Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Суицидальное поведение подростков. Что такое суицид? Самоубийство Самоубийство Лишение себя жизни Лишение себя жизни Сознательные, спланированные действия,
Advertisements

Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения школьников. Подготовила: педагог-психолог Агапова И.Ю.
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Профилактика суицида в подростковой среде Презентацию подготовила: педагог- психолог Рожкова Н.Л.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
Подготовила: школьный психолог Красногорской средней школы 1 Машина Вероника Юрьевна.
Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
Задачи: 1. Рассмотреть ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка. 2. Показать приемы психологической помощи пострадавшему непосредственно.
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Принятие человека таковым, каким он является.
Родительское собрание « П роблемы психологического здоровья школьников» здоровья школьников»
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
Подготовила студентка v курса З. О АФВ Фомиченко Т. А Проверил преподователь Люсова О. В.
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Дорогие ребята, эта информация для Вас! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться.
* Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
Транксрипт:

Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного» ребенка. Только тот, кто искренне хочет помочь, способен понять трудности такого подростка, оценить сложности его взросления и найти адекватные средства для их разрешения.

Сверхзадача такой помощи активизация внутренних ресурсов самого подростка. Помощь эффективна, если он сам смог справиться со своими проблемами. «Развивающая» помощь не стремится дать рецепт, решить за отрока его проблемы. Подросток сам проживает свою жизнь, и тот, кто хочет помочь, должен оставить простор для труда его души, для собственных его усилий.

Игровой запрос. Жалоба абсолютно не обоснованна: в реальности у ребенка не существует не только тех проблем, о которых говорит родитель, но даже и проблем отношения родителя к ребенку, просто, узнав о новом виде услуг, он поспешил ими воспользоваться. Родитель случайно, по настроению обратился к психологу, «сгустил краски», на самом деле в реальном общении у него нет требующих вмешательства проблем.

Запрос с предельным обобщением. Родитель может обращаться профилактически, потому что он человек аккуратный, обстоятельный, тревожный и «всегда жаждет лучшего», хочет, чтобы его ребенок «всегда его слушался», «учился лучше всех» и пр. Жалоба в таких случаях обоснована только отношением самого родителя: такая жалоба выявляет реальность неадекватного родительского отношения. В этом случае может оказаться необходимой работа с личными проблемами обратившегося человека.

Рентный запрос. Запрос об изменении поведения ребенка без затрат и включенности самого родителя. При этом жалоба частично или полностью обоснована: у ребенка действительно есть те признаки неблагополучия, о которых говорит родитель. При этом, как правило, есть нарушения либо отношения родителей к ребенку, либо отношений между родителями, либо обоих видов отношений. В этом случае необходима работа с обратившимся, но как с родителем, с его отношением к ребенку.

Манипулятивный запрос. Это запрос об изменении других лиц (их мыслей, чувств, желаний) без их согласия. В этом случае не следует поддаваться на манипуляцию. Либо необходима, при его согласии, работа и с самим родителем, и с ребенком, а возможно, и с обоими супругами.

Виды запросов Конструктивные запросы связаны с определенными видами жалоб. Жалоба на некоторые особенности поведения ребенка обоснованна: ребенок не контактирует со сверстниками, не успевает в школе, однако в домашней обстановке все в порядке. В этом случае нужна работа с ребенком, учителем, сверстниками, а родители могут выступить как союзники психолога.

Консультирование Психодиагностика Профилактика Коррекционно-развивающая работа

Начинать работу с семьей психологу (в некоторых случаях учителю или воспитателю) следует с трансляции родителям положительного образа ребенка. Ошибка! Начинать беседу с «вываливания» на родителей всех бед и проблем ребенка, с выдачи его нелицеприятной характеристики.

Далее следовало бы поделиться с родителями теми знаниями, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т.п.). Ошибка! Перегружать родителей данными диагностических обследований, подробно сообщать им о страхах ребенка, его агрессивности, невротичности, неустойчивом внимания и т.д.

