Лекция 8 Роль категорий и понятий в историческом исследовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 6. Исторический факт в историческом исследовании.
Advertisements

Лекция 4. Исторический факт в историческом исследовании.
Лекция 7 Теория как форма научного знания. План занятия 1.Понятие научной теории. 1.Понятие научной теории. 2.Структура научной теории. 2.Структура научной.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Лекция 1 Общественная сущность языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ идеи концепции теории законы понятия положения факты Концепция - система взглядов, то или иное понимание процессов,
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
П О Н Я Т И Е (филос.) Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений; (в логике) Мысль, в которой обобщаются.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Презентацию составили ученицы 10 класса: Ушарова Мария Пупова Анастасия Жарко Алина Преподаватель: Велижанина Оксана Станиславовна.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
Познание – 8: Социальное познание В прошлый раз Истина – адекватное отражение познающим субъектом познаваемого объекта. Как человек может удостовериться.
Тема урока «Научный стиль речи и его особенности».
Транксрипт:

Лекция 8 Роль категорий и понятий в историческом исследовании

План лекции Понятие как способ выражения научных знаний. Понятие как способ выражения научных знаний. Структура языка исторической науки. Структура языка исторической науки. Содержание и объем понятий. Содержание и объем понятий. Специфика категорий в исторической науке. Специфика категорий в исторической науке. Правила корректного использования понятий и категорий в исследовании. Правила корректного использования понятий и категорий в исследовании. Понятие научной дискуссии. Понятие научной дискуссии. Дискуссия как метод исторического исследования. Дискуссия как метод исторического исследования.

Литература к лекции Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. Киев, Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. Киев, Гулыга А.В. Эстетика истории. М., Гулыга А.В. Эстетика истории. М., Дюпрон А. Язык и история. М., Дюпрон А. Язык и история. М., Методологические проблемы истории. Минск Методологические проблемы истории. Минск Прошунин Н. Что такое полемика? М., Прошунин Н. Что такое полемика? М., Разинкина Н.М. О понятии стереотипа в языке научной литературы // Научная литература: язык, стиль, жанры. М., С Разинкина Н.М. О понятии стереотипа в языке научной литературы // Научная литература: язык, стиль, жанры. М., С Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. М., Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. М., 1980.

Литература к лекции Смоленский Н.И. Историческая действительность и историческое понятие // Вопросы истории Смоленский Н.И. Историческая действительность и историческое понятие // Вопросы истории Смоленский Н.И. Политические категории немецкой буржуазной историографии. Томск, Смоленский Н.И. Политические категории немецкой буржуазной историографии. Томск, Смоленский Н.И. Понятие и слово в языке историка // Новая и новейшая история Смоленский Н.И. Понятие и слово в языке историка // Новая и новейшая история Ярошевский М.Г. Дискуссия как форма научного общения // Вопросы философии Ярошевский М.Г. Дискуссия как форма научного общения // Вопросы философии Ярошевский М.Г. Оппонентный круг и научное открытие // Вопросы философии Ярошевский М.Г. Оппонентный круг и научное открытие // Вопросы философии

Понятие как способ выражения научных знаний. - Я никаких насекомых не обожаю…- объяснила Алиса. - Но я могу сказать, как их зовут. - Я никаких насекомых не обожаю…- объяснила Алиса. - Но я могу сказать, как их зовут. -А они идут, когда их зовут? – небрежно спросил Комар. -А они идут, когда их зовут? – небрежно спросил Комар. -Нет, не идут. -Нет, не идут. - Тогда какой же прок, знать, как их зовут? – спросил Комар. - Тогда какой же прок, знать, как их зовут? – спросил Комар. -Ну, -сказала Алиса.- Им это ни к чему, а нам все-таки полезно. Иначе зачем вообще у вещей есть имена и названия? -Ну, -сказала Алиса.- Им это ни к чему, а нам все-таки полезно. Иначе зачем вообще у вещей есть имена и названия?

