Взаимосвязь контейнерных терминалов с логистическими центрами – эффективное решение по снижению издержек при комбинированных перевозках Николай Титюхин,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Проектирование и строительство мультимодального логистического центра в поселке Смышляевка Самарской области.
Advertisements

Компания «ТАТХИМТРАНС» оператор по перевозкам контейнерных грузов.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНО- ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Гриценко С.И., д.э.н., профессор кафедры маркетинга Донецкого национального.
Екатеринбург как звено логистической цепи в грузопотоке Европа - Азия Студент: Кочуров Е.В. ФЭУ – 413 Научный руководитель: доцент Евгений Николаевич Щепёткин.
Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и дорожного хозяйства Республики Татарстан Чернов Павел Петрович О создании.
Тенденции развития логистики в России и мире 1 Выставка Магазин.Логистика.Склад.2012.г.Пермь.
Реализация потенциала Транссиба. Организация международных транзитных грузоперевозок Выпускная квалификационная работа студента ИМО МИФИ Кан С.Г.
«Участие ОАО «РЖД» в развитии евроазиатских транспортных связей. Проблемы интеграции Российских железных дорог в евроазиатскую транспортную систему» «Участие.
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока 1 Развитие транспортно-логистической Инфраструктуры Дальнего Востока России.
Крупнейшие международные контейнерные потоки Транзит Азия-Европа и внутренняя балансировка Евразия Европа Азия Российский импорт Транзит Внутренние перевозки.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина на Первом ежегодном российском форуме по развитию стратегической инфраструктуры «Роль железнодорожного транспорта.
Министерство транспорта Российской Федерации ФКУ «Ространсмодернизация» Комплексные инвестиционные проекты – катализатор развития регионов России В.В.
Конференция «Транспортное право как инструмент реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года» Проблемы нормативного регулирования.
«Развитие конкуренции на железнодорожном транспорте» Евгений Амбросов, Президент Транспортная группа FESCO.
Система комбинированного транспорта на железных дорогах Украины.
Компания специализируется на оказание железнодорожных грузоперевозок, и организации международных транспортных перевозок всеми видами транспорта. Мы входим.
ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КАЗАХСТАНА Использование, проблемы и предложения ТОО «Экономтрансконсалтинг» Н.К. Исингарин Август 2008 год 1.Транзитный.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Перспективы развития транспортной инфраструктуры Украины Заместитель Министра инфраструктуры Украины Владимир Корниенко 1.
Транксрипт:

Взаимосвязь контейнерных терминалов с логистическими центрами – эффективное решение по снижению издержек при комбинированных перевозках Николай Титюхин, Генеральный директор компании КИА центр, Вице-президент Национальной Логистической Ассоциации Конференция ЧЭС Москва 18 июля 2006

Контейнерные перевозки во всем мире – основа грузового транспортного сервиса В общем объеме железнодорожных перевозок грузов в различных странах доля контейнерных колеблется от 10% до 60%. Объем грузов, перевозимых в России в контейнерах по сети дорог, составляет 2% от общего объема российских грузоперевозок, то есть Россия по этим показателям существенно отстает от ведущих стран. Сегодня железнодорожный контейнерный рынок России по масштабам соответствует рынку, например, Польши.

Факторы развития контейнерных перевозок Один из ключевых факторов развития контейнерных перевозок – рост внешнеторгового оборота, прежде всего импорта (промышленное, машиностроительное, электротехническое, строительное оборудование, бытовая электроника и электротехника, товары народного потребления). Структура импорта, в отличие от преимущественно сырьевого экспорта, подразумевает использование контейнеров. Второй фактор, обеспечивший рост потребности в контейнерных перевозках, - это общемировая тенденция изменения структуры перевозок в пользу их мультимодальности (что по определению требует использования контейнеров). Третий фактор – появление новых и модернизация существующих контейнерных терминалов.

Состояние логистической инфраструктуры России Транзитные контейнерные перевозки в России занимают далеко не надлежащее место еще и по причине острейшей нехватки их логистического обеспечения. Практически на всем пути следования любого контейнера через гигантскую территорию РФ нет складов, терминалов, нормально оборудованных станций для того, чтобы любой контейнер снять, растарить-затарить, отремонтировать или перенаправить. Нет не только техники, но и специализированных компаний, которые бы смогли обеспечить электронный обмен данными по грузопотоку от производителя до потребителя.

