Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Advertisements

Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка (лекция 2)
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Запчасть 2 План презентации l Связь с предыдущей презентацией и предуведомления. l Предисловие, оно же рабочий указатель. l Работа с Запчастью 1. Перекомпоновка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
Работа со своим текстом Запчасть I (написание черновика) От конспекта источников к составлению плана аргументации. Запчасть II От Запчасти I - полной последовательности.
Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ Подготовка к написанию эссе по обществознанию Учитель I квалификационной категории Никитина Е.А.
Над книжными страницами… Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.
Как подготовить научную статью? Санданова Мария Ринчиновна, к.филол.н., доцент Бурятский филиал МЭСИ.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Транксрипт:

Работа со своим текстом Составление (сводного конспекта / черновика) и правка

О чем будет в лекциях про «работу со своим текстом»? Как быстро написать эссе? С чего начать писать текст? («страх чистого листа») Почему на написание собственных текстов не хватает времени и какие именно части работы страдают от этого больше всего? Что именно является объектом квалификации при предоставлении дипломной или диссертационной работы? Почему невыгодно сразу писать чистовик или редактировать текст прямо в компьютере? Зачем нужны т.н. «рабочие материалы»? Зачем исследовательской работе нужен план и как его составить? Каких слабостей не замечаешь, когда читаешь свой собственный текст?

План «работы со своим текстом» 1.Большое – это несколько раз маленькое. Советы, как писать эссе. 2.Две взаимодополняющие друг друга стратегии организации материала / планирования. От проблемы к источнику и обратно. 1. «Определение плана сверху» - от формулировки темы. Построение «рабочего указателя» (У. Эко). 2. «Определение плана снизу». Перерасположение корпуса всех сделанных в процессе работы с источником наблюдений в соответствии с (выявляемой в ходе этой перекомпоновки) структурой собственных исследовательских интересов.

3. Составление «сводного конспекта». Включает в себя: Все сделанные и найденные наблюдения, Все сделанные и найденные наблюдения, Зафиксированные с точным сохранением «голосов» и их контекстов Зафиксированные с точным сохранением «голосов» и их контекстов (например, в этой презентации Эко будет выделяться курсивом, КБУ – подчеркиванием) (например, в этой презентации Эко будет выделяться курсивом, КБУ – подчеркиванием) И расположенные в порядке, соответствующем логике будущего изложения проблемы. И расположенные в порядке, соответствующем логике будущего изложения проблемы. 4. Переработка сводного конспекта в первую версию черновика, включающую в себя уже только те материалы, которые понадобятся для развития Вашего аргумента включающую в себя уже только те материалы, которые понадобятся для развития Вашего аргумента + рабочие указания на то, какие связки придется дописать, и идеи – «доразвить» + рабочие указания на то, какие связки придется дописать, и идеи – «доразвить» 5. Работа с черновиком Исправление логики повествования. Исправление логики повествования. Определение и уточнение интонации и стилистики гуманитарного текста. Определение и уточнение интонации и стилистики гуманитарного текста. «Оснастка». Написание (многочисленных) введений и заключений. «Оснастка». Написание (многочисленных) введений и заключений.

Большое – это несколько раз маленькое Советы, как писать эссе. Ружиэйро В.Р. Мышление. 15 уроков для начинающих авторов. М., Советы, как писать эссе. Ружиэйро В.Р. Мышление. 15 уроков для начинающих авторов. М., Определить свою позицию. С. 49: «… жадность – в природе человека смертная казнь сдерживает преступность мы знаем себя лучше, чем знают нас другие…» Для каждого из высказываний напишите краткий отзыв (1-2 предложения), формулирующий вашу позицию и объясняющий, почему вы придерживаетесь ее Для каждого из высказываний напишите краткий отзыв (1-2 предложения), формулирующий вашу позицию и объясняющий, почему вы придерживаетесь ее (перед этим может быть целесообразно выписать и сравнить аргументы «за» и «против» этой позиции; возможно, уточнить позицию) (перед этим может быть целесообразно выписать и сравнить аргументы «за» и «против» этой позиции; возможно, уточнить позицию)

