ЦЭНЭФ Содействие энергоэффективности и ресурсосбережению в бюджетной сфере и коммунальном хозяйстве Подготовлено по контракту с ОАО «РАО «ЕЭС России»»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология разработки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности И.А. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
Advertisements

Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
ЦЭНЭФ Российская система учета повышения энергоэффективности и экономии энергии И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
ЦЭНЭФ Методология моделирования и прогнозирования потребления энергоресурсов в регионах И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Перестройка энергетики и необходимые решения органов госрегулирования Яркин Евгений Валентинович, д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
Выявление и освоение ресурса повышения энергоэффективности Игорь Башмаков Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ)
1 Заместитель Председателя Правления Яков Моисеевич Уринсон РАО «ЕЭС России» - трансформация экономики и менеджмента.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Украина Углублённый обзор политики энергоэффективности VI Международная специализированная выставка Энергоэффективность. Возобновляемая энергетика – 2013,
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
0 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ПОДКЛЮЧЕНИЙ К ЭЛЕКТРОСЕТЯМ 3 июля 2008.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Методика и порядок формирования энергетических балансов субъектов РФ и муниципальных образований, как основа разработки и мониторинга программ повышения.
Транксрипт:

ЦЭНЭФ Содействие энергоэффективности и ресурсосбережению в бюджетной сфере и коммунальном хозяйстве Подготовлено по контракту с ОАО «РАО «ЕЭС России»» И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии www.cenef.ru МНОГОСТОРОННИЙ ДИАЛОГ «ПРОЗРАЧНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В 21 ВЕКЕ» ВСТРЕЧА-СЕМИНАР ЭКСПЕРТОВ ПО ТЕМЕ: ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Москва, 13 декабря 2006 г.

ЦЭНЭФ Энергетическая политика – результат общественного согласия и суммарных общественных усилий, а не удел узких энергетических элит Информация по энергетическим услугам достаточна, доступна и понятна Технически доступные энергетические услуги Экономически доступные энергетические услуги Энергетические услуги, снижающие нагрузку на окружающую среду Стиль жизни Потребности в энергетических услугах Эффективность производства энергетических услуг из энергетических носителей –технологии и энергоэффективность у конечных потребителей энергии Эффективность производства энергоносителей из первичных энергоресурсов –технологии и энергоэффективность в отраслях ТЭК «Прозрачная энергетика» – это энергоэффективная энергетика «Прозрачная энергетика» – это:

ЦЭНЭФ Экономическому росту не хватает энергии В гг. даже снижение энергоемкости ВВП в среднем на 4,6% в год не остановило рост спроса Дефицит газа и электрической мощности, как эпидемия, распространяется по все большему числу регионов и уже стал фактором, определяющим «пределы роста» Дефицит энергии - результат не только высоких темпов экономического роста, но и низкой эффективности использования газа, электрической и тепловой энергии В гг. могут проявиться новые особенности экономического роста – при стагнации производства нефти и газа падение цен на них на внешних рынках Неверные ориентиры прогнозов спроса на энергоносители в «Энергетической стратегии» дезориентировали инвесторов Прогноз спроса на электроэнергию на 2010 г. во всех вариантах «Энергетической стратегии» – экстраполяция данных за предшествовавшие 5 лет

ЦЭНЭФ Переход к новой модели роста и причины замедления снижения энерго- и электроемкости ВВП В последние годы экономический рост идет на фоне: исчерпания возможности наращивать производство товаров и услуг только за счет повышения загрузки производственных мощностей, построенных еще в советские годы падения доли расходов на электроэнергию в структуре стоимости продукции (за исключением ЖКХ) опережающего роста цен на газ, что стимулирует дополнительный спрос на электроэнергию опережающего роста заработной платы, что также стимулирует дополнительный спрос на электроэнергию перегрузки инвестиционного комплекса экономики, который не способен, не ускоряя инфляции, «взять вес» значительных дополнительных инвестиций отсутствия федеральной политики повышения энергоэффективности Доля электроэнергии в стоимости продукции Факторы изменения электроемкости в промышленности