Состояние логистической инфраструктуры России Недостаточное развитие инфраструктуры автомобильных перевозок, прежде всего дорожной сети, – фактор, сдерживающий развитие контейнерных перевозок, и дающий в ряде случаев преимущество железной дороге. Особенно на экспортном направлении. Формирование экспортного контейнерного грузопотока происходит в основном в промышленных зонах Поволжья, Урала и Севера, где располагаются основные российские экспортеры. Однако в этих регионах плохо развита сеть автомобильных дорог. Как правило, предприятия, расположенные в этих промышленных зонах, не имеют ни опыта работы с контейнерными грузами, ни оборудования для перестановки контейнеров. Поэтому наиболее распространена схема: груз сначала помещается в крытые вагоны и довозится до ближайшего к порту терминала, где и происходит его перезагрузка в контейнеры.

Товарная номенклатура контейнерного экспорта в России в 2004 году Рост российского контейнерного экспорта обеспечен главным образом ростом объемов перевозимой в контейнерах бумаги и целлюлозы, а также цветного металла, прежде всего алюминия. Около половины всего экспортируемого сегодня алюминия идет в контейнерах. По предварительным оценкам SeaNews, рост объемов целлюлозно-бумажной продукции (в контейнерах) составил 40%. Столько же составляет примерный рост объемов перевозки цветных металлов в контейнерах.

Развитие логистического сервиса в России Торговля в России уже требует от логистических операторов эффективного снижения логистических издержек в потребительской цене товара. В России на сегодня рынок независимых логистических операторов только начал развиваться. Рейтинг «Логистический оператор России проводится уже третий год. В мировой практике рынок логистических провайдеров сформирован, а аутсорсинг транспортной логистики – это норма. Потребителями этих услуг являются в основном импортеры или крупные производители, что вполне логично. Аутсорсинг транспортной логистики целесообразен при больших объемах поставок. Во всем пире этот сегмент растет более динамично, чем другие. Растущие объемы импорта/экспорта в России есть фактор, который, вероятно, станет катализатором развития этого сегмента.

Развитие логистического сервиса в России Наиболее перспективным сегментом рынка логистических услуг является рынок срочной доставки к назначенному времени (just-in-time delivery). Этот сегмент активно развивается во всем мире: при такой организации услуг производится наибольшая добавленная стоимость, а, соответственно, это один из наиболее прибыльных сегментов. Так, Maersk logistics, анонсировав LCL-сервис в Россию, делал ставку исключительно на доставку импортных грузов к назначенному времени.

Экспорт услуг по транзиту – огромные потенциальные возможности России Россия обладает уникальными возможностями участия в международном транзите. Транзит следует рассматривать не только как часть бизнеса, вносящую свой вклад в ВВП, но и как важный элемент позиционирования страны на международной арене. Целый ряд стран, особенно европейских (Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Австрия, Голландия, государства Балтии), обладая относительно небольшой территорией и используя выгодное географическое положение, превратили транзит в существенные статьи доходов своих бюджетов. Например, доля доходов от транзита в общем объеме экспорта услуг Голландии составляет более 40%.

Экспорт услуг по транзиту – огромные потенциальные возможности России Привлечение на российскую транспортную сеть внешнеторговых грузов связано с построением транспортно-логистической системы на основе модернизации существующей транспортной инфраструктуры и внедрения логистических подходов управления в систему взаимодействия всех участников цепочки поставок, на основе равноправного доступа к информации о товародвижении. В государствах Балтии, Украины, Китая и др. всячески стимулируется привлечение грузопотоков в свои порты и железные дороги, в то время как российские порты предлагают неконкурентные сервис и цены на услуги. Вследствие этого возможно оттеснение России от мировых рынков.

Необходимы инвестиции в инфраструктуру Для привлечения дополнительных объемов грузопотоков на перспективу до 2010 года потребуются инвестиции в инфраструктуру, а также техническое и технологическое переоснащение транзитной системы, что позволит повысить ее производительность и, следовательно, сделать цены конкурентными.

Необходимы инвестиции в инфраструктуру Потенциальными инвесторами могут стать: государственные структуры; частные фирмы; транспортные компании; крупные грузоотправители, заинтересованные в проникновении на прибыльные транзитные рынки.

