ИСЭПИ Стратегические подходы к развитию жилищно-коммунального хозяйства Москва, февраль 2012 Некоммерческое партнерство «ЖКХ Развитие» Институт социально-экономических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие коммунальной инфраструктуры малых городов Москва, май 2012 Некоммерческое партнерство «ЖКХ Развитие» ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ.
Advertisements

Рыночные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов Фонд «Институт экономики города»
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИНЫХ ДОМОВ МАСШТАБ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖКХ Апрель 2012 года.
Мифы ЖКХ Миф 1. Установка приборов учета решит проблему энергоэффективности. = Потребление ресурсов.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Международная конференция «Модернизация российской экономики: роль институтов развития» Ключевые задачи модернизации и повышения энергоэффективности многоквартирных.
Новые правила проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах с 2014 года.
Основные проблемы в сфере предоставления жилищно- коммунальных услуг с точки зрения взаимоотношений управляющих и ресурсоснабжающих организаций Декабрь,
1 Концепция создания фондов капитального ремонта многоквартирных домов Государственная корпорация – Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального.
Екатеринбург, Россия октября 2012 Всероссийское Совещание: «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных.
1 АНДРЕЙ ЧИБИС Член Правления ОАО «РКС» Концессия и RAB в ЖКХ: пилотные проекты - ожидаемые результаты.
Москва Декабрь 2011 года Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ Предложения по основным направлениям деятельности Фонда на период.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Некоммерческое партнерство содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» НОВАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ Алексей Макрушин Москва,
Актуальные вопросы текущих изменений жилищного законодательства.
Москва Май 2011 года Возможные договорные отношения между органами власти (регулятором) и унитарными предприятиями в коммунальном секторе.
Необходимость и возможность привлечения внебюджетного финансирования региональной программы капитального ремонта (практические шаги на примере Новосибирской.
Подходы к финансированию капитального ремонта многоквартирных домов после прекращения реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде.
Региональная система капитального ремонта многоквартирных домов Некоммерческое партнерство «ЖКХ Развитие» Москва, 2012 ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ.
Транксрипт:

ИСЭПИ Стратегические подходы к развитию жилищно-коммунального хозяйства Москва, февраль 2012 Некоммерческое партнерство «ЖКХ Развитие» Институт социально-экономических и политических исследований

Ключевые развилки реформы ЖКХ ИСЭПИ Капитальный ремонт жилья Управление многоквартирным домом Модернизация коммунальной инфраструктуры Собственники отвечают за содержание и ремонт дома, а власть следит за состоянием дома, накоплением средств Собственники считают, что капремонт – дело властей, основные расходы на ремонт несут бюджеты Создание условий и стимулов для возникновения класса » эффективных собственников » жилья Усиление административного контроля на фоне бюджетных вливаний в содержание жилья Институт развития, стимулирующий приток инвестиций и гарантирующий качественное регулирование Точечное решение проблем за счет бюджетных средств, рост тарифов без повышения эффективности 1

ИСЭПИ Некоммерческое партнерство «ЖКХ Развитие» Институт социально-экономических и политических исследований Какие проблемы больше всего тревожат россиян? (ВЦИОМ, ноябрь 2011) Расходы федерального бюджета в 2012 г. Национальная оборона млрд. руб. Атомное машиностроение 113 млрд. руб. Здравоохранение 446 млрд. руб. Вневедомственная охрана 79 млрд. руб. ФЦП «Чистая вода» 3 млрд. руб. «Сколково» 22 млрд. руб. Коммунальное хозяйство 7,5 млрд. руб., в том числе Исполнение наказаний 175 млрд. руб. Также справочно: чистая прибыль ОАО «Газпром» 776 млрд. руб. 2 Масштаб участия федерального уровня власти в реформировании ЖКХ не соответствует масштабу проблемы

ИСЭПИ 3 Государственная программа развития ЖКХ Почему нужна отдельная государственная программа развития ЖКХ? Государство должно не декларировать важность проблемы, а сосредоточить ресурсы на их решении 1. Масштаб накопившихся проблем Модернизация жилищно-коммунального хозяйства потребует значительных ресурсов, как от населения, так и из бюджетов 2. Важность проблемы в глазах россиян Неэффективность и высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг волнует подавляющее большинство жителей страны 3. Специфика отношений в секторе ЖКХ ЖКХ – регулируемый сектор, «правила игры» в котором задает государство. Проблемы ЖКХ нельзя переложить на плечи бизнеса и жителей 4. Комплексный подход к решению задачи Государственная программа позволяет обеспечить комплексный подход к реформированию и модернизации ЖКХ и одновременно учесть специфику секторов: тепла, воды, управления жильем и пр.

