ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС «Восприятие интеграционных процессов на постсоветском пространстве экспертами и лидерами общественного мнения» апрель – июнь 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Advertisements

Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
СНГ И ДРУГИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА? Маркова Елена Валерьевна.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
1 МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
ЗАЧЕМ БИЗНЕСУ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО?. ОАО "ЛУКОЙЛ"2 На пути к осознанию КСО как философии деловой практики Компании Единичные благотворительные акции.
Декларация о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики Российской Федерации 2006, Общероссийское отраслевое объединение.
Доклад Может ли Россия выиграть от мирового кризиса?
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
МГПУ Научно-образовательный Центр социально-педагогических стратегий развития образовательного пространства Отдел моделирования государственно-общественного.
Доц. Кобина Л.А.. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это такое состояние экономики и соответствующих экономических институтов, при котором обеспечивается гарантированная.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Выполнила: Покатилов Анастасия, 3 ЕМ 2 ТНК И РЕАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.
Тема 4. Структура и акторы политического процесса в современной России.
Как изменить судьбу города?. «Вызов» Миграция Регенерация моногорода Субкультура Зона бифуркации Регенерация Социальные перемещения По материалам «Экспертного.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Курс лекций ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема: Концептуальные основы экологического менеджмента.
Транксрипт:

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС «Восприятие интеграционных процессов на постсоветском пространстве экспертами и лидерами общественного мнения» апрель – июнь 2005

Миссия Фонда – организация диалога между интеллектуальной, экономической и политической элитой стран Евразии В сферу интересов Фонда входят проблемы интеграции на постсоветском пространстве, а также текущие политические и экономические тенденции в странах региона Фонд проводит исследования интеграционных образований на постсоветском пространстве мнения политических и бизнес-элит формирования «общих правил игры» в различных сферах – экономики, политики, национальных отношений

Экспертный опрос «Восприятие интеграционных процессов на постсоветском пространстве экспертами и лидерами общественного мнения» Цель исследования: выявить расхождения и точки соприкосновения в представлениях элит разных стран об интеграции Аудитория: политики, законодатели, менеджмент крупных и средних компаний, политологи, экономисты, обозреватели СМИ Единый список вопросов в Беларуси Казахстане России Украине Метод исследования: глубинное интервью

Цели и основания для интеграции «Весь мир интегрируется» «Без интеграции мы не станем конкурентоспособны на внешнем рынке, это условие выживания» «Все страны хотят развиваться, а большинство уже использовали внутренние возможности развития. Интеграция - это следующий шаг развития по сравнению с автономным существованием, он увеличивает потенциал каждой страны» «Интеграция – это эффективная защита от недружественных экономических, политических и идеологических интервенций со стороны мировых центров влияния» Предпосылки интеграции: Близкая ментальность Общая история и многовековой совместный опыт Общий язык межнационального общения Множество хозяйственных связей Схожий технологический уровень

Структура интеграционного процесса Политическая (согласование стратегических интересов, законотворческая деятельность) Социальная (родственные взаимоотношения, трудовая миграция и пр.) Производственная (промышленные, транспортные, энергетические аспекты) Экономическая (зона свободной торговли, таможенный союз, тарифы, рынок труда и пр.) Финансовая (инвестиционный климат, рынок капитала и пр.) Обеспечение безопасности (военно-техническое сотрудничество, борьба с терроризмом, охрана границ, борьба с организованной преступностью, наркотрафиком) Культурная (языковое пространство, культурный обмен) Научная Образовательная

Уровни интеграции Верхний уровень Средний уровень Нижний уровень Главы государств Межгосударственные интеграционные институты Отдельные хозяйствующие субъекты, предприятия, организации, корпорации Активность, отсутствие программы, декларативный характер заявлений Низкий уровень усилий, отчетно-демонстративный характер, игнорирование запросов других уровней, «саботаж» Активность, наличие собственных целей

Достижения интеграции на постсоветском пространстве Сдерживание конфликтов Наличие желания интегрироваться Формирование общих механизмов поддержания безопасности Большой объем кооперативных и экономических связей на уровне предприятий и корпораций Создание зоны свободной торговли Безвизовый режим пересечения границы Возможности трудовой миграции Реализация межгосударственных научных, культурных и образовательных проектов.