Обсудив наиболее важные и интересные факты из школьного «альбома» ребенка, следует перейти к ознакомлению психолога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе психолог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Ошибка! Искать в сообщениях родителей негатив; беспрестанно констатировать их родительскую некомпетентность; неумение их выслушать, понять их позиции и ценностные ориентации; попытка ускорять процесс разговора.

необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; усиление жалоб на физическое недомогание; склонность к быстрой перемене настроения; жалобы на плохой сон или повышенная сонливость; ухудшение или улучшение аппетита; беспричинная нервозность; признаки постоянной усталости; уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

отказ от социальной активности, от совместных дел; излишний риск в поступках; нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни; необычные вспышки раздражительности; усиленное чувство тревоги; выражение безнадежности; приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление; отсутствие планов на будущее.

Основное условие конструктивного разрешения кризисов открытое общение сторон. Психологу важно осознать, какие его поступки могут способствовать преодолению кризисного состояния подростка, как он видит проблему взаимодействия с ним. Нужно представить себе и то, как сам подросток и его родители видят кризисную ситуацию, какие, по их мнению, действия учителя/психолога и их собственные усугубляют состояние. Надо понять как возможные точки соприкосновения, так и моменты, разделяющие стороны.

Взрослые, не понимая нетерпения подростков и даже не желая его понимать, усложняют их жизнь в том случае, если не помогают им найти поприще для интересных и осмысленных занятий. Подростки вовсе не чудовища и не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.

Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда возможны реальные перемены. Важно, чтобы взрослые чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.

Поиск сотрудничества станет возможным, если психолог объяснит родителям и учителям, каковы их общие цели, ради которых надо искать выход из создавшейся ситуации, что он хочет сделать, чтобы разрешить напряженность, каких ждет от них реакций.

А главное, он так и останется один на один со своими проблемами, «застрянет» в кризисе, утонет в кризисных обстоятельствах, ибо не все, как мы помним, кризисы взросления заканчиваются непременным личностным ростом, не со всеми травмами подросток адекватно и благополучно справляется.

Трудность воплощения описанной модели заключается в том, что она предполагает движение участников навстречу друг другу. Если психолог хочет разрешить ситуацию конструктивно, ему нужно привлечь и учителя, и семью ученика к сотрудничеству. Надо посоветовать сделать все от них зависящее, чтобы не пострадали интересы детей. Иначе ребенок может утратить веру не только в родителей, учителей, но и вообще в авторитет взрослого.

Кризисная ситуация для ребенка наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-то поддержки и помощи справиться с существующим положением дел. Это может быть как реакция на «нестандартные», травмирующие для ребенка обстоятельства, так и ситуация возрастного кризиса, когда прежние модели мышления, поведения и оценки ситуации перестают действовать.

1. Сигнальный этап: а) ребенок становится беспокойным, могут иметь место отдельные проявления агрессивности; б) далее состояние усиливается, ребенок не может успокоиться, неадекватно реагирует на окружающих, может затеять драку, как бы показывает окружающим, что у него что-то не так, что-то мешает ему быть спокойным дисциплинированным.

2. Этап эскалации и усиления негативных проявлений: а) отклонения идут все чаще, нарастают неадекватные реакции; б) ребенок теряет контроль над собой, начинает вести себя вызывающе, подключает к своему поведению и проблемам окружающих его детей и взрослых, что приводит к конфликтам; при этом ребенок может нанести ущерб себе и другим детям.

1. Анализ актуального состояния ребёнка. 2. Индивидуальная работа, цель которой – восстановление нормального психологического состояния: а) организовать контакт с психологом (защита и поддержка). Освобождение от чувства безнадёжности; б) дать возможность ребёнку выразить чувства и потребности (игровые, арт-терапевтические методики); в) анализ его соматического состояния, качества его настроения, его поведения и общего психологического состояния.

