О.М. Филатова ПГПУ им. В.Г. Белинского O.M. Filatova@yandex.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М. А. Романова, д. психол. н. Сахалинский государственный университет.
Advertisements

Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Основы музыкальной психологии Индекс дисциплины по ФГОС: Б3.В.ДВ.12 для студентов факультета культуры и сервиса по специальности – «Педагогическое.
О едином подходе к формированию ОК-компетенций в области Техники и технологии Юрий Геннадиевич ТАТУР 3 декабря 2008 года.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Психологические особенности подросткового возраста.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС И ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ С ФГТ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Транксрипт:

О.М. Филатова ПГПУ им. В.Г. Белинского O.M.

Оценка работодателями степени готовности выпускников ПГПУ к работе в школе Оценка по 3-хбальной Вопросы анкеты шкале 321 Затруднились ответить Оцените объем теоретических знаний по преподаваемому предмету 51%24%025% Оцените объем практических умений и навыков (методика преподавания) 24%44%6%26% Оцените знания ПК, программного обеспечения, мультимедийного оборудования 34%36%5%25% Оцените способности к классному руководству 17%40%18%25%

Оценка работодателями необходимых личностных качеств (250 опрошенных) Обучаемость ,4% Коммуникабельность ,2% Ответственность ,4% Умение быстро и эффективно решать проблемы 93 37,2% Способность генерировать новые идеи 91 36,4% Честность 50 20% Инициативность 41 16,4%

Проблемы преподавания в средней школе Я его слепила из того, что было… НЕДОСТАТОК КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ «Орел никогда не терял напрасно так много времени, как тогда, когда согласился учиться у вороны». Уильям Блэйк Уильям Блэйк

Основные требования работодателей и потребителей образовательных услуг к педагогическим работникам владение психологическими и общенаучными знаниями. владение психологическими и общенаучными знаниями. возможность развития способности адекватного и полного познания себя и других людей. возможность развития способности адекватного и полного познания себя и других людей. сформированность умений и навыков в сфере взаимодействий между людьми и окружающей средой. сформированность умений и навыков в сфере взаимодействий между людьми и окружающей средой. владение навыками развития и коррекция системы отношений собственной личности и владение навыками развития и коррекция системы отношений собственной личности и личности обучающихся. личности обучающихся.

Осознание необходимости – первый шаг в будущее Вхождение в мировое образовательное пространство потребовало обновления приоритетов в соответствии с проблемами современности. Ведущим из приоритетов в Национальной доктрине назван приоритет качества образования.

Образование – «сокрытое сокровище», в идеале, оно увеличивает продолжительность жизни, определяет ценность рода, закрепляясь генотипически… (Образование дает возможность стать джентльменом в третьем поколении) (Образование дает возможность стать джентльменом в третьем поколении) – устоявшихся традиций и нарождающейся новой культурной эпохи; – глобального и национального (превращения человека без потери своих корней, своей этнокультурной идентичности в гражданина мира); – всеобщего и индивидуального (поиска всеобщих смыслов и возможностей индивидуального выбора). Современное образование, по заключению ЮНЕСКО, является участником зарождения нового всемирного сообщества, развитие образовательных систем потребует интеграции:

Профессионализм Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Профессионализм деятельности – умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащегося (качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профквалификацию и компетентность, разнообразие профумений и навыков, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными способами решения профессиональных задач. Профессионализм деятельности – умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащегося (качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профквалификацию и компетентность, разнообразие профумений и навыков, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными способами решения профессиональных задач.

ГЛАВНЫМ РЕСУРСОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕ СТОЛЬКО СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, ВЛАДЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ, ОСВОЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, СКОЛЬКО ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ ЦЕННОСТИ. Культура представляет собой способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей, воспроизводимый сменяющимися поколениями.

В современной России взят курс на переориентацию оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

КОМПЕТЕНЦИЯ – совокупность компонентов содержания образования, необходимых для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов. КОМПЕТЕНТНОСТЬ (по А.В.Хуторскому) – качество личности, предполагающее владение человеком определенной компетенцией.

КУЛЬТУРА Социальный опыт: … Система знаний необходимых для поддержания и сохранения жизни и здоровья Опыт взаимо- действия с элементами окружающей среды Опыт творческой деятельнос -ти Опыт воспитан- ности потребнос- тей, мотивов и эмоций Знания + умения+ обычаи+ ценности + нормы + смыслы

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ( ПО А.К. МАРКОВОЙ) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания; профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания; профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения; профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения; профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями. личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Группы компетенций ФГОС ВПО-3 Общие (универсальные, ключевые, надпрофессиональные) Компетенции социального взаимодействия Компетенции самоорганизации и самоуправления Системно- деятельностные компетенции Ценностно-смысловые и политико-правовые Компетенции самостоятельной познавательной деятельности Профессиональные (предметно-специализированные) Организационно– управленческие ОбщепрофессиональныеСпециальные

По направлению «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» необходимо создать условия и сформировать у каждого обучающегося 16 общих компетенций, описание описание 18 профессиональных компетенций: 6 общепрофессиональных, описание 6 общепрофессиональных, описание описание описание 7 компетенций в области педагогической деятельности описание 7 компетенций в области педагогической деятельности описание описание 5 – в области культурно-просветительской деятельности описание 5 – в области культурно-просветительской деятельности описание описание набор специальных компетенций, который определяется профилем подготовки. описание описание

Общекультурные компетенции (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8 ); готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8 ); классификация классификация

Общекультурные компетенции (ОК) способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10); готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК- 16). классификация классификация

