Интерактивный online урок по химии для учащихся 10-11 классов Алтаева Гульнар Саматовна, учитель химии Назарбаев Интеллектуальной школы города Астаны,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов.
Advertisements

Валентность и валентные возможности атомов Логика, если она отражается в истине и здравом смысле, всегда ведет к цели, к правильному результату Учитель.
Тема урока:Строение атома Учитель химии МБОУ СОШ 20 г.Королева Московской области Баранова Ирина Александровна.
Строение атома Учитель химии: Зырянова В. А Министерство образования Республики Саха (Якутия) МУ «Управление образования Намского улуса РС(Я)» МОУ.
Презентация по физике: «Ядерные реакции» Презентацию составила учитель физики МОУ «Морозовская СОШ» Сверкунова В.Н.
Атомы химических элементов Тема урока: Основные сведения о строении атомов Тема урока: Основные сведения о строении атомов Химия 8 класс (О.С. Габриелян)
Валентность и степень окисления Автор: Соболев Илья ученик 11МИ класса МОУ лицея 6 Руководитель: Дробот Светлана Сергеевна, учитель химии МОУ лицея 6.
Строение атома. Порядковый номер элемента - заряд ядра его атома Э.Резерфорд доказал, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг.
Презентация к уроку по химии (8 класс) по теме: презентация по химии Строение электронных оболочек атомов в ПСХЭ
Физика атома и атомного ядра. Состав атомных ядер ядра различных элементов состоят из двух частиц – протонов и нейтронов. протоновнейтронов Протон m p.
Атомно-молекулярное учение Модели строения атома Электронные конфигурации атомов Радиоактивность.
РАДИОАКТИВНОСТЬ урок физики 11 класс. Открытие рентгеновских лучей дало толчок новым исследованиям. Их изучение привело к новым открытиям, одним из которых.
Органическая химия Выполнила ученица 9 класса Шуйская Анна.
«Ядро атома. Порядковый номер элемента. Изотопы» Маслов А.С., Штремплер Г.И. Кафедра химии и методики обучения Института химии Саратовского государственного.
МОУ СОШ 29 Учитель биологии и химии Морозова И.О. МОУ СОШ 29 Учитель биологии и химии Морозова И.О.
Изучая действие люминесцирующих веществ на фотопленку, французский физик Антуан Беккерель обнаружил неизвестное излучение. Он проявил фотопластинку, на.
Урок по физике в 9 классе Подготовил учитель физики МОУ лицея 5 Терехова Наталья Николаевна 2008г.
Первоначальные химические понятия Основные химические законы.
Ионная связь. 1. В каком из соединений, формулы которых записаны ниже, число общих электронных пар между двумя атомами максимально? 2. В молекулах какого.
Единый государственный экзамен по ХИМИИ (консультация 2) О.П. Костенко, проректор ГОУ РК «ИПК РО» по НМР.
Транксрипт:

Интерактивный online урок по химии для учащихся классов Алтаева Гульнар Саматовна, учитель химии Назарбаев Интеллектуальной школы города Астаны, к.х.н.

Радиоактивный распад и его применение для определения возраста предметов старины или горных пород. Валентные возможности атомов

Цель урока: Раскрыть практическое применение радиоактивного распада для определения возраста предметов старины или горных пород, раскрыть валентные возможности атомов в зависимости от их строения и положения в периодической таблице Д.И.Менделеева

Ученик должен: Опираясь на знание понятий нуклоны, нуклиды и изотопы: * понимать сущность понятий радиоактивный распад и ядерные реакции, период полураспада; * уметь определять валентные возможности атомов в стационарном и возбужденном состояниях

Геология - наука о Земле, ее рождении, строении, составе и истории. Трудами многих поколений геологов, особенно с начала XIX века, был создан замечательный календарь, рассказывающий об истории Земли. Страницы этого календаря - отдельные слои горных пород с остатками былой жизни на Земле: каменными отпечатками растений, раковин, костей и целых скелетов некогда живших существ, окаменевшие отпечатки лап и яйца динозавров, зубы древних акул, останки наших ближайших предков - первобытных людей. ИЗОТОПНЫЕ ГЕОХРОНОМЕТРЫ

