Методический центр г. Краснокамск 1. - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, курса,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочая программа педагога Методические рекомендации по разработке Положения о рабочей программе РМК – май 2011 г.
Advertisements

Рабочая программа Методические рекомендации Куединский РМЦ 1.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных, факультативных образовательных курсов для обучающихся.
Требования к рабочим программам педагога. Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Рабочая программа по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Положение о рабочей программе. Общие положения Образовательная программа - это нормативно- правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Основные подходы к разработке рабочих программ. К рабочим программам относятся: Программы по учебным предметам; Программы дополнительного образования;
Структура рабочей программы учебной дисциплины Рабочих Т.Б., к.п.н., доцент кафедры управления развитием образования ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Разработка рабочих программ по предмету (курсу) (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя) 2013.
Положение о рабочей программе педагога. 1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»,
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
– учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса.
Разработка рабочей (учебной) программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС Рябова Ж.А., методист отдела образования.
Транксрипт:

Методический центр г. Краснокамск 1

- нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, курса, основывающийся на федеральном государственном образовательном стандарте. Методический центр г. Краснокамск 2

программы по учебным предметам ; программы дополнительного образования ; программы элективных курсов, курсов по выбору ; программы факультативных занятий. Методический центр г. Краснокамск 3

Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным курсам относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно. Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается учителем ( группой учителей, специалистов по данному предмету ). При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам : - государственному образовательному стандарту ; - учебному плану ОУ ; - примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ ( авторской программе ); - федеральному перечню учебников. Методический центр г. Краснокамск 4

В учебном процессе может быть использована рабочая программа, разработанная другими учителями, а также утвержденная в предыдущие годы, если в нее не внесено никаких изменений. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере или написана от руки. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной. Методический центр г. Краснокамск 5

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ) является основой для создания учителем календарно - тематического планирования учебного курса. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно - методические комплексы. Методический центр г. Краснокамск 6

создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету, курсу. Методический центр г. Краснокамск 7

Нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме. Целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область. Нормирующая, т. е. определяет содержание образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися ; Процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения ; Оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся. Методический центр г. Краснокамск 8

Рабочая программа создается на основе авторской программы по предмету. Рабочая программа составляется учителем по определенному учебному предмету, курсу на учебный год. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета, курса осуществляется индивидуально каждым педагогом. Допускается коллективное планирование, если преподавание ведется по одному и тому же УМК. При разработке рабочей программы учитываются особенности класса, особенности изучения предмета ( базовый или профильный уровень ). Методический центр г. Краснокамск 9

Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс Программа составлена на основе авторской программы Уколовой В. И., Маринович Л. П. Рабочая программа по истории России. 6-9 класс Программа составлена на основе авторской программы Данилова А. А., Косулиной Л. Г. Методический центр г. Краснокамск 10

1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету ; - если в примерной учебной ( или авторской, составленной на основе примерной ) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения, В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно. 2 вид – если : - количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной ( авторской ) программе ( более чем на 6 часов в год ) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель ); - производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем ; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы ; - есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов ; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс ; - рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно - методического комплекта. Методический центр г. Краснокамск 11

- Титульный лист. - Пояснительная записка. - Тематическое распределение количества часов. - Основное содержание обучения, включая тематику практических занятий по предмету. - Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной ( авторской ) программой по предмету. Содержание учебного курса, требования к подготовке учащихся и практические работы в рабочую программу из примерной ( авторской ) программы не дублируются. - Список рекомендуемой учебно - методической литературы. Список должен содержать используемый учителем учебно - методический комплекс ( УМК ) с обязательным указанием учебника для учащихся. - Средства обучения : учебно - лабораторное оборудование, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, справочники, энциклопедии, раздаточный дидактический материал. Методический центр г. Краснокамск 12

