Социальная защита трудящихся- мигрантов и членов их семей в Республике Таджикистан Е.Мезенцева, НИУ ВШЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Advertisements

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Заработная плата – стандарты и принципы МОТ Равенство обращения Установление минимальной заработной платы Охрана заработной платы Трудовые статьи в договорах,
1 115-ФЗ от г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет: Статус иностранного гражданина Условия участия.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Тема: «Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Правовой статус безработного» `
Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики.
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Уникальная положительная.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Общественная Организация «Фонд Развития Общества» Является неправительственной некоммерческой организацией, основные цели которой направлены на содействие.
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
1 Какой Трудовой кодекс нужен России? предложения работодателей по Концепции нового Кодекса (проект для обсуждения) декабрь 2011 г.
1 Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности работодателя в Казахстане будет частью трехуровневой системы социального обеспечения, состоящей.
2013 год - создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение эффективности накопительной пенсионной системы (НПС); - увеличение участников.
«Знают ли школьники свои права.» Жилкина Ксения учащаяся 9-Б класса школы 101.
Транксрипт:

Социальная защита трудящихся- мигрантов и членов их семей в Республике Таджикистан Е.Мезенцева, НИУ ВШЭ

Пояснения (1)В презентации имеются скрытые слайды, которые не выводились на экран во время чтений памяти Елена Тюрюкановой, но видны при просмотре в обычном режиме PowerPoint. (2) Основные ссылки на используемые материалы приведены в поле «заметки к слайду» и также не видны в режиме просмотра.

Презентация подготовлена по результатам исследования, проведенного в рамках проекта ООН Женщины Гендер и Демократическое Управление – доступ женщин к основным услугам в Таджикистане

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Сегодняшнее социально-экономическое развитие Таджикистана невозможно представить без внешней трудовой миграции. Можно с полным правом утверждать, что именно трудовая миграция стала наиболее заметным явлением в социально- трудовой сфере за весь период независимости. В настоящее время трудовая миграция за границу продолжает оставаться одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на благосостояние (а во многих случаях – и на возможности выживания) значительной части таджикских семей.. 4

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане В период между Обследованиями Рабочей Силы 2004 и 2009 гг. происходил устойчивый рост трудовой миграции. На протяжении 2009 года поток трудовых мигрантов, выезжающих на заработки за пределы Республики, составил 697 тыс. человек и вырос по сравнению с 2004 годом более чем в 2 раза. 5

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Объем трудовой миграции (т.е. количество трудовых мигрантов на момент опроса) составил по данным ОРС ,9 тыс. человек, что в 1,6 раза больше, чем соответствующий показатель ОРС Доля трудовых мигрантов от численности занятого населения возросла за период с 2004 по 2009 гг. с 13% до 21,9%, а доля от численности населения в возрасте лет выросла с 8% до 11%.. 6

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Данные ОРС о численности и структуре трудовой миграции расходятся с официальными данными миграционной службы Таджикистана. Так, по данным миграционной службы, в 2011 году, судя по заполненным миграционным картам, за пределы республики выехало человек, в том числе женщины (11,1%). На родину вернулись трудовых мигрантов, из них мужчин и женщин (11,6%). По неофициальной статистике за пределами страны на заработках находятся около 1 миллиона граждан республики. 7

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане К числу основных причин роста внешней трудовой миграции из Таджикистана можно отнести следующие: Отсутствие достаточного количества рабочих мест. Низкая заработная плата. Несмотря на ежегодный рост заработной платы в среднем размер ее остается низким и в 2009 году составил 284,35 сомони или 68,6 доллара США (в 2004 году она составляла 61,81 сомони и 20,80 доллара США). Мировой финансовый кризис и спад производства в сельскохозяйственном и производственном секторах республики, приведшие к сокращению занятости и росту безработицы. 8

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Положительные стороны внешней трудовой миграции: повышение доходов и благосостояния домохозяйств, члены которых выезжали на заработки за рубеж и сокращение «зоны бедности» в обществе; снижение общей напряженности на рынке труда Таджикистана. По расчетам трудовая миграция позволяет почти в 3 раза снизить уровень безработицы и на 15% повышает уровень занятости трудоспособного населения. Как показывают результаты обследования НИЦ «Шарк», проведенного в 2005 году, до выезда за рубеж 54,5% мигрантов на протяжении года или более не имели дохода, то есть были безработными. 9

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Положительные стороны внешней трудовой миграции: трудовая миграция выступает важнейшим фактором сохранения политической стабильности, поскольку позволяет значительно смягчить остроту проблемы бедности и социального расслоения в Таджикистане. наконец, трудовая миграция значительно способствовала становлению рынка строительных услуг, авиаперевозок и автотранспортных услуг, развитию сферы банковских услуг, торговли, общему повышению культуры труда и профессионализма мигрантов. 10

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Отрицательные стороны внешней трудовой миграции: выезд за рубеж в основном затрагивает представителей самых активных возрастных групп (от 20 до 45 лет), которые имеют наиболее высокий трудовой потенциал. До экономического кризиса 2008 года отрицательное влияние этого фактора смягчалось невостребованностью этих работников на родине. Однако по мере выхода из экономического кризиса нехватка квалифицированных работников будет ощущаться все сильнее. 11

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Отрицательные стороны внешней трудовой миграции: за последние годы наметилась тенденция ухода мигрантов из семьи и отказа или сокращения финансовой поддержки своих семей, оставшихся на родине. В результате оставшиеся на родине дети и жены теряют кормильца, растет количество матерей-одиночек из мигрантских семей, повышается вероятность брошенных жен мигрантов и их детей попасть в маргинальные слои общества. Социальная защита в отношении данной категории граждан отсутствует практически полностью – единственной формой предоставления социальной помощи является пособие по случаю утери кормильца, которое может быть предоставлено по истечении трех лет отсутствия сведений от мужа. 12