Пользуясь этим календарем, можно точно сказать, какое событие произошло раньше, какое - позже. Но когда? На календарь не были нанесены даты, потому что не существовало надежных хронометров для измерения времени. Особенно трудно было изучать самые древние породы, где и остатки-то исчезнувшей жизни найти очень сложно, а подчас и вовсе невозможно. Между тем, на долю именно таких пород приходится едва ли не 7/8 земной коры. Решение проблемы пришло с открытием превращения одних химических элементов в другие - с обнаружением радиоактивности.

ХРОНОМЕТР НА МИЛЛИАРДЫ ЛЕТ Как известно, радиоактивность может проявляться в двух основных формах, получивших название альфа (α)- и бета (β)- распада. При альфа-распаде ядро радиоактивного элемента испускает альфа-частицу – ядро атома гелия, состоящее из двух протонов и двух нейтронов, и один квант гамма-излучения. При бета-распаде ядро излучает бета- частицу, которая представляет собой электрон, и нейтрино.

ХРОНОМЕТР НА МИЛЛИАРДЫ ЛЕТ Оба вида распада сопровождаются нагреванием окружающего вещества. Кроме того, ядро может иногда захватывать электрон с ближайшей электронной оболочки, излучая при этом нейтрино. На изучении этих процессов и построены главнейшие методы абсолютной геохронологии.

ХРОНОМЕТР НА МИЛЛИАРДЫ ЛЕТ В XX в. было установлено, что радиоактивные элементы имеют тенденцию самопроизвольно превращаться в другие элементы: например, уран и торий распадаются с образованием свинца и гелия, радиоактивный калий превращается в аргон и т.д. Скорость этих процессов определяется периодом полураспада, т. е. временем, необходимым для превращения половины атомов одного радиоактивного элемента в другой элемент.

ХРОНОМЕТР НА МИЛЛИАРДЫ ЛЕТ Определив отношение количества данного радиоактивного элемента в данном минерале к количе­ству продукта его радиоактивного распада, можно по соответ­ствующему периоду полураспада вычислить время, прошедшее с тех пор, как этот минерал образовался. Для датирования используют многие радиоактивные элементы и их производные.

Свинцово-изотопный метод Одним из первых способов определения абсолютного возраста был свинцово- изотопный метод, основанный на изучении процессов распада изотопов уран-238, уран-235 и торий-232. По соотношению этих элементов и изотопов свинца, образующихся в результате их радиоактивного распада, удается с высокой точностью установить время появления горной породы.

Свинцово-изотопный метод Однако урановые и ториевые минералы недостаточно стойкие, легко разрушаются и, кроме того, не так уж часто встречаются в природе. Это поначалу накладывало существенные ограничения на использование свинцового метода.

Свинцово-изотопный метод Поскольку содержание урана и тория в горных породах не оставалось постоянным в ходе геологической истории, изменения эти неизбежно должны были отразиться и на соотношении продуктов их распада. Следовательно, совершенно необязательно, чтобы в минералах непременно присутствовали уран и торий. Достаточно, если будет известен, например, изотопный состав содержащегося в минерале свинца.

Свинцово-изотопный метод Природный свинец представляет собой смесь четырех изотопов, из которых три (свинец-206, -207, -208) являются продуктами радиоактивного распада. Анализы показывают, что в образующихся ныне слоях эти изотопы содержатся в отношении 204 Pb: 206 Pb: 207 Pb: 208 Pb=1:19,04:15,69:39,00

Свинцово-изотопный метод В отложениях минувших эпох это соотношение изменяется: чем древнее горная порода, тем меньше в ней радиогенных изотопов свинца. По известной нам скорости распада материнских элементов нетрудно вычислить, какое количество каждого изотопа должно присутствовать в породах того или иного возраста.

