Содержание учебного процесса Доцент Капранов Г.А..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Advertisements

Рекомендации к составлению программ элективных курсов.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г р о Концепции модернизации российского образования на период.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
ПРОЕКТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОУ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, И ВАРИАНТЫ БУПОВ ДЛЯ.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Программа учебного курса Это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих.
Организация образовательного процесса на III ступени.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Методические рекомендации по написанию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств 2012г Методические рекомендации.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Программа элективного курса : требование по оформлению и содержанию.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Составление рабочих программ для ДОД Методические рекомендации.
Рабочая программа. Что такое рабочая программа ? Какова структура рабочей программы ? Каковы особенности содержания рабочей программы ?
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Транксрипт:

Содержание учебного процесса Доцент Капранов Г.А.

План лекции: 1.Основные понятия 2.Обусловленность 3.Принципы формирования СО 4.Структура изложения СО 5.Теории организации СО 6.Учебные планы и учебные программы

Основные понятия Содержание учебного процесса - конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения

Содержание образования обусловлено Среди систем, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения, выделяются системы: 1) принятых целей в обществе; 2) социальных и научных достижений; 3) социальных потребностей; 4) личных потребностей человека; 5) педагогических возможностей

Принципы формирования содержания образования Гуманистичности Научности Последовательности Систематичности Историзма Связи с жизнью Соответствия возрастным возможностям учащимся Доступности

Принципы формирования содержания образования Гуманистичности - приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности Научности - соответствие предлагаемых для изучения знаний последним достижениям науки Последовательности - новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него Историзма - воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки

Принципы содержания образования (продолжение) Систематичности - построение содержания школьного обучения как системы Связи с жизнью как способа верификации (проверки) действенности изучаемых знаний Соответствия возрастным возможностям - знания и познавательные силы ребенка растут в соответствии с возрастом Доступности – оптимальный объем изучаемых научных понятий и терминов.

Структура изложения Линейная Концентрическая Спиральная Смешанная

Характеристика структур изложения Линейная структура - изучение учебного материала в непрерывной последовательности, изучается, как правило, только один раз. Применяется при изложении истории, языков, музыки и т. д. Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется. Широко используется при изложении физики, химии, биологии. Спиральная структура - постепенно расширяется и углубляется круг знаний. Нет перерывов, характерных для концентрической структуры, но нет и одноразовости в изучении знаний линейной структуру. Используется при изучении общественных, педагогических, психологических наук. Смешанная структура - комбинация линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет излагать отдельные его части различными способами При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся

Теории организации содержания образования Теория материального образования Теория формального образования Дидактический утилитаризм Проблемно-комплексная теория (структурализм)

Теория материального образования Основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки Приверженцами материального образования были Я.А. Коменский и многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Возрождаемые по типу дореволюционных современные гимназии во многом копируют классическую структуру учебных предметов. Достоинства: Энциклопедическое образование. Недостатки: Перегрузка учащихся, отрыв от жизни, недостаток практических умений и навыков.

Теория формального образования Сторонники формального образования (дидактического формализма) придерживаются древнего афоризма: многознание уму не научает, рекомендовали учить воспитанников мыслить, «а остальное, т. е. знания, придет к ним в процессе роста». (Гераклит, Цицерон, Э. Кант, Ф. Дистервег, И. Гербарт, Г. Спенсер, Ж. Пиаже) Плюс - обращали внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Минус - средством для развития этих качеств они избрали «инструментальные предметы» языки, математику, физику, недооценивая значения гуманитарных наук для формирования личности.

Деятельностный подход (Дидактический утилитаризм) Деятельностный подход исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) Ученик должен заниматься значимыми видами видами деятельности. Вокруг этих видов деятельности (знаний и умений) концентрируется информация более общего характера. Оказал сильное влияние как на содержание, так и на методы работы в американской школе. Плюсы – практическая направленность обучения, приспособленность к жизни Минусы – отсутствие энциклопедических знаний

Проблемно-комплексная теория (структурализм) Предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, исследуя интегративные проблемы (эта теория перекликается с «методом проектов»). Содержание обучения, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты (Б. Суходольский, К. Сосницкий, Польша) Плюс – сокращение объема учебного материала, снижение перегрузки учащихся Минус – практическая неразработанность системы

Учебные планы и учебные программы Содержание учебного процесса определяется: 1.учебными планами, 2.учебными программами 3.учебными книги, электронными накопителями информации

Учебный план Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий: полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

Учебная программа Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу. В учебном заведении сегодня могут применяться различные варианты программ. Решение о введении программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.

Базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений России Образовательные дисциплины Количество часов в неделю по классам IIIIIIIIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXI Р. Язык и литература Второй язык Искусство Общ. дисциплины Окружающий мир Естеств.дисц-ны Математика Информатика Физкультура Технология Итого: Занятия по выбору Об. нагрузка учащегося Факультативы Максимальная нагрузка

Вопросы для работы с учебным планом 1.Какие блоки учебных предметов включены в учебный план? 2.Какие учебные предметы включены в учебный план? 3.Какая (ежедневная) недельная учебная нагрузка учащихся в начальной школе? Средние классы? Старшие классы? 4.Сколько часов учебных занятий проводят школьники за время обучения в начальной школе? в средней школе? 5.В каких классах используется региональный компонент? Школьный компонент? По каким предметам используется? Сколько часов? 6.Чем отличается нагрузка в профильных классах (предметы, количество часов)