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Отрицательные стороны внешней трудовой миграции: Так например, согласно результатам обследования трудовых мигрантов, проведенного в 2009г., 40,5% эмигрантов отметили то, что развелись. Более 19% посетовали на то, что решения в семье принимаются без их ведома, оторванность от семьи не позволяет принимать участие в воспитании детей (2,9%), невозможно найти высокооплачиваемой работу у себя на родине (2,9%). При этом 10,4% респондентов отметили, что не почувствовали негативного влияния миграции на свои семьи. 13

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Отрицательные стороны внешней трудовой миграции: Внешняя трудовая миграция приводит к колоссальным потерям человеческого капитала, что выражается в первую очередь, в утрате профессиональной квалификации, поскольку за рубежом большая часть мигрантов работает на работах, не требующих профессиональной квалификации. в странах приема, как правило, имеют место весьма неблагоприятные социально-экономические условия работы мигрантов: сотни тысяч таджикских мигрантов становятся объектами трудовой эксплуатации, политических спекуляций, их ассоциируют с преступностью и наркотраффиком. 14

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Отрицательные стороны внешней трудовой миграции: внешняя трудовая миграция повышает риск ввоза на территорию Таджикистана инфекционных заболеваний, особенно венерических и СПИДа. 15

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Отрицательные стороны внешней трудовой миграции: доходы от мигрантской занятости не оказывают желаемого влияния на развитие экономики Таджикистана, поскольку практически не влияют на рост частных инвестиций. Хотя по данным Национального Банка Республики Таджикистан (ежегодные двухразовые опросы) за последние годы наблюдается рост объемов сбережений мигрантов, мигрантские доходы в основном расходуются на потребление и обеспечение выживания населения. 16

Социально-демографический профиль внешней трудовой миграции из Таджикистана

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Пол и возраст мигрантов, доля мужчин в составе трудовых мигрантов составила 94,3% ( Во внешнюю трудовую миграцию вовлечены преимущественно молодые мужчины. Согласно результатам ОРС-2009, доля мужчин в составе трудовых мигрантов составила 94,3% (490,5 тыс. человек), женщины – 5,7% (29,4 тыс. человек), молодежь в возрасте лет - 56% всех внешних трудовых мигрантов (292,1 тыс. человек). Средний возраст трудовых мигрантов составляет 30 лет. Лица среднего возраста (30-49 лет) в общей численности трудовых мигрантов составляют 40,5% (210,8 тыс. человек). Средний возраст трудовых мигрантов составляет 30 лет. 18

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Продолжительность миграции По результатам ОРС-2009 основная часть внешних трудовых мигрантов (свыше 72%) выезжает на заработки на период более 6 месяцев (причем почти треть – на период более 12 месяцев) и только 27,5% - менее 6 месяцев. 19

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Трудовая миграция из Таджикистана в основном имеет сезонный и возвратный характер и рассматривается самими мигрантами и их семьями как способ разрешения финансовых проблем семьи. Однако в последние 4-5 лет наблюдается увеличение продолжительности пребывания на заработках за границей и рост уровня дифференциации по профессиональному признаку. 20

Гендерный профиль внешней трудовой миграции в зависимости от продолжительности, ОРС-2009, % 21

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане По мнению экспертов доля женщин в составе таджикских трудовых мигрантов оценивается в размере 15-20%. Близкие данные дают результаты некоторых локальных исследований миграции. В целом наиболее реалистичная оценка доли женщин в составе трудовых мигрантов составляет примерно 10-15% и имеет тенденцию к устойчивому росту. 22

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Дифференциация город-село Согласно результатам ОРС-2009, внешняя трудовая миграция имеет преимущественно «сельский» профиль: из городских поселений «на заработки» выезжает 8,8% населения в возрасте лет (113,9 тыс. человек), из сельской местности – 11,9% (406 тыс. человек). 23

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Территориальное распределение таджикских мигрантов по странам приема Подавляющее большинство мигрантов (почти 85%) выезжает на заработки в Российскую Федерацию, еще 10,8% мигрантов выезжают в Украину и другие страны СНГ, и, наконец, 4,8% мигрантов выезжают за пределы СНГ. За последний год усилился выезд мигрантов в Украину и Казахстан и несколько снизился в РФ. Причина – депортации таджикских мигрантов из РФ в связи с историей задержания российского и эстонского летчиков. 24

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Налогообложение переводов Важным фактором расширения трудовой миграции стало реформирование системы налогообложения денежных переводов мигрантов на родину. В 2001 году была отменена 30-процентная госпошлина на обслуживание денежных переводов мигрантов. В результате этой меры резко возросли денежные трансферты: если в 2001 году они составляли чуть более 300 тыс. долл., то всего через два года, в 2003 г. величина мигрантских трансфертов превысила рубеж 256 млн. долл., (что составило 20% ВВП). 25

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане В последующие годы масштабы денежных переводов, пересылаемых мигрантами, продолжали быстро увеличиваться, причем с каждым годом росла доля трансфертов в составе ВВП. Так, например, в 2006 году, по данным Национального Банка Республики Таджикистан объемы денежных переводов трудовых мигрантов превысили 1,127 миллиарда долларов, что составляет 25% ВВП. В 2007 году денежные переводы продолжили расти и достигли отметки 1,774 миллиарда долл., что составляет 47,6% от ВВП. Наконец, в 2008 г. по данным Всемирного Банка объем денежных переводов трудовых мигрантов превысил 2,5 миллиарда долларов, что составило более 56% от ВВП. 26