3. Предложить ребёнку групповую форму работы – психологический тренинг «Искусство общения» и отработку отреагирования в продолжающемся психологическом консультировании: а) развивать у ребёнка умения слушать других (в том числе навыки активного слушания); б) учить адекватно выражать свою точку зрения; в) формировать умение принимать решения, приходить к компромиссу; г) учить аргументировать и отстаивать свои решения;

д) формировать навыки поиска социальной поддержки (умения просить помощи, выражать благодарность); е) развивать психологическую лабильность в конфликтной ситуации, расширять «палитру» реагирования; Ж) содействовать формированию положительного самоотношения, развитие самоуважения.

4. Работа с семьей (начинается с самого начала работы с ребенком): а) поиск наиболее благоприятных и новых паттернов воспитательной стратегии; б) повышениесамостоятельности ребенка путем расширения зоны личной ответственности (продуманные обязанности, возможность оказать реальную помощь домашним, включая эмоциональную поддержку); в) дать возможность ребенку какое-то время отвечать за себя самому, побыть вдали от дома, почувствовать себя взрослым и нужным в команде (летний лагерь, особенно походный вариант);

г) совместная работа по организации режимных моментов, помощь в планировании деятельности ребенка (с элементами игры). Например, система «цветных дел», построенная на ранжировании важности задач, их распределении во времени и отслеживании выполнения (сделал выкинул бумажку). Лучше включить хотя бы еще одного члена семьи в эту игру со своими делами.

5. Поиск интересующих ребенка занятий, возможность попробовать себя в новых видах деятельности с целью развития чувства собственной компетентности и повышения уверенности в себе. 6. Закрепление новых форм поведения в ситуации, приближенной к учебной.

1. Взрослым надо четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять. 2. Подросток должен честно рассказать о том, что происходит с ним, о своих страхах и постараться сделать так, чтобы ему поверили. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения.

3. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения. 4. Подросток должен объяснить родителям, что нуждается в том, чтобы они выслушали его, но не давали советов, пока он сам не попросит их этом. 5. Взрослым необходимо понять, что подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших.

Как помочь ребёнку пережить горе ? Детское горе характеризуется трудностями осмысления потери и сильным стрессом из-за несформированности психологических защит.

1. Шок и оцепенение – продолжительность от нескольких секунд до нескольких недель. Признаки: - ощущение нереальности происходящего; - ощущение увеличения эмоциональной дистанции от окружающих; - душевное онемение и бесчувственность; - малоподвижность, сменяющаяся минутами суетливой активности; - прерывистое дыхание, особенно на вздохе; - потеря аппетита; - трудности с засыпанием; - появление манеры поведения умершего.

2. Фаза страдания – длится 6-7 недель. Признаки: - ощущение присутствия умершего; - идеализирование умершего; - раздражительность, злость, чувство вины по отношению к умершему; - ослабление внимания, невозможность на чём-либо сконцентрироваться, нарушение памяти на текущие события; - тревога, желание уединиться; - нарушение сна; - вялость, ощущение, будто пусто в желудке, ком в горле; - повышенная чувствительность к запахам.

. Фаза принятия – обычно заканчивается через год после утраты. Признаки: - восстанавливаются сон и аппетит; - утрата перестаёт быть главным событием в жизни; - иногда могут быть острые приступы горя; - появляется способность планировать свою жизнь с учётом потери.

4. Фаза восстановления. Признаки: - горе сменяется печалью; - потеря воспринимается как что-то неизбежное.

1. Когда ребенок придет в школу, учитель должен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы ребенок не чувствовал равнодушия со стороны учителя. В школе должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из старших детей может быть назначен «опекуном» такого ребенка; возможно, это будет кто-то, имеющий аналогичный опыт и могущий при необходимости поддержать ребенка. Родители и вся семья также требуют поддержки. Важно знать, что именно и в каком объеме они сказали ребенку.

2. Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с ребенком, и учителя обычно оказываются первыми, кто замечает симптомы неблагополучия. Задача учителя не ждать, когда произойдет трагедия, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится такая возможность. Этим он показывает детям, что с ним можно говорить о чем угодно. Если же учитель избегает подобных тем, то ребенок, с которым случилась беда и который хочет задать вопросы, поделиться своими волнениями, не видит никого из взрослых, к кому он мог бы обратиться.