Понятие как способ выражения научных знаний. Понятие – форма мышления, которая целостно и обобщенно раскрывает существенные отличительные признаки исследуемых объектов и явлений реального мира. Понятие – форма мышления, которая целостно и обобщенно раскрывает существенные отличительные признаки исследуемых объектов и явлений реального мира. Наряду с суждениями и умозаключениями понятия являются формой рационального познания. Наряду с суждениями и умозаключениями понятия являются формой рационального познания.

Понятие как способ выражения научных знаний Основа формирования понятий – объективная реальность, отражаемая сознанием в процессе ее познания Основа формирования понятий – объективная реальность, отражаемая сознанием в процессе ее познания Понятия – это результаты, в которых обобщаются данные опыта (Ф.Энгельс) Понятия – это результаты, в которых обобщаются данные опыта (Ф.Энгельс)

Основа формирования понятий 1. Предметно-практическая деятельность. 1. Предметно-практическая деятельность. В результате - в понятиях выделяются и закрепляются видимые признаки объектов реального мира. В результате - в понятиях выделяются и закрепляются видимые признаки объектов реального мира.

Понятие как способ выражения научных знаний - Меня зовут Алиса, а… - Меня зовут Алиса, а… - Какое глупое имя,- нетерпеливо прервал ее Шалтай-Болтай. –Что оно значит? - Какое глупое имя,- нетерпеливо прервал ее Шалтай-Болтай. –Что оно значит? -Разве имя должен что-нибудь значить?- удивилась Алиса. -Разве имя должен что-нибудь значить?- удивилась Алиса. -Конечно,- ответил Шалтай-Болтай и фыркнул.- Возьмем, к примеру, мое имя! Оно выражает мою суть. –Замечательную и чудесную суть. А в твоем имени нет никакого смысла. Ты можешь оказаться кем угодно, ну просто кем угодно! -Конечно,- ответил Шалтай-Болтай и фыркнул.- Возьмем, к примеру, мое имя! Оно выражает мою суть. –Замечательную и чудесную суть. А в твоем имени нет никакого смысла. Ты можешь оказаться кем угодно, ну просто кем угодно!

Основа формирования научных понятий 2. Научная познавательная деятельность. 2. Научная познавательная деятельность. В результате в понятиях отражаются существенные отличительные признаки объектов В результате в понятиях отражаются существенные отличительные признаки объектов

Понятие как способ выражения научных знаний Ах, Лилия, сказала Алиса, глядя на Тигровую Лилию, которая легонько покачивалась на ветру. –Как жалко, что Вы не умеете говорить! Ах, Лилия, сказала Алиса, глядя на Тигровую Лилию, которая легонько покачивалась на ветру. –Как жалко, что Вы не умеете говорить! - А кто тебе сказал, что мы не умеем говорить? –ответила Лилия. –Было бы только с кем! - А кто тебе сказал, что мы не умеем говорить? –ответила Лилия. –Было бы только с кем!

Понятие как способ выражения научных знаний Научные понятия выражаются в научных терминах ( лат. Tervimus – предел, граница). Научные понятия выражаются в научных терминах ( лат. Tervimus – предел, граница). Термин – словесное выражение понятия Термин – словесное выражение понятия

Проблемы исторических научных понятий Историк получает свой словарь от самого предмета своих знаний. Историк получает свой словарь от самого предмета своих знаний. Источники стремятся навязать нам свою терминологию. Источники стремятся навязать нам свою терминологию. Историк пишет под диктовку эпохи (М.Блок. Апология истории) Историк пишет под диктовку эпохи (М.Блок. Апология истории)

Содержание понятия это совокупность существенных отличительных признаков объекта, раскрывающих его качественную определенность. это совокупность существенных отличительных признаков объекта, раскрывающих его качественную определенность.

Объем понятия это совокупность объектов, охватываемых данных понятием, т.е. обладающих чертами, составляющими содержание понятия. это совокупность объектов, охватываемых данных понятием, т.е. обладающих чертами, составляющими содержание понятия. Чем шире содержание понятия, тем меньше его объем. Чем шире содержание понятия, тем меньше его объем.

