Мониторинги и экзамены в системе оценки качества образования В.А.Болотов вице-президент РАО И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экзамены и мониторинги качества образования: роль и место в системе оценки качества образования В.А.Болотов вице-президент РАО, д.п.н. СЕССИЯ 1 Учебный.
Advertisements

Мониторинги учебных достижений в системе оценки качества образования В.А.Болотов вице-президент РАО Семинар « Мониторинговые исследования и их место в.
Мониторинги качества образования: результаты, перспективы и зарубежный опыт Михайлова Елена Александровна, методист ОМКО.
Мониторинги учебных достижений Семинар « Актуальные вопросы развития региональной системы оценки качества образования » 5-6 декабря 2013 года, г. Казань.
Место формирующего оценивания в системе ОКО Вальдман И.А. Директор РТЦ ИУО РАО Семинар « Актуальные вопросы организации внутришкольной системы оценки качества.
Программы оценки учебных достижений В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений.
В.А.Болотов вице-президент РАО И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО РАО Российский тренинговый центр Института управления образованием.
Российский опыт проведения процедур оценки качества общего образования в международном контексте Высшая школа экономики, Москва, Научный.
Основные элементы и направления развития системы оценки качества образования в Российской Федерации Визит Российского тренингового центра ИУО РАО в Республику.
О мероприятиях по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, методическом сопровождении новой формы промежуточной аттестации.
Представление учебного курса Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений школьников и результатов мониторинговых исследований для.
Мониторинги качества образования: перспективы и возможности использования результатов Полянская С.Ю. начальник отдела ЭКО
Представление учебного курса Вальдман И.А., директор Российского тренингового центра Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика:
Система оценки качества образования: назначение, структурные элементы, факторы влияния Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика:
Международный опыт использования результатов оценки для повышения качества образования И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО РАО Учебный.
Мониторинги учебных достижений: опыт зарубежных стран И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО РАО Учебный курс «Национальные экзамены.
Виды и назначение программ оценки качества образования В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Учебный курс «Ключевые аспекты построения.
Представление РТЦ и учебного курса Вальдман И.А., директор Российского тренингового центра Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги образовательных.
Международные сравнительные исследования качества образования В.АБолотов вице-президент РАО Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги образовательных.
Развитие системы ОКО в России: уроки и перспективы Международный форум «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» г. Ярославль, апреля 2013 года Болотов.
Транксрипт:

Мониторинги и экзамены в системе оценки качества образования В.А.Болотов вице-президент РАО И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО РАО Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги образовательных достижений школьников: роль и место в национальной системе оценки качества образования» сентября 2012 года, г. Минск СЕССИЯ 1

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Виды программ оценки качества учебных достижений Национальные экзамены: предназначение, виды и место в системе ОКО Мониторинги качества образования.

ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ Эффективные системы оценки качества образования - это системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.

ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ОКО 1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника. 2) Сертификация выпускников (подтверждение завершения обучения). 3) Селекция – отбор для продолжения обучения или получения рабочего места. 4) Оценка деятельности образовательных учреждений. 5) Оценка деятельности образовательных систем. 6) Оценка деятельности национальной образовательной системы.

ВИДЫ ПРОГРАММ ОЦЕНКИ Виды программ оценки Национальные экзамены Оценка на уровне класса Крупномасштабные исследования Национальные мониторинги ВступительныеВыпускные Формирующее оценивание Суммирующее (итоговое) оценивание вопросытесты наблюдения Международные сравнительные исследования

ПИРАМИДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ Углублённые исследования Крупномасштабные исследования Государственные экзамены Формирующее оценивание оценка на уровне класса

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ Выпускной экзамен Цель: Селекция/отбор для продолжения образования (например, при поступлении в Вуз) Кто из учащихся может продолжать обучение на следующей ступени образования? Цель: Сертификация учащихся Как освоил государственный образовательный стандарт /образовательную программу конкретный учащийся? Вступительный экзамен

