Городской семинар с дистанционной конференцией 25 февраля 2011 года, 16:00, ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО «Химическое образование для современных школьников: проблемы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПУБЛИЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Окольникова Фёдора Борисовича учителя химии ГОУ Средней общеобразовательной школы 126 Юго-Западного.
Advertisements

Разноуровневые практические работы по химии в 9 классе Выполнила учитель МОУ СОШ 82 г. Ульяновска Куцегуб Нина Фёдоровна.
Общественный смотр знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Зеленогорск октябрь 2011 год Профессиональное совершенствование учителей начальных классов Базовая площадка МОУ СОШ 161 Умения и способы деятельности учителя.
Тема урока: КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. Цель: Обобщить понятие – кислоты. Рассмотреть свойства растворов.
Формирование у учеников способности самостоятельно учиться на уроках химии и биологии Методическое объединение химии и биологии Председатель МО: Куваева.
Классы неорганических соединений Выполнил Болгова Е.Д – преподаватель химии ГАК с Московское.
Автор: учитель биологии и химии МБОУ СОШ 17 Манукян Эмилия Завиковна.
Cl - «Формирование познавательных умений на уроках химии» Шумейко Л.В. ГБОУ СОШ 31 Санкт-Петербург.
ГИА по химии Блок В и С Версии 2010 и В 1-4 В1 – В4 Задания В1 – В4 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно указана последовательность.
Кислоты – это… Соли – это… Оксиды – это… Основания – это… Диссоциация – Реакции ионного обмена – Дать определения:
Рабочая концепция УУД 1.УУД отражают состояние готовности индивидуума в условиях учебно-воспитательного процесса и повседневной жизни выбирать различные.
Обобщение и систематизация знаний по теме «металлы»
Урок обобщения : «Химические реакции». ( Химическое путешествие, 8 класс.) Учитель химии Коблякова Н.В.
Проверочная работа Выполните следующее задание: Выполните следующее задание: I вариант - 4 (а, б) на странице 88, приведите 2 типа классификации кислот.
Решение экспериментальных задач (выступление на городском семинаре учителей химии)
Цель урока Закрепить знания по теме «неорганические классы веществ»; Продолжить развивать навыки написания химических уравнений реакций.
От знания к познанию Иванцова Я.И., учитель химии ГБОУ СОШ 1360.
Деятельностный подход в обучении химии Учитель химии МБОУ «Тучковская средняя школа 3» Сафонова В.П.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 г.Сочи «Реакции замещения». Химия 8 класс Василевская Оксана Васильевна,
Транксрипт:

Городской семинар с дистанционной конференцией 25 февраля 2011 года, 16:00, ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО «Химическое образование для современных школьников: проблемы учителя и перспективы использования компетентностного подхода» Клуб начинающих учителей химии

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО ОКОЛЬНИКОВ Фёдор Борисович учитель химии и экологии, заместитель директора ГОУ средней общеобразовательной школы 126 ЮЗОУО, к.пед.н. _khimii_i_ehkologii/0-169 методист лаборатории экспериментальной и инновационной деятельности ОМЦ ЮЗАО член клуба «Профессиональная среда» при электронном СМИ «ПЕДСОВЕТ.ORG», автор блога «ДРУГАЯ ХИМИЯ»,

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка... Мир, учитель и ребёнок – всё вокруг и мы сами устроены целостно. Но целостен ли сам учебный процесс? Как увидеть эту взаимосвязь?

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО – внутреннее 2 – граница 3 – внешнее Зона актуального развития Зона ближайшего развития 1, 2, 3, 4, 5 - ????

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Закройте глаза. Представьте себе, что в ладони одной руки у вас лежит кубик или шарик из какого-либо металла. Выполните подряд следующие действия и запишите результат. 1.Ощутите… 2.Опишите… 3.Сделайте… 4.Придумайте… 5.Постройте модель… 6.Обнаружьте где-нибудь ещё…

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка... Проблема, как разрыв целостности, всегда возникает у живого человека. В учебном процессе важна проблема языка коммуникации: «Я вам русским языком объясняю!» «Мы с вами говорим на разных языках!»

О чём вы говорили?Что вы делали? ЧУВСТВА Ощутите! ОБЪЕКТЫ Опишите! ПРОЦЕССЫ Сделайте! ОТНОШЕНИЯ Придумайте! ДЕЙСТВИЯ Постройте модель! ТВОРЧЕСТВО Обнаружьте этот же вывод в другой предметности! Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО ГОВОРЮ + ДЕЛАЮ = СООТВЕТСТВИЕ ИНСТРУМЕНТ

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка... Учителю и ученику важно не только правильно задавать вопросы (глаголы действий), но и выбирать эффективные для работы на соответствующем уровне содержания (единицы смысла) инструменты – методы личного познания (ментальные операции). Учитель и ребёнок должны начать говорить на одном языке: под каждое знание своё умение и под них двоих конкретный навык.

