Взгляд на региональное развитие РФ сквозь призму доклада о мировом развитии за 2009 год Желько Богетич, Главный экономист по России Москва, 31 марта 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Advertisements

II Красноярский инвестиционный форум П.Г.Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Политика поляризованного развития:
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Пространственный аспект государственного регулирования экономики Лекция по дисциплине «Региональное управление»
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МИРОВОГО ОПЫТА Михаил Дмитриев Президент Центра стратегических разработок Москва 31 марта 2008 Совместный семинар.
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
Экспертная группа 17 « Реформа бюджетного сектора в экономике » « РИА Новости », г. Основные направления и механизмы повышения эффективности.
Новый взгляд на экономическую географию Вопросы региональной интеграции.
Выравнивающие трансферты в звене «штат – муниципалитет» в Бразилии Фернандо Бланко Коссио Всемирный банк – Страновой отдел по Бразилии.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕГИОН ВОЗМОЖНОСТЕЙ. УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РАСПОЛОЖЕНА: на юго-востоке Европейской части России в центре Приволжского федерального округа.
Региональное развитие и региональная политика 20 лет врозь Зубаревич Н. МГУ-НИСП.
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
Транксрипт:

Взгляд на региональное развитие РФ сквозь призму доклада о мировом развитии за 2009 год Желько Богетич, Главный экономист по России Москва, 31 марта 2008 года Совместная конференция Министерства регионального развития и Всемирного банка

ЧАСТЬ 1. Экономико-географические особенности России Низкая экономическая плотность Большие расстояния Наличие барьеров доступа к рынкам

Source: Fay, Felkner and Lall 2008 Плотность расселения в 1996 году, человек на км кв.

Источник: Fay, Felkner and Lall 2008 Экономическое расстояние: доступ к рынкам, рассчитанный на основании Евклидова расстояния

Сеть автодорог как оценка транспортной доступности муниципальных районов к рынкам

Доступ к рынкам, рассчитанный с учетом качества дорожной сети Source: Fay, Felkner and Lall 2008

Сравнение доступа к рынкам, рассчитанное двумя методами : в целом плотность сети автодорог соответствует распределению плотности населения Российская сеть автодорог была построена с целью обслуживания территорий с высокой плотностью населения (в масштабе всей страны) В национальном масштабе сеть автодорог не значительно отличается от Эвклидовой сети Необходимо провести подобные расчеты для отдельных регионов Source: Fay, Felkner and Lall 2008

Условия ведения бизнеса в России, 2008 год Барьеры для ведения бизнеса и доступа к рынкам в России относительно высоки

Важность отдельных проблем для бизнеса Тверской области по сравнению с Россией 1-Доступ к источникам финансирования; 2-Стоимость финансирования; 3-Телекоммуникации; 4-Электричество; 5-Транспортировка; 6-Доступность земли; 7-Право или лизинг на землю; 8-Налоговые ставки; 9-Налоговая политика; 10-Таможенные и торговые правила; 11-Лицензирование и выдача разрешений; 12-Законодательство о труде; 13-Навыки и уровень образования на рынке труда; 14-Нестабильность экономической политики; 15- Нестабильность макроэкономики (инфляция, курс обмена национальной валюты); 16-Функционирование судебной системы; 17-Коррупция; 18-Уличная преступность/ воровство/ беспорядки; 19-Организованная преступность/Мафия; 20-Недобросовестная конкурентная политика других участников рынка; 21-Нарушение условий договора потребителями и поставщиками.

Важность отдельных проблем для бизнеса Ростовской области по сравнению с Россией. 1-Доступ к источникам финансирования; 2-Стоимость финансирования; 3-Телекоммуникации; 4-Электричество; 5-Транспортировка; 6-Доступность земли; 7-Право или лизинг на землю; 8-Налоговые ставки; 9-Налоговая политика; 10-Таможенные и торговые правила; 11-Лицензирование и выдача разрешений; 12-Законодательство о труде; 13-Навыки и уровень образования на рынке труда; 14-Нестабильность экономической политики; 15- Нестабильность макроэкономики (инфляция, курс обмена национальной валюты); 16-Функционирование судебной системы; 17-Коррупция; 18-Уличная преступность/ воровство/ беспорядки; 19-Организованная преступность/Мафия; 20-Недобросовестная конкурентная политика других участников рынка; 21-Нарушение условий договора потребителями и поставщиками. Источник: Результаты обследования в Ростовской области в 2007г., BEEPS-Россия, 2005 г.

