«Непрерывное профессиональное образование: психолого-педагогическое сопровождение «кризисов перехода» из одной образовательной среды в другую» ФГУ «Центр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской.
Advertisements

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В СПЕКТРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛАБОРАТОРИИ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО.
Белов В.И. – доктор пед.наук, профессор «Проектирование профессиональной карьеры как педагогическая проблема »
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ШКОЛЕ МБОУ «СОШ 22» Служба сопровождения 2013 г.
С.Д. Якушева Университетский образовательный округ – интеграция науки, образования и практики С.Д. Якушева Университетский образовательный округ – интеграция.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
Тема педсовета «Пути повышения профессиональной компетентности педагогических работников».
Учительский потенциал: сущность и контексты обсуждения Нина Федоровна Ильина, к.п.н., заведующая лабораторией педагогических исследований
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПОДГОТОВКИ А. Зарин, канд.пед.наук, доцент кафедры.
Семинар: «Структура планирования управленческой деятельности заместителя директора по УВР»
Взаимодействие школы и МПГУ как ресурс качества диссертационного исследования Соискатель ученой степени кандидата наук, заместитель директора по УВР I.
ГОУ СОШ 706 экспериментальная площадка второго уровня СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБУЧЕНИИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПЛАНАМ.
О логике процесса «наделения профессией» Вопросы исследования институтов и технологий профессионализации работников сферы образования Красноярск 2009.
Международная научно-практическая конференция на тему: «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Цель: разработка комплекса организационно-методических условий для формирования новой профессиональной позиции педагога.
Федеральная целевая программа развития образования ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Разработка программ формирования гражданской идентичности личности.
Транксрипт:

«Непрерывное профессиональное образование: психолого-педагогическое сопровождение «кризисов перехода» из одной образовательной среды в другую» ФГУ «Центр социальных инноваций Росздрава»

Концепция психолого-педагогического сопровождения кризисов перехода. Кризисный момент перехода молодежи из одной образовательной среды в другую должен сопровождаться квалифицированной помощью, способной существенно облегчить профессиональную адаптацию молодых людей в социально-экономической ситуации, характеризующейся разрывом между «спросом» и «предложением», между уровнем профессиональной компетенции молодых специалистов и требованиями работодателей. Кризисный момент перехода молодежи из одной образовательной среды в другую должен сопровождаться квалифицированной помощью, способной существенно облегчить профессиональную адаптацию молодых людей в социально-экономической ситуации, характеризующейся разрывом между «спросом» и «предложением», между уровнем профессиональной компетенции молодых специалистов и требованиями работодателей.

Концепция психолого-педагогического сопровождения кризисов перехода. Концепция, созданная авторским коллективом в составе доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО А.Г.Асмолова, доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО В.И. Слободчикова, докт. психол.наук Н.С. Пряжникова, докт. психол. наук Е.Ю. Пряжниковой, докт.психол.наук Е.Е., Сапоговой канд.психол. наук Е.А. Мухаматулиной, канд. психол. наук С.В.Кривцовой, Г.В. Резапкиной, рассмотрела проблему в духе постмодернистской сетевой методологии. Концепция, созданная авторским коллективом в составе доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО А.Г.Асмолова, доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО В.И. Слободчикова, докт. психол.наук Н.С. Пряжникова, докт. психол. наук Е.Ю. Пряжниковой, докт.психол.наук Е.Е., Сапоговой канд.психол. наук Е.А. Мухаматулиной, канд. психол. наук С.В.Кривцовой, Г.В. Резапкиной, рассмотрела проблему в духе постмодернистской сетевой методологии. В работе над концепцией были затронуты следующие темы: В работе над концепцией были затронуты следующие темы: 1. Психологические традиции исследований кризисов развития 1. Психологические традиции исследований кризисов развития 2. Личностно-ориентированное образование как контекст рассмотрения кризисов перехода 2. Личностно-ориентированное образование как контекст рассмотрения кризисов перехода 3. Непрерывность образования и дискретность развития личности. Педагог как фигура, интегрирующая противоречия двух линий развития 3. Непрерывность образования и дискретность развития личности. Педагог как фигура, интегрирующая противоречия двух линий развития 4. Нормы развития и развитие как норма. Нормативная периодизация развития В.И.Слободчикова 4. Нормы развития и развитие как норма. Нормативная периодизация развития В.И.Слободчикова 5. Кризисы перехода с точки зрения внутрисубъективного опыта. Теория лининальности В.Тернера. Периодизации развития в феноменологической традиции 5. Кризисы перехода с точки зрения внутрисубъективного опыта. Теория лининальности В.Тернера. Периодизации развития в феноменологической традиции

