе в целом.

5. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Ключевым понятием данного раздела является профессиональная ориентация, под которой мы понимаем осознание индивидом существующих в обществе конкретных видов трудовой деятельности; осознание собственных склонностей и способностей к одному или нескольким из них; путей и средств овладения знаниями, умениями, необходимыми для выполнения профессионально-трудовых функций. Анализируя динамику профессиональных предпочтений выпускников последних лет, мы говорили о том, что здесь важную роль играла, во-первых, нестабильность рынка труда, уход в прошлое многих традиционных профессий и появление новых профессий, новых сфер деятельности; во-вторых, влияние моды, СМИ, пропагандирующих с телеэкрана образы успешных молодых людей и ориентирующих в большей степени на «престижную, хорошо оплачиваемую работу», а не на профессию; в-третьих, недостаточная профориентационная работа в школах. Однако за последние 2-3 года ситуация несколько изменилась. Рынок труда стал более стабильным, а с переходом к профильному обучению школа должна больше внимания уделять вопросам профориентации. Посмотрим, какие произошли изменения в предпочтениях выпускников, фиксируемые опросом.

Наиболее определенные профессиональные предпочтения сформированы у учащихся лицеев и гимназий. Здесь значительно более высокие ориентации на инженерно-техническую сферу (выше, чем в 2005 году); более высокие ориентации на деятельность в сфере информационно- компьютерных технологий; в научной сфере и медицине. При этом ориентация на достаточно расплывчатое для выпускников понятие «менеджмент» здесь существенно ниже, чем в школах других типов.

Характеристика жизненных ценностей выпускников Друзья ДрузьяДрузья 2.ЗдоровьеЗдоровье 3 Материальный достаток 4 Интересная работа Дружная семья 5 Гармоничные отношения с близким человеком Интересная работа 6 Дружная семья Гармоничные отношения с близким человеком 7 Уверенность в себе 8 Личная независимость Образование 9Образование Внешний вид 10 Личная независимость 11 Профессиональное мастерство 12 Душевное равновесие 13ОтдыхВласть 14ВластьОтдых

Заинтересованность в собственном устройстве – важнейший стимул жизни и одновременно единственная возможность повлиять на «судьбы Отечества». Признание «ближних» ценностей в качестве важнейших выступает подлинным стимулом их активности. Своеобразную расшифровку позиции выпускников дает их оценка суждения: «В неудачах человека чаще всего виноваты обстоятельства и другие люди, чем он сам». Полностью или частично с ним согласились лишь 12% опрошенных; затруднились определить свое отношение – 19%; не согласилось подавляющее большинство – 70 % (распределение практически совпадает с результатами опроса 2005 года). Характеристика целей, которые ставят перед собой выпускники 2005 г 2007 г 1. В своей жизни надо ставить трудные и высокие цели Необходимо ставить определенные цели, но реальные и посильные Затрудняюсь ответить Необходимо ставить простые и легко достижимые жизненные цели Лучше всего не ставить в жизни никаких особых целей. 21

Что на Ваш взгляд, определяет жизненный успех человека? 2005 г 2007 г Личные качества (способности, таланты) 6972 Целеустремленность5957 Умение общаться с людьми 4745 Качество образовательной подготовки 3431 Связи2926 Материальные возможности 2223 Поддержка близких, родных 1317 Случай1114 Умение рисковать 1211 Ответы на данный вопрос демонстрируют стабильное распределение и по рейтингу, и по процентам выбравших позиции. Более 70% опрошенных к числу важнейших условий относят личные качества (способности, таланты), на второе место выпускники ставят целеустремленность. Чуть меньше половины опрошенных отмечают важность общения и лишь примерно каждый третий полагает, что жизненный успех зависит от качества образовательной подготовки.