ЦЭНЭФ Высокие риски низкой энергоэффективности Торможение экономического роста Снижение экспорта энергоносителей Неспособность выполнить геополитическую роль надежного поставщика энергетических ресурсов Снижение энергетической безопасности России из-за невозможности покрыть потребности растущей экономики в энергии и мощности Снижение шансов на успешную реализацию национальных проектов Снижение конкурентоспособности российской промышленности Ускорение инфляции за счет роста цен на газ, электроэнергию и тепло Рост нагрузки на семейные бюджеты и заступ за пороги платежной способности Рост нагрузки на городские, региональные и федеральный бюджеты Высокий уровень загрязнения окружающей среды и эмиссии парниковых газов Снижение технической доступности услуг электро- и газоснабжения из-за дефицита мощности Неспособность быстро мобилизовать достаточные инвестиции для покрытия растущего дефицита газа и электрической мощности Рост платы за подключение к объек- там энергетической инфраструктуры Удорожание энергетического строительства Нехватка ресурсов природного газа для обеспечения топливом вновь вводимых энергетических объектов Потеря рыночной ниши системами централизованного энергоснабжения Низкий уровень комфорта в зданиях Физический и моральный износ зданий и инженерной инфраструктуры Снижение экономической доступности услуг газо- и энергоснабжения Рост угрозы неплатежей

ЦЭНЭФ Снижение технической доступности услуг газо-, электро- и теплоснабжения Причины: –Отсутствие надежных прогнозов роста нагрузок и потребления энергоресурсов –Отсутствие культуры принятия упреждающих экономических решений. Система принятия решений настроена на решение только резко обострившихся проблем («Пока гром не грянет...») –Два года назад автор писал, что России газа не хватит. Никаких действий не последовало –Отсутствие оценок стратегических направлений развития (региональные и муниципальные экономические прогнозы, экстраполяционные по сути, имеют горизонт планирования, как правило, не более 3 лет) –Слабая координация даже в имеющихся планах развития отдельных подсистем регионального и городского энергетического хозяйства –Игнорирование градостроительной документации в практической деятельности –Информационный вакуум. Нет прозрачности и ясности в ситуации с нехваткой мощностей При развитии по «Стратегии инерции»: –риск нехватки мощности будет только усиливаться –техническая доступность и надежность услуг газо-, электро- и теплоснабжения будет продолжать снижаться из-за дефицита мощности, тем самым ограничивая темпы экономического роста

ЦЭНЭФ Факторы роста спроса на пиковую мощность в Московской энергосистеме Растет на 60 МВт при росте ВРП Москвы и МО на 1% Растет на 130 МВт при понижении температуры самой холодной пятидневки на 1 о С Спрос на пиковую мощность является функцией эффективности использования не только электро-, но и тепловой энергии Дефицит электрической мощности зимой 2006 г. стал следствием включения не менее миллиона электрообогревателей в плохо отапливаемых и плохо утепленных жилых и общественных зданиях Утепление окон и замена части ламп накаливания на энергоэффективные лампы высвободит в Московской энергосистеме не менее 1350 МВт, достаточных для обеспечения экономического роста в регионе в течение трех лет без строительства пиковых мощностей

ЦЭНЭФ Зависимость стоимости электроэнергии, вырабатываемой на мобильных резервных электроустановках от числа часов их использования

ЦЭНЭФ Сложность мобилизации инвестиций для покрытия растущего дефицита газа и электрической мощности Необходимы капитальные вложения в гг.: –в газовую отрасль не менее 250 млрд. долл., –в электроэнергетику не менее млрд. долл., –что эквивалентно 9% ежегодных капитальных вложений в российскую экономику При ограниченности –возможности повышать инвестиционную составляющую тарифов –возможности привлекать бюджетные средства и «длинные деньги» –опыта новых реструктурированных компаний по мобилизации значительных инвестиционных ресурсов на внутреннем и внешнем рынках Итог –Высокий риск неспособности мобилизовать адекватный объем инвестиционных ресурсов, а значит, неспособности смягчить риск дефицита энергии и мощности

