Здоров, учитель! Будь Здоровый учитель – здоровые дети!

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Учитесь властвовать собой!" - профилактика профвыгорания педагогов
Advertisements

Симптомы, стадии, профилактика Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению.
Педагог-психолог: Белолипецкая В. В.. АКТУАЛЬНОСТЬ: Внедрение профессионального стандарта педагога Предъявление новых региональных требований к профессиональной.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Материал к семинару подготовлен Матухно И.М., педагогом-психологом МОУ СОШ 19 г. Комсомольска-на-Амуре.
Профилактика профессионального выгорания.. Представление о профессиональном выгорании. Профессиональное выгорание- это синдром, развивающийся на фоне.
Автор: педагог-психолог МОУ-СОШ 6 г.Маркса Дунина Ольга Вениаминовна.
Саморегуляция педагога, как способ профилактики профессионального выгорания. Тема педсовета:
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ. По оценкам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире в структуре заболеваемости.
МБОУ СОШ 1 с.Канглы Программа «Здоровый учитель» Семинар-тренинг.
Ведущая: педагог-психолог Петрова Альфия Ямалдиновна МОУ начальная школа-д/сад с. Северный;
ПЕДАГОГИ УЧАЩИЕСЯ РОДИТЕЛИ Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических.
С ИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ. Ч ТО ТАКОЕ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ? Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся.
Синдром профессионального выгорания Мороз Екатерина 2ПСР.
Л. А. Спирина Н. Э. Ивасько. сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; научить обучающихся осознанно выбирать поступки,
Эмоциональное выгорание учителей. Эмоциональное выгорание – это: o выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного.
МБДОУ г. Иркутска детский сад г. Синдром профессионального выгорания Автор Гусева Марина Петровна.
Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. Конфуций.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Транксрипт:

здоров, учитель! Будь Здоровый учитель – здоровые дети!

Нормативно-правовая база Условия труда педагога защищаются: Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. N 5600-I (с изм. и доп. от 18 июля 1995 г., 24 июля 1998 г.); Уставом образовательного учреждения; Правилами внутреннего распорядка.

Актуальность проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса; статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно- мышечной системы.

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия(близорукость) ; афония (снижение уровня восприятия звука) ларингит; синдром хронической усталости; гиподинамия (снижение физической активности) остеохондроз.

Немного статистики… 60% учителей страдают невротическими заболеваниями; около 70% физических заболеваний носят психосоматический характер; 38,6% учителей начальных классов и 40,8% учителей старших классов имеют высокий уровень невротизма; 72,5% и 59,3% соответственно – высокий уровень тревожности; 80% учителей страдают болезнями нервной системы, расстройства зрения, сердечно-сосудистыми и кишечными заболеваниями; по оценке администрации образовательных учреждений только 4 % учителей имеют хорошее физическое и психическое здоровье; по оценке самих учителей - 2%.

Причины заболеваний: отсутствие стабильного режима труда и отдыха; сниженная двигательная активность; эм оциональная перенапряженность; большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты; отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки; использование авторитарного стиля руководства.

А сами учителя… 86 % не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю; 87 % не ложатся спать в одно и то же время; 62% спят менее 7-8 часов в сутки; 78% принимают лекарства без медицинских показаний; лишь 13 % уделяют целенаправленное внимание своему здоровью; 45,7% стараются, но не получается; 32 % не уделяют внимания своему здоровью.

Кристина Маслач Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Состоянию эмоционального выгорания соответствуют: Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться

Внешние факторы, способствующие эмоциональному выгоранию: неэффективный стиль руководства: либо излишне жесткий «мужской», либо излишне мягкий «женский», нередко нечеткий и неуправляемо эмоциональный; работа в условиях временного дефицита - поскольку такие люди будут стараться все делать хорошо, недостаток времени приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и опять- таки появлению психосоматики; отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку, способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «МЫ» и таким образом снизить риск эмоционального выгорания; социально-экономическая нестабильность

Три аспекта профессионального выгорания: Первый снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Третий эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания ПЕРВАЯ ГРУППА: психофизические симптомы 1. Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); 2. ощущение эмоционального и физического истощения; 3. снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); 4. общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); 5. частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно- кишечного тракта; 6. резкая потеря или резкое увеличение веса; 7. полная или частичная бессонница; 8. постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; 9. одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; 10. заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА: социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»). общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА: поведенческие симптомы Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель затрудняется в принятии решений; руководитель затрудняется в принятии решений; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств. злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Синдром профессионального выгорания проходит три стадии (Маслач, 1982) : ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» ВТОРАЯ СТАДИЯ: возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ ИЛИ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ Саморегуляция это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Эффекты саморегуляции: эффект успокоения эффект восстановления эффект активизации

1.Измените Ваше дыхание ! 2.Управляйте тонусом мышц, движением! 3.Разговаривайте с собой! 4.Перепрограммируйте свое сознание! 5.Измените свое поведение! 6.Не зацикливайтесь! 7.Стимулируйте щитовидную железу! 8.Пейте фруктовый сок! 9.Организуйте свой день!

14000 вещей, способных принести счастье простое озеро, ловящее последние лучики солнца, свежие румяные оладушки, березовая роща, забавные игрушки, чувственная музыка, молочные коровы, подсолнухи, маргаритки, тепло солнца и брызги моря…

Утром не спешите. Поставьте будильник на более раннее время. Не вставая с постели, послушайте музыку, обдумайте дела, предстоящие вам в течение дня. По утрам сразу раздвигайте занавески – даже в пасмурный день при естественном освещении вы будете чувствовать себя лучше. Перед открытым окном как следует, потянитесь, чтобы стряхнуть с себя остатки сна. Подняв руки вверх, потянитесь, растягивая все группы мышц. А теперь под душ! Струи воды позволят вам окончательно изгнать вялость. Улыбайтесь и приветствуйте своих коллег, особенно тех, с которыми вы в натянутых отношениях. Чередуйте работу с отгулами и отпусками. Заранее планируйте время отдыха и подумайте, как приятнее провести его.

Сделайте что-нибудь, что радовало вас в детстве (порисуйте акварелью, поиграйте в настольные игры). Заново прочитайте свою любимую книгу. Полежите в ароматной ванне. Распахните окна хотя бы на 15 минут – дом наполнится свежим воздухом, и вы почувствуете себя бодрее. Возьмите напрокат веселый видеофильм и посмейтесь от души. Полистайте альбом со старыми фотографиями. Не забывайте хвалить себя (конечно, не вслух) за хорошую работу. Посмейтесь над собой. С юмором оценив ситуацию, вы легче найдете выход из нее, даже если эта ситуация представлялась вам серьезной и сложной.

Самоуважение Контроль над собой ( верят в то, что своим собственным кораблем управляют, а не просто плывут по волнам жизни) Оптимизм Счастливые люди отдают Сбалансированный образ жизни

смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Загляните! Интересно… (статьи, ссылки и т.п.) Секреты легкого дыхания_____________________________________________ Факторы, влияющие на здоровье учителя_______________________________ Обязаны ли педагоги проходить периодические медицинские осмотры? _________________________________ Комплексная программа охраны и укрепления здоровья педагогов_______ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ПЕДАГОГОВ _________________________________________ Стресс и профессиональное здоровье педагогов_________________________ Психологическое здоровье педагогов___________________________________ Психотехнические игры для учителей__________________________________ РАЗРАБОТКА НОВЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ _____________________________ Всероссийский форум школ____________________________________________ Интернет-ресурсы в области здоровья__________________________________ Новосибирский проект со ссылками _________________________