- название административного ( территориального ) округа ( город, район, поселок ), полное наименование образовательного учреждения ; - гриф согласования и утверждения данной программы ; - название учебного предмета, для изучения которого написана программа ; - указание ступени, на которой изучается программа ; - количество часов, уровень ( базовый, профильный ); - фамилия, имя, отчество учителя ( учителей ); - указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа ( издательство, год издания ). Методический центр г. Краснокамск 13

Указывается примерная или авторская программа, на основе которой составлена данная программа. Конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета : общая характеристика учебного предмета ; описание места учебного предмета в учебном плане ; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ; предметные, метапредметные и личностные результаты освоения конкретного учебного предмета. Методический центр г. Краснокамск 14

Методический центр г. Краснокамск 15 п / пРазделы, темы Количество часов Примерная или авторская программа Рабочая программа по классам 5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл.

п / пРазделы, темы Количество часов Примерная или авторская программа Рабочая программа Методический центр г. Краснокамск 16

Титульный лист - Пояснительная записка. Пояснительная записка начинается с объяснения того, на чем основана составленная программа учебного курса : указывается точное название примерной ( авторской ) учебной программы по предмету с полным библиографическим описанием ( автор ( ы ), место и год издания ). Отмечается также соответствие федеральному компоненту стандарта образования ( по ступеням ) и учебному плану образовательного учреждения. Далее в пояснительной записке даются : - указание, в какую образовательную область входит данный предмет ; - краткая характеристика сущности данного предмета, его функции в системе школьного образования ; - описание специфики и значения предмета для решения целей и задач образования школьников ; - общая характеристика курса ; - обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения ; - логические связи данной учебной дисциплины с остальными дисциплинами ( разделами дисциплины ), т. е. межпредметные и внутрипредметные связи. В пояснительной записке могут быть даны пояснения, обусловленные требованиями реализации национально - регионального компонента образования по данному предмету. Методический центр г. Краснокамск 17

Отражение содержания учебной дисциплины в рабочей программе. Перечисляются изучаемые разделы и темы с указанием количества часов. При описании содержания тем рабочей программы устанавливается следующая последовательность изложения материала : - название раздела, темы ; - содержание учебной темы ( раздела ); - необходимое количество часов для изучения темы ( раздела ); - указывается количество необходимых по программе практических занятий, распределенных по классам и темам. Методический центр г. Краснокамск 18

по русскому языку – контрольные работы ( диктант и грамматическое задание ), диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольные списывания ; по литературе – сочинения, уроки развития речи и внеклассного чтения, тексты для заучивания наизусть, тесты, творческий практикум и пр.; по математике – контрольные и самостоятельные работы, тесты ; по физике, химии, биологии – контрольные и лабораторные работы, тесты ; по географии – контрольные и практические работы ; по истории, обществознанию – контрольные срезы знаний, тесты ; по иностранному языку – контрольные работы, тесты ; по ОБЖ – контрольные и практические работы, тесты ; по МХК – практические работы и контрольные срезы знаний ; по физической культуре – нормативы физической подготовленности учащихся ; по технологии – практические работы ; по информатике – контрольные срезы знаний, тесты. Методический центр г. Краснокамск 19

Требования к уровню подготовки учащихся – это установленные стандартом результаты освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта образования. Требования разрабатываются в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме ( что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни ). Требования перечисляются в соответствии с примерной учебной программой или примерными учебными программами ( для интегрированного курса ). Методический центр г. Краснокамск 20

Список литературы включает библиографические описания изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Список литературы должен содержать используемый учителем учебно - методический комплекс. Средства обучения : технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся ; раздаточный и дидактический материал, печатные наглядные пособия и пр. Методический центр г. Краснокамск 21

Рабочая программа сначала рассматривается на заседании соответствующего школьного методического объединения на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, на последней странице рабочей программы ( внизу слева ) ставится гриф согласования : СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от, подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи. Методический центр г. Краснокамск 22

После этого рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно - воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов ; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На последней странице рабочей программы ( внизу справа ) ставится гриф согласования : СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ( подпись ). Расшифровка подписи. Дата. Методический центр г. Краснокамск 23