4 Структура платежа граждан ИСЭПИ Топливная составляющая (газ, электроэнергия, тепло, горячая вода) определяет большую часть платежа за жилищно-коммунальные услуги

5 Качество жилищно-коммунальных услуг Как заставить «коммунальщиков» и управляющие компании заботиться о качестве услуг? Необходимо регулировать не только цену жилищно - коммунальных услуг, но и их КАЧЕСТВО ИСЭПИ 1. Соразмерное снижение цены Если стоимость качественной услуги будет выше, чем стоимость некачественной, появится стимул повышать качество услуг. Процедура оценки качества должна быть простой – если на входе в дом качество ресурса не соответствует требования каждый житель дома не должен судиться с «ресурсником» 2. Гарантированные условия сервиса Каждый потребитель должен получить компенсацию за некачественно оказанную или не оказанную жилищно-коммунальную услугу, в том числе за плохой сервис: ремонтная бригада не подъехала в установленный срок, перерыв в водоснабжении составил более 12 часов, двор не очищен от снега и пр. Требования к условиям сервиса должны быть установлены законодательно, в том числе путем установления требований к содержанию договоров с управляющей и ресурсоснабжающей организацией

Государство: Капремонты осуществляются в основном за счет средств бюджетов (при капремонте по программе Фонда собственники платят 5% от стоимости ремонта). Потребность в средствах существенно превышают возможности бюджетов Собственники сами фактически не проводят капремонты (проблема коллективного решения, нет принуждения); Не используется кредитное финансирование капремонтов; В сознании людей за ремонт отвечает государство; Отсутствуют нормативные требования к состоянию домов; Отсутствует ответственность собственников за состояние дома Капитальный ремонт осуществляется по мере необходимости, с учетом взаимного финансирования (за счет собственников, средств бюджетов и др.) 6 Капитальный ремонт жилья Как происходит сейчас Как должно быть Собственники отвечают за состояние дома и на регулярной основе несут обязательные расходы на цели капремонта Общее собрание собственников Общее собрание собственников Органы власти : Устанавливают нормативные требования ; Следят за накоплением средств на капремонт ; Следят за целевым использованием средств ; Следят за техническим состоянием дома Определяют ответственность собственников Когда собственники не могут договориться о том, как копить деньги и проводить ремонт, решение должны принять ОРГАНЫ ВЛАСТИ ИСЭПИ

Управляющие компании Управляющие компании должны нести ответственность только за свои услуги и быть мотивированы к честной и эффективной работе ИСЭПИ Как происходит сейчасКак должно быть Жилищные услуги Коммунальные услуги Риски неплатежей по всей цепочке: У управляющей компании нет ВОЗМОЖНОСТИ работать честно : Сложность взыскания долгов с жильцов (305 млрд. руб. за январь-июнь 2011 г.); УК несут полную ответственность за сбор платежей за коммунальные услуги, они обязаны оплачивать РСО 100% стоимости ресурсов. УК имеет постоянную задолженность перед РСО; Нет стимулов к энергоэффективности: Коммунальных услуги в местах общего пользования оплачиваются исходя из фактического потребления; И много соблазнов: Преднамеренное банкротство; Задержка платежей РСО; Некорректный расчет платы за коммунальные услуги, выставляемой жильцам Управляющие компании правильно мотивированы: Решение проблемы долгов: учет нормативного уровня «безнадежной» дебиторской задолженности (4 процента), оптовые и розничные цены или возможность перепродажи долгов; Создание эффективных механизмов разрешения споров (в т.ч. досудебных) и исполнения решений; Собственники должны иметь больше свободы в выборе способа взаимодействия с УК и РСО; УК мотивирована заниматься энергосбережением, энергосервис на общих площадях – основа бизнеса управляющей компании; При одинаковом уровне платежей все стороны – и УК, и РСО, и жильцы несут меньше рисков Неплатежи Транзитом через УК поступают РСО Риск УК Реальный объем расходов УК Жилищные услуги Коммунальные услуги Четкое распределение ответственности и рисков: Норматив неплатежей Платежи напрямую поступают РСО Платежи за общую площадь – поступают УК Энергосервис 7

8 Расчеты за ЖКХ Биллинг – конкурентный бизнес, а не бизнес муниципалитета. Задача муниципалитета – создание и поддержка базы данных о потребителях ИСЭПИ Как не должно быть Как должно быть Расчетный центр Нет достоверного учета потребителей Расчет по нормативам ведется некорректно Нет гарантии сохранности базы при смене УК РЦ – монополист, % к тарифам Сам решает кому и сколько платить Высокие цены и низкое качество услуг На рынке могут работать несколько РЦ Расщепление платежа между УК и РСО по четким правилам, установленным законодательством Банк Муниципальный информационный ресурс – « эталонная » база расчетов в ЖКХ Конкурентный бизнес по снятию показаний с приборов учета, расчету платежа ( биллинг )

9 Факторы роста тарифов ИСЭПИ Ограничение роста тарифов приводит к снижению инвестиций и ремонтов. Реального причина роста тарифов – рост цен на газ и другие виды топлива Ограничение темпов роста тарифов достигается за счет сокращения инвестиций, ремонтов, персонала