О чём вы говорили? Что вы делали? Чем вы пользовались? ЧУВСТВА Ощутите! Наблюдение ОБЪЕКТЫ Опишите! Реакция ПРОЦЕССЫ Сделайте! Опыт ОТНОШЕНИЯ Придумайте! Эксперимент ДЕЙСТВИЯ Постройте модель! Исследование ТВОРЧЕСТВО Обнаружьте этот же вывод в другой предметности! Открытие Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО «ИНСТРУМЕНТЫ» на примере проведения практических и лабораторных работ по химии

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? Учителю и ученику важно не только правильно задавать вопросы (глаголы действий), но и выбирать эффективные для работы на соответствующем уровне содержания (единицы смысла) инструменты – методы личного познания (ментальные операции).

Когнитивный цикл познания: различение / обобщение / оформление ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Цикл, приводящий к норме Последовательность, приводящая к … ТИПОЛОГИЯ ЦИКЛОВ: Управленческий цикл: установление / исполнение / оценивание Оценочный цикл: вопрос / ответ / оценивание ЗНАНИЯ УМЕНИЯ

Образование – целенаправленный, специально организуемый процесс передачи социально значимого опыта, а также норм и правил поведения подрастающему поколению. Компетенция – категория управления, характеризующая профессиональную деятельность лица, принимающего решение. Компетентность – личное знание, приводящее к полноценной способности делать что-либо; минимальный и достаточный набор компетенций. Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Социодинамическое мировоззрение Психодинамическое мировоззрение Гуманистическое мировоззрение Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО УЧИТЕЛЬ И РЕБЁНОК, КОТОРЫЕ ВЫБИРАЮТ (АКТ ВЫБОРА)

Образование – целенаправленный, специально организуемый процесс передачи социально значимого опыта, а также норм и правил поведения подрастающему поколению. Компетенция – категория управления, характеризующая профессиональную деятельность лица, принимающего решение. Компетентность – личное знание, приводящее к полноценной способности делать что-либо; минимальный и достаточный набор компетенций. Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? Компетентностный подход естественным образом скрыт в деятельности учителя, но становится актуальным только в условиях преодоления детьми проблемной ситуации, когда требуется создание новых норм и оперирование ими в ситуации выбора.

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? Классно-урочная система пришла на смену индивидуальному обучению и до сих пор является наиболее технологичным подходом к организации массового обучения детей. Современное понимание урока сводится к тезису «урок как повод к общению», имеет под собой разные теории и модели, но структура урока пока не отвечает ни компетентностному, ни личностно- ориентированному подходам. Будущее образования связано с созданием технологий работы с сознанием ребёнка и учителя, выбирающим свою предметность.

Технология ИДИ-обучения: Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? Пример построения компетенций в ходе изучения систем: 1.cнятие ребёнком контекста «чужой» нормы (N 1 ) – размыкание 2.определение элементов и связей предложенной системы 3.создание собственной системы – «опредмечивание» 4.восстановление контекста – интеграция 5.замыкание и предъявление собственной нормы (N 0 )

Откройте чистый разворот тетради На левую страницу в столбик одно под другим крупно перепишите слова со следующего слайда Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

ВЕЩЕСТВА СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫЕ ОКСИДЫ КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ СОЛИ МЕТАЛЛЫ НЕМЕТАЛЛЫ Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

На правой странице с помощью стрелок в логической последовательности расположите слова в виде схемы Рисуйте крупно на всю ширину и высоту страницы!!! Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

ВРЕМЯ на задание – 5 минут! На левую страницу во второй столбик одно под другим крупно перепишите условные формулы веществ со следующего слайда Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

МeМe НеМe x O y МexOyМexOy НеМe Мe(OH) y H x НеМeO y H x НеMe Мe x НеМe y Мe x НеМeO y Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

На правой странице в схеме запишите эти обозначения под уже написанными словами Пишите крупно! Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

ВРЕМЯ на задание – 5 минут! На левую страницу в третий столбик одну под другой крупно перепишите формулы веществ со следующего слайда Пишите крупно! Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