После согласования рабочую программу утверждает педагогический совет, председатель педагогического совета ( директор ОУ ) ставит гриф утверждения на титульном листе. Методический центр г. Краснокамск 24

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ) является основой для создания учителем календарно - тематического планирования учебного курса ( далее – КТП ). Календарно - тематическое планирование осуществляется на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям ( триместрам ) нецелесообразно, т. к. не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме. КТП должен быть оформлен по образцу аккуратно, без исправлений ( оформлен на компьютере или написан от руки ). По структуре КТП состоит из перечня разделов и тем, где указываются практические и контрольные работы по изучаемым темам ; количество часов, отводимое на изучение каждой темы ; номера уроков и даты проведения уроков по неделям на весь учебный год, используемое оборудование. ( В КТП возможно указывать вид занятия, дополнительную литературу, домашнее задание ). Сроки прохождения определенных тем указываются по календарю текущего года в границах недели ( возможна запись в две колонки ( план, факт ) с конкретными датами ) Методический центр г. Краснокамск 25

При экспертизе рабочей программы заместитель директора по УВР проверяет даты контрольных работ и их количество в классе на одной неделе : нецелесообразно проведение контрольных работ на последней перед каникулами неделе, накануне праздников. Количество в неделю контрольных работ по разным предметам в одном классе регламентируется локальными актами ОУ и соотносится с требованиями СанПиН. Методический центр г. Краснокамск 26

Каждый отчетный период ( четверть, семестр, полугодие ) календарно - тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов. Методический центр г. Краснокамск 27

1. Об учебном курсе ( к какой предметной области относится, структура курса, последовательность изучения содержания курса ) 2. Об учебной программе ( примерная или авторская ) с указанием наименования, автора и года издания, на основе которой разработана рабочая программа. 3. Об используемом учебно - методическом комплекте и дополнительной литературе по форме : название учебника, класс, ФИО автора, издательство, год издания ( аналогично дополнительная литература ). Учебно - методический комплект состоит из учебника, рабочей тетради, тетради для контрольных работ, атласа, контурной карты и др. согласно перечню учебников, утвержденным приказом МО РФ. Дополнительная литература – сборники материалов для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ, сборники контрольных работ и тестов ). 4. О логических связях данного предмета с остальными предметами ( разделами ) учебного ( образовательного ) плана. Методический центр г. Краснокамск 28

в какую часть учебного плана школы входит изучение предмета : инвариантную или вариативную в каких классах изучается недельное и годовое количество часов, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных практических работ, экскурсий, проектов исследований. Методический центр г. Краснокамск 29

конкретизируются общие цели и задачи учебного предмета, курса Методический центр г. Краснокамск 30

Предметные результаты образовательной деятельности – усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, ЗУНов, опыта решения проблем, творческой деятельности, ценностей. Метапредметные результаты образовательной деятельности – освоенные обучающимися способы деятельности на базе одного или нескольких учебных предметов, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личные результаты образовательной деятельности – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Методический центр г. Краснокамск 31 Требования к результатам освоения содержания рабочих программ являются ориентиром для ОУ и конкретного учителя в том, что должно быть получено учащимися в результате их деятельности.

п.п.Содержание (по разделам) Методический центр г. Краснокамск 32 Текстовое оформление или табличное

п/ п Наименование разделов, тем Количес тво часов Дата Характеристика основных видов деятельности учащихся Планир уемые результ аты (УДД) Формы контро ля СОТ Методический центр г. Краснокамск 33

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения В наличии Методический центр г. Краснокамск 34 Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения : Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев ), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре ; Р – полный комплект ( исходя из реальной наполняемости класса ), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся ; Ф – комплект для фронтальной работы ( примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся ), П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз )

Текст набирается шрифтом Times New Roman, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1 см, поля со всех сторон 2 см ; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Методический центр г. Краснокамск 35

Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года ( до 01 сентября текущего года ) приказом директора образовательного учреждения. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Методический центр г. Краснокамск 36