3. Соучастие в переживаниях ученика или его родителей предполагает открытое выражение учителем своих ответных чувств. Хорошо известно, что легкое прикосновение, теплый взгляд, сочувственное молчание дают подростку силы для преодоления боли, для веры в себя, помогают ему пережить острую кризисную ситуацию. Иной раз выраженное без слов участие помогает больше, чем самые разумные советы или утешения

1. Обязательно сообщите о смерти близкого. Маленькому ребёнку объясните, что такое смерть. Скажите, что умершего человека он больше никогда не увидит. Не говорите, что человек уснул, ушёл, его Бог забрал и прочее. 2. Создайте атмосферу, в которой ребёнку будет легко спрашивать и выражать свои чувства. 3. Дайте ребёнку возможность участвовать в разговорах об умершем, о похоронах. 4. Детей старше трёх лет берите на похороны. Заранее рассказывайте простым языком, что они увидят на похоронах.

5. Поделитесь с ребёнком собственными чувствами в связи с событием. Уверяйте, что он не всегда будет чувствовать себя так, что Вы всегда здесь и позаботитесь о нём. 6. Чаще прикасайтесь к ребёнку. 7. В острой стадии горя освободите ребёнка от посещения детского сада, школы. 8. Через 3-4 дня покажите ребёнку, что, кроме горя, есть другие чувства. Расскажите смешную историю, не связанную с умершим.

5. Дети часто испытывают чувство вины по поводу случившегося. Объясните ребёнку, что его вины в этом нет. 6. Дети расценивают смерть близких как предательство. Внушайте, что это не так, что умерший любил его.

Психологическая помощь подросткам, пострадавшим от сексуального насилия.

1. Шок и неверие. Пострадавшая(ий) внешне может выглядеть даже спокойной. Если о силе переживаний судить только по внешним признакам, то может показаться, что какие- либо серьёзные психологические «повреждения» отсутствуют. Но это только видимость. Главное ощущение на этой стадии – онемелость и чувство нереальности. Это шоковая реакция на выходящие за пределы обычного человеческого опыта обстоятельства.

2. Отрицание. Жертва активно пытается вычеркнуть из памяти травматические переживания: «Я не хочу говорить об этом», «Я хочу забыть то, что случилось». Психологическое отрицание проявляется не только в словах, но и в поведении. Человек старается не делать ничего, что напоминало бы о травме, - не заявляет в милицию, не обращается за медицинской помощью, не обсуждает драматическое событие с другими. Отрицание – это мощная психологическая защита, цель которой – отложить, отсрочить осознание произошедшего. 3

3. Осознание случившегося. Характеризуется сильным хроническим стрессом.

1. Эмоционально-психические: - чувство вины, страха; - чувство стыда, позора; - чувство беспомощности и утраты контроля над собственной жизнью; - навязчивые воспоминания; - гнев, агрессия; - раздражительность, изменения в настроении, депрессия; - пониженная самооценка; - нарушение ощущения границ своего тела.

ПОСЛЕДСТВИЯ СИНДРОМА ТРАВМЫ ИЗНАСИЛОВАНИЯ 2. Физиологические: - нарушение сна, появление кошмаров; - нарушение пищеварительной деятельности; - соматические жалобы; - нарушение взаимодействия с окружающими; - нарушение ощущения собственной безопасности;

ПОСЛЕДСТВИЯ СИНДРОМА ТРАВМЫ ИЗНАСИЛОВАНИЯ 2. Физиологические: - злоупотребление алкогольными, наркотическими или лекарственными препаратами как попытка снизить интенсивность переживаний; - суицидальные мысли и намерения; - саморазрушающее поведение; - нарушение социальной, профессиональной или иной значимой деятельности.

