Инновационный менеджмент в образовании Учебный курс для психологов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Advertisements

Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Выполнил: студент 3 «V» курса Исмоилов Сарвар.. Управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
« КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Пришло осознание того, что детей надо учить по- новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют сегодня в достаточной степени.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Современные компетенции образования Международные Российские Цель и задачи модернизации российского образование Цель модернизации образования Задачи модернизации.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
Балашов 2009 Выступление на районном методическом объединении учителей истории 15 января 2009 года.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Транксрипт:

Инновационный менеджмент в образовании Учебный курс для психологов

Место России в современном инновационном мире Индустриальное общество Инновационное общество Информационное общество Инновационная инфраструктура Информационная инфраструктура Инвестиционная инфраструктура Россия Развитые страны Выстраивая одновременноИнновационную, Инвестиционную и Информационную инфраструктуры, Россия в состоянии начать строительство и инновационного, и информационного общества

ТЕРМИНЫ инновационная деятельность - выполнение работ и(или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии; В образовании – это:……….

инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации; инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы; инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно- технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.; ТЕРМИНЫ

Инновационная система включает: воспроизводство знаний (в том числе с потенциальным рыночным спросом) путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах и научно-иссле6довательских организациях страны; проведение прикладных исследований и разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях, внедрение нововведений производство (в практику); производство конкурентоспособной инновационной продукции; развитие инфраструктуры инновационной системы; подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает: создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры; формирование инновационно-активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон; развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства; формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности; содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.

Инфраструктура инновационной системы развивается в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного потенциала в наукоградах, академгородках, особых экономических инновационных зонах, закрытых административно- территориальных образованиях и иных видах «технополисов» в соответствии с условиями конъюнктуры внутреннего и мирового рынков. !!! В образовательной сфере субъекты, производящие инновационный продукт или услуги – это: - ЦИТО - Научно-методические центры - Школы инновационной направленности - Институты - Физические лица

Инновационный менеджмент в образовании Современная социально-экономическая система характеризуется переходом от воспроизводственного типа развития к инновационному, ориентированному на нововведения. Образование необходимо рассматривать как основной инструмент общественной модернизации. Инновационный аспект развития образования становится все более востребованным государством и обществом.

Роль государства по отношению к образованию: -законодатель, устанавливающий правовые основы и нормы регулирования образовательного потенциала; источник средств на развитие образования; заказчик и потребитель кадров; координатор совместной деятельности учреждений образования; политическая сила, определяющая отношение всего общества к проблемам образования.

Цели образовательной политики государства В политическом плане: определение ответственности государства и общества в сфере образования; расширение и усиление роли регионов в развитии образования; организация на федеральном и региональном уровнях всестороннего и полноправного партнерства государства и гражданского общества в инновационном развитии отечественного образования.

В социальном плане: Формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования, компетентностей в связи с запросами постиндустриального общества; Доступность образования для всех граждан; Создание системы адресной социальной поддержки в получении полноценного образования для детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из малообеспеченных семей.

В экономическом плане: Обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально- экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности.

В образовательном плане: Переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения и конкурентоспособности образования.

Сущность образования в современном мире Образование как ценность, компонент культуры человека, как накопленный капитал. Образование как достояние определенной личности. Образование обеспечивает потребности самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества и развития собственной жизненной стратегии. Образование как социокультурный феномен ( традиционные ценности, национальная культура). Образование интеграция науки, философии, религии, культуры, искусства. Образование – это социальное благо, доступное для всех, интеллектуальный потенциал нации, главный ресурс капитала в стране.

Основные принципы и направления и направления структуры и содержания образования самодостаточность системы образования по обеспечению научного, технического и культурного развития страны; совершенствование многоуровневой структуры образования; усиление фундаментального образования; расширение академических свобод в вопросах содержания образовательных программ; повышение экономической эффективности системы образования; учет мировых тенденций развития образовательных систем.

Болонская декларация и Болонский процесс Болонский процесс вызван к жизни переходом общества к новому этапу своего развития.2003 г. Болонскую декларацию подписала Россия. Основная цель – создание европейской зоны высшего образования и распространение европейской системы высшего образования в мире; формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, рост мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования и выдача узнаваемых во всех странах Европы приложений к дипломам (Diploma Supplement)/

Причины появления Болонского процесса - Коренные преобразования в экономической сфере – резкое ускорение циклов производства и сокращение времени их жизни. - Перемещение конкуренции в научную сферу. - Замкнутость системы образования, зацикленность на внутривузовских критериях подготовки специалистов безотносительно к требованиям рынка труда. - Разнообразие одинаковых или близких профессиональных квалификаций.