Отсутствие ясно выраженных целей интеграционного процесса Отсутствие четкого представления государств о собственных долгосрочных интересах Групповой и индивидуальный эгоизм государств – участниц интеграционного процесса Неготовность идти на согласование интересов Недостаточно глубокая и продуманная проработка принимаемых интеграционных решений Незащищенность интеграционных образований от использования их для целей лоббирования, давления и т.д. Коррумпированность чиновников государственных органов, занимающихся интеграционными процессами Чрезмерная бюрократизация интеграционных процессов Слабоволие в реализации принятых интеграционных решений Причины низкой эффективности интеграционных процессов

Проблемное поле интеграционных процессов Системообразующая всего проблемного поля – отсутствие ясной идеи интеграции государств на постсоветском пространстве Большие различия между участниками по уровню и темпам развития Отсутствие концептуальных моделей эффективной интеграции Слабая осознанность политическими элитами национальных интересов; ни одно государство на постсоветском пространстве не имеет государственнообразующей идеи Несоответствие между существующими организационными формами и стадией развития интеграционного процесса Рассогласованность процесса интеграции по направлениям и уровням Недостаточная степень организации субъектов интеграции: государственных структур бизнес-сообщества экспертной среды институтов гражданского общества

Оценка деятельности интеграционных образований экспертами разных стран СНГЕврАзЭСЕЭПГУАМСБРШОСОДКБ Беларусь не оценивалось Казахстан Россия Украина не оценивалось Обозначения оценок: + положительно +- скорее положительно, но есть свои минусы - отрицательно -+ скорее отрицательно, но есть свои плюсы

Ступени интеграции: «дикая» Интеграционный процесс находится на первой стадии системогенеза Формальное понимание преимуществ интеграции Использование зависимости партнера для получения односторонних преимуществ Интересы партнера формально учитываются, реально – игнорируются Провоцирование конфликтной ситуации Преодоление сопротивления силовым давлением Неустойчивый характер взаимодействий по сотрудничеству Преобладание разрозненных соглашений о сотрудничестве по отдельным вопросам Контроль над соблюдением соглашений берет на себя заинтересованная сторона Оценка экспертов: первая стадия пройдена

Ступени интеграции: «примитивная» Интеграционный процесс находится на второй стадии системогенеза Осознание конкретных преимуществ интеграции по каждому из направлений и в системе направлений сотрудничества Осознание взаимозависимости Преодоление эгоцентрического характера взаимоотношения и выработка взаимовыгодных условий сотрудничества Соблюдение долгосрочных соглашений о сотрудничестве Контроль за соблюдением соглашений распределяется между сторонами без создания совместных органов Оценка экспертов: описание текущей ситуации

Ступени интеграции: «цивилизованная» Интеграционный процесс находится на третьей стадии системогенеза Осознание принципиальных преимуществ интеграции друг с другом Формирование ценности интеграции с партнером вне зависимости от обстоятельств Осознание заинтересованности в совместном и согласованном развитии Готовность учитывать временные трудности партнера, корректировать свои обязательства Адаптация экономической и политической модели для более успешной интеграции с партнером Создание совместных надгосударственных органов, обеспечивающих координацию и решение спорных вопросов Оценка экспертов: следующий этап интеграции

Ступени интеграции: «культурная» Интеграционный процесс находится на четвертой стадии системогенеза Создание общих органов управления, которые имеют полномочия предписывать (определяющая функция) Принятие сторонами управленческого воздействия Ответственность за реализацию решений управляющего органа Готовность к адаптации политико-экономической модели под критерии интеграционной целостности Возможность смены лидерства Создание единой стратегии совместного интеграционного развития Создание концептуального видения интегрированного объекта Оценка экспертов: желаемый этап интеграции Оптимальная ступень, по мнению экспертов. Деятельность существующих интеграционных образований оценивается по критериям этого этапа. Отсюда несоответствие ожиданий и негативные оценки интеграции.

Темпы интеграции на постсоветском пространстве Сценарий «Европейский» Предпосылки: Страны постсоветского пространства страдают недоверием друг к другу Элиты боятся потерять власть в процессе быстрой интеграции Не завершено формирование внутренних политико- экономических моделей в странах-участницах Необходимо: Становление устойчивых национальных государств и экономик Смена поколений; уход от постсоветского сознания Срок реализации: около 50 лет

Темпы интеграции на постсоветском пространстве Сценарий «Интеграционный рывок» Предпосылки: Уже сложились модели функционирования политических и экономических процессов в национальных государствах Данные процессы пока еще подвижны и поддаются взаимной адаптации Необходимо: Реализовать политическую волю для создания действенного интеграционного объединения Начать взаимную адаптацию стран-участниц Срок реализации: 5-10 лет