Развитие транзита обеспечит логистический сервис Развитие транзита будет сопровождаться повышением требований к качеству предоставляемых услуг: сокращение транзитного времени, снижение затрат на перевозку, оптимизация тарифов, сохранность грузов, информационное сопровождение грузопотоков в едином формате.

Развитие транзита обеспечит логистический сервис Ускорение доставки грузов может быть обеспечено лишь согласованным взаимодействием всех участников цепочки поставок грузов: транспортных узлов, станций, портов, железной дороги, терминалов и таможенных органов. Это позволит создать транспортно-логистическую отрасль, включающую: мультимодальный транспорт, современные терминалы, экспедицию грузов, формирование эффективных транспортных маршрутов движения, позволяющих осуществить комбинированное перемещение грузов.

Особенности Транссиба В ближайшей перспективе распределение евроазиатских контейнерных перевозок между южным морским маршрутом и другими направлениями перевозок, в частности Транссибом, может меняться в пользу сухопутных маршрутов. Вторая особенность - это устойчивое развитие евроазиатской торговли и контейнеризация внешнеторговых грузопотоков, происходящая, как свидетельствует статистика, пропорционально росту ВВП. Третья особенность заключается в высоком уровне контейнеризации евроазиатских товаропотоков.

Выводы: Развитие российского транзита возможно лишь при снижении транспортно-технологических и инфраструктурных ограничениях на основе развития евроазиатской торговли.

Евроазиатская торговля Более высокими темпами будет расти экспорт товаров из европейских стран в государства Азии (на 65-70%), в обратном направлении (экспорт азиатских стран в Европу) рост составит 45-50%. Структура евроазиатской торговли в рассматриваемой перспективе несколько изменится. В первую очередь сократятся темпы импорта европейскими странами нефти из стран Персидского залива. Будет меняться удельный вес отдельных групп товаров. В экспорте стран Европы в азиатские страны возрастет доля машин, оборудования, химических товаров, металлов и изделий из них, одежды и обуви. Близким и средним будут темпы европейского экспорта строительных материалов, целлюлозно- бумажных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Структура доставки контейнеризированных грузов в 2004 году по направлениям Предварительный итог 2004 года – почти 5 млн. TEU груженных контейнеризованных грузов с доставкой к назначенному времени. Источник: SeaNews

Объем доставки к назначенному времени контейнеризированных грузов в 2004 году на направлениях Европа-Азия и Европа-Азия по видам товаров (тыс. TEU) Источник: SeaNews

Экспорт в контейнерах по регионам отправителя в 2004 году (порт Санкт-Петербурга) РегионЭкспорт в контейнерах тыс. конт.доля, % Республика Карелия20,714,47 Вологодская область22,5415,76 Санкт-Петербург14,219,93 Республика Коми13,189,22 Красноярский край9,566,68 Пермская область8,375,85 Архангельская область7,935,55 Нижегородская область8,956,25 Свердловская область6,24,33 Ленинградская область5,163,6 Прочие26,318,36 Источник: Агентство Специальных Исследований

Структура контейнерного импорта по региону получателя в 2004 году (порт Санкт- Петербурга) Источник: Агентство Специальных Исследований

Экспорт услуг по транзиту способствует развитию инфраструктуры регионов При определении границ регионов тяготения, как правило, используются два критерия: затраты грузовладельца на транспортировку груза (тарифы на доставку груза по маршруту следования), время, необходимое на доставку груза. Представляется целесообразным ввести ещё один критерий оценки - размер затрат транспорта на перевозку груза или затраты транспорта на обеспечение перевозок.

Развитая инфраструктура региона обеспечит снижение издержек На величину транспортных издержек при доставке влияют: виды транспортных коммуникаций и их техническая оснащенность, применяемые технологии перевозок, погрузочно- разгрузочных работ и других операций, размещение на транспортной сети грузовых станций, портов, терминального хозяйства и других показателей, определяющих технические условия.