Свинцово-изотопный метод Если же установить, в каком соотношении пребывают изотопы свинца в интересующем нас минерале, можно решить и обратную задачу: по количеству изотопов установить время образования породы.

Свинцово-изотопный метод Свинец неплохо исполняет роль «метрического свидетельства» горных пород, особенно в тех случаях, когда приходится иметь дело с большими залежами, насыщенными этим элементом. Но распространен свинец в земной коре неравномерно.

Свинцово-изотопный метод При сравнении результатов многочисленных анализов было замечено, что в одних местах количество свинца по отношению к урану и торию явно занижено, а в других – чрезмерно завышено.

Радиоактивное семейство урана-235 Для каждого изотопа приведен период полураспада

Пользуясь при определении геологического возраста одними только изотопами свинца, можно впасть в серьезную ошибку. Лишь для очень древних отложений свинцовый метод дает погрешность около 10%, с которой еще можно примириться, учитывая колоссальную отдаленность времени их образования, исчисляемую миллиардами лет. В остальных же случаях «свинцовый» возраст горной породы желательно проконтролировать с помощью иных элементов. Свинцово-изотопный метод

Гелиевый метод На подсчете содержания в породе продуктов радиоактивного распада урана и тория основан и другой метод, получивший название гелиевого. И уран и торий выделяют при распаде гелий:

Гелиевый метод В геохронологической лаборатории определяют количество скопившегося в породе радиогенного гелия, находят отношение его к общему содержанию урана и тория. Затем вычисляют, сколько должно было пройти лет, чтобы в исследуемом веществе установилось наблюдаемое соотношение этих элементов.

Гелиевый метод Гелий хорошо сохраняется в магнитном железняке, самородном железе, а также в некоторых силикатных минералах, приуроченных к обогащенным железом магматическим горным породам. Удалить гелий из таких пород можно лишь продолжительным действием высокой температуры.

Гелиевый метод Но зато из остальных минералов этот газ легко улетучивается, и поэтому абсолютный возраст, определенный гелиевым методом, как правило, оказывается заниженным. Это досадное обстоятельство заставило искать другие, более надежные геологические часы.

Аргоновый метод Учеными внедрен метод, использующий накопление в горных породах другого инертного газа – аргона. Он основывается на подсчете количества радиогенного аргона в минералах, содержащих калий. Таких минералов, к группе которых принадлежат все слюды и полевые шпаты, в природе очень много, и распространены они повсеместно. Поэтому аргоновый метод быстро нашел широкое применение в геохронологических лабораториях.

Аргоновый метод Встречающийся в природе калий состоит из смеси трех изотопов: калия-39, -40 и -41. Радиоактивен только калий-40, на долю которого приходится чуть больше 0,0001 общего количества элемента. При радиоактивном распаде калия выделению свободных электронов (бета- распаду) сопутствует обратный процесс – поглощение электронов атомным ядром:

Аргоновый метод Это явление, известное под названием электронного захвата, несколько усложняет общую картину. Поэтому, чтобы определить возраст аргоновым методом, необходимо не только вычислить наблюдаемое в минерале соотношение аргона-40 и калия-40, но и учесть интенсивность электронного захвата и бета- распада. Но и в этом случае сохраняется основная закономерность: чем древнее порода, тем больше в ней радиогенного аргона.

Аргоновый метод В Сибири, на Кавказе, на Украине, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Канаде были проведены определения геологического возраста аргоновым методом. Аргоновый метод (его называют также калий-аргоновым) занял одно из ведущих мест в геохронологических исследованиях. И чем шире внедрялся он в практику, тем отчетливее проявлялись его достоинства и недостатки.