Содержание и объем понятия Содержание понятия раскрывается в определении понятия, т.е. в перечислении его существенных и отличительных признаков. Содержание понятия раскрывается в определении понятия, т.е. в перечислении его существенных и отличительных признаков. Определение понятия = дефиниция понятия Определение понятия = дефиниция понятия

Структура языка историка Современный литературный язык (количественно преобладает) Современный литературный язык (количественно преобладает) Научные понятия (имеют незначительный удельный вес в общем лексиконе, но несут основную познавательную нагрузку (например, абсолютизм, крепостное право, модернизация) Научные понятия (имеют незначительный удельный вес в общем лексиконе, но несут основную познавательную нагрузку (например, абсолютизм, крепостное право, модернизация)

Структура языка историка Историческая терминология (холоп, князь, вече, барон) Историческая терминология (холоп, князь, вече, барон) Термины, заимствованные из других наук (производственные отношения, культурные универсалии, политический режим) Термины, заимствованные из других наук (производственные отношения, культурные универсалии, политический режим) Формализмы ненаучного происхождения (научный жаргон – например, АК, КИО, камералка) Формализмы ненаучного происхождения (научный жаргон – например, АК, КИО, камералка)

Категории в исторической науке Предельно обобщенные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства, признаки и связи определенной совокупности объектов реального мира. Предельно обобщенные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства, признаки и связи определенной совокупности объектов реального мира. Если понятия характеризуют отдельные объекты или виды родственных объектов, то категории отражают наиболее существенные свойства всех объектов данного рода. Если понятия характеризуют отдельные объекты или виды родственных объектов, то категории отражают наиболее существенные свойства всех объектов данного рода.

Категории и роль в исторической науке Предельность категорий как понятий выражается в том, что содержание категорий не может быть воспроизведено в каких-то еще более широких определениях. Предельность категорий как понятий выражается в том, что содержание категорий не может быть воспроизведено в каких-то еще более широких определениях. Содержание, выражаемое категориями как родовыми понятиями, входит в видовое понятие. Содержание, выражаемое категориями как родовыми понятиями, входит в видовое понятие.

Типы категорий исторической науки Философские категории (пространство, время, материя, сознание, движение, количество, качество, сущность, явление) Философские категории (пространство, время, материя, сознание, движение, количество, качество, сущность, явление) Общенаучные категории (система, элемент, информация, культура, модель) Общенаучные категории (система, элемент, информация, культура, модель) Частнонаучные категории (цивилизация, классы, классовая борьба) Частнонаучные категории (цивилизация, классы, классовая борьба)

-И это все в одном слове? – спросила с недоумением Алиса. –Не слишком ли много для одного? -И это все в одном слове? – спросила с недоумением Алиса. –Не слишком ли много для одного? -Когда одному слову так достается, я плачу ему сверхурочные. –сказал Шалтай-Болтай. -Когда одному слову так достается, я плачу ему сверхурочные. –сказал Шалтай-Болтай.

Условия корректного использования понятийного аппарата Исторические словари (Трам, Брей. Археологический словарь. Исторические словари (Трам, Брей. Археологический словарь. Энциклопедический словарь российской жизни и истории Энциклопедический словарь российской жизни и истории Словарь истории материальной культуры и т.п.) Словарь истории материальной культуры и т.п.) Советская историческая энциклопедия Советская историческая энциклопедия

Условия корректного использования понятийного аппарата 1. В содержание и объем понятия следует вкладывать однозначное содержание (например, АК – это комплекс вещевого материала, бытовавшего в определенном регионе в определенное время. АК – это этнос на определенном этапе социально-экономического развития) 1. В содержание и объем понятия следует вкладывать однозначное содержание (например, АК – это комплекс вещевого материала, бытовавшего в определенном регионе в определенное время. АК – это этнос на определенном этапе социально-экономического развития)