Общей целью психологического консультирования данного вопроса является возвращение пострадавшей(шему) утраченного контроля и самоуважения. Самое главное - подчеркнуть следующее: - Я рада, что вы остались в живых; - В этом нет вашей вины; - Вы сделали все, что было в ваших силах.

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1-й этап Цель: создание атмосферы безопасности и ситуации консультирования. Девушка, подвергшаяся сексуальному насилию, может воспринимать ситуацию консультирования как потенциальную опасность. Она нуждается в помощи профессионала и боится довериться постороннему человеку. Следствием этого внутреннего конфликта может быть подозрительное, агрессивно- защитное поведение, боязнь самораскрытия.

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Что необходимо консультанту для того, чтобы реализовать цель первого этапа? Информировать о полной конфиденциальности консультации; выразить уважение к клиенту, который нашел в себе мужество искать помощи; демонстрировать равенство позиций клиента и консультанта;

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ безоценочно принимать защитное поведение, в том числе проявление агрессии и недоверия; выразить готовность обсуждать эти чувства; проявлять эмоциональную поддержку; проявлять чуткость, а не жалость; предоставлять информацию о медицинской и юридической помощи, но не настаивать на ней.

ПРИМЕРНЫЕ ФРАЗЫ КОНСУЛЬТАНТА: «Чем я могу Вам помочь?» «Я здесь для того, чтобы Вас выслушать». «Вы можете рассчитывать на полную конфиденциальность». «Вам сейчас действительно очень плохо. Вы остро нуждаетесь в поддержке, но боитесь кому-то довериться...» «Я чувствую, что гнев направлен не лично на меня... Это способ справиться с напряжением».

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2-й этап Цель: выражение накопившихся сильных чувств и их отреагирование. Подросток, пострадавший от сексуального насилия, испытывает очень сильные эмоции. В зависимости от времени, прошедшего со дня травмы, стадии ее переживания, личностных особенностей степень готовности выражения этих эмоций может быть различной.

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Кто-то может долго и сбивчиво говорить, освобождаясь от накопленного груза. В этом случае консультант может сосредоточиться на эмпатическом слушании, безоценочно реагируя на получаемую информацию и оказывая поддержку.

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Иногда за помощью обращаются в состоянии «вытеснения», когда произошедшее событие кажется нереальным, случившимся с кем-то другим. Это сигнал о том, что человек просто не готов столкнуться с сильными чувствами. Или в пострадавшем могут бороться противоположные тенденции - желание освободиться, получить поддержку и желание не возвращаться в тяжелый опыт, забыть, страх быть непонятым или отвергнутым. То есть подросток может испытывать значительные трудности с вербализацией своего состояния. В этом случае помогает фактологический опрос.

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Вопросы фактического характера, осторожно и тактично заданные, позволяют пострадавшей(му): - начать говорить; - снижают эмоциональное напряжение; - позволяют обозначить наиболее острые чувства для последующего их отреагирования.

Вопросы должны быть преимущественно открытые, чтобы у консультанта была возможность поддержать разговор. Старайтесь избегать вопросов с однозначным ответом «да» или «нет». «Когда это произошло?» «Кто-то был с Вами рядом?» «Что было дальше?» «Вы кому-то рассказали об этом?» «Как они на это реагировали?»

«Вы обращались в милицию? Как они Вас приняли?» «Какие чувства вызывает мысль обратиться в милицию или за медицинской помощью?» Используйте приемы активного и эмпатического слушания: повторение, отражение, обобщение. Это необходимо для наиболее полного выражения всех отрицательных эмоций (страха, гнева, вины). «Правильно ли я поняла, что главное сегодня - это чувство нереальности?» «Какое чувство сейчас вызывает самую сильную боль?»

«Что самое страшное...?» «Страх выйти из дома - это самое тяжелое сегодня?» «Вам очень трудно справиться с чувством вины...»