Аргоновый метод Выяснилось, что многие минералы удерживают аргон очень плохо. Недолго сохраняется он в так называемых «неустойчивых частях» полевых шпатов. Значит, если мы будем иметь дело с гранитом, состоящим из кварца, полевого шпата и слюды, и определим абсолютный возраст этой породы по слюде, то полученная цифра окажется заведомо больше, чем количество лет, исчисленное по шпату. Во избежание подобного разнобоя необходима сложная предварительная обработка полевого шпата с помощью раствора азотнокислого таллия.

Аргоновый метод Не лучше обстоит дело и с другим минералом – сильвином, очень широко используемым при геохронологических определениях. Недавно стало известно, что при перекристаллизации горных пород, а также под действием давления аргон легко улетучивается из сильвина. Стало быть, на древних отложениях, которые на протяжении истории Земли могли неоднократно подвергаться нагреванию и сжатию, калий- аргоновый метод может «не сработать» или привести к серьезным ошибкам в определении.

Кальциевый метод Для устранения этого недостатка был разработан кальциевый метод. Радиогенный изотоп кальция (кальций-40) образуется в результате бета-распада калия-40: Отношение количеств этих двух изотопов и принимается в качестве показателя возраста минералов (с поправками на скорость электронного захвата и бета- распада калия). Опыты показали, что кальциевый метод может применяться даже в том случае, когда порода, содержащая сильвин, испытала перекристаллизацию.

. Рубидий-стронциевый метод В последнее время геохронологическая датировка слюд и древних магматических и метаморфических пород нередко осуществляется с помощью рубидий-стронциевого метода. Он основан на превращении рубидия-87 в стронций-87:

. Рубидий-стронциевый метод Самостоятельных минералов рубидий не образует, но он настолько часто сопутствует калию, что большинство калиевых минералов можно считать пригодными для определения возраста этим методом. Необходимо лишь быть уверенным, что горная порода содержит стронций только радиогенного происхождения.

Существует еще один геохронологический метод, который использует превращение рения-187 в осмий Правда, рений довольно редко встречается в земной коре. Но значительные его количества приурочены к минералу молибдениту, который часто находят в кварцевых жилах и кристаллических гранитоидных породах. Знать возраст этих пород чрезвычайно важно для выяснения многих вопросов рудо-образования. Возраст метеоритов был определен теми же способами, которые используются при изучении древних пород Земли. Свинцовый, калий-аргоновый, рубидий- стронциевый и рений-осмиевый методы контролировали и дополняли друг друга. Возраст метеоритов

Логика, если она отражается в истине и здравом смысле, всегда ведет к цели, к правильному результату

. ВАЛЕНТНОСТЬ Слово «валентность»(от лат. «valentia») возникло в середине XIX в., в период завершения химико-аналитического этапа развития химии. К тому времени было открыто более 60 элементов. Истоки понятия «валентность» содержатся в работах разных ученых. Дж.Дальтон установил, что вещества состоят из атомов, соединенных в определенных пропорциях. Э.Франкланд, собственно, и ввел понятие валентности как соединительной силы. Ф.А.Кекуле отождествлял валентность с химической связью. А.М.Бутлеров обратил внимание на то, что валентность связана с реакционной способностью атомов. Д.И.Менделеев создал периодическую систему химических элементов, в которой высшая валентность атомов совпадала с номером группы элемента в системе. Он же ввел понятие «переменная валентность».

. ВАЛЕНТНОСТЬ Что такое валентность? Вчитайтесь в определения, взятые из разных источников. «Валентность химического элемента – способность его атомов соединяться с другими атомами в определенных соотношениях». «Валентность – способность атомов одного элемента присоединять определенное количество атомов другого элемента». «Валентность – свойство атомов, вступая в химические соединения, отдавать или принимать определенное количество электронов (электровалентность) или объединять электроны для образования общих для двух атомов электронных пар (ковалентность)».

. ВАЛЕНТНОСТЬ Какое определение валентности, по вашему мнению, более совершенно и в чем вы видите недостатки других? Понятие " валентность" имеет смысл только для двух типов химической связи: ионной и ковалентной. В случае ковалентной связи используется понятие ковалентность: Ковалентность (Wк) - число ковалентных связей, образованных атомом. Ковалентность атома равна числу электронных пар, связывающих атом с другими атомами молекулы или кристалла.