Причины появления Болонского процесса - Наличие различных квалификационных уровней, не имеющих аналогов в соседних государствах-членах ЕС. - Различие требований к уровням подготовки специалистов. - Введение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании в соответствии с формой, разработанной под эгидой ЕС

Причины появления Болонского процесса Введение единого для всей Европы механизма учета освоения студентом содержания образования в виде Европейской системы перевода кредитов. Введение двухуровневого образования. Установление единой Европейской оценки качества образования. Разработка программы»Обучение на протяжении всей жизни» Законодательное оформление общеевропейского пространства высшего образования и пространства научных исследований.

Общие тенденции развития инновационных процессов в образовательной системе высшей школы Повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. Углубление международного сотрудничества в области образования

Компетентностная парадигма образования В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетентности.

Пять ключевых компетенций, которыми должны быть оснащены современные специалисты 1. Политические и социальные компетенции. Такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

Ключевые компетентности 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение - resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

Ключевые компетентности 3. Компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией. Эти компетенции особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более, чем одним языком;

Ключевые компетентности 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой; 5. Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».

ТРИ ГРУППЫ КОМПЕТЕНЦИЙ, ПО TUNING PROJECT: Инструментальные компетенции: - способность к анализу и синтезу; - способность к организации и планированию; - базовые знания в различных областях; - тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; - письменная и устная коммуникация на родном языке; - знание второго языка; - элементарные навыки работы с компьютером; - навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); - решение проблем; - принятие решений.

ТРИ ГРУППЫ КОМПЕТЕНЦИЙ, ПО TUNING PROJECT: Межличностные компетенции: - способность к критике и самокритике; - работа в команде; - навыки межличностных отношений; - -способность работать в междисциплинарной команде; - способность общаться со специалистами из других областей; - принятие различий и мультикультурности; - способность работать в международной среде; - приверженность этическим ценностям.

ТРИ ГРУППЫ КОМПЕТЕНЦИЙ, ПО TUNING PROJECT: Системные компетенции: - способность применять знания на практике; - исследовательские навыки; - способность учиться; - способность адаптироваться к новым ситуациям; - способность порождать новые идеи (креативность); - понимание культур и обычаев других стран; - способность работать самостоятельно; - разработка и управление проектами; - инициативность и предпринимательский дух; - забота о качестве; - стремление к успеху.

Модель социально-профессиональной компетенции И.А. Зимней.

Наполнение профессиональной модели компетентности В целом идеализированная модель целостной социально- профессиональной компетентности содержательно представлена четырьмя разнопорядковыми блоками. Социально-профессиональная компетентность включает четыре блока:

1. БАЗОВЫЙ интеллектуально-обеспечивающий (основные мыслительные операции на уровне нормы развития). В соответствии с этим блоком выпускник образовательного учреждения (вуза) должен характеризоваться как минимум нормой развития таких мыслительных действий (умственных операций), как: анализ; сопоставление, сравнение; систематизация; принятие решения; прогнозирование; соотнесение результата действия с выдвигаемой целью.

2. ЛИЧНОСТНЫЙ Личностно-ориентированный, в рамках которого человеку должны быть присущи (или он должен характеризоваться ими) такие личностные свойства, как: ответственность; организованность; целеустремленность; самостоятельность; творческая активность и др.

3. СОЦИАЛЬНЫЙ Социально-обеспечивающий жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом. В соответствии с этим блоком выпускник должен быть способным: организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимым представлением о здоровом образе жизни; руководствоваться в общежитии правами и обязанностями гражданина; руководствоваться в своем поведении ценностями бытия (жизни), культуры, социального взаимодействия; простраивать и реализовать перспективные линии саморазвития (самосовершенствования);

3. СОЦИАЛЬНЫЙ интегрировать знания в процессе приобретения и использовать их в процессе решения социально- профессиональных задач; сотрудничать, руководить людьми и подчиняться; общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языках; находить решения в нестандартных ситуациях; находить творческие решения социальных и профессиональных задач; принимать, сохранять, обрабатывать, распространять и преобразовывать информацию (библиотечные каталоги, информационные системы, интернет, электронная почта и др.)

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ обеспечивающий адекватность выполнения профессиональной деятельности. В соответствии с этим блоком выпускник должен уметь: решать профессиональные задачи по специальности, предназначению. Эти задачи, согласно, например, С.В. Коршунову, могут быть инвариантными к области деятельности и специальными, например, производственно- технические, расчетно-проектные, экспериментально-исследовательские, эксплуатационные.

Модель специалиста Выпускник, освоивший образовательную программу бакалавра/магистра-специалиста, должен характеризоваться: 1. Компетенциями социально- личностными: - относящимися к человеку как индивиду, субъекту деятельности и личности; - социальными, определяющими его взаимодействие с другими людьми; - относящимися к умению учиться.

Модель специалиста 2. Компетенциями общепрофессиональными: - информационными, связанными с получением и обработкой информации; - расчетными, связанными с умением решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата; - эксплуатационными; - управленческими, организационными; - конструкторскими; - проектировочными; - экономическими, включающими поведение на рынке труда. Эти компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда.

