« Модель организации педагогического сопровождения и повышения квалификации учителей курса ОРК и СЭ в Уральском федеральном округе » тема выступления: ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования»
МОДЕЛЬ организации педагогического сопровождения и повышения квалификации учителей курса ОРК и СЭ в Уральском федеральном округе предполагает реализацию трех этапов
Подготовка тренеров-преподавателей в АПК и ППРО от Свердловской области Наименование должности Количество учитель начальных классов49 чел. учитель истории, обществознания35 чел. учитель русского языка и литературы 15 чел. учитель МХК, ИЗО, искусства, музыки, технологии 15 чел. учитель географии1 чел. учитель математики1 чел. методист, специалист управления образования 13 чел. преподаватель педагогического колледжа 9 чел. преподаватель ВУЗа3 чел. преподаватель ИРРО6 чел. Итого 147 чел.
Подготовка тренеров-преподавателей в АПК и ППРО от Курганской области Наименование должности Количество учитель начальных классов1 чел. методисты, руководители РИМК, специалисты органов управления 8 чел. учителя и преподаватели гуманитарных дисциплин 27 чел. представители администрации ОУ 4 чел. Итого40чел.
С 22 по 30 марта 2010 года одновременно прошли обучение под руководством педагогов-тренеров 2377 учителей образовательных учреждений Свердловской области
В состав слушателей входили:
Центры подготовки учителей-участников апробации в Свердловской области Екатеринбург - 26 % города области - 74 % Красноуфимск Ревда Ирбит Камышлов Каменск-Уральский Качканар Серов Нижний Тагил
С 09 по 27 марта 2010 года прошли обучение под руководством педагогов- тренеров 599 учителей образовательных учреждений Курганской области
Центры подготовки учителей-участников апробации в Курганской области
Программа повышения квалификации педагогов была рассчитана на 72 часа, включала три блока :
освещает содержание концепции и структуры комплексного учебного курса ОРК и СЭ; психологические и педагогические особенности работы с младшими подростками; Теоретический
включает обзор всех шести культур, представленных в комплексном учебном курсе ОРКиСЭ; Содержательный
включает отработку методик и технологий обучения учителей в малых группах. Технолого-методический
Методы работы, используемые педагогами в практической деятельности %
Екатерин бург Крупные города Малые города Сельские территории В целом по массиву %ранг% % % %Ранг Учащимся 4-х классов сложно воспринимать содержание курса 13,1 1 26,7 1 26,8 1 35,7 1 27,1 1 Я работаю с незнакомым классом (классами) 9,8 2 11,7 2 17,4 2 6,3 3 12,1 2 Я работаю с учащимися непривычной для меня возрастной категории 4,9 3 6,7 3 4,0 3 9,8 2 6,2 3 Трудностей не возникает 62,358,349,050,053,0 Трудности, которые испытывают педагоги в процессе преподавания курса «ОРК и СЭ», %
Формы работы с родителями обучающихся, используемые педагогами в рамках курса «ОРКиСЭ»
1.Новизна данного курса; 2.Отсутствие практики преподавания данного курса; 3.Стереотипные подходы в работе учителей к практике преподавания данного курса; Причины профессиональных затруднений педагогических работников при реализации курса ОРК и СЭ:
1.Организована электронная связь с педагогами – тренерами по вопросам организации и содержания учебного курса ; 2.На сайтах Институтов ( и помещается информация методического характера; 3.Созданы методические объединения учителей. Мероприятия, направленные на реализацию третьего этапа модели :
3. За каждым центром (территориальным округом) закреплен тьютор ИРО; 4. Создана информационная база о педагогах, методических объединениях по курсу ОРК и СЭ; 5. Разработано положение о конкурсе методических и дидактических материалов по курсу ОРК и СЭ; Мероприятия, направленные на реализацию третьего этапа модели :
6. Подготовлен к печати сборник материалов по первым итогам, достижениям и проблемам апробации курса; 7. Библиотекой ИРО составляются библиографические списки и сбор информационно-методических материалов в помощь учителю по различным аспектам учебного курса «ОРК и СЭ»; Мероприятия, направленные на реализацию третьего этапа модели :
8. На шести базовых площадках – образовательных учреждениях Свердловской области – ведется мониторинг введения и реализации курса. 9. Разработаны и реализованы образовательные семинары по проблемам формирования профессионально-личностной компетентности педагога в сфере духовно-нравственного воспитания; Мероприятия, направленные на реализацию третьего этапа модели :
8. На шести базовых площадках – образовательных учреждениях Свердловской области – ведется мониторинг введения и реализации курса. 9. Разработаны и реализованы образовательные семинары по проблемам формирования профессионально-личностной компетентности педагога в сфере духовно-нравственного воспитания; Мероприятия, направленные на реализацию третьего этапа модели :
1.Проведен медиа-фестиваль лучших уроков курса ОРК и СЭ. 2.Подготовлены методические материалы по четырем модулям курса. 3.Проведены социологические исследования по итогам апробации первой части курса. Мероприятия, направленные на сопровождение учителей курса ОРК и СЭ, реализуемые в Курганской области:
1.Работа сетевого сообщества по наполнению новыми методическими материалами. 2.Открыто и лицензировано на факультете профессиональной переподготовки отделение «Духовно-нравственное воспитание. Основы православной культуры». Мероприятия, направленные на сопровождение учителей курса ОРК и СЭ, реализуемые в Курганской области:
Готовность ОУ, учителей и родителей продолжить апробацию курса в гг. в СО обучающиеся 5 классов (чел.) обучающиеся 4 классов (чел.) ВСЕГО (чел.) участвовали в апробации в учебном году ранее не участвовали в апробации, становятся участниками апробации в учебном году ИТОГО Не участвуют в апробации или перестали быть участниками апробации 352- Причины неучастия в апробации: переезд в другой регион – 181 чел., отказ родителей от участия в апробации – 14чел., другое -157 чел. Итого участников апробации в учебном году
Готовность ОУ, учителей и родителей продолжить апробацию курса в гг. в КО обучающиеся 5 классов (чел.) обучающиеся 4 классов (чел.) ВСЕГО (чел.) участвовали в апробации в учебном году ранее не участвовали в апробации, становятся участниками апробации в учебном году ИТОГО Не участвуют в апробации или перестали быть участниками апробации Причины неучастия в апробации: переезд в другой регион – 9 чел., оставлены на повторное обучение -16чел., перевод на домашнее обучение -4 чел. Отказ по религиозным убеждениям -19 чел. Итого участников апробации в учебном году