Успешный человек – это…» % Человек, у которого сложилась личная жизнь, имеющий хорошую работу, не имеющий проблем со здоровьем. 38 Человек, имеющий цели в жизни и стремящийся к их достижению 33 Удачливый, везучий человек. Человек, всегда одерживающий победу, не имеющий неудач, уверенный в себе. 23 Материально обеспеченный человек, имеющий связи, авторитет. 5 Для большинства успешность ассоциируется с благополучной личной жизнью и хорошей работой. Треть вообще не дает качественную оценку целям. Для каждого пятого – успешность и удачливость, везучесть синонимы. Мир ценностей отражает жизненные реалии, расставляющие на свои места и эрудицию, и школьные успехи, и хорошие связи. В этом контексте независимость, самостоятельность, целеустремленность далеко не всегда наполняются гуманистическим смыслом. Эти качества без соответствующего нравственного содержания могут приобрести антигуманистическое содержание.

Состояние здоровья выпускников ( по личным оценкам в % ) Часто испытываю: 2005 г 2007 г. Усталость3740 Раздражительность2421 Бессонница89 Невозможность сосредоточиться 1314 Головные боли 1315 Боли в желудке 79 Тревожность1415 Боли в сердце 56 По-прежнему, на первый план выходят недомогания, которые свидетельствуют не столько о физическом, сколько о психологическом неблагополучии (усталость, раздражительность, невозможность сосредоточиться, тревожность). Если раньше мы отмечали, что особенно высоки подобные показатели в «статусных» школах (гимназиях, лицеях), то сейчас лидируют по подобным недомоганиям учащиеся преимущественно общеобразовательных школ. Причины можно усмотреть в интенсификации учебной деятельности в школах этого типа. Состояние здоровья выпускников ( по личным оценкам в % ) Часто испытываю: 2005 г 2007 г. Усталость3740 Раздражительность2421 Бессонница89 Невозможность сосредоточиться 1314 Головные боли 1315 Боли в желудке 79 Тревожность1415 Боли в сердце 56

К числу важнейших особенностей выпускника 2007 могут быть отнесены следующие черты: - Повышение роли материальных, гедонистических ценностей и снижение статуса духовных, общественных и нравственных ценностей; - Ориентация на себя, озабоченность проблемами, связанными со вступлением во взрослую жизнь, с одной стороны, и социально-политическая и материальная нестабильность, с другой, объясняют гражданскую индифферентность молодых людей; - Стабильно высоко оценивается роль образования как условие жизненного успеха молодых людей. Но одновременно прагматизируется отношение к образованию. В итоге результат обучения более значим, чем процесс приобретения знаний. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные в ходе исследования эмпирические данные фиксирую целый ряд проблем: - Недостаточный вклад школы в формирование готовности молодых людей к различным аспектам взрослой жизни; - Снижение роли школы в жизни молодых людей; - Школа недооценивает изменения, происходящие в современной социально-образовательной ситуации. Переход высшей школы к Болонскому образовательному стандарту, означающему повышение роли самостоятельной работы студентов, приходит в противоречие с традиционным «школьным ученичеством». С этой точки зрения высокая оценка молодыми людьми своей готовности к самостоятельной работе не подкрепляется мнениями преподавателей высшей школы. Подготовка к вузовской системе в современных условиях означает не только получение качественных знаний, но и совершенствование умения учиться и объективно оценивать знания и личностные качества. - Уменьшение социализирующего влияния школы влечет за собой возрастающую значимость социума в социальном становлении молодых людей. - По мере «продвижения» анализа эмпирических материалов от функциональной грамотности к характеристике мира ценностей выпускников стираются различия между типами школ. Вместе с тем, проблема формирования духовного лица молодого человека становится одной из самых востребованных.

Разрешение отмеченных проблем предполагает разработку комплекса мер, включающих: - Соучастие общественности в управлении школой, формирование партнерских отношений. - Создание атмосферы открытого, доверительного взаимодействия между всеми субъектами образования. - Создание условий для проявления каждым учеником инициативы, самостоятельности и творчества. - Интеграцию учебных предметов вокруг проблем, связанных с различными аспектами жизнедеятельности человека. - Повышение общей и профессиональной культуры педагогов.