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Образование и квалификация Только 21,9% мигрантов имеют хоть какое-то профессиональное образование, в том числе 8,8% - высшее профессиональное образование, 5,1% - среднее профессиональное и 6,9% - начальное профессиональное образование. Основная масса мигрантов (свыше 63%) имеют полное среднее образование, 13,3% - только основное общее, 2% - начальное и ниже начального. 27

Наличие специальности и у возвратившихся из трудовой миграции (по данным ОРС-2009, в %) 28 Признание документов по специальности мужчиныженщиныВсего Признали10,211,810,3 Не признали24,921,024,7 Нет специальности64,967,265,1 Итого100

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Знание русского языка Только две трети общего количества мигрантов хорошо знает русский язык. При этом уровень владения русским языком у женщин выше, чем у мужчин – среди женщин доля хорошо знающих язык достигла по данным ОРС-2009, 78,5%. 29

Знание русского языка возвратившихся из трудовой миграции по данным ОРС-2009, в процентах 30

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Таким образом, около 80% трудовых мигрантов не имеют никакого профессионального образования, около трети имеют проблемы с русским языком. Эти факторы, а также низкий уровень материальных притязаний и готовность работать в режиме трудовой эксплуатации обусловливают значительную концентрацию мужчин-мигрантов в сфере строительства, где они являются одними из наиболее бесправных работников. 31

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Состояние в браке Подавляющее большинство трудовых мигрантов – как женщин, так и мужчин – состоят в браке (58-60%). Из числа женщин-мигранток многие выезжает на заработки вместе со своими мужьями. Вместе с тем, по другим категориям семейного статуса гендерные различия проявляются более ярко и отражают реалии традиционного общества, которое переживает процесс социальной модернизации. Так, женщин значительно меньше среди тех мигрантов, которые никогда не состояли в браке, однако они отчетливо преобладают в категориях вдовых и разведенных. 32

Внешние трудовые мигранты по состоянию в браке по данным ОРС-2009, в процентах 33

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Отраслевая структура занятости Мужчины и женщины в период трудовой миграции занимают различные профессиональные и отраслевые ниши. Так, мужчины-мигранты сосредоточены главным образом в сфере строительства (свыше 75%). Женская занятость в отраслевом разрезе выглядит более разнообразной – свыше 72% женщин примерно поровну заняты в трех отраслях – строительстве, торговле и в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса. 34

Распределение внешних трудовых мигрантов по видам деятельности, по данным ОРС-2009, в % к общей численности трудовых мигрантов 35

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Влияние кризиса и причины возвращения Мировой финансовый кризис 2008 года в первую очередь повлиял именно на положение трудовых мигрантов, причем больше всего пострадали мигранты, не имеющие высокой квалификации. Кроме того, сокращение заработков оставшихся трудовых мигрантов резко снижает экономическую привлекательность миграции и делает работу за рубежом экономически невыгодной. 36

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Влияние кризиса Что касается иных причин возвращения, то здесь ответы мужчин и женщин-мигрантов значительно расходятся. Так, для женщин основными причинами возвращения являются приезд для временного отдыха, семейные причины и состояние здоровья. Для мужчин, помимо уже упомянутого выше финансового кризиса, наиболее важны такие причины, как завершение срока контракта, временное возвращение для отдыха и также семейные причины. 37

Причины возвращения трудовых мигрантов по данным ОРС-2009, в % 38

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане К числу факторов, значительно усложняющих трудовую деятельность мигрантов за рубежом, можно отнести такие, как: низкий уровень общего и профессионального образования; недостаточные навыки проживания в чужой стране и в условиях крупного города; слабое знание русского языка; незнание потребности рынка труда России; отсутствие правовых знаний; незнание основных элементов трудовых отношений в стране въезда. 39

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Трудовые права в стране приема Только 58% мигрантов имели трудовые договора, в которых было указано их право на выходные дни в течение недели. Что касается прочих трудовых прав и гарантий, то согласно трудовому договору, ими имели право воспользоваться совсем незначительная часть мигрантов (менее 13%). 40

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане позиции мужчин- мигрантов были значительно хуже, чем позиции женщин По всем трудовым правам, оговариваемым в трудовом договоре (кроме выходных дней), позиции мужчин- мигрантов были значительно хуже, чем позиции женщин, что отчасти объясняется отраслевой структурой занятости и различной степенью вовлеченности мужчин и женщин в неформальную занятость. 41

Наличие социальных и экономических прав у внешних трудовых мигрантов при заключении договора, ОРС- 2009, в процентах 42

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Формы эксплуатации в период миграции Аналогичный вывод можно сделать и при сопоставлении ответов мигрантов на вопрос о формах эксплуатации в период трудовой миграции. Здесь, как и в предыдущем вопросе, положение женщин выглядит более предпочтительным, чем положение мужчин. 43

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Вместе с тем, следует иметь в виду и тот факт, что о некоторых формах эксплуатации на рабочем месте женщины предпочли просто умолчать в ходе проведения опроса, что и объясняет гендерное различие в ответах. В качестве очевидного примера такого рода отметим, что никто из опрошенных в ходе ОРС-2009 женщин-мигранток не указал на насилие со стороны работодателя, коллег или клиентов, хотя мужчины изредка указывали эту форму эксплуатации. 44

Виды эксплуатации, которым подвергались возвратившиеся трудовые мигранты, ОРС-2009, в % 45

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Выводы: Таким образом, результаты исследований подтверждают, что трудовые мигранты из Таджикистана занимают на рынке труда принимающих стран положение аутсайдеров, выполняющих неквалифицированную и низкооплачиваемую работу и вынужденных соглашаться на эксплуататорские условия найма, поскольку именно низкие запросы к заработной плате и условиям труда составляют их основные конкурентные преимущества как на фоне местного населения, так и в среде гастарбайтеров. Финансовый кризис гг. значительно ухудшил положение трудовых мигрантов, многие из которых были уволены, либо значительно потеряли в заработках. 46

