Сотрудничество бизнеса, учебных центров и высших учебных заведений в области подготовки квалифицированных кадров в сфере ИТ. Опыт, проблемы, перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект Высшая Компьютерная Школа «Эксперт» - перспективная форма подготовки российских ИТ-кадров Сергей Еремин Исполнительный директор Учебного Центра.
Advertisements

Опыт и перспективы совместных учебных проектов вузов и ИТ-компаний.
ИТ-образование и индустрия: перспективы сотрудничества Георгий Генс Президент холдинга ЛАНИТ Председатель комитета по образованию АП КИТ Дмитрий Изместьев.
1 Совместное участие Компьютерной академии СофтДжойс и СПбГУ в подготовке специалистов в области информационных.
Институт экономики и предпринимательства Центр банковского дела Программа специализированной подготовки кадров для банковской системы Российской Федерации.
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Формирование трудовых ресурсов туристических фирм Республики Беларусь Выполнила студентка магистратуры Сперанская Надежда Владимировна Научный руководитель:
Краткосрочные программы обучения иностранных граждан в российских вузах: организация и проблемы признания периодов обучения Богуш Анатолий Иванович проректор.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Управление информационной инфраструктурой современной организации.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования О ходе.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Management Institute Данченок Лариса Александровна, Директор Института менеджмента МЭСИ Доктор экономических наук, профессор Юрьева Татьяна Владимировна,
Подготовка и повышение квалификации технических кадров для машиностроительных предприятий «Казахстанский Институт Содействия Промышленности» АЛЬЖАНОВ Марат.
Интеграция авторизованных программ вендоров и академического обучения в области ИКТ А.Ю. Филиппович, к.т.н., доцент заведующий Лабораторией проблем технического.
Магистерская программа «Бизнес-администрирование», специализация «Информационный менеджмент» Владимир Бузмаков, Руководитель специализации МБА (ИМ), старшый.
Транксрипт:

Сотрудничество бизнеса, учебных центров и высших учебных заведений в области подготовки квалифицированных кадров в сфере ИТ. Опыт, проблемы, перспективы С.В. Еремин Исполнительный директор УЦ «Сетевая Академия ЛАНИТ»

ИТ индустрия в России сегодня

Объем продаж на рынке информационных технологий (ИТ) в России в 2003 году достиг 5,8 млрд. долл. (РБК). Таким образом, рост отрасли по отношению к 2002 году составил около 25% (темп роста ВВП = 6,8%) Объем продаж на рынке информационных технологий (ИТ) в России в 2003 году достиг 5,8 млрд. долл. (РБК). Таким образом, рост отрасли по отношению к 2002 году составил около 25% (темп роста ВВП = 6,8%) Прогноз роста ИТ-отрасли на 2004 год - не менее 20% (CNews Analytics) Прогноз роста ИТ-отрасли на 2004 год - не менее 20% (CNews Analytics) Россию рассматривают в числе 4-х наиболее перспективных стран в плане инвестиций в ИТ в числе Индии, Китая, Бразилии Россию рассматривают в числе 4-х наиболее перспективных стран в плане инвестиций в ИТ в числе Индии, Китая, Бразилии

ИТ индустрия в России сегодня Услуги, разработка ПО 35%->42%;поставки компьютеров и периферии 65%->58% (CNews Analytics) Услуги, разработка ПО 35%->42%;поставки компьютеров и периферии 65%->58% (CNews Analytics) Рынок разработки ПО «на экспорт» достиг 475 млн. долл. Рынок разработки ПО «на экспорт» достиг 475 млн. долл. Создаются нормальные условия для экспорта ИКТ-товаров (в том числе с 1 января 2004 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс, в большей степени соответствующий международным стандартам) Создаются нормальные условия для экспорта ИКТ-товаров (в том числе с 1 января 2004 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс, в большей степени соответствующий международным стандартам)

Авторизованное обучение ИТ сегодня Microsoft практически удвоил за год кол-во авторизованных УЦ (около 60 в России на конец 2003 года) Microsoft практически удвоил за год кол-во авторизованных УЦ (около 60 в России на конец 2003 года) Cisco ввела новую схему работы партнеров по обучению на российском рынке Cisco ввела новую схему работы партнеров по обучению на российском рынке IBM расширил сеть партнеров по обучению в России IBM расширил сеть партнеров по обучению в России

В информационном общества, в котором знания, становятся главным достоянием и важнейшим фактором экономического развития, а информационная индустрия – одной из основных отраслей экономики, стратегическое значение приобретает ИТ-образование. Какова ситуация?