. ВАЛЕНТНОСТЬ В случае ионной связи используется понятие электровалентность: Электровалентность (Wэ) - абсолютная величина формального заряда атома. Если атом образует одну связь, то его называют одновалентным, если две связи - двухвалентным, и т. д. ВНИМАНИЕ! В настоящее время очень часто ковалентность называют просто валентностью, игнорируя существование электровалентности.

. ВАЛЕНТНОСТЬ Валентность атома определяется как сумма электровалентности и ковалентности: W = Wэ + Wк Если известно химическое строение вещества, то валентность каждого из атомов можно просто посчитать по структурной формуле, например: 1)NaCl, (Nа + ) (Cl _ ) Wэ(Nа ) = 1, Wк (Nа) = 0, W(Nа) = 1 Wэ(Cl) = 1, Wк(Cl) = 0, W(Cl) = 1 2) НCl, Н -Cl Wэ(Н) = 0, Wк(Н) = 1, W(H) = 1 Wэ(Cl) = 0, Wк(Cl) = 1, W(Cl) = 1

. ВАЛЕНТНОСТЬ Валентность атома определяется как сумма электровалентности и ковалентности: W = Wэ + Wк 3) CaCl 2, (Ca 2+ )(Cl ) 2 Wэ(Ca) = 2, Wк(Ca) = 0, W(Ca) = 2 Wэ(Cl) = 1, Wк(Cl) = 0, W(Cl) = 1 4) CH 4, W э (C) = 0, W к (C) = 4, W(C) = 4 W э (H) = 0, W к (H) = 1, W(H) = 1 5) NH4Cl, Wэ(H) = 0, Wк(H) = 1, W(H) = 1 Wэ(N) = 1, Wк(N) = 4, W(N) = 5 Wэ(Cl) = 1, Wк(Cl) = 0, W(Cl) = 1

. ВАЛЕНТНОСТЬ Валентность атома определяется как сумма электровалентности и ковалентности: W = Wэ + Wк 6) CO 2, O=C=O Wэ(C) = 0, Wк(C) = 4, W(C) = 4 Wэ(O) = 0, Wк(O) = 2, W(O) = 2 7) (H 3 O) 2 SO 4, Wэ(H) = 0, Wк(H) = 1, W(H) = 1 Wэ(O А ) = 1, Wк(O А ) = 3, W(O А ) = 4, Wэ(O Б ) = 1, Wк(O Б ) = 1, W(O Б ) = 2 Wэ(O В ) = 0, Wк(O В ) = 2, W(O В ) = 2 Wэ(S) = 0, Wк(S) = 6, W(S) = 6

. ВАЛЕНТНОСТЬ - Можно ли, зная только валентности атомов, входящих в состав вещества, составить структурную формулу этого вещества? -Нет, нельзя! Например, зная, что Wк(O) = 2, а Wк(H) = 1, можно составить сколько угодно структурных формул соединений кислорода с водородом: H-О-Н, Н-О-О-Н, Н-О- О-О-Н и т.д. Формально все эти структурные формулы правильные, но реально существующим соединениям соответствуют только первые две из них.

. ВАЛЕНТНОСТЬ Чтобы составить структурную формулу вещества, нужно прежде всего знать: 1) тип структуры (молекулярный или немолекулярный); 2) простейшую или молекулярную формулу; 3) тип химических связей (ионные или ковалентные); 4) валентности атомов. Для простейших соединений этого достаточно, а для более сложных потребуется дополнительная информация (химическая).