Длительность второго этапа может быть различной. Он может быть основной частью первой встречи с пострадавшим, а может быть составляющей длительной психореабилитационной работы. Техники арт-терапии и телесно-ориентированной терапии, используемые консультантом, могут помочь пострадавшим эффективно отреагировать болезненные чувства и состояния. Одним из вариантов преодоления чувства страха является проговаривание плана безопасности на ближайшее время.

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 3-й этап. Цель: работа с иррациональными представлениями по поводу переживаемой ситуации. Если основные чувства отреагированы, то есть возможность поработать с иррациональными представлениями, являющимися результатом пережитой травмы.

В основе этого этапа могут лежать приемы рациональной или рационально-эмотивной терапии (RET) А. Эллиса. Важно озвучить и проработать те мысли, которые запускают травматические переживания. Главное утверждение, которое при этом реализуется и которое должно быть воспринято пострадавшим: «Насилие не имеет оправдания!».

- Все чувства, которые вы испытываете и переживаете, естественны, являются реакцией на травму; требуется время, чтобы с ними справиться. Если пострадавшая(ий) чувствует за собой вину, в том что не оказал(а) «должного» отпора, скажите, что страх часто сковывает людей и что непротивление не означает согласия; Скажите, что он(а) сделал(а) все что возможно, и доказательство тому - то, что он(а) остался(лась) в живых;

- Насилие слишком жестокое наказание за доверчивое или неосторожное поведение; - Никто не хочет быть изнасилованным, и никто не заслуживает насилия; - Чтобы стать жертвой сексуального насилия, не обязательно вести себя вызывающе, носить откровенную одежду или ярко краситься, достаточно быть просто женщиной;

- Женщины подвергаются насилию не только по причине своей сексуальной привлекательности, а из-за желания мужчин самоутвердиться таким образом; - Мужчины также могут стать жертвами изнасилования, так как основной мотив насилия - не сексуальное удовольствие, а подчинение и унижение.

- Третий этап может быть в какой-то мере отражен в рамках одной консультации, но лучше, если он будет завершать серию консультаций.

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 4-й этап Цель: избавление от психологических последствий сексуального насилия. В ходе консультационного взаимодействия могут быть затронуты базовые направления преодоления травмы: - помощь в преодолении чувства беспомощности; - помощь в восстановлении утраченного контроля над жизнью; - повышение самооценки;

- актуализация потенциальных возможностей и сильных сторон; - осознание необходимости времени на восстановление; - реализация принципа поэтапных шагов, выработка ближайших целей.

«Что Вы думаете делать дальше?» «Какая Вам для этого нужна информация?» «Что для Вас будет ближайшей целью?» «Что Вы намерены предпринять?» «Кто может оказать Вам поддержку?» «Что внутри Вас позволит Вам справиться с произошедшим?»

Психологическая помощь при суицидальных тенденциях

Завершенное самоубийство - сознательное лишение себя жизни. Попытка самоубийства - серьезная попытка самоуничтожения, которая могла привести к смерти. Суицидальные действия - саморазрушительный поступок, который, однако, не мог стать причиной смерти.

Угроза самоубийства - высказывание, которое раскрывает желание самоуничтожения. Даже если это сказано и в шутливом тоне пли с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьезно. Обычно подростки именно в разговоре высказывают свои мысли о самоубийстве. Жертва убийства как форма самоубийства - подсознательный выбор роли жертвы, при нежелании брать па себя ответственность за свою смерть.

Способ попросить помощи. Большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ разрешить проблему, получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности). Если вы видите, что ситуация невыносима или слишком болезненна - ищите облегчения или вмешательства, но не просто внимания.

Может надеяться па помощь - может чувствовать, что исчерпал все резервы. Поэтому может с радостью воспользоваться вашими ресурсами - часто ищет сильную, авторитетную личность, которая отнеслась бы с пониманием и поддержкой и помогла бы справиться с эмоциональными проблемами. Важно дать попять такому человеку, что вы с удовольствием окажете помощь.