ИТ-образование сегодня Начальное и среднее образование Высшее образование: Дополнительное профессиональное образование

ИТ и высшее образование сегодня Приказом по Министерству образования РФ N 4175 от создано новое направление подготовки бакалавров и магистров «Информационные технологии» Приказом по Министерству образования РФ N 4175 от создано новое направление подготовки бакалавров и магистров «Информационные технологии» В соответствии с выбранной моделью подготовки бакалавров и магистров по образовательному направлению основными разделами (модулями) высшего профессионального образования для области ИТ являются: В соответствии с выбранной моделью подготовки бакалавров и магистров по образовательному направлению основными разделами (модулями) высшего профессионального образования для области ИТ являются: –базовое образование (бакалавриат) –магистерское образование –дополнительное (к высшему) образование.

Дополнительное профессиональное образование в сфере ИТ сегодня Краткосрочные курсы повышения квалификации (до 72 час) Краткосрочные курсы повышения квалификации (до 72 час) Повышение квалификации (от 72 до 500 час) Повышение квалификации (от 72 до 500 час) Проф. переподготовка для освоения нового вида профессиональной деятельности (свыше 500 часов аудиторных занятий) Проф. переподготовка для освоения нового вида профессиональной деятельности (свыше 500 часов аудиторных занятий) Проф. переподготовка для получения дополнительной квалификации (не менее 1000 часов) Проф. переподготовка для получения дополнительной квалификации (не менее 1000 часов)

Обучение для получения доп. квалификации Характеризуется: Характеризуется: –необходимостью соответствия учебных программ государственным требованиям –большим объемом учебных часов и длительным учебным циклом (обычно двухгодовым) –выдачей диплома государственного образца о присвоении дополнительной квалификации (при успешном освоении учебной программы) –подготовленностью контингента, имеющего высшее образование по сопутствующим или смежным дисциплинам

Дополнительное к высшему ИТ-образование Мин. образования создан предварительный Перечень программ дополнительного образования по направлению ИТ, включающий следующие программы: Мин. образования создан предварительный Перечень программ дополнительного образования по направлению ИТ, включающий следующие программы: –«Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)». –«Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно- программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)». –«Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий». –«Менеджер наукоемких технологий»

Возвращаясь к проблемам…

Проблемы академического образования в ИТ Невостребованность ряда специальностей, по которым осуществляется выпуск вузами Невостребованность ряда специальностей, по которым осуществляется выпуск вузами Недоверие работодателей к сугубо академическим знаниям Недоверие работодателей к сугубо академическим знаниям Изменение квалификационных требований к специалистам в связи с выходом России на мировые рынки Изменение квалификационных требований к специалистам в связи с выходом России на мировые рынки Динамичность ИТ-отрасли Динамичность ИТ-отрасли

Проблемы академического образования в ИТ Нехватка высококвалифицированных специалистов на рынке Нехватка высококвалифицированных специалистов на рынке «Зоопарк» базового образования «Зоопарк» базового образования Длительный цикл вхождения новых сотрудников в работу Длительный цикл вхождения новых сотрудников в работу Большие вложения в сертификацию Большие вложения в сертификацию Узкий профиль специалистов «без базы» Узкий профиль специалистов «без базы»

Вывод: отсутствует механизм подготовки ИТ-специалистов-экспертов! ВКШ Эксперт – пример подобного проекта в области дополнительного образования! Совместная инициатива ВМиК МГУ им. Ломоносова и УЦ «Сетевая Академия ЛАНИТ» Вариант – совместная деятельность учреждений высшей школы и бизнес- структур.