Опыт Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана Экзамен выпускной Экзамен вступительный Белоруссия9 и 11 класс Пис. и устный Центр. Тестирование, для 5 и 9 кл. (продв. школы) КазахстанЕНТ Кыргызстантрадиционный экзамен (есть альтернативная форма) ОРТ ТаджикистанИГАтрадиционный экзамен РоссияГИА-9, ЕГЭЕГЭ Армения9 класс – нац. Тест

Сингапур. Национальные экзамены Национальные экзамены Экзамен повышенного уровня на получение сертификата о среднем образовании (12-й класс) Оценка на уровне школы Экзамен обычного уровня на получение сертификата о среднем образовании (10-й класс) Оценка на уровне школы Экзамен по окончании начальной школы (6-й класс) Оценка на уровне школы Школьное образование в Сингапуре учащихся учителей 900 директоров и заместителей школ Школы 173 начальные школы (1 – 6 классы) 155 средних школ (1– 4 классы) 13 Начальных колледжей 15 Школ смешанного уровня

Сингапур. Изменение подходов к использованию результатов экзаменов. От …К … Ограниченное использование результатов национальных экзаменов Многовариантные способы оценки школьников. Несмотря на то, что результаты национальных экзаменов остаются важными, всё больше используются и другие инструменты. Пример: Direct School Admission - Secondary (DSA-Sec) – испытание для поступления в среднюю школу (учитывает разные достижения и таланты учащихся). Использование результатов экзаменов для распределения учащихся. Результаты экзаменов используются для поддержки обучения. Пример: Специализированные школы. Оценка на уровне школы имеет тенденцию «подражать» национальным экзаменам. Оценка на уровне школы более целостная и всесторонняя. Пример: Целостная оценка (HAPpe). Школы оцениваются в основном по результатам экзаменов. Школы оцениваются на основании широкого списка критериев. Пример: Модель совершенной школы.

Сингапур. Роль национальных экзаменов Распределение учащихся по наиболее подходящим им образовательным маршрутам

Польша. Национальная система экзаменов Всеобщая основная школа Всеобщая начальная школа Нулевой класс (начальная школа или детский сад) Итоговый стандартизированный тест – НЕ ДЛЯ ОТБОРА Итоговый стандартизированный тест – ДЛЯ ОТБОРА Проф. экзамен рынок труда Новая MATURA высшее образование/рынок труда (62% после ISCED 3A) Нац. экзамены 1)по завершению начальной и основной школы – с )Выпускной экзамен MATURA, даёт право поступления в вуз – с 2005 Система школьного образования 98% школ - государственные Обязательное образования до 18 лет

Польша. Использование экзаменов для поддержки обучения Национальные экзамены обеспечивают объективную оценку знаний и навыков учащихся. Экзамен между начальной и основной школой имеет исключительно информационную ценность. Экзамен после основной школы даёт возможность понять учащимся, какую школу они могут выбрать. Внешняя оценка обычная поддерживается слабо успевающими школьниками, которые не уверены в своих знаниях и часто несут печать неудачника и недооцениваются учителями. Внешние экзамены обычно слишком ограничены, чтобы использоваться для всесторонней оценки сильных и слабых сторон работы учителей. Кроме того, практически невозможно оценивать эффективность работы конкретного учителя, так как Экзамены мультидисциплинарны. Ученики обучаются разными учителями по разным предметам и в разные года.

Некоторые уроки СИНГАПУР Национальные экзамены являются сильным стимулом для движения в выбранном направлении. Не тестируй, если в этом нет необходимости. Тестировать следует по завершению цикла/ступени обучения. ПОЛЬША Введение национальных экзаменов и получение данных – это первый шаг для сбора объективной и надёжной информации о достижениях школьников. Неправомерно сравнивать школы и учителей на основе линейного рейтинга (по баллам экзамена). Две школы/два учителя, равноценные по качеству работы, могут демонстрировать разные результаты в рамках экзаменов. И это только потому, что их ученики из семей с очень разным социально-экономическим статусом.

МОНИТОРИНГИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НООДУ ВОУД

Цели и ключевые вопросы Цель: Выяснить, насколько эффективно работает система образования. Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования? Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся? Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения? Меняются ли результаты со временем?

Характеристика. Главная задача - получение данных, позволяющих судить о том, в какой мере достигаются цели, предусмотренные государственным стандартом. В рамках Н/РМ изучаются факторы, негативно или позитивно влияющие на учебные достижения. Такая информация необходима для разработки политики на различных уровнях образования. Проводится: 1 раз в 2-5 лет, по нескольким предметам, на основе выборки или ген. совокупности учащихся определённого возраста, используются тесты и вопросники.

Для чего проводится? Используется как источник информации для принятия решений о выделении ресурсов: - в целом для системы образования (например, на реформирование учебных планов, подготовку педагогических кадров); - некоторым категориям школ в целях ликвидации неравенства (школы в сельской местности, школы в регионах с неблагоприятными социально-экономическими условиями); - отдельно взятым школам (например, в качестве поощрения за высокие результаты, показанные учащимися в ходе тестирования).

NAEP (США) – национальная оценка прогресса образования общенациональная выборка - 4, 8, 12-е классы оцениваются: учебные достижение в ключевых предметных областях (математика, английский язык, социальные науки, экономика, география, история США) инструментарий: тесты достижений и анкеты периодичность: не реже 1 раза в два года получатели информации: местные сообщества, политики, представители системы образования, широкая общественность Результаты NAEP публикуются в национальном докладе (The Nation's Report Card), представляющем широкой общественности информацию об академических достижениях американских школьников –

ПРИМЕР: NAPLAN (Австралия) National Assessment Program – Literacy and Numeracy (NAPLAN) – национальная программа оценки учебных достижений для учащихся 3, 5, 7 и 9 классов. Проводится ежегодно и отслеживает прогресс каждого учащегося. NAPLAN проверяет знание и навыки по 4 областям – чтение, письмо, правила языка (грамматика, пунктуация, орфография) и математические навыки.

ПРИМЕР: Национальная программа оценки качества образования SIMCE Программа действует с 1988 года Используются стандартизированные тесты по математике, испанскому языку и естественным наукам. Базируется на национальном учебном плане. Целевые группы: учащиеся 4, 8 и 10 классов. Участвуют все учащиеся и школы. Закреплена в законе об образовании. Управляется Министерством образования.

Опыт Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана Национальные мониторинги Международ. срав. исследов. БелоруссияЕжегодный компл. мониторинг 4, 9, 11_ КазахстанВОУД, 9 ВОУД для выпускников вузов PISA, TIMSS КыргызстанНООДУ, 4 и 8PISA ТаджикистанНач. Школа, 2009_ Россиянач. школа (разработка), ширмашPISA, TIMSS, PIRLS, ICCS АрменияPISA, TIMSS

Основные отличия экзаменов и мониторингов ХарактеристикиНациональные мониторинги Экзамены ЦельОценка работы системы, выработка политики и мониторинг тенденций Сертификация и отбор ПериодичностьРаз в 2-5 лет по конкретному предмету Ежегодно Продолжительность 1-2 дняДо нескольких недель УчастникиВыборка или все ученики данного класса или возраста Все участники Охват учебного плана Ограничивается несколькими предметами Охватывает несколько предметов

Основные отличия экзаменов и мониторингов ХарактеристикиНациональные мониторинги Экзамены ФорматОбычно тест с множест. выбором и кратким ответом Обычно эссе и тест с множест. выбором Сбор доп. информации Обычно да, анкетыРедко Влияние на уч. процесс НезначительноеСильное (обучение под тест) Возможные последствия Низкие ставкиВысокие ставки Мониторинг тенденций ДаНет

Другие виды мониторингов Мониторинги социализации Мониторинги здоровья Мониторинг информационной открытости ОУ Ведомственные - для оценки хода реализации национальных приоритетов (например, КПМО) Мониторинг уровня воспитанности Мониторинг горячего питания Мониторинг по заработной плате учителя и средней в регионе …

Ваши вопросы