АlАl N2O5N2O5 Na 2 O O2O2 KOH H 2 SO 4 HCl Ca 3 (PO 4 ) 2 Na 2 SO 3 Fe P Mg(OH) 2 H 3 PO 4 Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Какую схему подразумевал Фёдор Борисович, зная весь школьный курс химии? Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

ВЕЩЕСТВА СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫЕ ОКСИДЫ КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ СОЛИ МЕТАЛЛЫ НЕМЕТАЛЛЫ МeМe НеМe Мe(OH) y МexOyМexOy НеМe x O y Н х НеМeH x НеМeO y Мe x НеМeO y Мe x НеМe y Ca 3 (PO 4 ) 2 Na 2 SO 3 O2O2 P Fe АlАl Mg(OH) 2 KOH N2O5N2O5 Na 2 O H 2 SO 4 HCl Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Какие известные вам вещества не попадают в схему Фёдора Борисовича? Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Аммиак NH 3 Метан («болотный газ») СH 4 Глюкоза («виноградный сахар») C 6 H 12 O 6 Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? Пример построения компетенций в ходе изучения веществ: 1. cнятие ребёнком контекста «чужой» нормы (N 1 ) – ЧУВСТВА 2. определение элементов и связей предложенной системы через называние терминов, формулирование определений, построения понятий – ОБЪЕКТЫ, ПРОЦЕССЫ, ОТНОШЕНИЯ. 3. от понятия к созданию собственной системы – ДЕЙСТВИЯ 4. восстановление контекста («личное знание») – ТВОРЧЕСТВО 5. Предъявление нормы (N 0 ): субъект действий – субъект анализа – субъект рефлексии

Дезинтеграция Дифференциация Дедифференциация Интеграция ТВОРЧЕСТВО ЧУВСТВА ОБЪЕКТЫ ПРОЦЕССЫ ОТНОШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРОДУКТЫ АКТИВНОСТИ ПРОДУКТЫ АКТИВНОСТИ ПРОДУКТЫ АКТИВНОСТИ NaCl, поваренная соль хлорид натрия диссоциация: NaCl Na + + Cl - NaCl, NaNO 3, Na 2 SO 4, Na 3 PO 4 Na 2 O, NaOH, NaCl, HCl солёный вкус N0N0 N1N1 выращивание кристаллов солей Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? Компетентностный подход за счёт процедуры замыкания- размыкания с последуцющим «опредмечиванием» позволяет на всём протяжении работы с ребёнком удерживать целостность. Механизмы педагогической интеграции позволяют каждый раз восстанавливать целостность познаваемого (вещи) за счёт вложения одной компетенции в другую.

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно-урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? 5.К каким новым результатам может привести использование компетентностного подхода? Пример построения компетенций на уроках химии в логике «состав-строение-свойство» через вариативное изучение системы «модель-реакция-вещество»: 1.«модель» не пахнет и не проявляет качественных реакций 2.сходные по виду «вещества» могут проявлять разные свойства 3.«модель» и «вещество» не всегда отвечают данным эксперимента.

МОДЕЛЬМОДЕЛЬ СТРОЕНИЕСТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВО РЕАКЦИЯ СВОЙСТВА СОСТАВ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Урок по теме «Соединения химических элементов» (8 класс, учебник О.С.Габриеляна) Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Качественная реакция на кислород: O2O2 Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

+ KMnO 4 Сравнение свойств веществ: Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

NH 3 HCl Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО

Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? 5.К каким новым результатам может привести использование компетентностного подхода? Пример применения учителем и детьми навыка конструирования компетенций для работы с химическим содержанием через поиск и отбор информации в логике «вопросительное слово – термин действия (глагол) – единица смысла (существительное)».

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Класс веществ Общее свойство Возможная функция ОКСИДЫ ОСНОВАНИЯ КИСЛОТЫ СОЛИ Заполните пустые ячейки таблицы…

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Класс веществ Общее свойство Возможная функция ОКСИДЫоксидностьоксидировать ОСНОВАНИЯосновностьзащелачивать КИСЛОТЫкислотностьзакислять СОЛИсолёностьзасаливать Сравните с результатами поиска в интернет-среде…

Химическое образование для современных школьников…(городской семинар с дистанционной конференцией) – г., 16:00 / Окольников Ф.Б., ГОУ СОШ 126 ЮЗОУО Живой ребёнок и «мёртвая» химия: 1.Проблемы учителя и проблемы ребёнка. 2.Откуда возникает компетентностный подход в работе учителя? 3.Что даёт компетентностный подход для классно- урочной системы обучения современных детей? 4.Как использовать компетентностный подход в работе современного учителя? 5.К каким новым результатам может привести использование компетентностного подхода?