10 Энергоэффективность Как стимулировать энергоэффективность, не повышая цену коммунальных услуг для потребителей, экономящих ресурсы? ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ – основной ресурс для снижения платы за жилищно - коммунальные услуги ИСЭПИ 1. Социальная норма коммунальных услуг В пределах этой нормы услуги оплачиваются по более низкой (льготной) цене, а сверх нормы – по более высокой (не ниже экономически обоснованной). Использование социальной нормы также позволяет решить проблему перекрестного субсидирования; 2. Повсеместное «оприборивание» Оптимальное решение – массовое применение в городе типового решения, облегчающее последующее обслуживание приборов и снятие их показаний. Проще, когда этим занимается ресурсоснабжающая организация, а не каждый житель самостоятельно; 3. Стимулирующие нормативы Потребитель, не желающий пользоваться прибором учета, должен платить более высокую цену за коммунальные услуги (например, по ставке, используемой для потребления сверх социальной нормы)

11 Шаг 1. Долгосрочные тарифы ИСЭПИ устанавливает тарифы на один год Как должно быть Регулятор: строит объект на средства, заложенные в тариф Оператор: не инвестирует – слишком высокие риски Банк: устанавливает тарифы минимум на пять лет; гарантирует возврат капитала Регулятор: строит объект на заемные средства; за счет тарифов получает возврат капитала и доход Оператор: снижение рисков позволяет финансировать проект Банк: Возможности роста тарифов ограничены; Проекты рентабельны только в крупных городах; Изменения законодательства; Деятельность регулирующих органов Долгосрочный тарифы необходимы, но этого недостаточно! Для снижение рисков и притока «длинных» денег нужен ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ Как происходит сейчас Часть рисков остается Риски оператора Долгий срок окупаемости проектов; Нет прямых отношений с регулятором; Нет залога или его сложно реализовать, особенно при государственной или муниципальной собственности на активы

12 Шаг 2. Институт развития ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ обеспечивает приток инвестиций и создает уверенность рынка в стабильности правил регулирования ИСЭПИ строит объект на заемные средства; за счет тарифов получает возврат капитала и доход Оператор: контролирует регулятора Инфраструктурные облигации Минимальные риски, связанные с регулированием и возвратом капитала Банк: устанавливает тарифы на пять лет; гарантирует возврат капитала Регулятор: Рефинансирование и долгосрочное фондирование ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ Частные инвесторы Государственные облигации Пенсионные фонды

13 Механизм рефинансирования ИСЭПИ Этап возврата инвестиций (15-20 лет) Этап строительства (3 года) Риски связаны с работой оператора: удорожание строительства срыв сроков строительства Риски связаны с работой регуляторов: ограничение роста тарифов изменение законодательства 20 с лишним лет - слишком долгий срок возврата инвестиций для коммерческого банка Коммерческий банк финансирует строительство и несет риски, связанные с деятельностью оператора; осуществляет проектное финансирование, где каждый проект - индивидуален Институт развития частично или полностью рефинансирует кредит через 3-5 лет и несет основные риски возврата инвестиций за счет тарифов; выкупает стандартный продукт – обязательство регулятора по возврату инвестиций за счет тарифов; выпускает производный финансовый инструмент – инфраструктурные облигации Пока риски, связанные с работой регуляторов, высоки, их берет на себя ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

14 Решение проблемы малых городов ИСЭПИ Необходимо объединять системы коммунальной инфраструктуры малых городов на уровне региона и помогать им субсидиями из бюджета Как происходит сейчас Как должно быть В каждом муниципалитете свой коммунальный оператор: Низкая привлекательность для инвесторов – слишком маленькая компания и объемы выручки; Нет возможности нанять качественных технических специалистов; Высокие риски ведения бизнеса; Сложно регулировать; Управляются не профессионалами, а структурами близкими к местной власти Один коммунальный оператор на несколько муниципалитетов: Легче привлекать кредиты и инвестиции; Экономия на административных расходах; Экономия на масштабе – при закупках, найме квалифицированных специалистов; Просто регулировать, снижение дифференциации тарифов или установление единого тарифа НО : Малым городам даже при объединении ресурсов нужна помощь в модернизации инфраструктуры

15 Механизм гарантий Процесс предоставления гарантий по кредитам на модернизацию муниципальной инфраструктуры должен быть радикально упрощен ИСЭПИ нет гарантий – нет кредитов Как происходит сейчас Как должно быть Банк: нет кредитов – нет объектов Оператор: нет средств в бюджете – нет объектов Муниципалитет: кредит под гарантию бюджета Банк: строительство за счет кредита, возврат кредита за счет тарифов Оператор: получает в собственность объект, дает гарантию возврата кредита Муниципалитет: нет бюджетных расходов, все учтено в тарифах в гарантийном случае стоимость объекта выплачивается не сразу, а по частям прямые отношения с муниципалитетом (собственником объекта) возможность сменить оператора

16 Контактная информация ИСЭПИ НП « ЖКХ Развитие » Адрес : , Москва, ул. Пятницкая, д. 18, стр. 1 Телефон : +7 (495) Интернет - сайт :