ВКШ Эксперт. Цели и задачи Цель проекта - подготовка высококлассных ИТ- специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки и, что наиболее важно для студентов и выпускников, практическими навыками, востребованными сегодня в ИТ-индустрии. Цель проекта - подготовка высококлассных ИТ- специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки и, что наиболее важно для студентов и выпускников, практическими навыками, востребованными сегодня в ИТ-индустрии. Перспектива: представлять полный спектр образовательных направлений в области ИТ, описанных международным стандартом «Computing Curricula 2001». Перспектива: представлять полный спектр образовательных направлений в области ИТ, описанных международным стандартом «Computing Curricula 2001».

Особенности учебных программ Содержат курсы, обеспечивающие получение базовых профессиональных знаний в объеме, примерно соответствующем объему знаний ядра, представленного с документе СС2001, для подготовки бакалавров (порядка 30% от общего объема часов всей программы); Содержат курсы, обеспечивающие получение базовых профессиональных знаний в объеме, примерно соответствующем объему знаний ядра, представленного с документе СС2001, для подготовки бакалавров (порядка 30% от общего объема часов всей программы); Содержат курсы, изучающие научно-методические основы и систему стандартов ИТ; Содержат курсы, изучающие научно-методические основы и систему стандартов ИТ; Включают курсы как по основам современных ИТ (академические), так и курсы конкретной специализации (профилирующие – по конкретным разделам ИТ, видам технологий и продуктам); Включают курсы как по основам современных ИТ (академические), так и курсы конкретной специализации (профилирующие – по конкретным разделам ИТ, видам технологий и продуктам); Включают современные учебно-практические курсы по применению наиболее распространенных продуктов и технологий; Включают современные учебно-практические курсы по применению наиболее распространенных продуктов и технологий; Состав учебных курсов и занятий подобран таким образом, чтобы адекватно отразить в учебной программе критические фазы жизненного цикла систем, продуктов и ИТ-сервисов. Состав учебных курсов и занятий подобран таким образом, чтобы адекватно отразить в учебной программе критические фазы жизненного цикла систем, продуктов и ИТ-сервисов.

ВКШ Эксперт год Дуальные программы Дуальные программы –«Защита информации и сетевая безопасность» –«Администрирование информационных систем и сетей» –Разработка корпоративных приложений (J2EE) По окончании студентам выдаются гос. диплом ВМиК МГУ и международные сертификаты По окончании студентам выдаются гос. диплом ВМиК МГУ и международные сертификаты Форма: вечернее обучение, длительность – 2 года Форма: вечернее обучение, длительность – 2 года

ВКШ Эксперт год Требования к кандидатам: а) Иметь диплом о Высшем образовании по специальности из нижеприведенного списка: Требования к кандидатам: а) Иметь диплом о Высшем образовании по специальности из нижеприведенного списка: Естественно-научные специальности Специальности экономики и управления Междисциплинарные специальности Естественные науки и математика Технические науки Техника и технологии б) Учиться в ВУЗе по тем же специальностям

ВКШ Эксперт год Программа «Администрирование информационных систем и сетей» Программа «Администрирование информационных систем и сетей» Готовит к сертификациям Готовит к сертификациям –MCSA.Messaging –Linux Professional Institute Certification level 1

ВКШ Эксперт год Программа «Защита информации и сетевая безопасность» Программа «Защита информации и сетевая безопасность» Готовит к сертификациям Готовит к сертификациям –MCSA.Security –SCNP: Сертифицированный специалист по безопасности компьютерных сетей

ВКШ Эксперт год Программа «Разработка корпоративных приложений» Программа «Разработка корпоративных приложений» Готовит к сертификациям Готовит к сертификациям –- SUN Certified Java 2 Programmer - SUN Certified Java 2 Business Component Developer - SUN Certified Java 2 Web Developer - Certified Internet Webmaster (Fundamentals)

ВКШ Эксперт. Ключевые преимущества Ключевые преимущества учебных программ Ключевые преимущества учебных программ –Три из наиболее востребованных ИТ-индустрией специализаций –Соответствие государственному стандарту (направление «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий») –Фундаментальные курсы ВМиК МГУ –Полноценная подготовка к профессиональной сертификации –Профессиональная стажировка –Ориентация на потребности как студентов, так и компаний-работодателей