47 Социальная защита трудящихся мигрантов: международные документы и статус ратификации в Таджикистане и Российской Федерации

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года. Статус ратификации: В Таджикистане – подписана 7 сентября 2000 г., ратифицирована 8 января 2002 года В России - не подписана и не ратифицирована. 48

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Конвенция МОТ 97 «О работниках-мигрантах». Конвенция МОТ 97 «О работниках-мигрантах». Первоначальная версия принята в 1939 году; пересмотрена в 1949 году, пересмотренная версия вступила в силу в 1952 году. Рекомендация 86 о работниках-мигрантах. Статус ратификации: В Таджикистане: ратифицирована 10 апреля 2007 г. В России - не подписана и не ратифицирована. 49

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Конвенция МОТ 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» Конвенция МОТ 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения», принятая в 1975 году и вступившая в силу в 1978 году. Рекомендация 151 о работниках-мигрантах (дополнительные положения). Не ратифицированы РФ. Статус ратификации: В Таджикистане: ратифицирована 10 апреля 2007 г. В России - не подписана и не ратифицирована. 50

Социальная защита трудящихся- мигрантов – законодательство Республики Таджикистан

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Социальное законодательство Республики Таджикистан практически полностью ориентировано на граждан Таджикистана, работающих на территории страны, при условии, что они имеют персональный Социальный Идентификационный Номер (СИН) и отчисляют средства в государственную систему социального страхования. 52

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Источниками средств социального страхования являются как отчисления со стороны работодателей (25% от Фонда оплаты труда, которые вносятся в солидарную часть системы социального страхования), так и отчисления со стороны работников (средства в размере 1% от заработка, которые зачисляются на персональный счет работника). 53

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Соответственно, трудящиеся мигранты могут рассчитывать на социальное страхование только при условии, что они будут делать взносы в государственную систему социального страхования в самом Таджикистане, заранее зарегистрировавшись и получив СИН (Социальный Идентификационный Номер). 54

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Однако на практике трудовые мигранты не обращаются в государственную систему социального страхования (так как социальное страхование для них добровольное). Если трудовые мигранты работают легально, то отчисления в систему социального страхования могут иметь место на территории страны трудоустройства (в России или Казахстане). 55

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане не урегулирован вопрос о взаимном учете социальных взносов трудовых мигрантов. Проблема заключается в том, что между Таджикистаном, с одной стороны, и странами приема (в основном это Россия и, в меньшей степени, Казахстан), не урегулирован вопрос о взаимном учете социальных взносов трудовых мигрантов. Ввиду перечисленных причин система персонифицированного учета социальных взносов не пользуется популярностью среди граждан Таджикистана. 56

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане получения травмы или увечья законодательство Таджикистана не предусматривает каких-либо мер социальной поддержки. В случае получения травмы или увечья на производстве, профессионального заболевания или гибели трудового мигранта законодательство Таджикистана не предусматривает каких-либо мер социальной поддержки. жена мигранта, потерявшая мужа (в случае подтвержденной смерти либо отсутствия сведений о нем в течение трех лет), за пособием по потере кормильца. Единственная форма получения социальной помощи в этом случае состоит в том, что жена мигранта, потерявшая мужа (в случае подтвержденной смерти либо отсутствия сведений о нем в течение трех лет), может обратиться в органы социальной защиты за пособием по потере кормильца. 57

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Начиная с 2000 года, в республике предприняты различные меры институционального характера по регулированию и развитию трудовой миграции, создана сеть посреднических фирм для оказания услуг в трудоустройстве граждан Таджикистана за рубежом, развиваются структуры органов управления миграцией, причем как, внутри страны, так и в стране основного приема мигрантов – в России. 58

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане В 1999 году принят Закон Республики Таджикистан «О миграции», В 1999 году принят Закон Республики Таджикистан «О миграции», в 2002 году (а затем в 2005, в 2008 и в 2010 годах) в него были внесены изменения и дополнения, касающиеся регулирования вопросов временной трудовой миграции. В 2001 г. Правительство республики утвердило Концепцию трудовой миграции В 2001 г. Правительство республики утвердило Концепцию трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за границу. Согласно данной Концепции внешняя трудовая миграция является составной частью политики занятости населения. 59

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Национальная Стратегия трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за рубеж на период гг., Последний по времени документ - Национальная Стратегия трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за рубеж на период гг., в которой вопросы социальной защиты прав трудящихся мигрантов получили более полное отражение (проект разработан в 2010 году, в настоящее время еще не принята). 60

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Как отмечается в документе, «Только 25-30% таджикских трудовых мигрантов имеют урегулированный во всех отношениях статус в Российской Федерации. Хотя этот показатель с каждым годом растет, но вместе с тем сотни тысяч граждан Таджикистана, выехавших на заработки за рубеж, сталкиваются с фактами дискриминации, и мировой финансовый кризис показал насколько трудовые мигранты и их семьи на родине уязвимы с экономической и правовой точки зрения. Остаются нерешенными вопросы социальной защиты и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, а также защита их здоровья. Обостряется проблема языковой и профессиональной грамотности трудовых мигрантов, низок их культурный уровень». 61

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане В числе мер, предусмотренных Стратегией для решения задач, связанных с социальной защитой мигрантов, перечислены такие, как: создание системы домиграционной подготовки создание системы домиграционной подготовки, включая систему качественного профессионального обучения на базе профтехучилищ, центров обучения взрослых, с привлечением потенциала гражданского общества и доноров, частного сектора. разработка единой интерактивной программы по подготовке к выезду разработка единой интерактивной программы по подготовке к выезду, которую должно утвердить Министерство образования. Эта программа будет включать вопросы культурного образования мигрантов, языковые курсы, вопросы охраны здоровья и труда, навыки ориентирования на рынке труда. 62

