Тема 6. Прогнозирование и эффективное управление НЭ (Конспект лекции) Силантьев В.Б. Филиал ВЗФЭИ в г. Уфе Кафедра ЭММ 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРО- ГНОЗИ- РОВАНИЕ Маркин Сергей Менеджмент 2 КУРС.
Advertisements

Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Лекция 2. Методологические основы прогнозирования в домашнем хозяйстве.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Тема 9 Понятие управления финансами, его функциональные элементы Финансовое планирование и прогнозирование как элемент управления финансами Финансовый.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ф И Н А Н С О В Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т П Р И.
Инструменты социально-экономического развития РФ.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Необходимость и роль макроэкономического планирования макроэкономического планирования и прогнозирования Работу выполнила: Екатерина Егорова студентка.
Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Центр исследования экономической политики СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Транксрипт:

Тема 6. Прогнозирование и эффективное управление НЭ (Конспект лекции) Силантьев В.Б. Филиал ВЗФЭИ в г. Уфе Кафедра ЭММ 2011

2 Прогноз как элемент системы координации (МППП) МППП – система координации моделирования, прогнозирования, программирования, планирования, регулирования. Управление из положения над экономикой и ее регулированием должно быть преобразовано в элемент общей системы координации и даже регулирования Прогноз – система обоснованных (аргументированных) представлений о будущих состояниях изучаемого объекта и предмета, которые (состояния) имеют (по Ф. Найту) неопределенный и/или вероятностный характер

3 АТРИБУТЫ ПРОГНОЗА 1.Концепция и модель происхождения и развития объекта и/предмета 2.Система логических суждений (силлогизмов), определяющих методы и способы построения прогноза 3.Набор данных (статистика, факты, эксперимент, расчет), используемых в прогнозе

4 Главная цель и основная задача прогноза Цель – снижение неопределенности и управление рисками принятия решений Задача – «определить неопределенность», т.е. выяснить ее характер: чистая она, связано с нестрахуемыми рисками (подлежит только качественным – порядковым измерениям, когда ее нельзя измерить даже вероятностными методами) или это вероятностная неопределенность со страхуемыми рисками.

5 Основные функции прогноза Ретроспективный анализ (прогноз прошлого) изучаемых процессов функционирования и развития НЭ (т-э, с-э, ф-э, реального, номинального, потенциального, фактического); Выявление возможных альтернатив (экстраполяция; адаптивные ожидания; рациональные ожидания; математические ожидания); Выявление основных проблем, связанных с тенденциями и альтернативами; Выбор и обоснование наилучшей альтернативы; Определение наиболее и наименее вероятной альтернативы Сравнительный анализ последствий предлагаемых решений с целью их согласования (по принципам балансов сил и интересов, когда: «решения экономистов – проблема для политиков и наоборот») (см. Нуреев, с. 595)

6 Основные виды прогнозов По предмету: бюджетные, налоговые, промышленные, аграрные, финансовые, валютные, таможенные и т.д.; По методологии: поисковые (аналитические – генетические, трендовые, экстрапрляционные) и нормативные (программно-целевые)

7 По объекту и предмету по всем макроэкономическим агрегатам, функциям и показателям СНС, например, бюджетные, налоговые, прогнозы в сферах собственности, труда, управления и хозяйствования, техноэкономических и социально-экономических укладов, научно- технического прогресса, банков, кредита, страхования, национального дохода, … конкурентоспособности…, прогнозы развития структуры экономики, отраслей, народно- хозяйственных комплексов (ТЭК, ОПК, МСК, АПК), малого и среднего бизнеса, всех «И», секторов, регионов, ВЭД, экспорта, импорта, торгового и платежного баланса промышленные, аграрные, финансовые, валютные, таможенные и т.д.;

8 По характеру и периоду По характеру Фундаментальные Технические (инструментальные) По периоду (временному горизонту, упреждению) Краткосрочные (до 1-2-х дет) Среднесрочные (до 5-7 лет) Долгосрочные (до лет цикла смены поколений) Сверхдолгосрочные (свыше 25 лет до 3-х поколений и более)