Отвернулся от жизни, но не готов умереть - иначе вы не узнали бы об этой ситуации. На этой стадии легко внушаем, прислушивается к советам; не спрашивайте его, чего он хочет - очевидно, что он все уже перепробовал. Скажите ему, что он должен сделать, предложите ограниченный выбор. Если вы будете нерешительны, то лишь укрепите его чувства.

Большинство попыток самоубийства не повторяются - необычно сильный стресс мог подтолкнуть к решению покончить с собой. Если помочь такому человеку на стадии острого приступа, он в будущем может отказаться от такого метода решения проблем.

Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее ему рассчитывать не приходится. Он потерял всякую надежду изменить жизнь к лучшему. Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

Самоубийство как попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют!» Иногда такой человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье. Самоубийство как смелый способ разрешить проблему - признак мужества и силы.

1. Исключить у себя панику и другие осложняющие реакции. 2. Вежливо и открыто принять абонента как личность. 3. Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени. 4. Полностью исключить проявление своих отрицательных реакций.

5. Учитывать, что нотации, уговаривания, логические доводы о нецелесообразности самоубийства не только не эффективны, но и вредны. Такая тактика лишь убедит клиента, что его никто не понимает, и консультант - тоже. 6. Консультант обязан помнить, что он не Бог, и, невзирая на самые лучшие побуждения, не всегда способен воспрепятствовать самоубийству. 7. Мы говорим ДА жизни клиента, но должны быть готовы к тому, что он все-таки скажет своей жизни НЕТ.

7. Консультант обязан подробно, в письменной форме документировать свои действия, чтобы в случае несчастья он смог доказать себе и другим, что действовал профессионально и принял все меры для избежания катастрофы. 8. Ответственность за собственные действия несет сам клиент. Роль консультанта состоит в том, чтобы предостеречь клиента от самоубийства и помочь ему найти, вместе с ним, другие способы разрешения проблемы. Однако выбор способа разрешения проблемы принадлежит клиенту.

9. Необходимо быть готовым к тому, что консультант будет вовлечен, возможно, на длительное время, в психотерапевтическую работу со своим клиентом. 10. Если ваш клиент выбрал самоубийство и вы узнали об этом, помните: самоубийство причиняет боль всем; вы можете испытывать подавленное настроение, скорбь, гнев, вину - это естественные реакции; позвольте себе выговориться и открыто высказать все негативные эмоции коллегам, друзьям, семье;

перестаньте обвинять себя: помните о границах профессиональной компетенции, помните, что вы - не Бог; примите меры по снятию негативного стрессового напряжения (отдых, природа, развлечения и т. п.).

1. ВЫСЛУШИВАЙТЕ - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте. 2. ОБСУЖДАЙТЕ - Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом - большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к психологу.

3. Предполагаемое самоубийство - БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

4. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг - «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?''» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?» Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

5. ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны - узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации. 6. Если вам необходимо уехать, назначьте четкое время встречи по возвращении - заставьте пообещать, если возможно. Можно использовать письма, открытки, телефонный звонок.

1. Приведение своих дел в порядок, т.е. раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления. 2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни. 3. Внешняя удовлетворенность - прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется - может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания в письмах, записках, дневнике. 5. Вспышки гнева у импульсивных подростков. 6. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома 7. Бессонница. 8. Попытки самоубийства в прошлом. 9. Другие изменения в поведении или настроении, т.е. отстраненность и др. 10. Словесные указания или угрозы. Игнорирование этих сигналов может быть воспринято подростком как одобрение его намерений.

1. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.: Знание, Крюкова М. А., Никитина Т. И., Сергеева Ю. С. Экстренная психологическая помощь: практическое пособие. М.: НЦ «ЭНАС», Михайлина М. Ю., Павлова М. А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги. Волгоград: Учитель, 2009.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада /В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. М.: Просвещение, Шефов С. А. Психология горя. – СПб.: Речь, Шнейдер Л. Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков //Школьный психолог. – Alvord M., Baker P. Лечение подростков с суицидальными тенденциями. - М.: Центр практической психологии «Катарсис».