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Следует подчеркнуть, что хотя вышеперечисленные меры нельзя отнести к категории мер социальной защиты, они, тем не менее, будут способствовать повышению конкурентоспособности мигрантов из Таджикистана и снижению их социальной уязвимости в принимающих странах. 63

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Стратегия предусматривает некоторые меры, непосредственно относящиеся к сфере социальной защиты. В числе подобных мер предусмотрены следующие: разработка системы социального и медицинского страхования мигрантов экономическая привлекательность для мигрантов. разработка системы социального и медицинского страхования мигрантов и оказания помощи членам их семей. Главным принципом формирования системы страхования должна стать ее экономическая привлекательность для мигрантов. 64

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане механизма реинтеграции возвратившихся мигрантов разработка мер по активизации участия трудящихся мигрантов и членов их семей в процессе национального развития посредством создания механизма реинтеграции возвратившихся мигрантов в экономику страны и повышения экономической активности членов семей трудящихся мигрантов. социальных проектов разработка и реализация социальных проектов с привлечением широкого круга доноров, гражданского общества и частного сектора. 65

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане К сожалению, Стратегия трудовой миграции не предлагает никакой конкретизации предложений по механизмам социального и медицинского страхования трудовых мигрантов. План мероприятий по реализации Стратегии также не вносит ясности в этот вопрос, поскольку согласно этому плану мероприятия, связанные с Приоритетом, имеют срок реализации с 2011 по 2015 гг. 66

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане «бедствующий мигрант», «мигрант, попавший по различным обстоятельствам в затруднительное положение (рабство, трудовая эксплуатация, болезнь и пр.), из которого он сам не сможет найти выход». Важной новацией данного документа является введение в оборот понятия «бедствующий мигрант», под которым понимается «мигрант, попавший по различным обстоятельствам в затруднительное положение (рабство, трудовая эксплуатация, болезнь и пр.), из которого он сам не сможет найти выход». Этот аспект проблемы трудовой миграции ранее не рассматривался на уровне законодательных и программных документов, поэтому его введение представляется своевременным и актуальным. 67

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Выводы: Таким образом, существующая в настоящее время система социального страхования практически не распространяется на трудовых мигрантов и членов их семей. С учетом масштабов внешней трудовой миграции в Таджикистане разработка на государственном уровне механизмов социального страхования трудовых мигрантов и системы мер социальной защиты членов их семей является задачей первостепенной важности. 68

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане обязательное медицинское страхование трудовых мигрантов, Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать обязательное медицинское страхование трудовых мигрантов, которое позволяет обеспечить эффективный механизм защиты здоровья и жизни мигрантов и социальной помощи их семьям. 69

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Развитие рынка страховых услуг в самом Таджикистане позволяет реализовать обязательное медицинское страхование всех граждан Таджикистана, выезжающих за рубеж. лишь при условии государственного контроля за деятельностью таджикских страховых компаний, осуществляющих медицинское страхование граждан Таджикистана, выезжающих на заработки в другие государства, и обеспечения выплат страховых сумм мигрантам и членам их семей Однако этот механизм социального страхования может стать эффективным средством лишь при условии государственного контроля за деятельностью таджикских страховых компаний, осуществляющих медицинское страхование граждан Таджикистана, выезжающих на заработки в другие государства, и обеспечения выплат страховых сумм мигрантам и членам их семей. 70

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Оценивая в целом разработанный проект Национальной Стратегии трудовой миграции Республики Таджикистан, можно констатировать, что данный документ предлагает целостный и системный взгляд на проблему временной трудовой миграции, однако ограничивается общими констатациями, без конкретизации механизмов реализации тех или иных предложений. 71

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане «экономически привлекательным» принципом Применительно к вопросам социальной защиты трудовых мигрантов и членов их семей Стратегия настолько лаконична, что не позволяет даже приблизительно судить о том, что понимается под «экономически привлекательным» принципом социального страхования, и в каких формах может быть реализована помощь членам семей трудящихся мигрантов. декларативный характер. Фактически все предложения Концепции по вопросам социальной защиты трудящихся-мигрантов носят преимущественно декларативный характер. Таким образом, даже в последнем по времени разработки документе вопросы социальной защищенности мигрантов пока не получили в Таджикистане должного отражения. 72

73 Социальная защита трудящихся мигрантов: законодательство Российской Федерации

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. До июня 2012 года основным программным документом, определяющим политику Российской Федерации в области миграции, являлась «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации», одобренная распоряжением Правительства РФ 2003 г.. Этот документ в большой степени носил декларативный характер, а его основной целью являлось предотвращение нелегальной трудовой миграции в Россию. 74

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Новый проект Концепции государственной миграционной политики был разработан Федеральной миграционной службой совместно с заинтересованными ведомствами. 13 июня 2012 года Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года была утверждена Президентом РФ В.Путиным, и в настоящее время является основным стратегическим документом в сфере миграции. 75

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане селективного принципа при регулировании внешних миграционных потоков Важнейшей особенностью Концепции является утверждение селективного принципа при регулировании внешних миграционных потоков. «дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов» «разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы». Так, например, в числе принципов государственной миграционной политики Российской Федерации назван «дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов», а среди задач миграционной политики отмечается «разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы». 76

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане В большинстве случаев направления реализации миграционной политики обозначены в Концепции в достаточно обобщенном виде, и нет возможности судить о том, какие конкретные инструменты будут использованы на практике для их реализации. Это соответствует общему назначению Концепции как стратегического документа, но оставляет поле для вопросов и дискуссий по поводу методов и инструментов реализации намеченных задач. 77