. ВАЛЕНТНОСТЬ Попробуем составить структурную формулу сернистого газа. Это молекулярное вещество с молекулярной формулой SO 2. Связи в молекуле ковалентные: Wк(S) = 4, Wк(O) = 2. По этим данным можно составить единственную структурную формулу: O=S=O. Составим теперь структурную формулу серной кислоты. Это тоже молекулярное вещество. Молекулярная формула H 2 SO 4. Связи в молекуле ковалентные: Wк(H) = 1, Wк(S) = 6, Wк(O) = 2.

. ВАЛЕНТНОСТЬ В этом случае по имеющимся данным можно составить пять " правильных" структурных формул:

. ВАЛЕНТНОСТЬ Чтобы выбрать из них действительно правильную, нам придется вспомнить, что серная кислота - гидроксид, а из этого следует, что все атомы водорода в ее молекуле связаны с атомами кислорода. Отсюда правильная структурная формула серной кислоты:

. ВАЛЕНТНОСТЬ Для соединений, в которых атомы связаны только ионными связями, структурные формулы составляют, используя заряды ионов, например: (Na + )(Cl _ ); (Ca 2+ )(Br _ ) 2 ; (K + ) 2 (S 2 _ ) и т. д. Валентность и валентные возможности – важные характеристики химического элемента. Что, по-вашему, означает понятие «валентная возможность»?

. ВАЛЕНТНОСТЬ В толковом словаре С.И.Ожегова: «Возможность – средство, условие, необходимое для осуществления чего-нибудь»; «возможный – такой, который может произойти, осуществимый, допустимый, дозволительный, мыслимый». Валентные возможности атомов – это допустимые валентности элемента, весь спектр их значений в различных соединениях.

. ВАЛЕНТНОСТЬ Как можно охарактеризовать валентные возможности атома? Для этого прежде всего вспомним, что должно быть у атома, чтобы он мог образовать химические связи. Это может быть: 1) электрический заряд; 2) неспаренный валентный электрон; 3) неподеленная пара валентных электронов; 4) свободная валентная орбиталь. Все это вместе взятое и определяет валентные возможности атома каждого из элементов.

. ВАЛЕНТНОСТЬ При этом надо помнить, что прежде всего реализуются валентные возможности, определяемые зарядом и наличием неспаренных электронов как в основном, так и в возбужденном состоянии (основные валентные возможности), а уж затем - определяемые наличием у атома неподеленных электронных пар и свободных валентных орбиталей (дополнительные валентные возможности).

. ВАЛЕНТНОСТЬ Валентные возможности зависят от того, в каком валентном состоянии находится атом. Валентное состояние - состояние электронной оболочки атома перед образованием связи. К валентным состояниям относятся основное, возбужденные и ионизированные состояния атома.

. ВАЛЕНТНОСТЬ Поскольку валентность атома зависит от числа неспаренных электронов, полезно рассмотреть структуры атомов в возбужденных состояниях, учитывая валентные возможности. Запишем электронографические формулы распределения электронов по орбиталям в атоме углерода. С их помощью определим, какую валентность проявляет углерод в соединениях. Звездочкой (С*) обозначают атом в возбужденном состоянии:

. ВАЛЕНТНОСТЬ

. Таким образом, углерод проявляет валентность IV за счет расспаривания 2s 2 - электронов и перехода одного из них на вакантную орбиталь. (Вакантный – незанятый, пустующий (С.И.Ожегов).) Почему валентность С – II и IV, а Н – I, Нe – 0, Be – II, B – III, P – V? Сопоставьте электронографические формулы элементов и установите причину разной валентности.

. ВАЛЕНТНОСТЬ

. Сим вол эле мен та Диаграм ма валентн ых подуров ней атома Валентн ость Примеры веществ и примечания WэWэ WкWк H01Н-- Н, Н--О--Н, Н--С1 H + 10Соединений не существует. H _H _ 10(Na + )(H _ ), (Ca 2+ )(H _ ) 2

. ВАЛЕНТНОСТЬ Си мво л эле ме нта Диаграмма валентных подуровней атома Валентн ость Примеры веществ и примечания WэWэ WкWк Be 00- Be* 02 Cl- Be- Cl Энергия, затраченная на возбуждение, компенсируется образованием двух ковалентных связей. Be Склонность к отдаче электронов низкая. Состояние не реализуется.

