SADT-МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Федоров И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Advertisements

Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ» ОПЫТ МЭИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ. Москва, 18 апреля 2012 г. НИУ Начальник управления.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
1 Профессиональное обучение менеджеров инновационных проектов Зинов Владимир Глебович декан факультета инновационно- технологического бизнеса АНХ при правительстве.
Система методической работы МДОУ ЦРР Д/С 476. Методическая работа (МР) – это основанная на достижениях науки и прогрессивного опыта система взаимосвязанных.
Бурятский республиканский институт образовательной политики - модель опережающего управления инновационным развитием региональной системы образования»
Разработка и внедрение НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТГУ по инженерным направлениям подготовки (1 этап: описание деятельности, постановка принципиальных.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Профессиональная компетентность выпускника - условие успешной адаптации на рынке труда. «Социально-профессиональная компетентность – это сформированное.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Выполнил: студент 3 «V» курса Исмоилов Сарвар.. Управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Организация проектно - исследовательской деятельности студентов как условие реализации компетентностного подхода в обучении Панкова О. А. Семинар 31 октября.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И ПРОГРАММАХ А.А. Шехонин, проректор В.А. Тарлыков, профессор Национальный исследовательский.
Методические рекомендации по проведению лабораторно – практических работ.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Транксрипт:

SADT-МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Федоров И.В. У А Р Р1 У2 Р2 У3 Р3 С1 С2 С У21

Содержание доклада 1.Подготовка к инновационной деятельности – почему это важно? 2.Взаимосвязь понятий «компетенция», «компетентность» и «готовность к профессиональной деятельности». 3.SADT-методология – краткая информация. 4.Два подхода к построению функциональных моделей подготовки специалистов инновационного типа. 5.Примеры IDEF0-диаграмм различных уровней. 6.Оценка возможностей SADT-методологии повышении качества подготовки специалистов.

Определение инновационной деятельности «Инновационная деятельность – процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности». Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (1999 г.)

Определение понятия «инновационная деятельность» для различных ступеней подготовки Бакалавр техники и технологии деятельность по изучению, поиску, апробации, внедрению и распространению технических и технологических инноваций. Специалист деятельность по изучению, поиску, конструктивной и технологической разработке, апробации, внедрению и распространению технических и технологических инноваций. Магистр техники и технологии деятельность по изучению, поиску, апробации, внедрению и распространению технических и технологических инноваций, коммерциализации результатов выполненной НИР. деятельность по изучению, разработке и внедрению педагогических инноваций и трансферу результатов НИР в учебный процесс.

Взаимосвязь понятий «компетенция», «компетентность» и «готовность к профессиональной деятельности» Компетенция – способность и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенция – подтвержденная готовность индивида (специалиста) использовать весь свой потенциал (знания, умения,опыт и личные качества) для успешной деятельности в определенной области, сознавая свою ответственность за ее результаты. Компетентность – сочетание производственной квалификации с социальным поведением. Готовность – практико-ориентированная компетентность. Готовность к инновационной деятельности – сформированность у выпускников технического вуза системы мотивов, знаний, умений, навыков, профессионально и личностно значимых качеств, необходимых для разработки и внедрения технических (педагогических) инноваций.

SADT (Structured Analysis and Design Techique) – методология структурного анализа и проектирования Функциональный блок (Activity Box) Интерфейсная дуга (Arrow) Декомпозиция (Decomposition) Туннелирование (Arrow Tunnel) Глоссарий (Glossary) Функциональный блок АО Выход Вход Управление Механизм IDEF0 (Integration DEFinition) – методология функционального моделирования

IDEF0-диаграмма процесса формирования компетентности будущих специалистов в области инновационной деятельности (ИД ) ГОС ВПО Специалист инновационного типа Потенциал конкретного вуза Абитуриент Сформировать профессиональную компетентность будущих специалистов в области ИД АО