Кризисы перехода из одной образовательной среды в другую Хорошо известны кризис перехода из дошкольной системы образования в младшую школу, совпадающий, как правило, с возрастным кризисом семи; кризис перехода из начальной школы в среднюю (10-11 лет); «кризиса девятого класса» ( лет), связанного с выбором профиля обучения и ранней профессионализацией и протекающий на фоне кризиса идентичности; «кризисы перехода» из средней школы в высшую, связанные с задачей адаптации к вузу; кризис середины курса обучения в вузе («кризис третьекурсника»), попадающий на критический возрастной кризис года; наконец, «кризис» перехода от вузовского обучения к собственно профессиональной деятельности и сопровождающей ее системы послевузовского повышения квалификации. Хорошо известны кризис перехода из дошкольной системы образования в младшую школу, совпадающий, как правило, с возрастным кризисом семи; кризис перехода из начальной школы в среднюю (10-11 лет); «кризиса девятого класса» ( лет), связанного с выбором профиля обучения и ранней профессионализацией и протекающий на фоне кризиса идентичности; «кризисы перехода» из средней школы в высшую, связанные с задачей адаптации к вузу; кризис середины курса обучения в вузе («кризис третьекурсника»), попадающий на критический возрастной кризис года; наконец, «кризис» перехода от вузовского обучения к собственно профессиональной деятельности и сопровождающей ее системы послевузовского повышения квалификации.

Программы сопровождения кризиса перехода В такой социально-психологической образовательной среде необходима помощь специалиста-психолога. Программы сопровождения кризиса перехода хорошо известны в практике методического обеспечения образовательной деятельности. В рамках данного проекта созданы и апробированы новые талантливые психолого- педагогические программы для 1 и 5 классов, для 1 курса вуза, целый букет программ для выбора профиля обучения и профессиональной ориентации. Вот перечень этих программ, собранных в методическое пособие «Непрерывное профессиональное образование: психолого-педагогическое сопровождение «кризисов перехода» из одной образовательной среды в другую»: В такой социально-психологической образовательной среде необходима помощь специалиста-психолога. Программы сопровождения кризиса перехода хорошо известны в практике методического обеспечения образовательной деятельности. В рамках данного проекта созданы и апробированы новые талантливые психолого- педагогические программы для 1 и 5 классов, для 1 курса вуза, целый букет программ для выбора профиля обучения и профессиональной ориентации. Вот перечень этих программ, собранных в методическое пособие «Непрерывное профессиональное образование: психолого-педагогическое сопровождение «кризисов перехода» из одной образовательной среды в другую»: Я – первоклассник. Программа адаптации к 1 классу (Кривцова С.В., Дятко Н.В.) Я – первоклассник. Программа адаптации к 1 классу (Кривцова С.В., Дятко Н.В.) Программа «Пятиклассники» для адаптации к переходу в среднюю школу (Дятко Н.В.) Программа «Пятиклассники» для адаптации к переходу в среднюю школу (Дятко Н.В.) Школа выживания для первокурсника. Программа адаптации к вузу (Кривцова С.В.) Школа выживания для первокурсника. Программа адаптации к вузу (Кривцова С.В.) Беседы о выборе профессии. Материалы к классным собраниям в 8-9 классах (Резапкина Г.В.) Программа обучения специалистов, ответственных за профориентационную работу в школах (С. С. Антропова ) Беседы о выборе профессии. Материалы к классным собраниям в 8-9 классах (Резапкина Г.В.) Программа обучения специалистов, ответственных за профориентационную работу в школах (С. С. Антропова ) Думая о будущем. Программа психологического тренинга для старшеклассников и учащихся средних специальных учебных заведений (Кривцова С.В.) Думая о будущем. Программа психологического тренинга для старшеклассников и учащихся средних специальных учебных заведений (Кривцова С.В.) Программа курса «Психология профессионального и личного самоопределения» (Е.Ю.Пряжникова) Программа курса «Психология профессионального и личного самоопределения» (Е.Ю.Пряжникова)