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Применительно к вопросам социальной защищенности трудовых мигрантов продолжают оставаться неясными многие аспекты. Перечислим только некоторые из них, которые представляются наиболее важными: 78

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане По каким конкретным критериям предполагается дифференцировать доступ минимальный объем социальной защищенности По каким конкретным критериям предполагается дифференцировать доступ иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса? Какой минимальный объем социальной защищенности будет при этом гарантирован для трудовых мигрантов, въехавших в Россию на законных основаниях? 79

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане предпринимателей, инвесторов и молодежи дифференцированные режимы социальной защищенности? Какие инструменты и стимулы предполагается развивать для привлечения в Российскую Федерацию предпринимателей, инвесторов и молодежи, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности? Будут ли использоваться при этом дифференцированные режимы социальной защищенности? 80

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане квотирования система мер социальной защиты в отношении мигрантов, прибывающих в рамках квот? В каком направлении будет происходить совершенствование механизма квотирования? Будет ли при этом совершенствоваться система мер социальной защиты в отношении мигрантов, прибывающих в рамках квот? стимулирования въезда в Российскую Федерацию иностранных работников, востребованных на российском рынке труда Какие механизмы предполагается задействовать для стимулирования въезда в Российскую Федерацию иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, и каким образом это повлияет на уровень социальной защищенности данной категории мигрантов? 81

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками? Будут ли использоваться инструменты повышения социальной защищенности при привлечении иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками? объем мер социальной защиты Какой объем мер социальной защиты будет предоставляться иностранным гражданам, участвующим в инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также осуществляющим трудовую деятельность на основании патентов? 82

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане противодействовать социальной исключенности мигрантов В какой форме предполагается противодействовать социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов, и как это может повлиять на степень социальной защищенности мигрантов? трудовых мигрантов, находящихся в спецучреждениях для иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации? Какой объем мер социальной защиты предполагается предусмотреть в отношении трудовых мигрантов, находящихся в спецучреждениях для иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации? 83

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане вопросы социальной защищенности трудовых мигрантов практически не вошли в зону интересов разработчиков данного документа. Анализ текста документа позволяет констатировать, что вопросы социальной защищенности трудовых мигрантов практически не вошли в зону интересов разработчиков данного документа. полностью проигнорирован вопрос об учете периода работы в принимающей стране при расчете пенсионного обеспечения. В тексте Концепции вообще не употребляются формулировки «социальная защита», «социальная защищенность» и пр., очень слабо затронут вопрос о доступности для трудовых мигрантов основных социальных услуг, услуг образования и здравоохранения, полностью проигнорирован вопрос об учете периода работы в принимающей стране при расчете пенсионного обеспечения. 84

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Таким образом, ни в рамках констатирующей (аналитической) части, ни на уровне целей, задач и основных направлений реализации Концепция не выделяет проблему социальной защищенности трудовых мигрантов как одну из приоритетных для формирования сбалансированной миграционной политики Российской Федерации на ближайшие 13 лет (до 2025 года). Соответственно, это дает основания предполагать, что при реализации данной Концепции вопросы социальной защищенности трудовых мигрантов останутся за рамками финансирования и мониторинга, и фактически будут проигнорированы. 85

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Европейская Социальная Хартия Европейская Социальная Хартия (принята в 1961 году, вступила в силу в 1965 году, пересмотрена в 1996 г.). Ратифицирована РФ в 2009 г. за исключением большинства статей, касающихся обеспечения равенства прав трудящихся-мигрантов (Статья 19, пункты 1-4, 6-8, 10-12). 86

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Этот документ воплощает европейский эталон уровня условий труда, охраны трудовых прав работников – эталон, которому должна соответствовать национальная система трудового права России как участницы Совета Европы. В этом документе установлены основы правового статуса трудящихся-мигрантов и регламентируются вопросы их социальной защиты. 87

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Для ратификации ЕСХ необходимо признать не менее 66 статей Хартии. Россия при ратификации признала 68 статей. При этом в ратификацию не вошел ряд исключительно важных статей, касающихся как защиты прав самих россиян, так и защиты прав трудящихся- мигрантов. всевопросы статуса трудящихся мигрантов и их социальной защиты были исключены из ратификации. По сути дела все вопросы статуса трудящихся мигрантов и их социальной защиты были исключены из ратификации. 88

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане были признаны обязательными Итак, при ратификации ЕСХ в РФ были признаны обязательными следующие статьи: Полностью: статьи 1,3, 511, 14, 16, 17, 2022, 24, 2729; 89

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Не вошли в ратификацию: Право на социальную и медицинскую помощь Статья 13: Право на социальную и медицинскую помощь Право лиц пожилого возраста на социальную защиту Статья 23: Право лиц пожилого возраста на социальную защиту Право трудящихся на защиту их законных претензий в случае неплатежеспособности работодателя Статья 25: Право трудящихся на защиту их законных претензий в случае неплатежеспособности работодателя Право работника на защиту своего достоинства по месту работы Статья 26: Право работника на защиту своего достоинства по месту работы 90

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Ратифицированы частично: Право на справедливые условия труда Статья 2: Право на справедливые условия труда Право на справедливое вознаграждение Статья 4: Право на справедливое вознаграждение Право на социальное обеспечение Статья 12: Право на социальное обеспечение Право трудящихся - инвалидов и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реадаптацию Статья 15: Право трудящихся - инвалидов и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реадаптацию Право заниматься приносящей доход деятельностью на территории других Договаривающихся сторон Статья 18: Право заниматься приносящей доход деятельностью на территории других Договаривающихся сторон Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь Статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь 91

