БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, МАЙ 2012 Г. О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К РАСЧЕТУ ТРУДОЗАТРАТ СТУДЕНТА И НАГРУЗКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Advertisements

СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
Стимулирование труда ППС: опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана Начальник ОТЗП Бедрачук И.А.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.
Транксрипт:

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, МАЙ 2012 Г. О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К РАСЧЕТУ ТРУДОЗАТРАТ СТУДЕНТА И НАГРУЗКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, МАЙ 2012 Г. С. Е. Родионова к. ф. н., доцент Начальник учебно - методического управления ( Башкирский государственный университет )

Основные причины необходимости пересмотра подходов к планированию бюджета времени студента и преподавателя 1. Переход на ФГОС ВПО, предусматривающий учет трудозатрат в системе зачетных единиц трудоемкости, или кредитах. Во ФГОС ВПО отмечается, что « одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам », т. е. 27 астрономическим часам. Максимальный объем учебной нагрузки в неделю по ФГОС составляет 54 академических часа, соответственно 40,5 астрономических часов. П.7.6. ФГОС гласит, что эти 54 часа включает « все виды аудиторной и внеаудиторной ( самостоятельной ) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин ». Трудоемкость циклов Б 1- Б 3 включает в себя все виды текущей и промежуточной аттестации. ИГА и практики также измеряются в кредитах : 1 неделя равна 1,5 зачетным единицам (36 х 1,5 = 54).

Основные причины необходимости пересмотра подходов к планированию бюджета времени студента и преподавателя 2. Изменение роли самостоятельной работы в процессе подготовки студентов. В предшествующие годы, включающие в том числе советский период развития системы ВПО, в учебных планах большинства отечественных вузов фиксировался определенный объем самостоятельной работы студентов по каждой дисциплине, однако его величина определялась формальной разницей между общем объемом трудозатрат и объемом аудиторных занятий. Строго учета времени, отводимого студенту на выполнение определенных видов самостоятельной работы, практически не существовало. Для большинства базовых лекционных курсов СРС сводилась лишь к подготовке студента к зачету и экзамену.

Основные причины необходимости пересмотра подходов к планированию бюджета времени студента и преподавателя 3. Необходимость обеспечения самостоятельной работы большим количеством методических материалов : система компьютерных программ – обучающих и контрольно - обучающих ; учебно - методические пособия и рекомендации ( в том числе программы дисциплин, контрольные вопросы, сборники упражнений, тексты для самостоятельного чтения и анализа, планы семинарских занятий, перечни рекомендуемой литературы и др.); фонды тестовых заданий для текущего контроля и т. п.

Основные причины необходимости пересмотра подходов к планированию бюджета времени студента и преподавателя 4. Введение инновационных технологий обучения и необходимость затрат времени преподавателя на введение этих новых форм. Согласно ФГОС, активные и интерактивные формы обучения должны составлять определенный процент аудиторных занятий (20-40%). С этим связаны : - пересмотр всех учебно - методических материалов, разработки занятий в активных и интерактивных формах ; - внедрение балльно - рейтинговой системы ; - Внедрение дистанционных форм обучения и т. п.

Основные причины необходимости пересмотра подходов к планированию бюджета времени студента и преподавателя 5. Низкий уровень материального обеспечения студентов и преподавателей, вынуждающий и тех, и других искать виды дополнительной оплачиваемой работы. Данные по недельному бюджету времени студентов московских вузов. Группы видов деятельностиЮношиДевушки 1.Учеба в вузе 48,646,2 2. Оплачиваемая работа ( включая виды деятельности, связанные с работой ) 5,54,7 3. Бытовая деятельность 6,88,8 Общая трудовая нагрузка (1-3) 60,959,7 4. Удовлетворение физиологических потребностей ( сон, еда и др.) 73,877,0 5. Занятия в свободное время 33,231,2 ИТОГО : 168,0

Параметры расчета бюджета времени преподавателя Нагрузка преподавателей составляет 36 астрономических часов в неделю, т. е. 48 академических часов. В год (52 недели – 8 недель оплачиваемого отпуска = 44 недели ) это 1594 астрономических или 2112 академических часов. Средняя нагрузка преподавателей вузов на сегодня 850 академических часов, следовательно 1262 академических часа остается на научную и методическую работу в год или 946 астрономических часов (21,5 часа в неделю, 3,5 часа в день ). Обратим внимание, что из 6 астрономических часов, которые преподаватель должен отработать в день, 2,5 часа приходится на учебную работу, а 3,5 – на научную и методическую, т. е. соотношение 4 : 6 (60 % нагрузки даже сегодня приходится на научную и методическую работу ).

Первоочередные задачи по разработке рекомендаций в области расчета бюджета времени студентов и преподавателей 1. Сделать аналитический обзор и обобщение подходов к определению трудозатрат студента и нагрузки преподавателя в российский и зарубежных вузах, работающих в системе EC Т S. 2. Провести систематизацию и описание всего спектра видов учебной работы студента ( аудиторной и самостоятельной ) и определение принципов оценки времени, затрачиваемого на них студентом. На основании этой работы дать методические рекомендации по расчету трудозатрат студентов на выполнение различных видов учебной работы с учетом особенностей российской системы образования и принципов оценки реально затрачиваемого времени на соответствующие виды работы. 3. Провести систематизацию и описание всего спектра видов учебной работы преподавателя ( учебной, научной и методической ) и определение принципов оценки времени, затрачиваемого на них преподавателем при внедрении студентоцентрированной системы образования с учетом необходимости методического и организационного обеспечения всех видов аудиторной и самостоятельной работы студента. 4. Предложить методы анкетирования студентов и создать пилотные образцы анкет по данной проблематике для осуществления принципов обратной связи при мониторинге эффективности трудозатрат студентов и преподавателей.

