Основы стандартизации тьюторской деятельности в контексте российских разработок 12 ноября 2009 г. Жилина М.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Маковский Михаил Валерьевич – директор Автономной некоммерческой организации дополнительного.
Advertisements

Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России Технология разработки профессиональных стандартов.
Функциональный анализ трудовой деятельности как основа разработки ФГОС нового поколения и примерных основных профессиональных образовательных программ(ПОПОП)
О разработке профессионального стандарта для вида экономической деятельности «Образование» Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. зав. сектором территориальных.
Костикова И.М. – преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО МО «МОГКТЭП», г. Лыткарино, МО.
Распределение вариатива Зачесова Елена Васильевна.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Распределение вариатива Зачесова Елена Васильевна.
ТЕМА: «Разработка и реализация образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации» (из опыта работы) Лукашова.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Разработка и экспертиза профессионального стандарта тьюторской деятельности 09 ноября 2011 г. М.Ю. Чередилина
Проект профессионального стандарта «Политолог». Что такое профессиональный стандарт? Разработка профессиональных стандартов является одним из приоритетных.
Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Институциональный уровень.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Транксрипт:

Основы стандартизации тьюторской деятельности в контексте российских разработок 12 ноября 2009 г. Жилина М.Ю.

ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ КАК ГАРАНТОВ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ЧТО СТАНДАРТИЗИРУЕМ КАК РАЗРАБАТЫВАЕМ СТАНДАРТ

ПОПЫТКИ СТАНДАРТИЗАЦИИ В СФЕРЕ ТЬЮТОРСТВА 1.ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Объект стандартизации: функции тьютора Особенности разработки: -Отражают локальную тьюторскую практику -Возникают как продукт нормотворчества на местах

ПОПЫТКИ СТАНДАРТИЗАЦИИ В СФЕРЕ ТЬЮТОРСТВА 2. Тарифно-квалификационные характеристики Объект стандартизации: знания, умения, трудовые функции тьютора, работа в должности Как разрабатывается: - Экспертным сообществом

ПОПЫТКИ СТАНДАРТИЗАЦИИ В СФЕРЕ ТЬЮТОРСТВА 3. Разработка стандарта тьюторства как профессиональной деятельности Как разрабатывается: ???

Отечественная практика разработки профессиональных стандартов (по материалам НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития РФ) Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (Постановление Минтруда РФ от N 8 «О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии», утратило силу); Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» (Постановление Минтруда РФ от N 34 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии "Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах», утратило силу); Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер по внутрипроизводственному обучению персонала» (Постановление Минтруда РФ от N 36 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии "Менеджер по внутрипроизводственному обучению персонала», утратило силу) и др. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (Постановление Минтруда РФ от N 8 «О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии», утратило силу); Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» (Постановление Минтруда РФ от N 34 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии "Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах», утратило силу); Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер по внутрипроизводственному обучению персонала» (Постановление Минтруда РФ от N 36 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии "Менеджер по внутрипроизводственному обучению персонала», утратило силу) и др. Разработка профессиональных стандартов в России осуществлялась Министерством труда и социального развития Российской Федерации в период с 1998 г. по 2004 г. Были разработаны следующие нормативные документы срок действия которых составлял 2 года Разработка профессиональных стандартов в России осуществлялась Министерством труда и социального развития Российской Федерации в период с 1998 г. по 2004 г. Были разработаны следующие нормативные документы срок действия которых составлял 2 года

Положительные результаты данной работы: Сформирован определенный опыт разработки Минтрудом России профессиональных стандартов Отрицательные стороны данной работы: Несмотря на принятие данных стандартов в виде Постановлений Минтруда, ПС не были интегрированы в действующую нормативную правовую базу Незначительный охват профессиональными стандартами отраслей экономики Ограниченность срока действия стандарта Профессиональные стандарты не получили широкого распространения Разработка профессиональных стандартов потребовала существенных финансовых затрат Недостатки и преимущества практики разработки профессиональных стандартов Министерством труда и социального развития Российской Федерации

