Эволюция отношения ответственности в предпринимательской среде: к теории вопроса д.э.н., Батаева Б.С. Финансовый университет при Правительстве РФ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Advertisements

характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Выполнила студентка группы ЭБ-111 Спичковская Валерия.
Корпоративная социальная ответственность как основа надежного бренда на примере компании «Балтика»
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Подготовил: Григорян В.А И Шапошников Г.. Принцип построения учебного материала заключается в рациональном сочетании фундаментальных положений, дающих.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Источник Определение Комиссия по окружающей среде и развитию Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени,
Корпоративная социальная ответственность – что и почему? Елена Корф, 19 декабря 2007.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
Система экономических интересов, мотивов, стимулов Основные понятия.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Копьёва Светлана Викторовна канд. экон. наук, доцент.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Транксрипт:

Эволюция отношения ответственности в предпринимательской среде: к теории вопроса д.э.н., Батаева Б.С. Финансовый университет при Правительстве РФ

Понятие «ответственность» Ответственность – это определение соответствия или несоответствия поведения, результатов поступка содержанию моральных норм (А.И. Ореховский) Русское «ответственность», немецкое «verantwortlichkeit» английское «responsibilitу» означают «держать ответ», «быть притянутым к ответу»

Сущность понятия ответственности с точки зрения философии Аристотель указывал, что ответственность – одно из проявлений свободы, а свобода – одно из условий ответственности Согласно христианской интерпретации ответственности, нравственные устои человека представляет совесть. Стандартом совести является Слово Божье. Никто не может избежать ответственности переде Богом Согласно И. Канту «совесть есть внутренний судья над всеми свободными поступкам… Совесть должна числиться как субъективный принцип ответственности перед Богом за свои поступки; понятие же ответственности хотя и туманно всегда содержится в сознании»

Этика ответственности Х. Ленк и К. Байерц отмечают реляционный характер (от лат. relation – отношение) ответственности людей и предлагают рассматривать ее как ответственность субъекта за нечто по отношению к некоторому адресату перед определенной инстанцией в соответствии с конкретными критериями (перспективными, нормативными) в рамках данной области ответственности

Этика ответственности Г. Йонаса Фундаментальный принцип этики ответственности: «Человечество должно существовать» Императив этики ответственности: «Поступай так, чтобы последствия твоего действия были совместимы с непрерывностью подлинной человеческой жизни на земле» (Йонас Г.) Этика ответственности включает в себя долг в отношении будущего, заключающийся в выработке и генерировании представлений о возможных отдаленных последствиях коллективной практики

Ответственность корпорации Ответственность корпорации означает ответственность перед акционерами за выплату дивидендов перед работниками за своевременную выплату заработной платы и безопасность рабочих мест перед покупателями за качественный продукт или услугу, предоставляемые по приемлемой цене перед органами власти и налоговыми органами за создание рабочих мест и своевременную выплату налогов перед местными сообществами за помощь в решении социальных проблем перед обществом в целом (ныне живущими и будущими поколениями) за сохранение природных ресурсов, природного разнообразия и биосферы и т.д.

Определения корпоративной социальной ответственности (КСО) Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это долгосрочная приверженность предприятий к этичному поведению и вкладу в экономическое развитие при улучшении уровня [качества] жизни рабочих и их семей, а также местного населения и общества в целом (WBCSD) КСО – достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде (Business for social responsibility, US) КСО – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума (Ассоциация менеджеров России)

Инструментальный подход к КСО в России Недостаток внимания в России к этической стороне корпоративной ответственности (попытка «пришить камзол к пуговице») Так в компаниях, заявляющих о своей деятельности в сфере КСО, этическая политика присутствует в России у 48% компаний, в мире в целом – у 80%, а на развивающихся рынках – у 70% (Исследование «Из России с любовью. Национальный вклад в глобальный контекст КСО», С. 24)

Два вектора развития цивилизации и КСО Источник: Вебер А.Б. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные сценарии// Материалы постоянно действующего междисциплинарного Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 11. М.: Новый Век С. 30–31. Неолиберальная глобализация Устойчивое развитие Общая характеристика Политика дерегулирования, рыночная экспансия Регулятивный принцип, качественные изменения Цивилизационная парадигма Господствующая, техноцентричная (культ экономического роста) Новая, социо- и культурно- центричная (ограничение роста, принцип «достаточности») Основные ценностиРыночные, денежные, материальные; увеличение богатства Социальные, экологические, постматериальные; качество жизни Этические и поведенческие принципы Конкуренция, эффективность, личный успех, выгода в настоящем Солидарность, справедливость, ответственность за общество как целое, за будущее

Ценностные парадигмы либеральной модели развития и устойчивого развития Господствующая парадигмаНовая парадигма Утилитарное отношение к природеСамоценность природы Приемлемость риска ради максимизации богатства Стремление избежать риска Отрицание пределов ростаПределы роста «Да» существующему обществу (иерархия и эффективность, упор на рынок, конкуренцию, погоня за новыми благами) Новое общество (открытость и участие, упор на общественные блага, сотрудничество, более простой стиль жизни) Старая политика (все решают эксперты, рыночный контроль и пр.) Новая политика (консультации и участие, предвидение и планирование и пр.)

Эволюция/слом духовных ценностей (Ицхак Адизес, «Мы ждем перемен»// ж-л «Прямые инвестиции», 11, С ) Изменение роли государства (государство интегратор, государство фасилитатор) Рост активности глобального гражданского общества, сетевых его организаций Создание организационных и правовых институтов для регулирования глобальных мер воздействия на общепланетарные экологические и социальные факторы Условия перехода к новой парадигме развития (устойчивого развития)

Партнерство бизнеса и вузов, бизнес-школ в формировании ответственности Финансирование фундаментальных и прикладных исследований в социо-культурной сфере Участие представителей бизнеса в преподавании в вузах и бизнес-школах (возможно в виде мастер-классов) курсов: устойчивое развитие, этика бизнеса, корпоративная социальная ответственность Создание партнерств успешных корпораций и бизнес-школ (например, Cоса-Соla) с целью воспитания ответственных лидеров Предоставление компаниями площадок студентам бизнес-школ для апробации инноваций в области устойчивого развития и КСО и пр.

Спасибо за внимание!

Средства закрепления ответственности Средствами закрепления ответственности, регулятивным инструментарием являются: общественные идеалы политические установки моральные и правовые нормы (главные регуляторы общественной жизни) требования культуры различные правила, рекомендации критерии оценки духовности людей и пр.