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане большинство из них затрагивает наиболее важные стороны трудовой деятельности, актуальные как для граждан РФ, так и для трудящихся-мигрантов Как показывает анализ статей, не вошедших в ратификацию, либо ратифицированных лишь частично, большинство из них затрагивает наиболее важные стороны трудовой деятельности, актуальные как для граждан РФ, так и для трудящихся-мигрантов (право на справедливое вознаграждение, на справедливые условия труда, право заниматься приносящей доход деятельностью на территории РФ). 92

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Практически не вошли в ратификацию нормы, касающиеся защиты социальных прав мигрантов, а именно права на социальное обеспечение, на социальную и медицинскую помощь. Кроме того, статья 19 Хартии, непосредственно касающаяся прав трудящихся-мигрантов, ратифицирована в крайне урезанном виде, из ратификации исключены все ключевые права и обязательства. 93

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане В качестве иллюстрации приведем полностью текст статьи 19 ЕСХ, посвященной защите прав трудящихся-мигрантов, выделив те пункты, которые не вошли в ратификацию (не вошедшие в ратификацию пункты выделены синим цветом): 94

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане СТАТЬЯ 19: ПРАВО ТРУДЯЩИХСЯ - МИГРАНТОВ И ИХ СЕМЕЙ НА ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ В целях обеспечения эффективного осуществления права трудящихся - мигрантов и их семей на защиту и помощь на территории любой другой стороны Стороны обязуются: 1) содействовать созданию или поддержанию деятельности служб, призванных оказывать достаточную и бесплатную помощь таким трудящимся и, в частности, предоставлять в их распоряжение точную информацию и предпринимать все необходимые меры, насколько это соответствует национальному законодательству, против вводящей в заблуждение пропаганды, касающейся эмиграции и иммиграции; 95

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане 2) принимать в рамках своей юрисдикции соответствующие меры для облегчения выезда, проезда и приема таких трудящихся и их семей и обеспечивать им во время проезда в рамках своей юрисдикции оказание необходимых санитарных и медицинских услуг, а также хорошие гигиенические условия; 3) содействовать, когда это представляется целесообразным, сотрудничеству между государственными и частными социальными службами стран эмиграции и иммиграции; 96

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане 4) гарантировать законно находящимся на их территории трудящимся - мигрантам в той мере, в какой эти вопросы регулируются законами или правилами или входят в компетенцию административных властей, режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам, в следующих областях: a) оплата и иные условия найма и труда; b) членство в профессиональных союзах и пользование преимуществами по коллективным договорам; c) жилье; 5) обеспечить законно находящимся на их территории трудящимся - мигрантам режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам, в отношении налогов, сборов и отчислений, взимаемых с лиц, работающих по найму; 97

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане 6) содействовать в максимально возможной степени воссоединению семей трудящихся - мигрантов, которым разрешено поселиться на их территории; 7) обеспечить законно находящимся на их территории трудящимся - мигрантам режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам, в отношении доступа к судебным инстанциям по вопросам, упомянутым в настоящей статье; 98

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане 8) гарантировать законно находящимся на их территории трудящимся - мигрантам, чтобы они не подвергались высылке, кроме случаев, когда они создают угрозу национальной безопасности или наносят ущерб общественному порядку или нравственности; 9) разрешить трудящимся - мигрантам в пределах, разрешенных законом, переводить любую часть их заработка и сбережений, какую они пожелают; 99

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане 10) распространить защиту и помощь, предусмотренные в настоящей статье, на трудящихся - мигрантов, работающих не по найму, в том объеме, в каком эти меры применимы к данной категории трудящихся; 11) поощрять обучение и оказывать содействие в обучении трудящихся - мигрантов и членов их семей национальному языку принимающего государства или, если таких языков несколько, - одному из них; 12) поощрять, насколько это практически возможно, обучение и оказывать содействие в обучении детей трудящихся-мигрантов родному языку их родителей. 100

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Таким образом, несмотря на то, что с формальной точки зрения Российская Федерация ратифицировала Европейскую Социальную Хартию, эта ратификация по сути дела не внесла никаких улучшений в правовой статус мигрантов, занятых на территории РФ. В этом имеется определенная логика, поскольку политика стран, экспортирующих рабочую силу и стран, принимающих трудовых мигрантов, имеет различные векторы развития. 101

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Вместе с тем, недоработанность российского законодательства в плане защиты социальных прав трудящихся-мигрантов отчасти компенсируется тем фактом, что многие международные нормы, направленные на социальную защиту трудящихся-мигрантов, постепенно входят и в российское законодательство, через включение их в систему двусторонних и многосторонних соглашений на уровне различных интеграционных структур, таких, как СНГ, ЕЭП, Таможенный Союз. 102

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств участников Содружества Независимых Государств Последним по времени правовым документом, регламентирующим статус трудящихся-мигрантов, является Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств участников Содружества Независимых Государств. Принята в 2008 г., вступила в силу 21 февраля 2010 года. В настоящее время вступила в силу для следующих государств СНГ: Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Республика Армения Подписана РФ, но пока не ратифицирована. 103

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Целями Конвенции являются обеспечение равного отношения к трудящимся-мигрантам и членам их семей, создание благоприятных условий для перемещения рабочей силы по территориям государств-участников, эффективное регулирование трудовых миграционных потоков на территории СНГ. 104

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Конвенция подписана большинством государств СНГ, однако ее ратификация затягивается. Российская Федерация пока лишь готовится к ратификации (идет подготовка проекта соответствующего федерального закона), поскольку до ратификации необходимо привести национальное законодательство в соответствие со статьями Конвенции, что потребует существенной корректировки российского законодательства не только в части определения понятийного аппарата, но и регулирования вопросов социальной защиты иностранных граждан и лиц без гражданства. Таджикистан также до настоящего времени не ратифицировал данный документ. 105