Условия корректного использования понятийного аппарата Необходимо давать полное определение понятия. Необходимо давать полное определение понятия. В случае введения впервые нового понятия или заимствования из других наук необходимо в обязательном порядке давать определение понятия. В случае введения впервые нового понятия или заимствования из других наук необходимо в обязательном порядке давать определение понятия. В случае многозначного содержания понятия необходимо указывать, какое определение используется в настоящем исследовании (например, существует свыше 500 определений понятия культура) В случае многозначного содержания понятия необходимо указывать, какое определение используется в настоящем исследовании (например, существует свыше 500 определений понятия культура)

Дискуссии в историческом исследовании Дискуссия (лат. рассмотрение, расследование) – наличие разных мнений, спорных вопросов (например, дискуссия об объекте и предмете науки в археологии, об азиатском способе производства) Дискуссия (лат. рассмотрение, расследование) – наличие разных мнений, спорных вопросов (например, дискуссия об объекте и предмете науки в археологии, об азиатском способе производства)

Условия проведения научных дискуссий Дискуссия должна быть направлена на поиск истины, а не сводиться к простому отстаиванию высказанных ранее мнений Дискуссия должна быть направлена на поиск истины, а не сводиться к простому отстаиванию высказанных ранее мнений В дискуссии должны привлекаться новые исторические данные, а не повторяться уже высказанные отдельные примеры В дискуссии должны привлекаться новые исторические данные, а не повторяться уже высказанные отдельные примеры

Условия проведения научных дискуссий В центре внимания дискуссии должно быть выяснение расхождений по наиболее существенным вопросам, а не споры по частностям или деталям В центре внимания дискуссии должно быть выяснение расхождений по наиболее существенным вопросам, а не споры по частностям или деталям Корректное представление сути взглядов оппонентов Корректное представление сути взглядов оппонентов

-Разве 5 ночей теплее, чем одна? – рискнула спросить Алиса. -Разве 5 ночей теплее, чем одна? – рискнула спросить Алиса. -В 5 раз теплее, конечно! -В 5 раз теплее, конечно! -А может в 5 раз холоднее? – заметила Алиса. -А может в 5 раз холоднее? – заметила Алиса. -Совершенно верно! – вскричала Черная Королева. –В 5 раз теплее и в 5 раз холоднее. Точно так же как я в 5 раз тебя богаче и в 5 раз тебя умнее! -Совершенно верно! – вскричала Черная Королева. –В 5 раз теплее и в 5 раз холоднее. Точно так же как я в 5 раз тебя богаче и в 5 раз тебя умнее! Алиса вздохнула и не стала спорить Алиса вздохнула и не стала спорить

Культура письменной научной речи Письменная речь – результат выражения мысли при помощи системы письма определенного языка Письменная речь – результат выражения мысли при помощи системы письма определенного языка Письменная речь вторична по отношению к устной речи Письменная речь вторична по отношению к устной речи В основном она следует правилам устной речи, но имеет свои особенности В основном она следует правилам устной речи, но имеет свои особенности

Особые качества письменной научной речи Точность – слова должны выбираться в строгом соответствии не только с их значением, но и с предметом речи Точность – слова должны выбираться в строгом соответствии не только с их значением, но и с предметом речи Ее достижение возможно при использовании причастий и деепричастий, т.к. они помогают подчеркнуть действия (например, Понятие парадигмы отражает связь политической мысли с общими философскими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи. Ее достижение возможно при использовании причастий и деепричастий, т.к. они помогают подчеркнуть действия (например, Понятие парадигмы отражает связь политической мысли с общими философскими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи.