Пошаговый метод создания эссе 2. Планирование 1.Собрать идеи (например, методом «свободного изложения»: все записывать, не заботясь об оценке и форме). Критически их оценить: 1. Имеет ли это смысл, если ответ твердый – то почему. Именно это нужно будет объяснить аудитории. Критически их оценить: 1. Имеет ли это смысл, если ответ твердый – то почему. Именно это нужно будет объяснить аудитории. … вашей первой целью будет анализ идей... при этом нужно решить, являются ли они наиболее разумными реакциями на конкретную проблему или спорный вопрос. Исправьте идеи, в которых есть недостатки; где необходимо, полностью измените свою точку зрения». (С. 141) … вашей первой целью будет анализ идей... при этом нужно решить, являются ли они наиболее разумными реакциями на конкретную проблему или спорный вопрос. Исправьте идеи, в которых есть недостатки; где необходимо, полностью измените свою точку зрения». (С. 141) Проверить на логику: Если под видом факта – не факт. 4. Если путаются два понятия или две идеи. 5. Если некий вывод представлен как единственно возможный... (С. 45) Проверить на логику: Если под видом факта – не факт. 4. Если путаются два понятия или две идеи. 5. Если некий вывод представлен как единственно возможный... (С. 45) 2. Выбрать порядок. Варианты: от вывода к фактам, от причины к следствию, важности и т.п. 3. Выбрать введение и выводы. 4. Отметить идеи для поддержки и поддержать. (С. 401)

Предуведомление - идеологическое Хотя «творчество», inventio(n) – непосредственный предмет лекции, сегодня будем говорить из перспективы, что его нет и быть не должно. Быть не носителем экзистенции, а профессионалом – в любом состоянии способным к производству текстов или к оказанию консультативной помощи. Хотя «творчество», inventio(n) – непосредственный предмет лекции, сегодня будем говорить из перспективы, что его нет и быть не должно. Быть не носителем экзистенции, а профессионалом – в любом состоянии способным к производству текстов или к оказанию консультативной помощи. Соответственно, идеальный тип работы: не страдать от «проблемы чистого листа» Перерабатывать запчасть одного уровня в запчасть другого: Соответственно, идеальный тип работы: не страдать от «проблемы чистого листа» Перерабатывать запчасть одного уровня в запчасть другого: линейные конспекты разных источников и литературы - в тематический сводный конспект с развернутой иерархией заголовков; линейные конспекты разных источников и литературы - в тематический сводный конспект с развернутой иерархией заголовков; сводный конспект - в черновик, в котором расставлены связки и оговорки и т.д. сводный конспект - в черновик, в котором расставлены связки и оговорки и т.д. Должно ли быть «интересно»? Интересно – да, очень хорошо. Но не надо путать «интересно» с «легко», «само собой». Профессия - это уметь делать то, чего не умеют делать другие (если еще не умеете - создавать такое дело), а если будет еще и интересно - отлично. Должно ли быть «интересно»? Интересно – да, очень хорошо. Но не надо путать «интересно» с «легко», «само собой». Профессия - это уметь делать то, чего не умеют делать другие (если еще не умеете - создавать такое дело), а если будет еще и интересно - отлично.

Напоминания об организации работы (во времени) Первый шаг: поиск некоего «Х» – соотношения между темой и источником. Так, чтобы исследование не было пересказом, и чтобы тема и источник были друг для друга достаточными. Научный руководитель нужнее всего на этом этапе - знание о наличии каких-то источников и проблем, их соответствии Вашему уровню. После того как вы четко определились с источниками и проблемой Вашего исследования, за этим могут следовать: «Правильное» концентрическое чтение источников и литературы. Составление сводного файла всех мыслей, наблюдений и сопутствующих голосов с их четким разделением. Перекомпоновка в наиболее выигрышном для аргументации порядке.

Советы от КБУ и Эко: Только один «штамп»: начните с того, что интересует вас больше всего. Не читайте наугад: начните со статей в общей энциклопедии, затем просмотрите статью в специализированной энциклопедии или специализированном словаре, а затем полистайте специализированные журналы. Самый правильный подход (УЭ, С. 124): сперва 2-3 наиболее общих исследования, потом источник, потом критика, потом снова источник. Удовлетворительную рабочую программу можно построить, переняв структуру одной из самых удачных критических статей из своей библиографии.

В каком порядке работать Вся работа над дипломом, наукой или даже вообще: приходится работать в двух временных развертках. Есть линейная: выбираю – читаю – думаю – пишу - правлю. И есть циклическая: переопределяю тему под то, что получше; переделываю план работы и т.п; поняв пробоину, не просто правлю (если время есть), а что-то доисследую Главная проблема – циклы надо контролировать.

