ЕГЭ по химии: решение заданий части 3 МЕДВЕДЕВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ профессор кафедры неорганической химии МПГУ, член редколлегии журнала «Химия в школе», член.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разбор заданий блока С. Часть С Задание С1 Реакции окислительно-восстанови- тельные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Пример: Используя метод.
Advertisements

ГИА по химии Блок В и С Версии 2010 и В 1-4 В1 – В4 Задания В1 – В4 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно указана последовательность.
Обзор КИМов ЕГЭ 2009 год часть С. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции… Определите окислитель и восстановитель.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ХИМИИ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ОБЩЕЙ ШКОЛЫ В 2010 ГОДУ.
ЕГЭ ПО ХИМИИ. Структура части С КИМов по химии в 2006 году С1. Окислительно-восстановительные реакции С2. Составление возможных уравнений реакций С3.
Обзор заданий блока «С» 1 Окислительно- восстановительные реакции. Электронный баланс.
Спецификация КИМов по химии в 2015 году. Нормативные документы 1. Федеральный закон от «Об образовании в РФ» 2. Федеральный компонент государственного.
Единый государственный экзамен по ХИМИИ О. П. Костенко, проректор ГОУ РК « ИПК РО » по НМР.
Ермакова Н.Н. учитель химии и биологии МБОУ СОШ 9 г. Красногорска.
Единый государственный экзамен по ХИМИИ О. П. Костенко, проректор ГОУ РК « ИПК РО » по НМР.
Готовимся к ЕГЭ 11 класс Тема «Окислительно- восстановительные реакции» Задания части А 24, В 2, С 1.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия Учитель: Новоселова Татьяна Анатольевна 9 класс.
Консультация экспертов 2010 год. Дорогие эксперты! Вы прекрасно отработали на ЕГЭ по химии в 2009 году. Надеемся, что все мы отлично отработаем и в 2010!
Цели: Ознакомиться с тестовыми заданиями ГИА по химии Ознакомиться с тестовыми заданиями ГИА по химии Проверить знания по химии Проверить знания по химии.
Единый государственный экзамен по ХИМИИ (консультация 3) О.П. Костенко, проректор ГОУ РК «ИПК РО» по НМР.
Работу выполнила ученица 10а класса МБОУ СОШ26 Осокина Анастасия.
Информация из опыта работы подготовлена учителем химии высшей категории МОУ «СОШ 73» для участия в форуме «Что делать всем заинтересованным в успешном.
ГИДРОКСИДЫ И КИСЛОТЫ ТЕСТ ЕГЭ ПО ХИМИИ Тест по основным вопросам темы: характерные химические свойства оснований, и амфотерных гидроксидов; характерные.
Дорога к знаниям трудна, Вы ошибаетесь опять, Но меньше, меньше С каждым разом. Дорога к знаниям трудна, Вы ошибаетесь опять, Но меньше, меньше С каждым.
Решение комбинированных задач. Типы задач Задачи на смеси В условии задачи есть слова: «смесь», «технический», «примесь», названия минералов или сплавов.
Транксрипт:

ЕГЭ по химии: решение заданий части 3 МЕДВЕДЕВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ профессор кафедры неорганической химии МПГУ, член редколлегии журнала «Химия в школе», член Федеральной комиссии по разработке заданий ЕГЭ по химии

Результаты ЕГЭ 2009 г. по химии Общее число сдававших ЕГЭ в 2009 г. – чел. Из них сдавали химию – чел. (7,4%) В 2008г. – чел. (2,9%) Средний тестовый балл – 54,3 Минимальный тестовый балл - 33 Набрали 100 баллов – 137 чел. (0,18%) Не преодолели минимальной границы – чел. (9%)

Минимальное количество баллов ЕГЭ по химии На основе минимальных требований, предъявляемых государственным стандартом к базовому уровню подготовки выпускников, установлено минимальное количество баллов ЕГЭ по химии – 33 балла (12 первичных). Для получения указанного числа баллов экзаменуемому необходимо было продемонстрировать: понимание смысла наиболее важных химических понятий, относящихся к основным разделам курса химии; умение определять принадлежность веществ (по их формулам и названиям) к основным классам неорганических и органических веществ; умение определять тип реакции, умение составлять уравнения, отражающие наиболее важные химические свойства основных классов соединений.

Результаты ЕГЭ 2009 года по химии. Москва. Число участников – 3647 чел. Не преодолели минимальной границы – 363 чел. (10%) 100 баллов набрали 8 чел.