ЦЭНЭФ Высокая плата за подключение к объектам инфраструктуры ограничивает возможности развития городов Энергоснабжающие предприятия продают регионам и муниципалитетам необходимые условия для обеспечения социально-экономического развития –в частности, возможность подключения объектов недвижимости к коммунальным сетям Высокие затраты на инженерную подготовку и подключение к инженерным сетям сдерживают жилищное строительство Практически невозможно обеспечить инвестиционную привлекательность города, если в нем ощущается дефицит мощности коммунальных систем, и плата за подключение к ним запредельно высока Плата за подключение является сравнительно новым экономическим инструментом –ее воздействие на поведение потребителей еще следует изучать, чтобы правильно ее устанавливать –высокая плата за подключение в большой степени затрагивает интересы городских властей, застройщиков и покупателей недвижимости –противоречия по установке платы за подключение мало чем отличаются от противоречий при формировании тарифов на тепло и электроэнергию

ЦЭНЭФ Удорожание строительства газовой инфраструктуры и электрической мощности за счет ажиотажного спроса на рынке энергетического машиностроения, труб и строительно- монтажных работ (СМР) Резкий рост спроса на энергетическое оборудование и СМР на фоне ограниченного их предложения может привести к росту цен на трубы, турбины, генераторы и котлы в 2-4 раза Индекс цен на энергетическое оборудование в России в июне 2005 г. - июне 2006 г. вырос на 16% против 10% по обрабатывающей промышленности и 8% в машиностроении При тех же капитальных затратах инвесторы получат существенно меньший прирост мощности Анализ показывает неспособность машиностроительного и СМР комплексов не только России, но и зарубежных фирм, обеспечить вводы мощностей по приемлемым удельным капитальным расходам и в необходимые сроки Рост стоимости энергетического оборудования и газа при сохранении жесткого контроля за тарифами на электроэнергию и тепло делает бизнес по производству электроэнергии в большой энергетике для частных инвесторов малопривлекательным При росте удельных капитальных затрат до 2000 долл./кВт срок окупаемости инвестиций удлиняется до 15 лет

ЦЭНЭФ Нехватка ресурсов природного газа для обеспечения топливом вновь вводимых и существующих мощностей и рост цен на газ По оценкам ЦЭНЭФ, до 2020 г. по сценарию «Стратегия инерции» спрос на газ со стороны электроэнергетики может расти на 3% в год и составит 54% всего прироста потребления газа Существенного роста добычи газа в гг. не ожидается, поэтому Россия будет испытывать значительные трудности в выполнении долгосрочных обязательств по экспорту природного газа. В январе-октябре 2006 г. экспорт газа сократился на 5% Основными потребителями природного газа являются электростанции, котельные и промышленные предприятия, которые включились в жесткую конкуренцию за ресурсы газа Отсутствие дополнительных ресурсов природного газа может стать самой серьезной проблемой развития электро- и теплоэнергетики Естественной реакцией на нехватку газа стало опережающее повышение цен на него Однако это не означает, что при росте цен спрос снизится. Скорее всего, он только затормозится Угольные станции более капиталоемки, имеют существенный эффект масштаба производства и длинные сроки строительства

ЦЭНЭФ Низкая энергоэффективность, высокий уровень загрязнения окружающей среды и выполнение обязательств России по Киотскому протоколу Спрос на электроэнергию в России динамично растет Дефицит газа и требования перехода на уголь при отсутствии в России чистых угольных технологий могут ухудшить перспективную экологическую ситуацию Высокий уровень выбросов и ожидаемый их рост вызывает активные протесты экологических организаций и органов власти, затрудняет экологическую экспертизу проектов нового строительства Многие кредитные источники становятся доступными только при выполнении жестких экологических требований как к проектам, так и в целом к экологической политике энергетических компаний Большой вес приобретает позиция неправительственных экологических организаций, которые через участие в экологических экспертизах, контакты с региональными и федеральными органами власти, а также с международными кредитными организациями, способны оказать существенное влияние на развитие энергетики России в ближайшие годы В соответствии с выводом «Отчета о корпоративной устойчивости (социальной ответственности) РАО «ЕЭС России» », инициативы Холдинга в области энергосбережения должны стать одним из основных условий национальной экономической и экологической устойчивости и социальной стабильности