Составление плана идет в двух направлениях – сверху и снизу Сверху – известно, на какие пункты надо разбросать имеющийся материал; по каким вопросам надо этот материал найти и родить мысли. См Указатель – следующий слайд. Снизу – располагаете свои наблюдения в самом выигрышном порядке для их презентации. При необходимости, если к этому подталкивают наблюдения, реорганизуете формулировки пунктов плана, их порядок и иерархию. В определенном смысле это логики, которые идут «от проблемы» (на какие подвопросы надо ответить ради решения главного вопроса) и «от источника» (что говорит сам источник, вопреки нашему желанию найти в нем то или это)

Советы от У. Эко Начиная диплом, должны написать: заглавие, введение и содержание – то, что в конце работы пишется еще раз. Сравнение с автострадой как примерным планом (может меняться, но есть). Рабочему плану надо придать форму справочного указателя, и еще лучше, если за каждым названием будет следовать маленькое резюме. Таким образом выстроится и проспект для научного руководителя. Указатель включает в себя: 1) постановка проблемы; 2) опыт предшественников; 3) наша гипотеза; 4) данные, которыми мы располагаем; 5) их анализ; 6) доказательство гипотезы; 7) выводы и перспективы продолжения. Предисловие – развитие пунктов содержания. Это предисловие должно стать как бы рецензией на будущую работу. Функция рабочего предисловия: помогает выстроить рабочие идеи в цепочку, и цепочка уже меняться не может, а если будет – то лишь ценой сознательной перетасовки пунктов плана. Поможет сдерживать тягу к отступлениям и укрощать случайные импульсы.

Пугалки от У. Эко (проект надо представлять себе целиком…) «Если введение никак не получается, значит, нет у вас четкого понимания, с чего следует начинать. А если вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предполагаете, чем закончить У вас будет время отступить» О бережном отношении к терминам: «Не можете дать определения термина – не употребляйте. Если речь об одном из главных терминов вашего диплома, а вы не можете дать ему определение – бросайте писать диплом. Вы ошиблись в выборе темы (или профессии)». Или все-таки постарайтесь разобраться или выявить функциональное определение – то, из которого Вы исходите в своей работе.

Для того, чтобы ответить на большую проблему, Вы разбиваете ее на много маленьких. «(Как решить,) чему учить студентов?» 1. Должно ли образование готовить к профессии? 2. Чем можешь заниматься ты (преподаватель) сам, чтобы не тошнило, чтобы имело перспективы на будущее, и чтобы не перенапрячься? 3. В каких рамках предлагается работать? 4. Что студенты готовы воспринять? 4.1. Как изменилась способность к концентрации внимания? 4.2. Как изменилась соотношение между образовательными услугами и рынком труда? Как (в связи или вне связи с этим) меняется мотивационная структура студентов? Что об этом пишут на Западе? Как выглядит умозрительная конструкция? Что следует из моего опыта?

Совет от У. Эко (С. 132) 1. Центральная тема 1.1. Первостепе нная подтема 1.2. Второстепе нная подтема 2. Распространение центральной темы Развитие первого аспекта Развитие второго аспекта Как может выглядеть развернутый план: У. Эко. Микки Маус - всемирный герой двадцатого века -

Одновременно с тем, как Вы разбиваете свою проблему на составные части… Из чего Вы строите: что говорят на интересующую Вас тему Ваши источники (в т.ч. и не позволяя Вам придумать абсолютно произвольный ответ)?

Альтернативный вариант - составление сводного конспекта Скорее, не проблемно-ориентированный, а источниково-ориентированный подход. Скорее, не проблемно-ориентированный, а источниково-ориентированный подход. Читать свой источник – абсолютно разнуздав фантазию. Выписывать все, способное иметь значение Читать свой источник – абсолютно разнуздав фантазию. Выписывать все, способное иметь значение (по отношению к сформулированной теме). (по отношению к сформулированной теме). Компьютер – одно и то же наблюдение может пригодиться и встречаться множество раз. Компьютер – одно и то же наблюдение может пригодиться и встречаться множество раз. В других файлах – конспекты вторичной литературы. В других файлах – конспекты вторичной литературы.

