Юзабилити-семинар на ЗПШ 2008 Дегтяренко Иван UIDesign Group Зотова Алина Deutsche Bank
Часть I Что такое ЗПШ
В феврале мы отдыхали на море
Приехав на море, мы, конечно, гуляли по пляжу
Еще мы были на спектаклях и концертах
Радовались новым встречам
Тянулись к знаниям…
…и пытались докопаться до истины
И конечно проектировали- проектировали- проектировали
Все это ежегодная Зимняя психологическая школа в Комарово
Что такое ЗПШ Шесть дней Восемь секций Участники со всей России и не только 7,5 часов научной программы в день 24 часа удовольствия в сутки
Что дает ЗПШ Возможность пообщаться на актуальные профессиональные темы Максимальная интерактивность Междисципли- нарное общение Возможность обкатать программы и методики
Что дает ЗПШ Встречи с известными профессорами, преподавателями и практическими специалистами Уникальный психологический опыт
Вам все осточертело? ЗПШ лечит хандру!
Культмасс Спектакли Концерты и творческие вечера Презентации делегаций Экскурсии Прогулки к заливу и прочие посиделки
Всю ночь в редакции сочиняется материал для газеты…
Чтобы к завтраку на столах была свежая пресса
Все это за смешные деньги
А главное на Школе есть секция «Человек и компьютер»
Да-да, мы знаем, что настоящий пользователь выглядит так :(
Часть II Человек и компьютер
Секция «Человек и компьютер» Проводится второй год Участие в секции принимают опытные юзабилити-специалисты 2007: Платон Днепровский, Артем Кузнецов 2008: Алексей Копылов, Екатерина Умнова В этом году секции были посвящены три статьи в газете Школы и много разговоров. Юзабилисты наделали шуму!
Цикл семинаров-тренингов Дегтяренко Иван. Этап сбора данных по проекту: практика применения методики «Персонажи» (3 часа) Копылов Алексей. Концепция как начальный этап проектирования пользовательского интерфейса (3 часа) Зотова Алина. Практика бумажного прототипирования (1,5 часа) Умнова Екатерина. Юзабилити-тестирование «на коленке» (3 часа)
Цикл семинаров-тренингов Сквозное задание («кейс») Активное участие слушателей на каждом этапе Цели: Для тех, кто «в теме»: научиться использовать определенные методики; обменяться опытом Для новичков: получить целостное представление о процессе проектирования; иметь возможность в дальнейшем сотрудничать с юзабилити-специалистами, понимая, что происходит вокруг
Сбор данных/Персонажи Введение в «кейс» Методики исследования Практические приемы отбора и синтеза персонажей Выявление требований Ранжирование персонажей и требований Сценарии
Концепция Структура концепции Требования, сценарии и артефакты Разработка и презентация концепции Организационный аспект в разработке концепции
Бумажное прототипирование Прототипы на бумаге: преимущества, недостатки, границы применимости Инструментарий Полезные приемы Подготовка бумажного прототипа к тестированию
Юзабилити-тестирование Как проходит тестирование в условиях реального бизнеса Подготовка к тестированию Участники Задания и т.д. Роль фасилитатора в тестировании
Аудитория Юзабилисты Инженерные психологи Психологи других специализаций человек
Отзывы в газете «…я сегодня полдня просидел у юзабилистов, где мы долго рассматривали, как же делают устройства такими, что некоторые жизни без них не представляют» «Одно могу сказать наверняка, что эти люди [юзабилисты] волшебники, и что все-таки они скорее психологи, чем ай-ти-шники. Мало того, юзабилисты друзья человека. Они живут и работают для того, чтобы нам с вами жилось лучше и проще»
Часть III Некоторые выводы
Успешный тренинг-сериал «Горячие точки»: Выбор и формулировка сквозного задания Тайминг Управление групповой динамикой Переходы между частями Формулировка целей и задач Обратная связь
Сквозное задание Не пытайтесь объять необъятное Давайте четкие формулировки Общепонятная предметная область Использование инновационных технологий (ой, эти гаджеты все такие милые!) Сложность задания: найдите золотую середину! Управляйте сложностью, варьируя число «известных переменных»
Групповая динамика Деятельность участников должна быть стихийна (самостоятельна) Однако, как учили классики марксистско- ленинской теории, стихией надо управлять Дайте людям почувствовать радость самостоятельного творчества Используйте больше примеров Затраченное на объяснения время окупается за счет скорости и качества выполнения задания
Тайминг и связки Внимательно оговаривайте связки между сессиями Предъявляйте требования к входным данным Выясняйте требования к выходным данным Планируйте время с запасом, иначе можете подвести себя и коллег Планируйте достаточные перерывы между сессиями
Постановка целей и задач Цели преподавателя: знания и компетенции, которые необходимо транслировать Цели модератора: характеристики групповой динамики, которых необходимо придерживаться Цели экспериментатора: гипотезы о наилучшем способе преподавания темы, которые необходимо проверить
Обратная связь Каждый тренинг должен завершаться получением обратной связи Желательно провести в конце шеринг/дебрифинг Проверьте, достигнуты ли цели тренинга Недопонимание в текущей сессии причина проблем на последующих этапах
Анонсы следующих открытых семинаров: Сайт Школы:
Вопросы есть?:)