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Таким образом, несмотря на то, что в сфере внешней трудовой миграции действует большое число документов, призванных регулировать правовой статус трудящихся- мигрантов и регламентировать вопросы их социальной защиты, на деле большинство этих нормативных актов либо не применимы к реальной ситуации (например, в связи с тем, что одна из заинтересованных стран не ратифицировала соответствующий международный акт), либо приняты в урезанном виде (напр., урезанная версия Европейской Социальной Хартии, ратифицированная РФ), либо устарели и требуют обновления и пересмотра (как это имеет место с междосударственными соглашениями, принятыми на уровне СНГ). 106

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Определенным выходом из этой ситуации стало заключение двусторонних соглашений между Российской Федерацией и иностранными государствами, в рамках которых происходит регулирование правового статуса, условий занятости и социальной защиты трудящихся- мигрантов. При этом постепенно стала обозначаться тенденция включения признанных международных норм в состав указанных двусторонних соглашений. 107

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане "О трудовой деятельности и защите прав граждан РФ в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в РФ» Соглашение между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией было подписано в 2004: "О трудовой деятельности и защите прав граждан РФ в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в РФ». 108

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Помимо Таджикистана, существуют двусторонние соглашения РФ со многими другими государствами СНГ, а также с рядом стран дальнего зарубежья. 109

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Все двусторонние соглашения близки по своему содержанию. применения национального режима к трудящимся-мигрантам из соответствующей страны, Они закрепляют принцип применения национального режима к трудящимся-мигрантам из соответствующей страны, то есть въезд, пребывание и трудовая деятельность работника регулируются законодательством страны трудоустройства. работодатель страны трудоустройства регистрирует трудовые договоры при изменении ситуации на национальном рынке труда каждая сторона на основе взаимной договоренности может вводить ограничения на прием работников другой стороны. В них установлено, что работодатель страны трудоустройства регистрирует трудовые договоры в учреждениях, определенных уполномоченными органами, и что при изменении ситуации на национальном рынке труда каждая сторона на основе взаимной договоренности может вводить ограничения на прием работников другой стороны. 110

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане взаимно признается трудовой стаж, включая стаж, исчисленный в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обоих государств Кроме того, взаимно признается трудовой стаж, включая стаж, исчисленный в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обоих государств. Некоторые международные договоры регулируют вопросы возмещения работнику ущерба (вреда) вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Подробно эти вопросы оговорены в договорах Российской Федерации с Украиной и Молдовой. 111

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Вместе с тем, вопросы социальной защиты членов семей трудящихся-мигрантов пока не получили должного отражения в указанных двусторонних соглашениях. В еще большей степени этот вывод применим к гендерным аспектам социальной защиты мигрантов. 112

113 Выводы

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Законодательство России и Таджикистана радикально различается с точки зрения отношения к ратификации базовых международных актов по вопросам миграции, и, в первую очередь, Международной Конвенции о защите прав трудящихся-мигрантов, а также основных конвенций МОТ по вопросам миграции. 114

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане В Таджикистане указанные международные акты ратифицированы, а их положения являются частью законодательства, регулирующего вопросы миграции. В противоположность этому, российское законодательство на сегодняшний день практически не предусматривает правовых норм, которые обеспечивали бы защиту гражданских, социальных и экономических прав трудящихся-мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ. 115

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Существующие нормы социальной защиты, предусмотренные в отношении мигрантов, фактически опираются в основном на систему двусторонних межправительственных соглашений, и, в меньшей степени, на многосторонние договора, заключенные между государствами СНГ. 116

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Практически не используется опыт регулирования миграции и защиты прав мигрантов, наработанный зарубежными странами. Основным направлением развития законодательства в данном области является постепенное включение правовых норм в области социальной защиты на уровне национального законодательства, либо на уровне двусторонних и многосторонних соглашений. 117

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане участники Конвенции сталкиваются с серьезными трудностями при приведении национального законодательства в соответствие с правовыми нормами, устанавливаемыми Конвенцией. Опыт разработки и подписания Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств участников Содружества Независимых Государств показывает, что участники Конвенции сталкиваются с серьезными трудностями при приведении национального законодательства в соответствие с правовыми нормами, устанавливаемыми Конвенцией. 118

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане В настоящее время есть все основания говорить о том, что система правового обеспечения в области социальной защиты трудящихся-мигрантов находится в государствах СНГ (включая Российскую Федерацию) лишь в зачаточном состоянии. Что касается гендерного аспекта социальной защиты прав трудящихся-мигрантов, то он вообще полностью отсутствует на уровне действующих законодательных норм. 119

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Существующая в Таджикистане система социального страхования практически не распространяется на трудовых мигрантов и членов их семей. С учетом масштабов внешней трудовой миграции разработка на государственном уровне механизмов социального страхования трудовых мигрантов и системы мер социальной защиты членов их семей является задачей первостепенной важности. 120

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане обязательное медицинское страхование трудовых мигрантов Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать обязательное медицинское страхование трудовых мигрантов, которое позволяет обеспечить эффективный механизм защиты здоровья и жизни мигрантов и социальной помощи их семьям. 121

Социальная защита трудящихся-мигрантов в Таджикистане Развитие рынка страховых услуг в самом Таджикистане позволяет реализовать обязательное медицинское страхование всех граждан Таджикистана, выезжающих за рубеж. при условии государственного контроля за деятельностью таджикских страховых компаний, осуществляющих медицинское страхование граждан Таджикистана Однако этот механизм социального страхования может стать эффективным средством лишь при условии государственного контроля за деятельностью таджикских страховых компаний, осуществляющих медицинское страхование граждан Таджикистана, выезжающих на заработки в другие государства, и обеспечения выплат страховых сумм мигрантам и членам их семей. 122

Спасибо за внимание! Елена Мезенцева, НИУ ВШЭ,