Сводный конспект Характеристики-определения: Характеристики-определения: содержит все соображения и наблюдения, имеющие отношение к теме диплома; содержит все соображения и наблюдения, имеющие отношение к теме диплома; четко разграничивает голоса/форматы: источник, литература, собственные мысли, ненужное, план. четко разграничивает голоса/форматы: источник, литература, собственные мысли, ненужное, план.

Составление сводного файла и многоформатная разметка Различение источников, своего комментария и литературы форматом – чтобы потом каши не было. Режим исправлений. Различение источников, своего комментария и литературы форматом – чтобы потом каши не было. Режим исправлений. Самое главное в исследовании – история разногласий и вклад Вашего голоса. Тщательнейшим образом различать! (в том числе и голоса своего комментария: свои мысли и объяснения по поводу предмета, по поводу контекста высказываний источника, разговор с самим собой – например, о том, что еще остается сделать, и т.д.). Самое главное в исследовании – история разногласий и вклад Вашего голоса. Тщательнейшим образом различать! (в том числе и голоса своего комментария: свои мысли и объяснения по поводу предмета, по поводу контекста высказываний источника, разговор с самим собой – например, о том, что еще остается сделать, и т.д.). В сводном файле появляется еще один формат – ПЛАНА. В сводном файле появляется еще один формат – ПЛАНА.

От КБУ Возможно, самое главное: четко и недвусмысленно делайте различие между четырьмя видами записей: прямыми цитатами из источника, вашим пересказом источника, его обобщением (конспектированием) и вашими собственными размышлениями. На компьютере: пользуйтесь различными шрифтами или стилями; на бумаге: пользуйтесь заголовками, разноцветными листками бумаги или чернилами. Возможно, самое главное: четко и недвусмысленно делайте различие между четырьмя видами записей: прямыми цитатами из источника, вашим пересказом источника, его обобщением (конспектированием) и вашими собственными размышлениями. На компьютере: пользуйтесь различными шрифтами или стилями; на бумаге: пользуйтесь заголовками, разноцветными листками бумаги или чернилами.

Техника чтения своего текста - расположение в правильном порядке Жирный шрифт или заголовки Курсив Мелкий шрифт Подчеркивание АП, двойное подчеркивание Смысл сохранить, но потом переписать Каждая мысль обязательно должна получить свой номер, иметь место в работе между двумя соседними Потом перенести в соответствующее номеру место Важно (потом может остаться для скелета = оглавления) Потом уточнить (и перенести в файл уточнений «блохи») Перенести в подвал или убрать Перенести в файл «хвосты». Иногда становится файлом «заключение» / «рефлексия о проделанной работе» Разговор с самим собой («здесь будет нужен переход», «привести пример!»)

Техника чтения своего текста – предугадывание и отслеживание впечатления читателя Выделение цветом Выделение другим цветом Выделение цветом фона Выделение в режиме исправлений То, над чем надо еще подумать То, что не понравилось какому-то внешнему читателю То, что на лекции пойдет на доску При совместной работе или комментарий по отношению к написанному ранее

Все эти советы эффективны и в перспективе компьютерной замены, и потому, что достаточно полезно во время работы играться, отвлекаться на внешний вид файла

Напоминание об идеологии (работы с текстом как «составления») Не думать, что написать, а решать, в каком порядке расположить то, о чем уже думалось (и нет ли там внутренних противоречий и ресурсов для прояснения)

Составление первого, прикидочного плана Так, чтобы вошло все, что я нанаблюдал раньше. Не потерять ни одного соображения. Так, чтобы вошло все, что я нанаблюдал раньше. Не потерять ни одного соображения. Цель не в том, чтобы нагнать больше страниц, и не в том, чтобы все это попало в текст, потому что является великой истиной. Цель: выявить структуру и логику своих интересов. Цель: выявить структуру и логику своих интересов. Потом – именно потом – очень пригодится для Введения. Свое место в конкретном исследовательском поле. Другая цель – создать тексту «глубину» и «мысль». Выявляя возможность альтернативных интерпретаций, вы и проделываете ту работу, которой от Вас ждет читатель – не просто озвучиваете свою версию, а взвешиваете, какой версии отдать предпочтение. Другая цель – создать тексту «глубину» и «мысль». Выявляя возможность альтернативных интерпретаций, вы и проделываете ту работу, которой от Вас ждет читатель – не просто озвучиваете свою версию, а взвешиваете, какой версии отдать предпочтение. Группируя свои наблюдения и выписки – выясним: так вот на что я, оказывается, обращаю внимание. Группируя свои наблюдения и выписки – выясним: так вот на что я, оказывается, обращаю внимание. Второе – убирать повторы (пять примеров на демонстрацию одного тезиса) и придание строгости. Второе – убирать повторы (пять примеров на демонстрацию одного тезиса) и придание строгости. Третья цель: перераспределение материала. Расстановка логических операторов и связок. Т.е.: увидеть свой текст чужими глазами (будущего читателя). Третья цель: перераспределение материала. Расстановка логических операторов и связок. Т.е.: увидеть свой текст чужими глазами (будущего читателя).