Интермодальный транспорт и логистические центры 1. Интермодальный транспорт – это, прежде всего, вид транспорта, который может затормозить дальнейшее увеличение автомобильных товарных перевозок Примечание: В Европе доля автомобильных перевозок в общем объеме перевозок приближается уже к 80%. 2. При этом не всегда в Программах развития транспорта подчеркивается связь интермодального транспорта с логистическими центрами

Интермодальный транспорт и логистические центры Однако, в транспортной политике отдельных стран, членов Европейского союза, логистические центры уже занимают важное место в транспортной инфраструктуре. Здесь же созданы программы по поддержке инициативы строительства интермодальных перегрузочных терминалов и логистических центров, например, в Германия и Италия.

Транспортная система страны должна стать конкурентоспособной По мнению экспертов, структурные изменения сегодня более целесообразно проводить за счет увеличения конкурентности других транспортных отраслей, а не за счет введения ограничительных мер по отношению к автомобильному транспорту.

Транспортно – логистическая инфраструктура и логистические технологии Технология Cross – docking или MIT: сокращает время поставок, уменьшает складские запасы путем исключения пунктов складирования, существенно снижает издержки, связанные с капиталом, сосредоточенным в запасах. России необходимы логистические технологии типа MIT. Технологии MIT при сравнении с классическими транспортными технологиями, использующими центральные, региональные и локальные склады, позволяют значительно сократить издержки на складирование, администрирование, однако при этом растут транспортные издержки

Процедура (технология) MIT: Централизованная координация заказов клиента, в соответствии с которой товары поставляются из ряда пунктов отправки, Консолидированные в поставки для клиента в транспортно - грузовых центрах консолидации без использования складирования с последующей доставкой конечному клиенту в форме одной объединенной поставки, Данная технология – инструмент снижения издержек, которым владеет современный логистический оператор уровня 3PL.

Интермодальный транспорт Время, ч Расстояние, км Получатель Отправитель временной выигрыш автомобиль перегрузка ж/дж/д автомобиль автотранспорт мультимодальный транспорт ТГЦ А ТГЦ В ТГЦ А ТГЦ В

Способы снижения эффекта увеличения времени первозки Непосредственный способ: адекватный подбор расстояний железнодорожных перевозок, большая скорость перевозок, эффективная система перегрузки Опосредованный способ – это предложение клиентам дополнительных услуг на терминалах: краткосрочное складирование, переупаковка, маркировка, комплектация и т.п.

Российская практика Национальных железнодорожных перегрузочных терминалов не хватает там, где сегодня уже строятся логистические центры. И, наоборот, видимость их избыточности создается за счет недостаточного использования перевозочных возможностей некоторых из существующих в регионах за счет, например, затрудненного подъезда автомобиля с контейнером к терминалу.

Схема расположения складских комплексов классов А и В и контейнерных площадок в Московском регионе (фрагмент) - складские комплексы - ж/д контейнерные площадки Источник: компания «КИА центр»

Расположение железнодорожных контейнерных терминалов - ключевой фактор Если терминал расположен "плохо", то: появляются проблемы с доступом, конфликты с другими пользователями дорог, увеличивается время доезда, растут издержки

Расположение железнодорожных контейнерных терминалов - ключевой фактор Дополнительные перевозки и связанные с этим издержки возникают между терминалом и рассеянной логистической инфраструктурой, если существует только контейнерный терминал, а логистического центра нет.

Схема логистического центра Информационная электронная платформа Складские площадки, Склады, Логистические услуги Управление Сопровождающие услуги Получатель Офисная площадь Поставщик Ж/д контейнерный терминал

Решение – реконструкция Контейнерная площадка + складской терминал Пример: Группа компаний «Интертерминал» промзона Парнас, Спб Технические характеристики: Общая площадь – 11,5 га S склада – 38 тыс. кв. м H потолков – 11,0 м Возможность приема – 300 траков в день

Решение – реконструкция Контейнерная площадка + складской терминал Пример: Группа компаний «Интертерминал» промзона Парнас, Спб Характеристики контейнерной площадки: S – 5500 кв. м Возможность одновременного приема – 14 фитплатформ или 25 вагонов

Решение – реконструкция Контейнерная площадка + складской терминал Пример: Труппа компаний «Интертерминал» промзона Парнас, Спб

Решение – новая инфраструктура Контейнерная площадка + складской терминал Пример: Группа компаний «Интертерминал», Спб Терминал Предпортовый: Общая площадь – 18,4 га S склад кв.м класса А Рефсклад кв.м Вместимость контейнерной площадки TEU Грузоподъемность ричтракеров – 45 тонн К 2006 году общий объем хранения – 100 тыс. паллетомест

Российская практика Привлечение железнодорожного перевозчика и/или экспедитора сегодня к созданию логистических центров и использование в этих целях его потенциала – очень важный фактор успеха для каждого региона.

