Функционально-графический метод решения уравнений (метод оценки) Бессонова Т.Д. учитель математики ВСОШ 7 г.Мурманск 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВА ОГРАНИЧЕННОСТИ ФУНКЦИИ. Применение свойств функций к решению уравнений и неравенств Работа посвящена одному из нестандартных методов.
Advertisements

Функционально- графические методы решения уравнений.
1 Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. к.ф.-м.н. Евич Людмила Николаевна.
C1 метод мажорант. Применим для задач в которых множества значений левой и правой частей уравнения или неравенства имеют единственную общую точку, являющуюся.
«Метод мажорант» Работа учащихся 11 «А» класса МОУ «Гимназия 5» Барышникова Александра, Барышниковой Виктории Научный руководитель: учитель математики.
Функция у=кх², её свойства и график. 8 класс учебник Мордковича А. Г. Ткаченко И. В. гимназия 5 г. Мурманск.
Бессонова Т.Д. ВСОШ7 Г.Мурманск Структура изучения темы Приращение аргумента, приращение функции Определение производной Нахождение производной.
МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа 1» Чудаева Елена Владимировна, учитель математики, г. Инсар, Республика Мордовия ПОДГОТОВКА К ЕГЭ.
Применение свойств функций к решению уравнений и неравенств Знакомство с методом мажорант.
Метод мажорант. Школьникам Учителям Землянова Н.В., учитель математики МБОУ «Гимназия 131» г.Барнаул 2012.
Р ешение задач с параметром подборка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике (С5) Занятие математического кружка Учитель: Яковлева Т.Л.
Без имени-1
/МЕТОД МАЖОРАНТ/ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Применим для задач в которых множества значений левой и правой частей уравнения или неравенства имеют единственную.
Функционально-графический метод решения задания с параметром С3 (ЕГЭ 2007)
Районная научно-практическая конференция- фестиваль творчества обучающихся «Будущие лидеры Отечества» О применении монотонности функций при решении уравнений.
Исследовательская работа по алгебре. Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Решение неравенств второй степени с одной неизвестной».
Подготовила: Голубева Наталья Борисовна преподаватель математики ГБОУ НПО ПЛ 114 МО.
Выполнила : учащаяся XI информационно-математического класса МОУ Богучарский лицей Шведова Мария Александровна Руководитель: Кобелева Татьяна Васильевна.
Функция у=кх², её свойства и график. 8 класс учебник Мордковича А. Г. Ткаченко И. В. гимназия 5 г. Мурманск.
Функция, её свойства и график. Ткаченко И. В. гимназия 5 г. Мурманск.
Транксрипт:

Функционально-графический метод решения уравнений (метод оценки) Бессонова Т.Д. учитель математики ВСОШ 7 г.Мурманск 2008

Цели урока: 1) научить узнавать уравнения, которые можно решать методом оценки; 2) научить заменять сложные конструкции более простыми моделями; 3) научить решать уравнения методом оценки.

Решите уравнения 5х - 8(х-7) = -1 2х² - 3х + 1=0 5-х=2х Cos x = x² + 1

Решение. Рассмотрим функции Решить уравнение Ответ: 0

то Метод мажорант – метод нахождения ограниченности функции. Мажорирование – нахождение точек ограничения функции. М – мажоранта. Если имеем f(x) = g(x) и известно ОДЗ, и если,,

метод оценки уравнение f(x) = g(x); Если на промежутке Х наибольшее значение одной из функций y = f(x), y = g(x) равно А и наименьшее значение другой функции тоже равно А, то уравнение f(x) = g(x) равносильно на промежутке Х системе уравнений f(x)=А g(x)=А