Советы от КБУ: Вам необходимо увидеть вашу письменную работу не как последовательность тем, а как последовательность идей (ваших главных доводов). Чтобы сделать это, вам понадобится план, основанный на идеях. Вам необходимо увидеть вашу письменную работу не как последовательность тем, а как последовательность идей (ваших главных доводов). Чтобы сделать это, вам понадобится план, основанный на идеях. «Идея» - то, что можно оспорить (тему «составление плана» можно только рассказать, идею «в основе производства исследовательского текста должно быть составление, а не вдохновение» оспорить можно) «Идея» - то, что можно оспорить (тему «составление плана» можно только рассказать, идею «в основе производства исследовательского текста должно быть составление, а не вдохновение» оспорить можно) Как правило, план идей подразумевает наличие «содержательных» глаголов. Как правило, план идей подразумевает наличие «содержательных» глаголов. На этом этапе вы, вероятно, сочтете более полезным план типа блок-схемы, называемый «доской объявлений». Запишите вашу главную идею и все доводы (в том числе промежуточные) на отдельной карточке (или странице). Затем запишите все факты, которые поддерживают доводы (в том числе промежуточные) на отдельной карточке (или странице). Наконец, расположите эти карточки на столе или стене так, чтобы сделать видимыми их логические связи, как на рисунке ниже. На этом этапе вы, вероятно, сочтете более полезным план типа блок-схемы, называемый «доской объявлений». Запишите вашу главную идею и все доводы (в том числе промежуточные) на отдельной карточке (или странице). Затем запишите все факты, которые поддерживают доводы (в том числе промежуточные) на отдельной карточке (или странице). Наконец, расположите эти карточки на столе или стене так, чтобы сделать видимыми их логические связи, как на рисунке ниже. Она схематически изображает не вашу письменную работу, а вашу аргументацию. Она схематически изображает не вашу письменную работу, а вашу аргументацию.

Советы при составлении плана (А.П.) 1. Следует стремиться к абсолютной логичности содержания: – только частный случай В этот момент – источник – закрытый объем (мой совет). Вы не продолжаете его чтение, а сперва выстраиваете его логику, модель. 3. Здесь у Вас появляется набор тезисов, который остается переписать человечьим языком. Обязательно – файлы с номерами версий. Не теряйте старые материалы – пригодятся как болванки, когда надо будет что-нибудь сокращать, раскрывать и т.п.

Еще раз советы к составлению сводного конспекта В первый вариант плана должны попасть ВСЕ не полностью идиотские наблюдения – потому что вы выстраиваете свою модель материала по источнику. Раз что-то попало в конспект, значит за этим что-то было. Пускай не истина – но интересный аспект, труднорешаемая, но подлежащая тому, чтобы ее отметить, проблема. 2. Если какие-то наблюдения не попадают в план никак, потому что не связаны с другими, или ведут в сторону, вредную для высказывания основной мысли диплома, или выпадают из уровней, на которых идет работа - их можно поместить в файл «хвосты.док». Отсутствующие связки, слабости терминологии, неисследованные сюжеты. Это надо делать и для того, чтобы представлять, сколько еще осталось - мобилизует! Эко: диплом как свиная туша - не дает отходов. Даже не пошедшие в конечный текст диплома рассуждения потом становятся статьями, критикой, шутками и т.п.

Работа с черновиком 1.Исправление логики повествования. 2.Определение и уточнение интонации и стилистики гуманитарного текста. 3.«Оснастка». Написание введений и заключений.