Преимущества для работодателей Подготовка профессионалов из молодых специалистов без отрыва от работы Подготовка профессионалов из молодых специалистов без отрыва от работы Экономия средств на краткосрочное обучение, сертификацию и стажировку специалистов Экономия средств на краткосрочное обучение, сертификацию и стажировку специалистов Быстрая отдача от вложенных средств за счет роста профессионализма специалистов в течение всего периода обучения Быстрая отдача от вложенных средств за счет роста профессионализма специалистов в течение всего периода обучения Долгосрочное удержание персонала в компании Долгосрочное удержание персонала в компании

Программа грантов Компания выдает гранты (Частичная или полная оплата стоимости обучения) Компания выдает гранты (Частичная или полная оплата стоимости обучения) Тестирование кандидатов, отбор лучших, собеседования Тестирование кандидатов, отбор лучших, собеседования Зачисление в ВКШ, заключение трудового договора (с условиями погашения гранта) Зачисление в ВКШ, заключение трудового договора (с условиями погашения гранта) Обучение. ВКШ предоставляет полную информацию о промежуточных и финальных результатах Обучение. ВКШ предоставляет полную информацию о промежуточных и финальных результатах Производственная практика в компании Производственная практика в компании Выпуск (трудоустройство) Выпуск (трудоустройство) Работа + погашение гранта Работа + погашение гранта

Первый набор. Подведем промежуточные итоги.

Первый набор. Слушатели Набрано 55 чел. Набрано 55 чел. –Администрирование – 22 чел. –Защита информации – 13 чел. –Разработка – 20 чел Крайне большой разброс опыта и знаний Крайне большой разброс опыта и знаний –От студентов до опытных профессионалов Все пришли за реальными знаниями Все пришли за реальными знаниями –Дипломы и сертификаты вторичны Все отмечают недостатки вузовского образования Все отмечают недостатки вузовского образования Посещаемость сайта достигала 250 посещений в день. Огромный задел на следующий год. Посещаемость сайта достигала 250 посещений в день. Огромный задел на следующий год.

Вывод 1. Проект крайне интересен широким слоям населения

Первый набор. Университет Университет относится к проекту с осторожностью Университет относится к проекту с осторожностью Крайне динамичная, непривычная и требовательная для вузовской системы аудитория Крайне динамичная, непривычная и требовательная для вузовской системы аудитория

Вывод 2. Вузы опасаются

Первый набор. Учебный центр Новая интересная форма обучения Новая интересная форма обучения Долгосрочные отношения со студентами Долгосрочные отношения со студентами Новый опыт плотного взаимодействия в вузами Новый опыт плотного взаимодействия в вузами Большие перспективы Большие перспективы

Вывод 3. Учебный Центр работает на перспективу

Первый набор. Компании Проведены переговоры с 10 крупными компаниями. Проведены переговоры с 10 крупными компаниями. –Банки, ИТ, нефтегаз, страхование Предоставлены результаты тестирования, анкетирования, резюме Предоставлены результаты тестирования, анкетирования, резюме Никто, кроме ЛАНИТ, не выделил грант! Никто, кроме ЛАНИТ, не выделил грант! Никто не послал своих сотрудников Никто не послал своих сотрудников Некоторые готовы брать студентов на стажировку Некоторые готовы брать студентов на стажировку

Вывод 4. Компаниям нужны специалисты, но они не хотят рисковать!

! Выводы Проект крайне интересен широким слоям населения Проект крайне интересен широким слоям населения Вузы опасаются Вузы опасаются Учебный Центр работает на перспективу Учебный Центр работает на перспективу Компаниям нужны люди, но они не хотят рисковать! Компаниям нужны люди, но они не хотят рисковать!

Предстоит огромная работа, чтобы разумным образом интегрировать вузовское и коммерческое образование, и «втянуть» в этот процесс компании! Но хороший задел уже есть! Заключение