Рассмотрим функцию у = cos2 x, она ограничена на отрезке [-1;1]; Рассмотрим функцию у = x²-2x+2. Её графиком служит парабола, ветви которой направлены вверх. Значит в вершине параболы функция достигает своего наименьшего значения. Абсциссу вершины найдем из уравнения у = 0 у = (x²-2x+2) = 2х-2 2х - 2 = 0; х = 1; у(1) = 1² - 2·1 + 2 = 1 у = cos2 x обладает свойством: у наиб = 1 у = x²-2x+2 обладает свойством: у наим = 1 Из второго уравнения системы получаем х = 1 Поскольку это значение удовлетворяет и первому уравнению системы, то оно является единственным решением системы. А следовательно, единственным корнем заданного уравнения ОТВЕТ: 1 Решить уравнение cos2 х= x 2_ 2x+2 Cos2 x = 1 x 2_ 2x+2 = 1

Особенности уравнений В уравнении присутствуют функции разной природы Функции ограничены Наибольшее значение одной функции равно наименьшему значению другой функции

Алгоритм решения уравнения Свести уравнение к виду f(x) = g(x) Найти множества значений данных функций на ОДЗ уравнения Составить систему уравнений Решить наиболее простое из уравнений и подставить полученные корни в другое уравнение значения переменной х, которые являются корнями обоих уравнений одновременно и будут решениями исходного уравнения

Примеры уравнений решаемых методом оценки

Решите уравнение : log 2 (2х - х ) = х 2 - 2х + 5. Дадим оценку левой части уравнения. 2х - х = - (х 2 - 2х - 15 ) = - ( ( х 2 - 2х + 1 ) ) = - ( х - 1 ) Тогда log 2 (2х - х ) 4. Оценим правую часть уравнения. x 2 - 2х + 5 = (х 2 - 2х + 1 ) = (х - 1) Исходное уравнение может иметь решение только при равенстве обеих частей четырем. Значит х=1 Ответ: 1

1.log 4 (6х - х ) = х 2 - 6х + 11 Отв.: х = 3. 2.log 5 ( 8x - x ) = х 2 - 8x + 18 Отв.: х = 6. 3.log 4 (2x - x ) = х 2 - 2x + 2 Отв.: х = 1. 4.log 2 ( 6x - x2 - 5 ) = х 2 - 6x + 11 Отв.: х = 3. Для самостоятельной работы.

Решите уравнение cos3x cos2x = -1. Первый способ. 0,5 ( cos x + cos 5x ) = -1, cos x + cos5x = -2. Поскольку cos x - 1, cos 5x - 1, то cos x + cos 5x > -2, отсюда следует система уравнений cos x = -1, cos 5x = - 1. Решив уравнение cos x = -1, получим х = + 2 к,где k Z. Эти значения х являются также решениями уравнения cos 5x = -1, т.к. cos 5x = cos 5 ( + 2 k) = cos ( k) = -1. Таким образом, х = + 2 к, где k Z, - это все решения системы, а значит и исходного уравнения. Ответ: х = ( 2k + 1 ), k Z.

Второй способ. Можно показать, что из исходного уравнения следует совокупность систем cos 2x = - 1, cos 3x = 1. cos 2x = 1, cos 3x = - 1 Решив каждую систему уравнений, найдем объединение корней. Ответ: x = ( 2 к + 1 ), k Z.

Для самостоятельной работы. Р ешите уравнения: 1. 2 cos 3x + 4 sin x/2 = 7. Ответ: нет решений cos 3x + 4 sin x/2 = -8. Ответ: нет решений cos 3x + cos x = 4. Ответ: х = 2 к, k Z. 4. sin x sin 3 x = -1. Ответ: х = /2 + к, k Z. 5. cos8 x + sin7 x = 1. Ответ: х = m, m Z; х = /2 + 2 n, n Z. 6. cos 3x + cos 5x/2 = 2. Ответ: 4 m, m Z. 7. cos 6x + sin 5x / 2 = 2. Ответ: + 4 к, k Z

Задания ЕГЭ 2008года

Литература Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа класс.: В двух частях. Ч. 1:Учеб. для общеобразоват. учреждений.-6-е изд. – М: Мнемозина,2005. Алгебра и начала анализа: Учеб. Для кл. общеобразоват. учреждений/ А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под ред. А.Н. Колмогорова. - М.: Просвещение, Кочагин В.В. ЕГЭ Математика. Репетитор/ Кочагин В.В., Кочагина М.Н.- М.: Эксмо, с.