Исправление логики текста 1. Поиск суждений, нуждающихся в подтверждении «фактами» (КБУ) = показаниями источника. 2. Поиск и экспликация ((ошибочно) самоочевидных) «оснований» (КБУ). 3. Вдумчивое выбрасывание из текста работы (почти) всего, что не имеет отношения к теме и способно произвести невыгодное впечатление на предполагаемого читателя. 4. Выбрасывание повторов (повторяющихся тезисов, повторяющихся примеров, «хождение по кругу») или оптимизация распределения материала. 5. Исправление последовательности повествования. КБУ – метод непрерывности лейтмотива (= ключевых слов) повествования (насыщение соответствующего отрезка и предварительная артикуляция этих ключевых слов в микровведениях). 6. Точная расстановка «логических операторов» и облегчение читателю навигации повествования. Распределение по тексту микровведений (которые будут предупреждать, куда сейчас направится поток авторской мысли) и микрорезюме.

Очень помогает метод «тезисной схемы»: дать абзацам (а иногда даже предложениям) заголовки и работать только с этими заголовками. Полезно, чтобы тезис/заголовок был не «темой», а «идеей»: не просто называл что-то, а являлся бы утверждением, с подлежащим и сказуемым. Пример:

Итак: есть последовательность всех тезисов и всех примеров для обоснования и нюансировки, доводы и факты. Эта последовательность сделана логической. Что дальше? (перед тем как переписывать человеческим языком, с подлежащими и сказуемыми) Вписывание недостающего и выбрасывание лишнего

Первое золотое правило: не должно быть «тезисов-ублюдков» (происхождение которых неясно). l Эко: 191, сн. 1 «Любые важные сообщения, не являющиеся общепринятыми… должны подтверждаться доказательством их достоверности. Доказательства могут помещаться и в тексте, и в постраничных сносках, и обоими способами сразу». l Цитаты – двух разновидностей: для интерпретации (чаще – источник) или по отношению к суждению. l 10 правил цитирования (178 – 186). 10 правил цитирования l Правила могут быть разные, важно, чтобы они соблюдались последовательно и постоянно.

Главная проблема l Не комментируйте очевидное, и не указывайте источников, которые всем известны. l Очень мало аспектов аргументации влияют на ваш этос сильнее, чем то, как вы обращаетесь с неуверенностью и ограничениями. Это искусство. Слишком много оговорок вы покажетесь льстецом; слишком мало снобом. К сожалению, граница между оговорками и многословием очень тонка. Как всегда: обращайте внимание на то, как специалисты в вашей области обходятся с неуверенностью, и делайте то же самое. l По этому признаку профессионализм и определяется.

Требования РГГУ к оформлению библиографического списка, титульного листа и т.п. - Волкова Э.Н. Курсовые и дипломные работы. Методические указания для студентов ФИИ. М., Выдержка из ГОСТа 2005 года -

Плагиат и прочие ужасы ( См. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. - М.: Книжный дом «Университет», С. 58, Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. - М.: ГУ- ВШЭ: ИНФРА-М, С Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, С. 219 – 224.

Второе правило: проверяйте логические (и навигационные) операторы l «С одной стороны и с другой стороны» - «Во-первых, во-вторых, в-шестых и последних». l «Подведем вывод» – «перейдем к следующей теме». l «Мы раскроем проблему» – «мы опишем ситуацию». l «Мы не намереваемся домысливать и ограничимся твердой позитивной информацией; не ставили себе целью ни с кем полемизировать» - «В данной работе мы хотели бы заострить позиции, эксплицировать некоторые логические полюса, сконструировать идеальный тип, пусть даже пренебрегая какой-то частью эмпирического материала». Другие образцы штампов: Гилберт и Малкой, Коломб, Бут и Уильямс