Разработка профессиональных стандартов Разработаны следующие документы: Положение о профессиональном стандарте Методика разработки профессиональных стандартов Порядок экспертизы проектов профессиональных стандартов Рекомендации по оформлению профессиональных стандартов и др. Разработаны и утверждены ряд ПС (в области авиастроения, информационных технологий, индустрии гостеприимства, индустрии питания) Разработаны следующие документы: Положение о профессиональном стандарте Методика разработки профессиональных стандартов Порядок экспертизы проектов профессиональных стандартов Рекомендации по оформлению профессиональных стандартов и др. Разработаны и утверждены ряд ПС (в области авиастроения, информационных технологий, индустрии гостеприимства, индустрии питания) Разработка и внедрение профессиональных стандартов в различных областях ведется Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Разработка и внедрение профессиональных стандартов в различных областях ведется Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)

Положительные результаты данной работы: В ряде хозяйствующих субъектов на основе профессиональных стандартов были разработаны программы внутрифирменной подготовки кадров Организация диалога между бизнесом и властью по данной проблеме Отрицательные стороны данной работы: ПС отражают интересы работодателей как стороны трудовых отношений и зачастую имеют завышенные требования к уровню квалификации работников Локализованность разработки профессиональных стандартов в пределах ограниченного круга работодателей ( не носит всеобщего характера) Данная разработка весьма трудоемка и сопряжена со значительными финансовыми затратами Отсутствие необходимого опыта по разработке профессиональных стандартов и слабая разработанность механизмов Отсутствие закрепленного в государственных нормативных документах статуса профессионального стандарта Положительные результаты данной работы: В ряде хозяйствующих субъектов на основе профессиональных стандартов были разработаны программы внутрифирменной подготовки кадров Организация диалога между бизнесом и властью по данной проблеме Отрицательные стороны данной работы: ПС отражают интересы работодателей как стороны трудовых отношений и зачастую имеют завышенные требования к уровню квалификации работников Локализованность разработки профессиональных стандартов в пределах ограниченного круга работодателей ( не носит всеобщего характера) Данная разработка весьма трудоемка и сопряжена со значительными финансовыми затратами Отсутствие необходимого опыта по разработке профессиональных стандартов и слабая разработанность механизмов Отсутствие закрепленного в государственных нормативных документах статуса профессионального стандарта Недостатки и преимущества практики разработки профессиональных стандартов Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП)

ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВОК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА Индустрия питания I квалификационный уровень Список функций (основных видов профессиональной деятельности): Единица 1А1.9. Подготавливать полуфабрикаты из мяса и домашней птицы Единица 1А 2.6. Подготавливать рыбные полуфабрикаты Единица 1А3.1. Производить первичную обработку традиционных видов овощей и грибов Единица 1А3.2. Нарезать и формовать традиционные виды овощей и грибов Единица 1А3.4. Подготавливать плоды для приготовления блюд и изделий Единица 1А 3.6. Подготавливать зерновые и молочные продукты, муку, яйца, жиры и сахар для приготовления блюд и изделий Единица 1А 3.7. Подготавливать пряности и приправы и использовать их в приготовлении блюд Единица 1А4.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями Единица 1А 6.1. Готовить простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей Единица 1А 6.6. Готовить каши и гарниры из круп Единица 1А6.10. Готовить простые блюда из бобовых и кукурузы Единица 1А7.1. Готовить простые блюда из рыбы Единица 1А8.1. Готовить простые блюда из мяса и мясных продуктов