. ВАЛЕНТНОСТЬ Сим вол эле мен та Диаграм ма валентн ых подуров ней атома Валент ность Примеры веществ и примечания WэWэ WкWк В 01- Образование трех ковалентных связей дает выигрыш в энергии, превышающий затраты на возбуждение. B* 03ВF3ВF3 B 3+ 30Склонностью к отдаче электронов не обладает. Состояние не реализуется.

. ВАЛЕНТНОСТЬ Итак, от чего зависят валентность и валентные возможности атомов? Давайте рассмотрим эти два понятия во взаимосвязи

. ВАЛЕНТНОСТЬ Расход энергии (Е) на перевод атома в возбужденное состояние компенсируется энергией, выделяющейся при образовании химической связи. В чем отличие атома в основном (стационарном) состоянии от атома в возбужденном состоянии ?

. ВАЛЕНТНОСТЬ Могут ли быть следующие валентности у элементов: Li – III, O – IV, Ne – II? Поясните свой ответ, используя электронные и электронографические формулы этих элементов

. ВАЛЕНТНОСТЬ Есть еще один вид валентной возможности атомов – это наличие неподеленных электронных пар (образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму):

Радиоактивность и ядерные реакции Самопроизвольное превращение неустойчивого изотопа одного химического элемента в изотоп другого элемента, при котором происходит испускание элементарных частиц, называется радиоактивностью. Если нам известна одна из частиц, получившаяся при распаде, то можно вычислить и другую частицу, поскольку во время ядерной реакции соблюдается, так называемый, баланс масс ядерной реакции.

Ядерные реакции Суть ядерной реакции схематически можно выразить так: Реагенты, вступающие в реакцию Продукты, получившиеся в результате реакции Ядерная реакция считается сбалансированной, если сумма атомных номеров элементов в левой части выражения будет равна сумме атомных номеров элементов, полученных после реакции. Это же условие должно соблюдаться и для сумм массовых чисел.

Ядерные реакции Радиоактивный распад атомов: 1. - распад распад распад 4. присоединение электрона

Ядерные реакции Ra = Rn He Во время - распада ядро исходного атома испускает - частицы, т.е. ядро атома гелия и превращается в элемент с порядковым номером меньше на два.

Ядерные реакции Во время + - распада в ядре исходного элемента один протон превращается в нейтрон, испускает позитрон, т.е. частицы с массой электрона и зарядом, противоположным по знаку заряду электрона, и превращается в элемент с порядковым номером меньше на единицу С = 11 5 B + +

Ядерные реакции Во время - - распада в ядре исходного элемента один нейтрон превращается в протон, испускает электрон, и превращается в элемент с порядковым номером больше на единицу Bi = Po + -

Ядерные реакции Во время следующего распада ядро исходного элемента присоединяет к себе один электрон с ближайшей орбитали, и превращается в элемент с порядковым номером меньше на единицу K + e = Ar

Ядерные реакции Предположим, что происходит ядерная реакция: изотоп хлора (хлор-35) бомбардируется нейтроном с образованием изотопа водорода (водород-1): Cl n Х H Какой Х-элемент будет находиться в правой части уравнения реакции?

Исходя из баланса масс ядерной реакции, атомный номер неизвестного элемента будет равен 16. В ПСХЭ под этим номером находится элемент сера. Можно сказать, что в результате нашей ядерной реакции при бомбардировке изотопа хлора (хлор-35) нейтроном получается изотоп водорода (водород-1) и изотоп серы (сера-35). Этот процесс называют еще ядерным превращением Cl n S H Ядерные реакции

Пример. Изотоп 101-го элемента менделевия (256) был получен бомбардировкой альфа-частицами ядер атомов эйнштейния (253). Составьте уравнение этой ядерной реакции и напишите его в сокращенной форме. Ядерные реакции

. Решение. Превращение атомных ядер обусловливается их взаимодействием с элементарными частицами или друг с другом. Ядерные реакции связаны с изменением состава ядер атомов химических элементов. С помощью ядерных реакций можно из атомов одних элементов получить атомы других. Превращение атомных ядер как при естественной, так и при искусственной радиоактивности записывают в виде уравнений ядерных реакций.