9 По масштабу и характеру содержания Частный прогноз – относительно автономный глубоко профессиональный прогноз развития какого-либо объекта и/предмета, основанный на эзотерических факторах, разрабатывается специалистами определенного профиля Комплексный прогноз – продукт совместного межотраслевого, межрегионального, межсекторального и других многопрофильных подходов

10 Основные принципы Общие принципы (законы) формальной и диалектической логики (ФЛ: Аристотель: тождества, противоречия, исключенного третьего, Лейбниц: достаточного основания; Кант, Гегель, Маркс: единства и борьбы противоположностей, О-О, К-К переходов, ОТС и Кибернетика (Берталанфи, Винер, Эшби, Шеннон, Бир: принцип разнообразия) Специальные принципы прогнозирования: 1. Системность (простая или сложная размерность 2. Адекватность 3. Альтернативность 4. Обоснованность (не обязательно практикой)

11 Методы прогнозирования (и планирования) Эвристические (экспертных оценок, на пример, Метод Дельфи (иногда дельфийский разработан корпорацией RAND (США, е гг.), авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.Является методом экспертных оценок. Особенности: заочность, многоуровневость, анонимность.RANDДельфийского Оракула Логические (логического моделирования. Например, аналоговые, функциональные (исследование функций), структурные, … Математические (МОБ, по моделям «затраты выпуск» Леонтьева, регрессионные иодели)

12 Россия-2020 В марте 2008 г. МЭРТ РФ подготовлена «Концепция долгосрочного СЭР РФ» до 2020 г. Отмечаются: основные вызовы десятилетия (усиление глобальной конкуренции, новая волна технологических изменений, возрастание роли человеческого капитала как альтернативы экспортно-сырьевого развития); нерешенность многих проблем экономической структуры, эффективности, институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций, информационных систем (Интернет-экономики, электронного правительства) социального неравенства, региональной дифференциации, административных барьеров и социальной ответственности бизнеса, взаимосвязи науки, образования и бизнеса, формирования МБ и среднего класса, … превращения страны в ведущую мировую державу. Выделяются три этапа: (5 лет); (5 лет); (3 года)

13 Целевые индикаторы «России-2020» на 2012, 2017, 2020 гг. 1.Рост ВВП 2.Рост производительности труда 3.Снижение энергоемкости ВВП 4.Рост реальных располагаемых доходов населения 5.Рост инвестиций в основной капитал 6.Расходы на НИОКР на конец периода 7.Расходы на образование на конец периода 8.Расходы на здравоохранение на конец периода

14 Стратегические и тактические приоритеты Нуреев рассматривает их на примере анализа Доклада ИЭС (Институт экономических стратегий. Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, А.А. Петров, Ю.В. Яковец) «Прогноз инновационно- технологическая и структурная динамика экономики России на период до 2030 года с учетом мировых тенденций» Авторы анализируют два основных варианта развития НЭ РФ: инерционный и инновационно- прорывной и обосновывают выбор второго, для реализации которого необходимы 6 условий.

15 6 условий инновационного прорыва 1.Возрождение системы долгосрочного научного прогнозирования 2.Разработка перспективной государственной стратегии 3.Создание системы инновационного партнерства (СИП) государства, бизнеса, науки и образования 4. Институциональные трансформации (называют 3 направления) 5.Обеспечение возможности дейстивия «закона смены поколений» 6.Обеспечение приоритета национальных интересов не только в долгосрочной стратегии, но и в текущей хозяйственной деятельности

16 Институциональные транформации по ИЭС 1.Повышение роли и ответственности государственных и муниципальных органов власти и управления в эффективном инновационном развитии экономики (конституционализация НИС и НИР?) 2.Обоснованный отбор и последовательная реализация стратегических прогнозов (их инновационная коммерциализация?) 3.Ориентация всех экономических укладов (т-э, с-э и финансовой системы, ФК) на реализацию этих национальных приоритетов и повышение конкурентоспособности НЭ РФ и всез ее субъектов