Единица 1А 8.5. Готовить простые блюда из домашней птицы Единица 1А9.1. Готовить простые блюда из яиц Единица 1А 9.5. Готовить простые блюда и гарниры из макаронных изделий Единица 1А 9.8. Готовить простые мучные блюда Единица 1А Готовить простые горячие напитки Единица 1А Готовить простые холодные и горячие сладкие блюда Единица 1А Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия Единица 1А Готовить и использовать в оформлении простые отделочные полуфабрикаты Единица 1А Готовить напитки, соки, мороженое, коктейли с использованием автоматов Единица 1А Упаковывать блюда и изделия для доставки потребителю Единица 1А Обеспечивать отпуск готовой продукции с раздачи/прилавка и на вынос Единица 1А Принимать и оформлять платежи Единица 1А Взаимодействовать с потребителями при отпуске продукции с прилавка/раздачи Единица 1А Подготавливать к работе производственные помещения Единица 1А Подготавливать помещения к приему пищи Единица 1А Заказывать и получать продукты на рабочее место

Инициатива Федерального института развития образования Разработка в гг. стандартов профессиональной деятельности в области образования. Этапы: 2009 – адаптация методики функционального анализа трудовой деятельности 2010 – разработка и экспертиза стандартов

КАК РАЗРАБАТЫВАЕМ? Функциональный анализ трудовой деятельности как основа разработки профессиональных стандартов (по материалам Федерального института развития образования)

АНАЛИЗТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – последовательная декомпозиция ПД ОПД => ВПД => ПК => У => З ЛОГИКА И ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИЙ, УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ, ИХ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ Документы, содержащие квалификационные характеристики Знание технологического процесса

ОБЪЕКТЫ И ВИДЫ ПД Каждый вид профессиональной деятельности соотносится с одним или несколькими объектами ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении

ОКВЭДОКЗОбласть проф. деятельности Начальное общее образование БАЗОВАЯ ГРУППА Преподавательский персонал начального образования: Преподавательский персонал начального образования осуществляет обучение детей ряду предметов на уровне начального образования. Их деятельность включает разработку программ начального обучения, организацию и проведение учебного и воспитательного процессов Преподавание в начальных классах: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ПД АВТОНОМНОСТЬ СЕРТИФИЦИРУЕМОСТЬ ПД1 ПД2 ПД3 ПД1ПД2 ПД3 ПД1 ПД2 ПД3 ПРАВИЛЬНО!!! ПД1 ПД2 СОВПАДАЮЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ПД ПД1 ПД2 ПД3 ПОЛНОТА ЦЕЛОСТНАЯ ПД 4-5 ВИДОВ ПД (ПРАВИЛО МАЛЫХ ЧИСЕЛ) «ПРОВЕРОЧНОЕ ПРАВИЛО»: -УДОБНО УЧИТЬ? -ПОНЯТНО РАБОТОДАТЕЛЮ?

Виды деятельности учителя Учебно-методическая (СПО) Научно-методическая (ВПО) Учебно- воспитательная Социально- педагогическая Организационно- управленческая Культурно- просветительская Учебно-методическое и документационное обеспечение образовательного процесса Преподавание Классное руководство Организация внеурочной деятельности по предмету(-ам) ГОС-II ФГОС-III

Профессиональные компетенции (ПК) по каждому ВПД определяются путем его декомпозиции. Правила выделения ПК = правила выделения ВПД Вопрос: «Что выполняет работник в рамках данного ВПД?»

Профессиональная деятельность ВИД ПД 1: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 2: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 3: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД n: ПК1+ПК2+…+ПКn

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБЪЕКТАМ В ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по материалам Всероссийского семинара мая 2009 г.)

ОБЪЕКТЫ ПД (проект) Индивидуальная образовательная программа Познавательные интересы тьюторанта …

ВПД (проект) сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ консультирование остальных участников образовательного процесса участие в учебно-методическом и документальном обеспечение образовательного процесса организация подготовки и проведения (коллективных) образовательных событий

Характеристики ТЬЮТОРСКОЙ профессиональной деятельности 1. Область профессиональной деятельности ________________________________________________________________ _____________________________________________________________ 2. Объекты профессиональной деятельности ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________ 3. Основные виды профессиональной деятельности и компетенции ВПД 1ПК 1.1 ПК 2.1 ВПД 2ПК2.1 ПК 2.2 ПК 2.3

Спасибо за внимание! за внимание!