. Ядерные реакции При этом следует помнить, что суммы массовых чисел (цифры, стоящие у символа элемента вверху слева) и алгебраические суммы зарядов (цифры, стоящие у символа элемента внизу слева) частиц в левой и правой частях равенства должны быть равны. Данную ядерную реакцию выражают уравнением:

. Ядерные реакции Часто применяют сокращенную форму записи. Для приведенной реакции она имеет вид: 253Es (, n)256Md. В скобках пишут бомбардирующую частицу, а через запятую частицу, образующуюся при данном процессе. В сокращенных уравнениях частицы обозначают соответственно, p, d, n.

. РЕФЛЕКСИЯ 1. Что не понравилось на уроке? 2. Что понравилось? 3. Какие вопросы остались для тебя неясными? 4. Оценка работы преподавателя и своей работы (обоснованная ).

Домашнее задание 1. Изотопы 146 Э некоторого элемента широко используются для определения возраста предметов, образованных веществами органического происхождения. Укажите: а) название элемента; б) число протонов и нейтронов в ядре; в) число электронов в электронной оболочке атома.

Домашнее задание 2.Ядерная реакция образования ядер 4 2 Не из ядер водорода 1 1 Н сопровождается выделением большого количества энергии и служит одним из главных источников энергии Солнца и других звезд: Какой тип радиоактивных превращений наблюдается при этом?

Домашнее задание 3.Облучая нейтронами изотопы ртути Hg, за месяц можно получить 1,5 г золота Au. Какой тип радиоактивного распада реализуется при таком превращении?

Домашнее задание 4. Определите электровалентность, ковалентность и общую валентность атомов в следующих веществах:

Домашнее задание 5. Охарактеризуйте основные валентные возможности атомов следующих элементов: Na, Ca, Se, Br. Приведите примеры простейших соединений этих элементов. Составьте молекулярные (или простейшие) и структурные формулы этих веществ; назовите их.

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, Чертков А.Г. Физические величины (терминология, определения, обозначения, размерность, единицы). Справочное пособие. М.: Высшая школа, Щукарев С.А. Неорганическая химия. Т. I. Учебное пособие для химических факультетов университетов. М.: Высшая школа, Дмитриев И.С., Семенов С.Г. Квантовая химия – ее прошлое и настоящее. Развитие электронных представлений о природе химической связи. М.: Атомиздат, Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. М.: БСЭ, 1950, т.3.. ЛИТЕРАТУРА

1. Фор Г. Основы изотопной геологии. М.: Мир, 1989, 590 c. 2. Шуколюков Ю.А. Часы на миллиард лет. М.: Энергоатомиздат, 1984,144 с. 3. Озима М., Подосек Ф. Геохимия благородных газов. Л.: Недра, 1987, 343 c. 4. Крылов Д.П. Миграция ксенона в цирконах. // Петрология Т С Шуколюков Ю.А., Крылов Д.П., Мешик А.П. Определение возраста цирконов из высокометаморфизованных пород методом Xes-Xen- спектров // Геохимия , 9. С ЛИТЕРАТУРА

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Критерии для оценивания контрольной работы: Критерий А. Единый мир Критерий С. Научное знание и понимание Критерий E. Обработка информации

Общий критериальный уровень переводится в отметку по следующей шкале: Оценивание по 3 критериям: 7 баллов – превосходно 6 баллов – очень хорошо Баллы Оценка

Ждем ваших вопросов и ответов Спасибо за внимание! До скорой встречи!