Данные о качестве КИМов 2009 г. ПредметНадёжность теста Дифференцирующая способность заданий части С Математика0,890,33 Русский язык0,930,48 Физика0,900,42 Химия0,930,49 Биология0,910,43 География0,920,42 История0,920,46 Литература0,890,32 Английский язык 0,900,56

Задания части 3

Нормативные документы для составления КИМов по химии – Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России 1236 от г.); – Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России 56 от г.); – Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России 1089 от г.).

Структура и содержание экзаменационной работы 2010 г. Сохранено общее количество заданий – 45. Порядок их распределения по частям: часть 1 – 30 заданий, часть 2 – 10 заданий, часть 3 – 5 заданий. Целесообразность сохранения такой структуры работы подтверждена результатами ЕГЭ последних лет.

Задание С1 Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Cr 2 O 3 + … + KOH KNO 2 + K 2 CrO 4 + … Определите окислитель и восстановитель.

Элементы усложнения задания С1 В схеме реакции не указаны 1 или 2 вещества: Восстановитель, Окислитель, Продукт окисления, Продукт восстановления, Среда (кислота, щёлочь, Н 2 О)

Элементы ответа: 1) Составлен электронный баланс: 3131 N ē N +3 2Cr +3 – 6ē 2Cr +6 2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции: Cr 2 O 3 + 3KNO 3 + 4KOH = 3KNO 2 + 2K 2 CrO 4 + 2H 2 O 3) Указано, что хром в степени окисления +3 является восстановителем, а азот в степени окисления +5 (или нитрат калия за счет азота в степени окисления +5) – окислителем.

Пример из реальной ученической работы: 1) Составлен электронный баланс: 3131 N ē N +3 2Cr +3 – 6ē 2Cr +6 2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции: Cr 2 O 3 + 3НNO 3 + 7KOH = 3KNO 2 + 2K 2 CrO 4 + 5H 2 O Оценка экспертов: 1 балл

Критерии оценивания Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы 3 В ответе допущена ошибка только в одном из элементов 2 В ответе допущены ошибки в двух элементах1 Все элементы ответа записаны неверно0 Максимальный балл3

Результаты выполнения в 2009 г. 1 балл2 балла3 балла0 баллов 14%23%27%36%

Подбор коэффициентов – химия или арифметика? HNO 3 + 3HCl NOCl + Cl 2 + 2H 2 O HNO 3 + HCl H 3 NO 5 + H 4 Cl Главные коэффициенты: 3HNO 3 + 2HCl 3H 3 NO 5 + 2H 4 Cl 3 N +5 -2e N +7 2 Cl -1 +3e Cl - 4 3HNO 3 + 2HCl + 6H 2 O 3H 3 NO 5 + 2H 4 Cl

Задание С2 Даны вещества: диоксид марганца, соляная кислота, хлорат калия (бертолетова соль) и гидроксид цезия. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами

Задание С2: новое – это хорошо забытое старое Задание 1. С какими из оксидов: Na 2 O, CO 2, CuO, SO 3, FeO, MnO, MnO 2 будет реагировать HCl в водном растворе? Напишите уравнения возможных реакций. Задание 2. Даны вещества: оксид кальция, гидроксид бария, азотная кислота, оксид серы (IV), оксид цинка, гидроксид натрия, сероводород. Какие из этих веществ будут взаимодействовать между собой? Напишите уравнения возможных реакций.

Главная проблема- что с чем взаимодействует? MnO 2 HClKClO 3 CsOH MnO HCl ++ KClO 3 _ CsOH

Уравнения возможных реакций: 1). HCl + CsOH = CsCl + H 2 O 2). MnO 2 + 4HCl MnCl 2 + Cl 2 +2H 2 O 3). 3MnO 2 + KClO 3 + 6KOH 3K 2 MnO 4 + KCl + 3H 2 O 4). KClO 3 + 6HCl = KCl + 3H 2 O + 3Cl 2 5). MnO 2 + 2CsOH Cs 2 MnO 3 + H 2 O

Традиционный вопрос: Какие вещества можно дополнительно использовать при составлении уравнений реакций в задании С2? В качестве среды можно использовать: Воду (Н 2 О) Кислоту (H 2 SO 4 ) Щёлочь (КОН)

Критерии оценивания Правильно записаны 4 уравнения возможных реакций 4 Правильно записаны 3 уравнения реакций3 Правильно записаны 2 уравнения реакций2 Правильно записано 1 уравнение реакции1 Все элементы ответа записаны неверно0 Максимальный балл4 *Примечание. Дополнительно записанные (правильно или ошибочно) уравнения реакций не оцениваются.