мониторинг психологического состояния учащихся в кризисах перехода : При переходе в пятый класс признаки кризисного состояния – сверхстресс, повышенная тревожность – встречаются далеко не всегда, кризис не носит закономерного характера. При переходе в пятый класс признаки кризисного состояния – сверхстресс, повышенная тревожность – встречаются далеко не всегда, кризис не носит закономерного характера. Появление признаков неблагополучия в психологическом состоянии детей наблюдается с закономерностью лишь там, где имеют место управленческие и педагогические ошибки. Главным фактором, усиливающим тревогу и неуверенность в этом возрасте становится неконструктивный стиль коммуникации со взрослым – учителем, учителями, классным руководителем. Появление признаков неблагополучия в психологическом состоянии детей наблюдается с закономерностью лишь там, где имеют место управленческие и педагогические ошибки. Главным фактором, усиливающим тревогу и неуверенность в этом возрасте становится неконструктивный стиль коммуникации со взрослым – учителем, учителями, классным руководителем. Именно от них зависит плавность перехода в новую образовательную среду детьми лет. Этот вывод позволяет выделить главную фигуру данного кризиса – учителя. Именно он способен интегрировать новые требования, различия и несовершенства устройства жизни в средней школе. Именно от них зависит плавность перехода в новую образовательную среду детьми лет. Этот вывод позволяет выделить главную фигуру данного кризиса – учителя. Именно он способен интегрировать новые требования, различия и несовершенства устройства жизни в средней школе. В качестве перспективных планов это означает – работать, прежде всего, на классного руководителя, делая предметом профессионального усовершенствования его коммуникативную и управленческую компетентность, работать во вторую очередь, на предметника, развивая его умения профессионально обходиться с эмоционально- мотивационной сферой личности детей этого возраста, уча его «влюблять» учеников в свой предмет; работать на управленца-администратора, сделав центром его внимания работу по поддержке и сопровождению карьеры педагогических кадров. В качестве перспективных планов это означает – работать, прежде всего, на классного руководителя, делая предметом профессионального усовершенствования его коммуникативную и управленческую компетентность, работать во вторую очередь, на предметника, развивая его умения профессионально обходиться с эмоционально- мотивационной сферой личности детей этого возраста, уча его «влюблять» учеников в свой предмет; работать на управленца-администратора, сделав центром его внимания работу по поддержке и сопровождению карьеры педагогических кадров.

Результаты мониторинга Результаты мониторинга выпускников, приступивших к самостоятельной профессиональной деятельности, показывают в целом высокую способность к адаптации к той системе, которая сложилась в практической психологии образования. Стрессы и недовольства определяются целиком и полностью несовершенством данной системы. Выводы по данному разделу в большей степени обращены не к руководителям отдельных образовательных учреждений, а к тем, кто создает правила и технологии существования всей системы практической психологии РФ. Эти законы и нормы несовершенны, в них также отсутствует справедливость, транспарентность и учет реалий, в которых происходит профессиональная деятельность выпускников психологических вузов. В этой части проекта наиболее сложно делать какие-то методические рекомендации – нужно разрабатывать целостную программу повышения квалификации и, возможно профессиональной переподготовки выпускников, поскольку имеющая место общая вузовская подготовка не дает достаточных умений и зачастую формирует у выпускников нерефлексивные самонадеянные установки, приводящие к конфликтам и разочаровании в профессии Результаты мониторинга выпускников, приступивших к самостоятельной профессиональной деятельности, показывают в целом высокую способность к адаптации к той системе, которая сложилась в практической психологии образования. Стрессы и недовольства определяются целиком и полностью несовершенством данной системы. Выводы по данному разделу в большей степени обращены не к руководителям отдельных образовательных учреждений, а к тем, кто создает правила и технологии существования всей системы практической психологии РФ. Эти законы и нормы несовершенны, в них также отсутствует справедливость, транспарентность и учет реалий, в которых происходит профессиональная деятельность выпускников психологических вузов. В этой части проекта наиболее сложно делать какие-то методические рекомендации – нужно разрабатывать целостную программу повышения квалификации и, возможно профессиональной переподготовки выпускников, поскольку имеющая место общая вузовская подготовка не дает достаточных умений и зачастую формирует у выпускников нерефлексивные самонадеянные установки, приводящие к конфликтам и разочаровании в профессии При анализе результатов профессиональных планов и программ, ценностей и смыслов старшеклассников напрашивается неутешительный вывод: подростки с своей массе проявляют три главных черты неэффективной личности: они меркантильны, прагматические ценности профессии превалируют у них в сознании над содержательными; они неактивны и не считают активность личности ценностью, поэтому саморазвитие для них пока еще недоступно; наконец, они не умеют пока мыслить самостоятельно, поэтому зависимы от массовой культуры, предлагающей весьма специфический взгляд на престижность профессий. Эти черты современной молодежи, ярко отразившиеся в их профессиональных устремлениях, есть ни что иное, как приговор современному обществу и образованию, которое не воспитывает личность. Незрелость личности к годам – очевидный факт. При анализе результатов профессиональных планов и программ, ценностей и смыслов старшеклассников напрашивается неутешительный вывод: подростки с своей массе проявляют три главных черты неэффективной личности: они меркантильны, прагматические ценности профессии превалируют у них в сознании над содержательными; они неактивны и не считают активность личности ценностью, поэтому саморазвитие для них пока еще недоступно; наконец, они не умеют пока мыслить самостоятельно, поэтому зависимы от массовой культуры, предлагающей весьма специфический взгляд на престижность профессий. Эти черты современной молодежи, ярко отразившиеся в их профессиональных устремлениях, есть ни что иное, как приговор современному обществу и образованию, которое не воспитывает личность. Незрелость личности к годам – очевидный факт. Таким образом, сознательный выбор профессии и профиля образования в 15 лет становится избыточным требованием к личности, которая пока еще не готова к такому ответственному выбору. На фоне неэффективного в отношении развития личности образования это требование приводит к рукотворному кризису. Работу по профессиональному самоопределению лучше выполнять профессионалу-психологу, но воспитывать личность должна вся образовательная система. Таким образом, сознательный выбор профессии и профиля образования в 15 лет становится избыточным требованием к личности, которая пока еще не готова к такому ответственному выбору. На фоне неэффективного в отношении развития личности образования это требование приводит к рукотворному кризису. Работу по профессиональному самоопределению лучше выполнять профессионалу-психологу, но воспитывать личность должна вся образовательная система.