ЦЭНЭФ Необходимость повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию опережающими темпами Факторами, определяющими необходимость повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию опережающими темпами, являются: –потребность в инвестициях для модернизации устаревшего оборудования и покрытия дефицита электрической мощности на фоне ограниченных возможностей привлечения финансовых ресурсов из других источников –опережение повышения цен на газ по сравнению с тарифами на электроэнергию и тепло, которое неспособно компенсировать даже повышение эффективности использования природного газа на электростанциях и котельных В итоге рост цен на электроэнергию должен опережать ИПЦ Это не обязательно страшно. Главное – не опережать рост платежеспособного спроса на энергию Без перенесения акцента с контроля за тарифами на контроль за соответствием расходов на энергоснабжение платежной способности рост последней по мере роста доходов населения будет недоиспользован Ограничение роста тарифов может ограничивать повышение энергоэффективности в системах энергоснабжения за счет сохранения дефицита инвестиционных ресурсов

ЦЭНЭФ «Тарифные тиски» и потеря рыночной ниши и эффективности ТЭЦ и системами централизованного энергоснабжения При повышении тарифов за пределы способности и готовности потребителей оплачивать услуги электро- и теплоснабжения начинают работать «тарифные тиски» Повышая тарифы, энергетическая монополия закручивает «тиски», которые ее же выжимают с рынка Опережающий рост тарифов на электрическую и тепловую энергию на перспективу и недостаток средств на строительство мощностей для покрытия растущего спроса Сохраняют тенденцию к сжатию рыночной ниши структур централизованного тепло- и электроснабжения Особенно остро эта проблема стоит для ТЭЦ Снижение спроса Рост предложения конкурентами Цикл эскалации издержек

ЦЭНЭФ Снижение экономической доступности услуг доступность=тариф*расход ресурса/доход потребителя Все риски низкой энергоэффективности ведут к снижению экономической доступности энергетических услуг В России пока –не высокие цены являются причиной высокой энергоэффективности на объектах ЖКХ и бюджетной сферы, а наоборот – –низкая энергоэффективность является причиной высоких цен и низкой доступности этих услуг Проблема экономической доступности услуг – результат высоких издержек и неравномерности распределения населения по уровню доходов Риск снижения экономической доступности услуг по мере роста тарифов опасен снижением собираемости платежей, а значит, –неспособностью обеспечить финансовыми ресурсами текущую и инвестиционную деятельность, –неспособность обслуживать привлеченные кредиты, обеспечить рост курса акций и их доходность Для властей всех уровней опасным является высокий заряд социальной напряженности в результате обострения проблемы бедности и связанный с ним заряд политической напряженности Именно риск снижения экономической доступности услуг определяет пределы повышения тарифов для населения Низкая энергоэффективность сдерживает развитие экономики и рост доходов населения и одновременно повышает нагрузку по оплате коммунальных платежей на семейные бюджеты

ЦЭНЭФ Игнорирование порогов платежеспособности приводит к бесконтрольной эскалации долгов

ЦЭНЭФ Риски низкой энергоэффективности в бюджетной сфере Большой вклад бюджетных организаций в формирование пика электрической нагрузки и дефицита мощности Рост нагрузки на бюджеты всех уровней по оплате коммунальных услуг Невыполнение бюджетом обязательств по оплате услуг энергоснабжения бюджетных организаций в связи с ростом тарифов при низком уровне эффективности использования ресурсов Низкий уровень комфорта в зданиях бюджетной сферы Физический и моральный износ зданий и инженерной инфраструктуры Потенциал экономии тепловой энергии в общественных зданиях Типичный график электрической нагрузки учебного корпуса

ЦЭНЭФ Основные барьеры повышения энергоэффективности Все барьеры повышения энергоэффективности можно разделить на четыре группы: –Недостаток мотивации мягкие бюджетные ограничения и изъятие получаемой экономии в бюджетном и тарифном процессах –Недостаток информации информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений часто игнорируется –Недостаток финансовых ресурсов и «длинных» денег требования к окупаемости проектов по повышению энергоэффективности и снижению издержек существенно более жесткие, чем требования к проектам с новым строительством –Недостаток организации и координации имеет место на всех уровнях принятия решений –В России на федеральном уровне нет: –госорганов, координирующих деятельность по повышению энергоэффективности –развитой нормативно-правовой базы для повышения энергоэффективности –политики повышения энергоэффективности –программ повышения энергоэффективности Проблем с энергоэффективным оборудованием, материалами и услугами на российском рынке уже нет