Результаты выполнения в 2009 г. 1 балл2 балла3 балла4 балла0 баллов 36%32%13%4%15%

Совет: необходимо проанализировать все свойства веществ, предложенных в задании. H 2 S или H 2 SO 3 – и кислоты, и сильные восстановители, и образуют нерастворимые осадки со многими катионами металлов. H 2 SO 4 – не только кислота, но и сильный окислитель (конц.), образует нерастворимые соли. NH 3 основание, хороший восстановитель за счёт азота (-III), окислитель за счёт водорода (+I), образует комплексы.

Задание С3 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Схема превращений:

1) CH 4 + Br 2 HBr + CH 3 Br 2) CH 3 Br + 2NH 3 CH 3 NH 2 + NH 4 Br 3) CH 3 NH 2 + HNO 2 CH 3 OH + N 2 + H 2 O 4) CH 3 OH + CuO H 2 CO + Cu + H 2 O 5) 5H 2 CO + 4KMnO 4 + 6H 2 SO 4 5CO 2 + 4MnSO 4 + 2K 2 SO H 2 O Уравнения реакций:

Критерии оценивания: Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы 5 Правильно записаны 4 уравнения реакций 4 Правильно записаны 3 уравнения реакций 3 Правильно записаны 2 уравнения реакций 2 Правильно записано 1 уравнение реакции 1 Все элементы ответа записаны неверно0 Максимальный балл5

Результаты решения С3: 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 0 балл ов 35%18%11%3%2%31%

Из реальной работы:

Задание С4 Нитрит натрия массой 13,8 г внесли при нагревании в 220 г раствора хлорида аммония с массовой долей соли 10%. Какой объём (н.у.) азота выделится при этом и какова массовая доля хлорида аммония в получившемся растворе?

1) Записано уравнение реакции и рассчитаны количества исходных веществ: NaNO 2 + NH 4 Cl = N 2 + NaCl + 2H 2 O n(NaNO 2 ) = 13,8/69 = 0,2 моль n(NH 4 Cl) = 2200,1/53,5 = 0,41 моль в избытке 2) Рассчитан объём выделившегося азота: n(N 2 ) = n(NaNO 2 ) = 0,2 моль V(N 2 ) = 0,2 моль 22,4 л/моль = 4,48 л 3) Рассчитана масса хлорида аммония, оставшегося в избытке: n(NH 4 Cl) изб = 0,41 0,2 = 0,21 моль m(NH 4 Cl) изб = 0,21 53,5 = 11,2 г 4) Рассчитана массовая доля хлорида аммония: m(p-pa) = 13, ,228 = 228,2 г w(NH 4 Cl) = 11,2/228,2 = 0,049 или 4,9% Элементы ответа:

Критерии оценивания Ответ правильный и полный, включает все названные элементы 4 В ответе допущена ошибка в одном из названных элементов 3 В ответе допущена ошибка в двух из названных выше элементов 2 В ответе допущена ошибка в трех из названных выше элементов 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 4 *Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из элементов, которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

Результаты 2009 г. 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 0 баллов 34%18%6%6%3%39%

Задание С5 Установите молекулярную формулу диена, относительная плотность паров которого по воздуху 1,862. При полном сгорании углеводорода образовалось 27 г воды и 33,6 л СО 2 (н.у.). Относительная плотность углеводорода по аргону равна 1,05. Установите его молекулярную формулу.

Решение задачи С5 Элементы ответа: 1) Рассчитана молярная масса диена: M = 29D возд = 1,86229 = 54 г/моль 2) Найдено число атомов углерода в молекуле диена и установлена его формула: Общая формула диенов C n H 2n2 12n + 2n 2 = 54 n = 4 Формула диена C 4 H 6

Критерии оценивания С5 Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы 2 Правильно записан первый элемент ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно0 Максимальный балл2

Из реальной работы:

Результаты выполнения заданий части 3 (в 2009 г.) Задание Элемент содержания % выполнения С1 Реакции окислительно-восстановительные. 33,2 С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. 4,4 С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. 11,5 С4 Расчеты: массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. 17,3 С5 Нахождение молекулярной формулы вещества. 69,1

Самое распространённое заблуждение: «Если задача в части С будет решена не так, как записано в рекомендациях по оцениванию, то экзаменуемый получит за решение 0 баллов». Критерии оценивания начинаются с фразы: Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Из официальных публикаций ФИПИ: «Особо отмечаем, что задания части С могут быть выполнены разными способами. В критериях, в качестве образца, приведён один из возможных вариантов решения. Возможны и другие варианты решения. Решение задачи способом, не соответствующим критериям, не может служить основанием для снижения оценки. Правильность нестандартного решения должны определить эксперты-экзаменаторы на месте при проверке экзаменационных работ».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!