Для России выбор оптимальной политики сулит значительные выгоды, тогда как ошибочная политика чревата очень высокими экономическими издержками

Концентрация В России наблюдается территориальная концентрация экономической массы –Подобная ситуация наблюдается в 25% стран. Например, в Ботсване, Бразилии, Норвегии, России, Таиланде, свыше половины ВВП производится на 5% территории Территориальная концентрация в России возрастет еще больше

ЧАСТЬ 2. Основные выводы для России: Концентрация неизбежна и желательна для России Территориальное неравенство в уровне жизни и в получении основных социальных услуг нежелательно России необходимо как экономическое процветание посредством большей концентрации, так и более равномерное распределение основных социальных услуг на ее обширной территории

Как можно стимулировать концентрацию в центрах роста и достичь равномерного распределения основных социальных услуг? Основным фактором является интеграция как внутри страны, так и с другими странами Инструменты этой политики: Поддержание уже существующих точек роста и обеспечение оптимальной инфраструктуры для расширения связей между ними и с соседними регионами. Обеспечение условий для свободного перемещения факторов производства – труда и капитала. Эффективная миграционная политика. Интеграция в более бедных и изолированных регионов подразумевает предоставление минимально приемлемого объема базовых социальных услуг.

Источник: Fay, Felkner and Lall 2008 Одним из способов эффективной территориальной интеграции регионов РФ, может быть улучшение взаимосвязей отсталых регионов с соседними центрами роста

Регионы России характеризуются значительной дифференциацией в экономическом развитии ВРП на душу населения,2005 год, рубли

Регионы России характеризуются значительной дифференциацией в доступности основных социальных услуг Число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся живыми, 2005

Значительные различия между российскими регионами говорят о том, что единый подход к экономической политике и осуществлению экономических реформ не оптимален. Экономическая политика региональных и местных органов власти должна учитывать местную специфику.

Эффективная региональная политика не должна форсировать экономическое производство в регионах с отсутствием достаточного спроса (СССР, Китай до начала реформ). Политика, направленная на создание производственных мощностей в малонаселенных районах, с большой вероятностью потребует значительных издержек со стороны государства и, возможно, не приведет к достижению поставленной цели.

Интегрирование отстающих и передовых областей может помочь в унификации стран Три направления политики в области интеграции –Институциональная среда –Инфраструктура –Стимулы Три механизма реализации –Налоги –Государственные расходы –Регулирование

Структура политики территориальной интеграции ИнструментыНаправления политики в области интеграции Институциональные меры Инфраструктурные меры Меры Стимулирующие бизнес НалогиРазграничение налоговых источников, межбюджетные трансферты Налоговые расходы (бюджетные стимулы, субсидии) РасходыРасходы на образование и здравоохранение Развитие межрегиональных автодорог, аэропортов, информационных технологий и средств связи Государственные и местные дороги, ирригационные сооружения, электроснабжение и инновация РегулированиеРеформа земельного и жилищного рынков, реформа банковского сектора, макроэкономическая и торговая политика, выравнивание государственных цен и зарплат Меры по обеспечению конкуренции в сфере инфраструктуры Регулирование месторасположения промышленных объектов, инвестиционный климат

Инструменты политики в отношении регионов с низким уровнем экономического развития Характеристика региона НеизолированныеИзолированные Малонаселенные отстающие регионы Институциональная основа реформа земельного рынка, развитие образования, предоставление государственных услуг в сфере здравоохранения, водоснабжения, санитарии Изолированные: Республика Тыва, Республика Алтай Неизолированные: республика Карелия Густонаселенные отстающие регионы Институциональная основа инфраструктура (сочетание территориально нейтральных и интеграционных мер политики) строительство дорог информационные технологии Регионы Европейской части России, регионы Юга России (Ставропольский край) Создание институциональной основы и развитие инфраструктуры, стимулирующие меры (сочетание территориально нейтральных, интеграционных и целевых мер политики и программ ) строительство местных дорог, ирригация, обучение работников, поддержка занятости Читинская область, республика Бурятия, регионы Дальнего Востока)

Роль государства в региональной политике Региональная политика - задача всех уровней власти. Необходима координация федеральных, региональных и местных программ развития. Задачи федерального уровня: макроэкономическая политика. национальные проекты федерального значения (строительство межрегиональных ж.д и автомобильных дорог, аэропортов, портов). налоговая политика. политика государственных расходов, направленная на перераспределение доходов (пенсии, межбюджетные трансферты). Задачи регионального и местного уровня: местный инвестиционный климат. включение земли в рыночный оборот. повышение качества жизни населения – здравоохранение, образование и другие социальные услуги.

РЕЗЮМЕ Основные выводы: Выводы доклада о мировом развитии, сделанные на базе мирового опыта актуальны для России, но с учетом специфики экономико- географического положения регионов. Среднесрочная экономическая перспектива РФ достаточно хорошая, и это неплохая основа для решения более значительных проблем регионального развития. Для достижения успеха необходимо не совершать больших ошибок (например, форсирование производства в регионах с ограниченным доступом к рынкам и низкой экономической плотностью). Важным критерием успеха региональной политики является отношение реальных выгод со стоимостью реализации политики. Региональные стратегии развития могут сочетать две цели - поддержку существующих центров экономического роста и интеграцию социальных условий на территории РФ, учитывая общие бюджетные ограничения.