ЦЭНЭФ Характеристика заинтресованных сторон

ЦЭНЭФ Анализ технических мер по повышению энергоэффективности в ЖКХ и бюджетной сфере Рассмотрено несколько сотен технологий для: –систем электро-, газо-, тепло- и водоснабжения –жилых и общественных зданий Показана технология оценки технического и экономического потенциала экономии энергии Показана технология формирования кривых стоимости экономии энергии и мощности Даны оценки стоимости экономии энергии и стоимости экономии мощности –Утепление квартиры – экономия 30 долл./ кВт мощности –Софинансирование закупки энергоэффективных ламп – экономия 20 долл./ кВт мощности –Строительство новой станции – долл./ кВт мощности Экономический анализ мероприятий по энергосбережению в жилом здании

ЦЭНЭФ «Русские горки неэффективности» – недооцененный ресурс экономического роста ТЭЦКотельные Тепловые сети Жилые здания

ЦЭНЭФ В России ресурс повышения энергоэффективности в 2-4 раза превышает ресурс наращивания производства первичных энергоресурсов Потенциал наращивания производства энергоресурсов равен млн. тут Потенциал энергосбережения составляет млн. тут Полное использование ресурса повышения энергоэффективности позволит развивать экономику в течение 8-10 лет без увеличения потребления первичных энергоресурсов

ЦЭНЭФ Вместе с затратами на обновление энергопотребляющего оборудования сумма капитальных вложений равна 214 млрд. долл. Первая цифра меньше ожидаемых инвестиций в одну только газовую промышленность до 2020 г. в два раза, но при этом: –прирост добычи газа если и будет, то не превысит млн. тут., а –потенциал энергосбережения равен млн. тут. Ни газовая, на угольная, ни нефтяная промышленность, ни атомная энергетика не способна за 110 млрд. долл. предоставить ресурс для экономического роста такого масштаба; Капитальные вложения, необходимые на его мобилизацию, как минимум в 5 раз меньше ожидаемых капитальных вложений в ТЭК до 2020 г. На единицу дополнительного энергетического ресурса для экономического роста повышение энергоэффективности требует в 5-10 раз меньше инвестиций, чем наращивание производства энергоресурсов Для мобилизации ресурса повышения энергоэффективности дополнительно к затратам на обновление оборудования нужно инвестировать до 2020 г. 110 млрд. долл.

ЦЭНЭФ Изучение и описание опыта реализации проектов по повышению энергоэффективности Золотой песок (мелкие блестящие песчинки) на берегу ручья на Колыме (опыт, который трудно изучать) Намытый и обогащенный золотой песок (опыт, который очевиден и взвешен, как очевидна и его огромная ценность) В базе данных ЦЭНЭФ имеется 135 организаций, которые позиционируют себя как инженерные и консультационные центры по повышению энергоэффективности. Опыт их работы никем не систематизируется

ЦЭНЭФ Повышение энергоэффективности работает эффективно! Снижение удельного расхода энергии на выплавку 1 т стали на ММК (%) Свыше 30% Программа энергосбережения ХМАО-Югра реализовано мероприятий1222 экономия энергии (тыс. тут)3404 Средняя школа 4 г. Новодвинска Архангельской области экономия топлива на котельной (%)33 экономия электроэнергии (%)61 Проект по модернизации системы теплоснабжения в г. Мытищи (%) экономия газа (млн. м3)4 экономия электроэнергии (млн. кВт-ч)3 снижение потерь в тепловых сетяхС 18 до 5% Расход электроэнергии на 1 человека в квартире автора (% от среднего по Москве) 45% Экономия на отоплении жилых домов, построенных в гг., в соответствии с новыми нормами теплозащиты (тыс. тут) 3450

ЦЭНЭФ Стратегии смягчения рисков за счет повышения энергоэффективности. Рекомендации для энергетических компаний (1) Повышение надежности и формирование устойчивой технологии прогнозирования динамики спроса на энергию и мощность Переход к интегрированному планированию энергетических ресурсов (ИПЭР) дает возможность ограничить прирост спроса на газ и электрических нагрузок в два раза Реализации программ управления спросом у потребителей (ПУС) Поддержка введения технических регламентов по повышению энергоэффективности зданий и энергопотребляющего оборудования Британское правительство приняло решение убрать с рынка неэффектиные продукты, в число которых войдут лампы накаливания Совершенствование схемы формирования платы за мощность Повышение эффективности использования природного газа на имеющихся установках Определение судьбы ТЭЦ в процессе реформы электроэнергетики и ЖКХ в рамках специальной программы