Выводы для транспортной политики России Следствие обозначенных ранее приоритетов Инвестирование в интермодальную инфраструктуру будут зависеть, в максимальной степени, от: местных инициатив, возможностей в привлечении финансовых средств, происходящих, главным образом, из региональных и федеральных программ возможностей операторов интермодальных перевозок. Сочетание логистических технологий Cross – docking и соответствующей транспортно-логистической сети позволит торговым сетям снизить потребительские цены не только в центре России, но и в регионах

Выводы для транспортной политики России Проблемы, связанные с малой степенью использования интермодального транспорта в товарных перевозках, характерны не только для России, но и для других стран Средней и Восточной Европы, в которых наблюдается стагнация или уменьшение числа таких перевозок; Сохранение такого положения дел в интермодальном транспорте в России будет дополнительной проблемой, тормозящей инвестиции в логистические центры.

Прогноз на 2012 год Источник: Минтранс России

Распределение китайского контейнерного грузопотока в РФ по основным направлениям Источник: ФТС РФ, РБК

Динамика импортного контейнерного потока из Китая в распределении по основным направлениям, гг. Направление2003 г.2004 г.Среднегодовой рост гг. Северо-Западное направление55,0442,7948,79 Санкт-Петербург39,0858,948,96 Калининград10,2624,4217,12 Прибалтийские порты126,7810,1258,03 Финляндия85,2925,1152,26 Дальневосточные порты59,25120,7387,49 Дальневосточные сухопутные переходы-36,45-73,01-58,59 Автомобильные-36,36-76,53-61,35 Железнодорожные-37,33-34,97-36,16 Забайкалье (жд)89,56-5,4533,87 Южные порты43,5477,4459,59 Прочие-45,64120,759,54 Всего:21,0429,1125,01 Источник: ФТС РФ, РБК

Внешняя среда Высокие темпы роста морских контейнерных перевозок товаров из Китая и других стран Южной и Юго-Восточной Азии в гг. и возможности сохранения сложившейся динамики в среднесрочной перспективе в значительной степени определяются тенденциями развития российских портов Дальнего Востока и Юга РФ, а также Украины, составляющих серьезную конкуренцию портам Северо-Запада России.

Объем контейнерной перевалки на Юге России Всего переработано контейнеров, TEU Годовой прирост оборота контейнеров, % , , ,73 Источник: SeaNews, РБК

Перспективы южных портов России: Терминалы Юга – прямые конкуренты терминалов Украины, причем терминалы Украины являются более выгодными с точки зрения эффективности – производительность в Одессе выше, чем на ведущем российском терминале – ПКТ, в Санкт-Петербурге Основной контейнеропоток в черноморском бассейне будет концентрироваться в Новороссийске (ведущая роль у терминалов Новороссийского узлового транспортно-экспедиционного предприятия (НУТЭП) и Новороссийского морского Торгового порта (НМТП) В каспийском бассейне главным портом в перспективе станет входящий в Астраханский транспортный узел порт Оля.

Прогноз роста российского рынка контейнерных перевозок по сегментам до 2008 г., TEU Сектор рынка *2006*2007*2008* Железная дорога Санкт-Петербург Северо-Запад России** Дальний Восток России Юг России Прибалтийские порты Финские порты Украинские порты Итого: * - прогнозное значение по годам ** - данные по Северо-Западу России приведены без учета ввода в действие мощностей Усть-Луги по переработке контейнеров. (Планируемый на 2007 г. ввод в действие Усть-Лугского контейнерного терминала будет, скорее всего, перенесен на гг. в связи со сдвигом сроков по завершению монтажа оборудования). Источник: РБК

Прогноз роста российского рынка контейнерных перевозок по сегментам Источник: РБК

Прогноз индекс роста российского рынка контейнерных перевозок 2008 года к 2005 году по сегментам Источник: РБК

Прогноз изменения структуры российского рынка международных контейнерных перевозок Источник: РБК

Прогноз изменения распределения импортного контейнерного потока из Китая по основным направлениям в 2004 и 2008 г. Источник: РБК