Опыт зарубежных вузов ( наработки МГУ ) Аудиторная нагрузка студентов бакалавриата и магистратуры в различных университетах мира, как правило, составляет от 18 до 22 часов в неделю (4-5 предметов в семестр ). Минимальная аудиторная нагрузка в рассмотренных программах была отмечена в течение первого триместра обучения новозеландского Университета королевы Виктории, где она равняется всего часам в неделю. Максимальная аудиторная нагрузка наблюдается в университетах США (19 часов в неделю в Массачусетском Технологическом Институте, не считая фактически обязательных консультаций, до 23 часов в Университете Пенсильвании и т. п.). В тех образовательных программах, где указано ожидаемое количество времени, которое студенты должны тратить на самостоятельную работу, оно примерно в полтора раза превышает аудиторное. Так, в Университете королевы Виктории учебный план рассчитывается, исходя из стандартной нагрузки в 40 часов в неделю : таким образом, ожидается, что студенты тратят по часов в неделю на лекции и около 25 часов (60% от затраченного времени ) – на повторение пройденного, чтение дополнительных материалов, домашнюю работу, работу над курсовыми, рефератами, практику и т. п. Это же соотношение (40% на аудиторную нагрузку и 60% на самостоятельную работу ) наблюдается и в программе магистратуры Майнцского университета.

Планирование учебной нагрузки в Российских вузах Все положения по составлению расчета учебной нагрузки и планированию основных видов работ преподавателей в основном опираются на приложение к письму Минобразования России от N ин /15 о примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно - методической, научно - исследовательской и других работ, выполняемых профессорско - преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.

Рабочее время сотрудника из числа профессорско - преподавательского состава включает ( в среднем ) следующие виды и объемы работ : 1. Учебная работа ~ 50 % 2. Учебно - методическая работа ~ 25 % 3. Научная работа ~ 15 % 4. Организационно - методическая работа ~ 5 % 5. Воспитательная работа ~ 5 %.

Задачи стимулирования преподавателей « Положение о рейтинговой оценке деятельности преподавателей и установлении ежемесячных надбавок к заработной плате из фонда стимулирующих выплат » ( БашГУ )

Научно - методическая работа Монографии, статьи – в зависимости от места издания ( центральные и региональные ), статуса журнала ( список ВАР и т. п.), статуса конференции ( международная, всероссийская, региональная, вузовская ), статуса выступления ( пленарный, секционный доклад ) и т. п. – от 1 до 40 баллов Учебники и учебные пособия для вузов и школ в зависимости от места издания и наличия грифа ( от 10 до 40 баллов ). Различные аспекты деятельности, связанные с функционированием диссертационных советов и защитами диссертаций ( баллы за работу в совету, руководство защищенными докторскими и кандидатскими диссертациями, защиты, написание официальных отзывов на диссертации и т. п.) – от 4 до 70 баллов. Заявки на гранты и полученные гранты ( в зависимости от статуса гранта и роли в нем – руководитель, участник ) – от 1 до 30 баллов. Различные виды редакторской работы ( работа в качестве главного редактора, члена редколлегии научного журнала разного статуса, редактирование монографий, сборников научных трудов ) – от 4 до 15 баллов.

Новое в научно - методической работе Введены доп. баллы : Публикация в журналах, включенных в список РИНЦ (+ 8 баллов ) и в перечень Wed of Science (+ 15 баллов ). Реализованные лицензии на РИТ ( результаты интеллектуальной деятельности – патенты, программы ) – 40 / 30 баллов. Полученные патенты ( до 50 баллов ). Свидетельства о регистрации программ для ЭВМ / баз данных (20 баллов ).

Педагогическая и учебно - методическая работа Публикации учебно - методических пособий в зависимости от объема. Подготовка УМК по ФГОС и размещение их в сети Интернет (8 баллов ). Разработка новых учебных курсов (10 баллов ). Разработка и размещение в локальной университетской сети проверочных тестов (5 баллов ). Разработанные и проводимые в модульно - рейтинговой системе учебные дисциплины (5 баллов ). Подготовка участников / призеров международных и др. олимпиад (5/15 баллов ). Работа в ОККО, УМК факультета и университета. Работа в зарубежных вузах в качестве приглашенного лектора (10 баллов ). Новое : разработка и внедрение курсов в дистанционном формате (20 баллов ).

Общественно - воспитательная работа Куратор академической группы (5 баллов ), руководитель профориентационной работы на факультете (5 баллов ), руководитель научного кружка, творческого коллектива и т. п. (8 баллов ), выступления в СМИ (1-4 балла ), общественное признание ( в зависимости от статуса 2-10 баллов ).

Спасибо за внимание !