Пилотные площадки Академия социального управления Министерства образования Московской области; Академия социального управления Министерства образования Московской области; Центр социально-психологической адаптации детей и подростков «Генезис» Управления образования г. Троицк Московской области; Центр социально-психологической адаптации детей и подростков «Генезис» Управления образования г. Троицк Московской области; МОУ дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Диалог» г.Электросталь Московской области; МОУ дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Диалог» г.Электросталь Московской области; МОУ городского округа Балашиха «Лицей» Московской области; МОУ городского округа Балашиха «Лицей» Московской области; МОУ дополнительного образования «Центр социально-психологчиской поддержки «Родник» г. Новосибирска; МОУ дополнительного образования «Центр социально-психологчиской поддержки «Родник» г. Новосибирска; Научно-методический центр «Окружной методический кабинет» Юго- Восточного окружного управления образования Департамента образования Москвы; Научно-методический центр «Окружной методический кабинет» Юго- Восточного окружного управления образования Департамента образования Москвы; Тульский Государственный педагогический университет; Тульский Государственный педагогический университет; АНО «Образовательный центр «ДИВО» г.Нижний Новгород АНО «Образовательный центр «ДИВО» г.Нижний Новгород Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт. Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт.

Конференция «Непрерывное профессиональное образование: психолого- педагогическое сопровождение «кризисов перехода» из одной образовательной среды в другую 23 октября 2007 г. была проведена всероссийская научно- практическая конференция «Непрерывное профессиональное образование: психолого- педагогическое сопровождение «кризисов перехода» из одной образовательной среды в другую» в РАО (Москва, Погодинская ул., д.8). В конференции приняло участие 70 человек, практических психологов Московской области, Москвы, пилотных учреждений из Славянска-на-Кубани, Тулы, Нижнего Новгорода. 23 октября 2007 г. была проведена всероссийская научно- практическая конференция «Непрерывное профессиональное образование: психолого- педагогическое сопровождение «кризисов перехода» из одной образовательной среды в другую» в РАО (Москва, Погодинская ул., д.8). В конференции приняло участие 70 человек, практических психологов Московской области, Москвы, пилотных учреждений из Славянска-на-Кубани, Тулы, Нижнего Новгорода. На конференции было зачитано 6 пленарных докладов и сделано более 15 выступлений. Участники конференции докладывали о внедрении в практику программ сопровождения кризисов перехода, делились опытом профориентационной работы со старшеклассниками. На конференции было зачитано 6 пленарных докладов и сделано более 15 выступлений. Участники конференции докладывали о внедрении в практику программ сопровождения кризисов перехода, делились опытом профориентационной работы со старшеклассниками.