Профессиональная компетентность Базовые (ключевые) компетенции Общепрофессиональные компетенции Профессионально-профилированные компетенции Специальные компетенции Профессиональная компетентность

IDEF0-модель формирования отдельных типов профессиональных компетенций У3У4 Сформировать базовые (ключевые) компетенции 1 Сформировать общепрофес- сиональные компетенции 2 У1У2 Р4 А С2, С3 С1 Сформировать профессионально- профилированные компетенции 3 Сформировать специальные компетенции 4 Р3Р2Р1

Взаимосвязь компетенций бакалавра, специалиста и магистра Кластер специальных компетенций бакалавр Кластер общепрофессиональных компетенций Компетенции специалиста Компетенции бакалавра Компетенции магистра Кластер специальных компетенций специалиста Кластер общепрофессиональных компетенций Кластер ключевых (базовых) компетенций Кластер специальных компетенций магистра

IDEF0-модель формирования блока специальных компетенций магистра техники и технологии У1 А1 У2 У3 С3.1 Сформировать компетентность в области менеджмента ИД 1 3 Сформировать компетентность в области технических и технологических инноваций 2 Сформировать компетентность в области педагогических инноваций 3 С3.2 Р3 Р2 Р1

Модель формирования кластера компетенций менеджмента инновационной деятельности С3 Уметь принимать решения и управлять инновационными процессами в условиях неопределенности 1 Уметь разрабатывать программы организации ИД 2 Уметь организовывать коллектив исполнителей для выполнения инновационных проектов 3 Уметь позиционировать и коммерциализировать новый продукт (технологию) 4 У1У2У3У4 Р1Р2Р3Р4

IDEF0-модель формирования готовности бакалавров, дипломированных специалистов и магистров к ИД Сформировать готовность бакалавра к ИД Сформировать готовность инженера к ИД Сформировать готовность магистра к ИД У У1 А Р Р1 У2 Р2 У3 Р3 С1 С2 С

Готовность к инновационной деятельности Эмоционально- волевой Когнитивный Информационный Операциональный Мотивационный Компоненты готовности к инновационной деятельности

Модель формирования компонентов готовности будущих специалистов к инновационной деятельности Сформировать мотивационный компонент готовности к ИД 1 Сформировать эмоционально- волевой компонент готовности к ИД 2 У1 У2 А Р1 С2 Сформировать когнитивный компонент готовности к ИД 3 Сформировать информационный компонент готовности к ИД 4 Сформировать операциональный компонент готовности к ИД 5 Р5Р2Р3Р4

Декомпозиция функционального блока «Сформировать операциональный компонент готовности» IDEF0-модели формирования компонентов готовности к ИД Сформировать умение генерировать новые идеи 1 Сформировать умение планировать и выполнять НИОКР 2 Сформировать умение доводить результаты НИОКР до нового продукта (технологий) 3 Сформировать умение и навыки коммерциализации результатов НИОКР 4 Р1Р2Р3Р4 У1У2У3У4

IDEF0-диаграмма процесса формирования готовности к проведению инженерного эксперимента (ИЭ) У1 Умение планировать ИЭ и корректировать план и ход эксперимента 1 А1 Умение проводить монтаж и наладку экспериментальной установки 2 Умение организовывать ИЭ с учетом правил техники безопасности 3 Умение вести учет, контроль, обработку и анализ результатов ИЭ 4 У2У3У4 С2.1 Р1Р2Р3Р4

Моделирование дидактической системы подготовки к инновационной деятельности на основе SADT- методологии позволяет выделить основные функциональные блоки в системах различного иерархического уровня и сформулировать функции в формате компетенций и готовности к инновационной деятельности; выявить связи между отдельными функциональными блоками IDEF0- диаграмм и определить характер их взаимовлияния; определить структуру основных управляющих и ресурсных потоков для моделей различных уровней; определить механизмы формирования инновационной культуры в системе многоуровневой подготовки инженерных и научно-технических кадров.