Профессиональные компетенции (ПК): Общепрофессиональные (ОПК): Общепрофессиональные (ОПК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5); способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6); классификация

В области педагогической деятельности: способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК- 4); готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно- воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); классификация

в области культурно-просветительской деятельности: способен разрабатывать и реализовывать культурно- просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно- коммуникационных технологий (ПК-8); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно- просветительской деятельности (ПК-11); решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12). классификация

Специальные компетенции (СК): способен ориентироваться в теории и стратегии развития безопасности жизнедеятельности человека (СК-1); способен выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся (СК-2); владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков (СК-3); способен оказывать доврачебную (первую) помощь пострадавшим (СК-4); владеет знаниями о системе и методах обеспечения национальной безопасности и навыками, необходимыми для участия в обеспечении и защиты личной, общественной и государственной безопасности (СК-5); готов организовывать и поддерживать взаимодействие с ведомственными структурами (МО, МВД, МЧС, ФСБ, ГИБДД) по вопросам безопасности жизнедеятельности (СК-6); способен определять признаки, причины и последствия опасностей социального, техногенного и природного характера, применять методы защиты образовательного учреждения от опасных ситуаций (СК-7). классификация

В современных условиях важной стратегической задачей профессионального образования является переход от привычной передачи новой информации, новых идей к вырабатыванию у обучающихся компетенций, формированию предпосылок для изменений в собственном поведении, т. е. развитию навыков социализации и готовности выполнять задачи профдеятельности. Указанная ситуация порождает целый ряд проблем. Указанная ситуация порождает целый ряд проблем.

« Наполнение содержанием»: Чему учить? наполнение компетенций есть процесс отражения особого взгляда, которого придерживается тот или иной составитель, а значит, «расшифровывание» компетенций зависит от его квалификации.

Элементы компетенции Способы структурирования Вариант 1Вариант 2 Знания Знать: правила и нормы охраны труда в образовательном учреждении; основные средства и способы защиты ОУ; принципы оказания первой помощи при несчастных случаях, травмах, полученных в ходе учебно-воспитательного процесса. Знать: способы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся Возможные способы структурирования элементов компетенции ПК-7 «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности»

Возможные способы структурирования элементов компетенции ПК-7 «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности» Элементы компетенции Способы структурирования Вариант 1Вариант 2 Умения Уметь: оценивать опасности, способные нанести вред здоровью и привести к нарушению деятельности организма. учитывать психофизиологические особенности учащихся в педагогическом взаимодействии и проектировании образовательной среды с использованием современных технологий; распознавать признаки нарушения здоровья, оказывать первую помощь. Уметь: создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.

Возможные способы структурирования элементов компетенции ПК-7 «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности» Элементы компетенции Способы структурирования Вариант 1Вариант 2 Владение Владеть: навыками организации педагогической деятельности с позиций сохранения здоровья; навыками организации мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении; навыками охраны жизни и здоровья учащихся; навыками формирования мотивации к здоровому образу жизни, предупреждения вредных привычек проведения работ с родителями и учащимися по повышению уровня культуры безопасности и формированию личности безопасного типа. Владеть: способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений.

Как учить? Создавая среду для Развития познавательных процессов Развития вербальных и невербальных коммуникативных навыков, навыков слушания Расширения индивидуального пространства. Формирования мотивации (на процесс или на результат, на достижение или на избегание неудачи). Формирования уверенности в себе. Формирования навыков саморегуляции.

Принципы организации деятельности ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРИНЦИП ИССЛЕДОВА- ТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Для решения проблемы необходимо 1.Совершенствовать научно-теоретическое и психолого-педагогическое обеспечение подготовки 2. Ввести в подготовку элементы фасилитационной деятельности. фасилитационной деятельности. После вдалбливания студентам в голову идеи выглядят избитыми

3. Улучшить материально- техническую базу

Как проверить, достигнут ли результат? ли результат? Качество образования зависит от полноты, оперативности, глубины и объективности контроля качества учебного процесса, организованного в учебном заведении. Контроль должен включать в себя проверку, оценивание, измерение, накопление статистических данных, выявление динамики и прогнозирование дальнейшего развития процесса обучения

Стандартный набор изменений в процессе подготовки Развитие психологической компетентности Развивитие и оптимизация коммуникативны х способностей Развитие эмпатии и идентификации Повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию. Повышение самооценки, уверенности в себе. Развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить.

Оценка системы обучения и развития Оценка деятельности отдельных преподавателей Обзор обратной связи участников образовательного процесса Определение уровня знаний и умений обучающихся Проведение анализа Сравнение с лучшими признанными образцами

СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ методики субъективного шкалирования и самооценки компетентности; метод включенного наблюдения; интервьюирование; прогностические беседы; активные диагностические методики; проективные диагностические методики; метод переживания конкретных ситуаций; тесты-опросники характерных черт; объективные тесты с выбором ответа.

ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ : НАБОР МЕТОДИК, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОЦЕНИТЬ (ДИАГНОСТИРОВАТЬ) СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «Исследование ценностных ориентаций личности»; «Исследование ценностных ориентаций личности»; «Выявление уровня настойчивости личности» (развитие, саморегуляция, самовоспитание личности); «Выявление уровня настойчивости личности» (развитие, саморегуляция, самовоспитание личности); «Тест на оценку нереализованного нравственного потенциала»; «Тест на оценку нереализованного нравственного потенциала»; «Тест на оценку нереализованного социального потенциала»; «Тест на оценку нереализованного социального потенциала»; «Методика завершения предложений» и др. «Методика завершения предложений» и др.

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам. Н. Макиавелли