ЦЭНЭФ Рекомендации для энергетических компаний (2) Поддержка развития регионального и муниципального энергетического планирования Активная работа с властями и СМИ по пересмотру подхода к контролю за экономической доступностью энергетических услуг Переориентация тарифной политики с контроля темпов роста тарифов на контроль ограничений по платежной способности потребителей Считать содействие повышению энергоэффективности у потребителей приоритетным направлением экологической политики компании Диверсификация бизнеса за счет создания собственных или привлечения на условиях аутсорсинга энергосервисных компаний (ЭСКО), работающих на основе перфоманс-контрактов по предоставлению услуг комфорта в сфере ЖКХ и бюджетной сфере

ЦЭНЭФ Рекомендации для энергетических компаний (3) Поддержка Минэкономразвития в запуске программы энергетического менеджмента на объектах федеральной бюджетной сферы с последующим распространением на регионы и муниципалитеты Поддержка концепции продажи комфорта в жилых и общественных зданиях как схемы, позволяющей институционально оформить выгодополучателя от повышения энергоэффективности в этих сферах Разработка программ экстренной помощи по восстановлению параметров комфорта на объектах бюджетной сферы Организация совместно с центрами и агентствами по энергосбережению и экологическими организациями: –«агрессивной» кампании в СМИ по поддержке повышения эффективности использования энергии –создания и распространения информационных продуктов для населения –демонстрации лидерства в сфере повышения энергоэффективности Отличный первый опыт РАО «ЕЭС России» и ЦЭНЭФ

ЦЭНЭФ Формирование и повышение надежности системы прогнозирования спроса на энергоресурсы Совершенствование статистики и проведение обследований и переписей потребителей энергии Анализ вклада групп потребителей и электропотребляющих процессов в формирование совмещенных максимумов нагрузки Организация управления нагрузками потребителей в зимний максимум Внедрение целевого программного подхода в расходование средств Фондов энергосбережения, формируемых за счет отчислений от тарифов на электрическую энергию Финансовая поддержка организации конкурсов школ «Энергетические звезды» по трем номинациям Организация поддержки массированных информационных кампаний по повышению эффективности использования энергии Поддержка сбора, систематизации и распространения опыта по повышению энергоэффективности, в т.ч. в ЖКХ и общественных зданиях силами центров по энергосбережению и экологическими организациями Изучение и применение зарубежного опыта Лоббирование повышения энергоэффективности в правительстве и администрации Президента РФ С чего начать? Первоочередные меры

ЦЭНЭФ Правительство должно сменить «Стратегию инерции» на «Стратегию эффективности» Для реализации «Стратегии эффективности» необходимо: Восстановить деятельность федерального правительства по реализации политики повышения энергоэффективности Создать систему управления повышением энергоэффективности на федеральном уровне Регламентировать деятельность по повышению энергоэффективности за счет введения специальных технических регламентов по энергоэффективности зданий и оборудования, запуска программ управления спросом Пересмотреть программу «Энергоэффективная экономика» Разрешить использовать полученную на оплате коммунальных ресурсов экономию на цели возмещения вложений в капитальный и текущий ремонт объектов бюджетной сферы Определить органы исполнительной власти, отвечающие за разработку и реализацию политики повышения энергоэффективности и за реализацию ФЦП «Энергоэффективная экономика» Стратегия инерции Стратегия эффективности Энергоемкость ВВП (2005=100)7052 Чистый экспорт газа, млрд. м Потребность в инвестициях для газовой отрасли, млрд. долл Потребление электроэнергии, млрд. кВт-ч Мощность электростанций, ГВт Потребность в инвестициях для электроэнергетики, млрд. долл Показатели в 2020 г. В состав программы «Энергоэффективная экономика» должны входить программы: Повышение энергоэффективности в организациях федеральной бюджетной сферы Управление спросом на газ и электроэнергию Повышение энергоэффективности в ЖКХ Повышение энергоэффективности в промышленности Повышение энергоэффективности зданий и оборудования