Модель специалиста 3. Специальными компетенциями или профессионально-функциональными знаниями и умениями, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда. Они обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций. (по В.Д.Шадрикову)

Основные документы системы образования Закон Российской Федерации «Об образовании». Национальная доктрина об образовании. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. Образовательные стандарты. Образовательные программы. Государственный стандарт профессионального образования. Базисный учебный план. Учебники, учебные пособия.

Инновационный менеджмент в теории и практики управления.

Международный стандарт качества ИСО в области обучения и образования: использует процессный подход в определении качества образования; ключевая роль в системе менеджмента качества отводится высшему руководству; предполагает удовлетворение требований общества и государства к развитию социально- экономической системы.

Содержание понятия «качество образования» Требования к овладению определенным набором компетенций работодателями, учащимися,студентами,правительством,обществом. Разработка государственных стандартов на компетентностной основе. Трансформация требований стандартов в цели и задачи образовательной программы (программы развития). Управление достижением целей/результатов обучения, создание необходимых условий для эффективного обучения и воспитания в образовательном учреждении. ( по А.И. Вроейнстийну)

Менеджмент качества На основе принципов управления качеством Э. Деминга разработана система Всеобщего управления качеством Total Quality Management –TQM

8 принципов управления качеством. Ориентация на потребителя. Лидирующая роль руководства. Вовлечение работников в достижение цели. Процессный подход. Системный подход. Непрерывное улучшение. Подход к принятию решений на основе фактов. Взаимовыгодные отношения участников образовательного процесса.

Система управления качеством в образовательном учреждении Социальный Заказ. Ключевые компетенции Общественное управление Идеи, ценности, принципы, миссия, философия Общие пед. принципы Новые методы обучения Новые Способы оценивания Школа Класс Жизненное Пространство Совершенствов ание Пед. Компетенций Социальное партнерство Взаимодействие с обществ., родителями Внутренняя Экспертиза, мониторинг

Основные понятия инновационного образования Инновационные процессы в системе образования это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения, и применения педагогических новшеств прошедших и получивших положительную экспертную оценку ученых.

Инновационный менеджмент в образовании комплексный процесс преобразований в образовательном пространстве направленный на совершенствование и оптимизацию существующего; имманентная характеристика образования, вытекающая из его основного смысла, сущности, значения.

Понятия инновационного образования Новация –обновление. Инновация – применение новшества в области методологии, методик, технологий образования. Инновационные процессы в образовании введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров.

Инновационный менеджмент Характеризуют три аспекта: -развитие инновационной педагогики, психологизация педагогического процесса; -управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов в образовательных системах различного уровня; -инновационная образовательная политика государства, как аппарата управления инновациями.

Инновационный менеджмент в образовании - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно- познавательным процессом, направленным на повышение его эффективности.

Структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы ИМ: -цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат); - субъекты деятельности (участники образовательного процесса); - объект деятельности (второй субъект – исполнитель распоряжений руководителя ОУ- ученик, учитель, зам. директора); - содержание деятельности (учебная, управленческая и образовательная); - способы деятельности (методы, стиль взаимодействия участников образовательного процесса);

Понятия и классификация педагогических инноваций Педагогическая инновация -целенаправленное изменение, вносящие в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов, самой образовательной среды в целом; - процесс освоения инноваций на практике (методики, метода, технологии, программы и т. д.); Поиск и совершенствование методики обучения и содержания образования.

Классификация педагогический инноваций -по видам деятельности: педагогические, обеспечивающие педагогический процесс; управленческие; - по характеру вносимых изменений: радикальные (независимые друг от друга изменения); модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных новаций); системные (полная реконструкция системы как целого); -по масштабу использования: единичные и диффузные; -по источнику возникновения: внешние (за пределами образоватеьной системы); внутренние (разработка внутри образовательной системы)

Функции инновационной деятельности педагога: изменения в целях; содержании образования; новые средства обучения; новые идеи воспитания; новые методики; способы, формы, приемы, обучения, воспитания, развития. Изменения педагогического процесса и его компонентов невозможно без изменения личности учителя.

Критерии оценки инноваций Новизна. Оптимальность. Высокая результативность. Возможность применения в массовом опыте. Главный объект педагогических инноваций – образовательный процесс. Вопрос. Является ли инновацией психологизация педагогического процесса?

Экспертиза в образовательной деятельности «Это аналитическая процедура, направленная на получение аргументированного представления о состоянии результата образовательной деятельности» «Это особый способ изучения действительности, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя просто измерит, вычислить; который осуществляется независимыми специалистами и в котором именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов придается решающее значение» М.М. Князева, С.Л. Братченко

Экспертиза образовательного процесса. Экспертиза образовательных проектов и программ. Экспертиза педагогической деятельности. Экспертиза экспериментальной деятельности. Экспертиза инновационной деятельности. Экспертиза управления качеством образования. Экспертиза профессиональной компетентности педагога (аттестация)