Что пишетсяЧто имеется в виду а) Давно известно, что...Я не удосужился запастись точными ссыпками. б) Хотя не оказалось возможным найти точные ответы на поставленные вопросы... Эксперимент провалился, но я считаю, что по крайней мере могу выжать из него публикацию. в) Система W-PO была подобрана как наиболее подходящая... Я мог позаимствовать ее готовой у приятеля из соседней лаборатории. г) Три образца были отобраны для детального изучения... Результаты, полученные на других образцах, не давали никакой почвы для выводов и были проигнорированы. д) Случайно сдавили во время сборки...Уронили на пол. е) Обращались на протяжении опыта с крайней осторожностью... Не уронили на пол. ж) Показаны типичные результаты...Показаны наилучшие результаты, т. е. совпадающие с догмой. з) Соответствие с предсказанной кривой: Отличное Хорошее Удовлетворительное Неплохое Слабое Сомнительное Воображаемое и) Соответствует порядку величин...Не лезет ни в какие рамки. к) Имеет большое теоретическое и практическое значение... Интересно для меня. л) Утверждается...считается... представляется, что...Я считаю, м) Общепринято, что...Еще двое отличных ребят думают точно так же. н) Наиболее надежными следует считать результаты, полученные Джонсом... Он был моим аспирантом. о) Блестящая работа...Работа члена нашей группы. п) Сомнительная работа...Чья-то еще работа. См.

Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности Вилами по воде писано Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности Носить воду в решете Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, сопряжённая с устранением изначально деструктивной транспортной единицы Баба с возу - кобыле легче Слабо выраженная актуальность применения клавишных инструментов в среде лиц духовного звания Нафига попу гармонь Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг Горбатого могила исправит Проблемы повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путем Толочь воду в ступе Повсюду в Интернете (в данном случае взято с сайта:

Выкидывать лишнее (см. также слайд 31) 1) недифференцированные примеры; 2) необоснованные и необоснуемые суждения; 3) то, что значимо только для самого автора работы; отражает субъективную сторону его работы, и при этом не релевантно для читателя; 4) несдержанные обещания; 5) избыточные красоты.

Пересказ человеческим языком. Советы Эко. Решив, к кому обращаться (ко всему человечеству или к конкретному оппоненту) – найдите интонацию (168 – 177). l Не стройте Пруста. Если пишете длинно – пишите, но потом бейте на составные части. MS Word: Сервис, Правописание, грамматика, статистика удобочитаемости - до 12. l Не изящничайте и не бойтесь повторов (хотя принимайте в расчет стилистические пристрастия научного руководителя). Не подражайте предмету диплома – язык научной работы должен быть метаязыком. Чаще делайте абзацы. Пишите все, что приходит в голову, но в черновике. Используйте руководителя (или хотя бы приятеля) как подопытного кролика. Не зацикливайтесь на том, чтобы писать с начала. Сознавайте, когда пользуетесь функциональным («Курьерский Венеция – Милан»), а когда фигуральным стилем. Риторические фигуры – или уметь применять, или не применять. l Риторизируя, не жеманьтесь и не оправдывайтесь, не разъясняйте юмор, без кавычек и риторических многоточий. l О научном достоинстве – нет права прибедняться. l Последний совет: Читайте учебники по стилистике.

Последний этап оснастки. Написание микро и макро введений и заключений. l Советы КБУ. Представлять себе своего читателя и необходимые для него Основания. l В том случае, когда «читатель» неясен, представляйте на его месте себя - что получилось узнать нового, что могло интересовать. l Итак, задача не столько придания тексту внешнего академизма, сколько смягчения и заострения позиций – поэтому и нужен сравнительно далекий и несимпатизирующий читатель, способный зафиксировать кашу или максимализм.

Советы по написанию Введения/й l Когда выявляется, что связь между рассуждениями сочинительная, или и вовсе отсутствует – следует анонсировать эту связь на ближайшем метауровне. l Направления работы над Введением: глядя на основную часть – закрыть дырки и предвосхитить ненужные вопросы. В окончательной редакции введения – обещаете куда меньше. –Может оказаться очень полезным файл «хвосты». l Осознание своего места в эволюции предшествующей историографии вопроса: а) прикрыться авторитетом традиции, думающей так же; б) понять более широко. Совершенно не обязательно ни повторять все за всеми, ни изображать оригинальность – достаточно сослаться. l При тщательном перечитывании текста, в голову приходят выводы. Или вопросы. l Зацикливайте Введения и Заключения – хотя лучше не совсем одними и теми же словами.

Конечно, правила существуют для того чтобы их нарушать: l но, во-первых, для этого надо быть мастером; l во-вторых, научное сообщество иногда допускает работы, написанные не по правилам. Но обычно ждет: покажите, что Вы знаете, от чего Вы отказываетесь. Покажите, что Ваш отказ сознательный. По умолчанию – обычно предполагают противоположное.