17 Проблемы эффективного управления (ЭУ) Управленческие решения в секторе общего государственного управления (государственных органов власти и управления) затрагивает экономические и социальные интересы всех субъектов национальной экономики, во всех ее сферах и на всех уровнях, от топ-политиков и топ- менеджеров до отдельных людей и их низовых коллективов. Поэтому управленческое решение не может быть эффективным без согласования этих интересов. Главное условие ЭУ (основная проблема) – баланс интересов. Задача согласования – обеспечить совместимость целей, интересов, мотивов и стимулов деятельности на уровне общества, НЭ, региона, отрасли, сектора, хозяйствующих субъектов и, в конечном счете, в результате всех опосредствований, личности. (Гегель, Маркс: суть, истина всякого отношения состоит в опосредствовании. Маркс высмеивал ученых, довольствующихся непосредственными связями). Без многочисленных опосредствований-согласований, непрерывного разрешения непрерывно возникающих противоречий, без кропотливого поиска баланса интересов, достижения их совместимости, без «переговоров без поражения» вместо грубого принуждения-насилия социально-экономическая система не может функционировать нормально, цели общества становятся недостижимыми. Не говоря уже об эффективности управления.

18 Двусмысленный признак ЭУ «Нашему обществу понадобилось более 20 лет "выдавливания из себя раба", чтобы выйти из шока и осознать свои национальные интересы в выстраиваемой глобализации по-американски. По этой причине впервые после холодной войны в "стратегическом плане" госдепа США (Strategic plan – Fisсal years ) в качестве приоритетной задачи названо противодействие "негативному поведению" России в отношении демократических прав и свобод, которое, по их мнению, проявилось, в частности, в усилении централизации власти и растущей роли государства в экономике». - Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества - Научная школа стратегического планирования Н.И. ВедутыНаучная школа стратегического планирования Н.И. Ведуты - yekonomikoj-v-realizacii.html- yekonomikoj-v-realizacii.html - Эхо планеты. Портал посвящен изучению изменений в обществе, политике, науке, природе.

19 Российский «бардак» в управлении «Я никого не хочу сейчас ругать и знаю, насколько загружены наши министры, и нынешние, и будущие будут очень загружены. Но вы знаете, это полный бардак, абсолютный бардак … порваны все коммуникации, даже властные коммуникации, я уже не говорю о коммуникациях между обычными гражданами и министрами», - еще раз сказал президент Медведев на встрече со сторонниками ЕР, много раз повторявший такую характеристику управления во всех сферах и на всех уровнях управления в России. (Успокаивает Госдеп? Сохраняет «перезагрузку»?) - %B4%D0%B5%D0%B2+%D0%BE+%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D 0%B0%D0%BA%D0%B5&hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&ei=eLukTpjjDIK M- wak1523BQ&sqi=2&start=10&sa=N&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.,cf.osb&fp=62aaf &biw=853&bih=549 -

20 Политическая конкуренция в управлении НЭ. Модель Хоттелинга-Даунса Гипотеза Энтони Даунса (1957): «Партии скорее формируют политику с целью победы на выборах, а не выигрывают выборы с целью проведения политики» выдвинута по аналогии с моделью одномерной пространственной дифференциации рынка (моделью «линейного города») Гарольда Хотеллинга (1929): торговцы-конкуренты располагают свои магазины таким образом, чтобы среднее расстояние от дома каждого покупателя было минимальным. Поэтому магазины располагаются рядом друг с другом. (Графики нормального распределения Гаусса). Так формируется единая проправительственная (правящая) партия.

21 Административный ресурс АР – новое понятие управляемой (суверенной) демократии и управления НЭ, характеризует (sapienti sat) экономического и политического (авторитаризм, «культ личности») монополизма. В постсоветской России с переходной НЭ возникло множество «ловушек – порочных кругов». В том числе: Неразвитая НЭ (национальный рынок) – продукт неразвитой демократии и наоборот; Административный ресурс, с одной стороны, накопленная политическая рента (доход фактора неэластичного предложения), с другой – потенциал топ-политика, топ-менеджера, позволяющий им политическую, управленческую ренту и в будущем.