Урок в современной школе: проблемы и возможности Автор презентации: Марина Григорьевна Ермолаева, к.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный урок в рамках ФГОС Автор презентации: Марина Григорьевна Ермолаева, к.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО.
Advertisements

Современный урок: тенденции и возможности. АКТУАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ Мотивированность обучения Активизация обучения Индивидуально- -личностный.
О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЯХ Автор презентации – Марина Григорьевна Ермолаева, к.п.н., профессор кафедры педагогики и и андрагогики СПбАППО.
Психологічні особливості исправить мир можно только исправив себя.
Воспитательный аспект современного урока. Современный урок Отвечающий духу и требованиям своего времени Отвечающий потребностям современного общества.
Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения математике.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Урок как основная форма реализации требований ФГОС.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Проектирование современного урока Автор презентации: М.Г.Ермолаева, к.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО.
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Автор: Онучина Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры педагогики и психологии.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Технологии развивающего обучения и воспитания. Развивающее обучение Это обучение, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на закономерности.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Содоклад подготовлен: Соловьевой Е.Ю.. Почему дети не хотят работать совместно????
Смена ведущей деятельности (на смену игровой - учебная деятельность) Появление новообразований характерных для данного возраста: формируется словесно-логическое.
Транксрипт:

Урок в современной школе: проблемы и возможности Автор презентации: Марина Григорьевна Ермолаева, к.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО.

Что значит «современный»?

О слове «современный» современный современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям (вызовам) своего времени, его потребностям

Основные педагогические проблемы

Дети ХХI От системы отношений к системе знаний Смысловая сфера: Зачем? Сиюминутный эффект Ограниченный энергетический тонус Быстрая утомляемость, высокая возбудимость Повышенная агрессивность, тревожность Настойчивость и требовательность Главное слово: хочу!

АКТУАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ Мотивированность обучения Активизация обучения Индивидуально- -личностный подход Диалоговость в обучении Рефлексивность обучения

Идея мотивированности Хорошо учится тот, кто хочет учиться

Три кита познавательной мотивации, или когда хотим учиться Когда получается Когда ничто не угрожает Когда интересно

Интересность учебного материала Интересно Новизна необычность неожиданность Занимательность, яркость Актуальность Доступность Отвечает на вопросы учащихся Ожидание и надежда Помогает в выборе стратегии Самопознание Я-образ

Идея активизации обучения Чем активнее учитель на уроке, тем сложнее проявить активность ученикам. Развивается тот, кто активен

Дифференциация класса по уровню активности Из человек в классе: 2-3 – «активные» 8-10 – «нейтральные» – «пассивные» 3-4 – «агрессивные» 2-3 – «нигде»

Виды активности - Безусловная непроизвольная бессознательная активность - Внешняя произвольная, реактивная активность - Внутренняя произвольная, инициативная активность

Инициативная активность учащихся Инициативная активность возникает там, где есть выбор: - целей - содержания - средств и способов деятельности - предъявления (не предъявления) себя и своего результата

Реализация индивидуально- личностного подхода Учить диагностично, учить диалогично

Что можем учитывать? Лево-правополушарность Ведущий канал восприятия (аудиалы-визуалы-кинестетики) Типы интеллектов Стили мышления-обучения Типы способностей человека

Учет особенностей в стилях познания может осуществляться на различных уровнях: Содержание Процесс Результат Среда

Два вида индивидуализации Дифференциация Основной вариант – групповая работа. Индивидуализация (ИОМ, ИОТ): - определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин; - ставить собственные цели в изучении темы или раздела; - выбирать формы и темпы обучения; способы учения, соответствующие индивидуальным особенностям; - осуществлять самооценку своей деятельности.

Идея диалоговости Как принцип: отбора содержания и работы с содержанием Интерактивное обучение

Атмосфера Простран ство-время Инфор мация Психолого- педагогичес кие условия Доброжелательность Договор о соблюдении правил взаимодействия Взаимоуважение Доверие Внимание каждому Открытость Возможность для каждого высказаться и быть услышанным Комфорт Психологическая совместимость внутри малых групп Демократическая рассадка Отсутствие выделенных позиций, блоков Размещение «Глаза в глаза», «лицом к лицу» Достаточность времени, отсутствие «временного потолка» (особенно для диалога) Наличие достаточного объема знаний в сознании участников Доступность необходимых источников Наличие возможности задать вопросы Список вопросов, тем Доступность и понятность информации Готовность слушать и слышать Готовность говорить, озвучить собственную позицию (наличие позиции и ее аргументации) Готовность к совместному обсуждению Умение коллективно решать задачи Готовность к пониманию Мастерство ведущего

Идея рефлексивности обучения Освоение происходит, когда в дело включается направляемая рефлексия

Содержание рефлексии 1. Общее состояние: эмоциональные ощущения, психологический настрой. 2. Предметная продукция деятельности – идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п. 3. Способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности. 4. Предположения по отношению к будущей деятельности. 5. Личностная динамика – что изменилось в самом участнике.

Разнообразие рефлексивных приемов Ассоциации Графические изображения «А напоследок я скажу…» «Благодарю!» Стартовая рефлексия «Зачем?» Телеграмма…

ЛИТЕРАТУРА Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс,1999. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. – СПб: КАРО, Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей, классных руководителей… Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. – М.: Пед.общество России, Культура современного урока. /Под редакцией Н.Е.Щурковой. – М.: Издательство «Российское педагогическое агентство», Яновицкая Е.В. Как учить и учиться на уроке. – М.: Школьные технологии, 2009.

Благодарю за внимание!