Особые качества письменной научной речи. Точность Менее, чем в устной речи, используются местоимения (например, нельзя писать: «Вот ОН!». Следует писать «М.Вебер…». Менее, чем в устной речи, используются местоимения (например, нельзя писать: «Вот ОН!». Следует писать «М.Вебер…». Крайне редко используются междометия(например, нельзя писать «Он сказал : «АХ!» Обычно эмоции передаются описанием) Крайне редко используются междометия(например, нельзя писать «Он сказал : «АХ!» Обычно эмоции передаются описанием) Редко использование грамматических форм слов в переносном значении Редко использование грамматических форм слов в переносном значении

Особые качества письменной научной речи. Глубина Достигается большим и более сложным по сравнению с устной фразой составом предложения Достигается большим и более сложным по сравнению с устной фразой составом предложения Для этого используются второстепенные члены предложения, (например, В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы ) Для этого используются второстепенные члены предложения, (например, В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы ) однородные члены предложения (например, Парадигма это специфическая логическая, мыслительная модель) однородные члены предложения (например, Парадигма это специфическая логическая, мыслительная модель) сложные предложения (например, Психологический метод исходит из того, что острые переживания человека не исчезают из психикии продолжают оказывать активное воздействие на политическое поведение). сложные предложения (например, Психологический метод исходит из того, что острые переживания человека не исчезают из психикии продолжают оказывать активное воздействие на политическое поведение).

Особые качества письменной научной речи. Логичность Достигается продуманным порядком слов (например, Динамическую картину политики дает деятельностный подход - в письменной речи, а в устной - деятельностный подход динамическую картину политики дает ) Достигается продуманным порядком слов (например, Динамическую картину политики дает деятельностный подход - в письменной речи, а в устной - деятельностный подход динамическую картину политики дает ) Достигается продуманным порядком следования предложений Достигается продуманным порядком следования предложений Достигается при помощи сложноподчиненных предложений Достигается при помощи сложноподчиненных предложений

Особые качества письменной научной речи. Полнота Минимальной пропуск слов Минимальной пропуск слов Завершенность каждой мысли Завершенность каждой мысли Полнота раскрытия темы Полнота раскрытия темы

Особые качества письменной научной речи. Композиционная ясность Четкое выражение границ высказывания (микротемы) Четкое выражение границ высказывания (микротемы) Членение текста на части длиннее одного предложения _ абзац –фрагмент текста, средняя длина – 3 предложения Членение текста на части длиннее одного предложения _ абзац –фрагмент текста, средняя длина – 3 предложения Продуманное расположение частей текста Продуманное расположение частей текста Использование различных средств выделения главной, второстепенной, иллюстративной информации Использование различных средств выделения главной, второстепенной, иллюстративной информации Выделение шрифтов, отступа абзаца Выделение шрифтов, отступа абзаца

Виды научной прозы Передает, формулирует, выражает различные идеи Передает, формулирует, выражает различные идеи Сообщает, формулирует, излагает научные факты Сообщает, формулирует, излагает научные факты Выражает об идеях и фактах критическое мнение Выражает об идеях и фактах критическое мнение

Вместо резюме -А языки ты знаешь?- спросила Черная Королева. – Как будет по-французски «Трам-тарарам»? -А языки ты знаешь?- спросила Черная Королева. – Как будет по-французски «Трам-тарарам»? -»Трам-тарарам» - это не наш английский язык. – сердито ответила Алиса. -»Трам-тарарам» - это не наш английский язык. – сердито ответила Алиса. -А кто говорит, что это английский? -А кто говорит, что это английский? -Если Вы скажете, что это за язык, нашлась Алиса, я переведу это Вам на французский. -Если Вы скажете, что это за язык, нашлась Алиса, я переведу это Вам на французский. Но Черная Королева гордо выпрямилась и ледяным голосом произнесла: Но Черная Королева гордо выпрямилась и ледяным голосом произнесла: -Королевы в сделки не вступают! -Королевы в сделки не вступают!

Вместо резюме Текст - это первичная данность и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины. Дух ( и свой, и чужой) не может быть дан как вещь (прямой объект естественных наук), а только в знаковом выражении. Исследование становится спрашиванием, беседой, т.е. диалогом (М. М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979) Текст - это первичная данность и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины. Дух ( и свой, и чужой) не может быть дан как вещь (прямой объект естественных наук), а только в знаковом выражении. Исследование становится спрашиванием, беседой, т.е. диалогом (М. М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979)

Спасибо за внимание