Спасибо за внимание! Дворецкий С.И., проректор Тамбовского государственного технического университета, д.т.н., профессор Муратова Е.И., доцент Тамбовского государственного технического университета, к.п.н., доцент Тел. (4752) Факс (4752) е-mail: Федоров И.В., директор Института проблем развития ВПО Московского автомобильно- дорожного института (государственного технического университета), к.ф.н., профессор Тел.: (495) Факс: (495) Контактная информация:

Дополнительные слайды

IDEF0-диаграмма процесса выполнения дипломного проекта Руководитель проекта Д1 Выполнить проект График выполнения проекта Д2 Методические указания по выполнению проекта Д3 Научно- техническая литература Д4 Стандарты на разработку и оформление технической документации Задание на проект И1 С1 С2 Исполнитель проекта О1 Информа- ционное обеспечение О2 Программное обеспечение О3 Техническое обеспечение С3 Комиссия по приему проекта С4 Рецензент Р1 Р2 Расчетно- пояснительная записка Графическая часть проекта

IDEF0-диаграмма этапов выполнения дипломного проекта

IDEF0-диаграмма обеспечения качества сбивных конфет Обеспечить качество сбивных конфет Суммарный показатель качества Рецептура Технологические режимы ТехнологОТК ГОСТ Технологические инструкции 1

Декомпозиция IDEF0-диаграммы «Обеспечить качество сбивных конфет» Разработать новую рецептуру А0 Обеспечить орагнолеп- тичесие показатели качества А-02 Обеспечить физико- химические показатели качества А-01 Обеспечить микробио- логичесие показатели качества А-03 Технолог Технолог, лаборатория Дегустационная комиссия Лаборатория Технологические режимы ГОСТ (или ТУ) Новый технологический регламент ТУ Новая рецептура Условия хранения Физ-хим показа- тели качества Сенсорные характе- ристики в норме Суммарный показатель качества Показатели в норме Рецептура

Показатели готовности к инновационной деятельности Компо- ненты Показатели Мотива- цион- ный Интерес к ИД в области техники и технологии Интерес к развитию смежных предметных областей знаний и отраслей экономики Удовлетворенность процессом и результатом ИД Потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии для успешной ИД Когни- тивный Знание структуры и содержания инновационных процессов и ИД, основных этапов создания и распространения инноваций Владение методологией научного исследования и технического творчества Понимание особенностей технических и технологических инноваций, механизма ИД в области техники и технологии Владение системой базовых знаний по специальности, знание современного состояния и тенденций развития техники и технологии в предметной области и смежных областях Знание основ инновационного менеджмента Знание в области права интеллектуальной собственности, патентоведения, лицензирования

Показатели готовности к инновационной деятельности Компо- ненты Показатели Опера- циональ- ный Умение формулировать инновационные задачи и применять эвристические методы для их решения Умение планировать и выполнять НИОКР, обрабатывать, анализировать и представлять полученные данные, обосновывать предложенные решении на профессиональном уровне Умение оформлять материалы на участие в научных конкурсах, заявки на патенты, участие в грантах Умение доводить результаты научных исследований до нового либо усовершенствованного продукта (технологии) Умение принимать решения и управлять инновационными процессами в условиях неопределенности Умение самоорганизации и организации коллектива исполнителей для выполнения инновационных проектов

Показатели готовности к инновационной деятельности Компо- ненты Показатели Эмоцио- нально- волевой Директивность, настойчивость, мобилизация воли для достижения конечного результата Самоконтроль в процессе ИД, высокий уровень саморегуляции и саморефлексии Способность быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям Инфор- мацион- ный Знание современных ИКТ поиска, обработки и представления профессионально значимой информации Знание основных типов информационных систем, понимание закономерностей протекания информационных процессов Понимание границ возможностей использования ИКТ при решении профессиональных задач Умение разрабатывать и использовать программные продукты для выполнения инновационных проектов Владение навыками осуществления деловых коммуникаций с использованием ИКТ