Экспертиза образовательной программы ОУ Государственная аккредитация общеобразовательного учреждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная программа «Основная общеобразовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает.
Advertisements

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Требования к содержанию и оформлению рабочих программ.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
ВИДЫ ПРОГРАММ: 1.Примерные программы; 2. Авторские программы 3. Рабочие программы.
Аккредитация общеобразовательных учреждений проблемы 2011 Солдатов В.Ф. начальник Центра качества образования ГОУ ВПО МО АСОУ.
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО Туркина М. А., учитель технологии МБОУ СОШ 59.
Семинар П. 2.7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом.
Разработка учебных программ по предмету. Программа учебного предмета Программа учебного предмета Примерная программа составлена на основе Фундаментального.
П РОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ, КУРСАМ. ИСХОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ КУРСОВ Закон «Об образовании»; Федеральный государственный.
Рабочая программа - учебно-методический документ учебного предмета Подобряева Н.Л., методист ГПСП технологии.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных, факультативных образовательных курсов для обучающихся.
Проектирование программ учебных предметов. Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это совокупность учебно-методической документации которая самостоятельно.
Рабочие программы. Структура Рабочей программы титульный лист; пояснительная записка; основное содержание; планируемые результаты изучения программы;
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Транксрипт:

Экспертиза образовательной программы ОУ Государственная аккредитация общеобразовательного учреждения

Образовательная программа «Основная общеобразовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников), и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся (воспитанников), перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания...»

Классификация учебных программ Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Авторские программы Рабочие программы

Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 года « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Предназначены для разработчиков авторских программ как рекомендательный документ-ориентир, который показывает один из возможных (но не единственный) способов раскрытия содержания государственного стандарта. Примерная программа по сути своей это общий контур, которого нужно придерживаться, однако для непосредственной работы в ОУ она не предназначена: недостаточно конкретна. Информацию о примерных программах можно найти на сайте Министерства образования в разделе «Стандарты», а также на momos. ru РКПМО

Авторская программа учебного курса Примерные программы по учебным предметам являются основной базой для разработки авторских программ учебных курсов (предметов). Авторские программы составляются авторами учебников. Они обязательно опубликовываются (раньше данные программы назывались типовыми). Авторские программы отличаются большей конкретностью, приближенностью к предмету, и являются основополагающими. Авторские программы включают следующие элементы: - пояснительную записку; - тематическое планирование; - требования к уровню подготовки учащихся.

Особое внимание в авторской программе нужно уделить: Требованиям к уровню подготовки учащихся. Этот элемент является обязательным для любой программы. Требования к уровню подготовки учащихся включают в себя: 1.Что должен знать и понимать учащийся в результате прохождения данной программы; 2.Что должен воспроизводить; 3.Что должен уметь. Помимо конкретных предметных умений также закладываются еще и требования к общеучебным умениям. 4.Применение знаний в практической деятельности, а также связи (интеграции) с другими предметами (новый элемент в требованиях к уровню подготовки) Издательство «Дрофа» выпустило сборник авторских программ по всем предметам.

Особенности авторских программ Авторские программы могут не полностью совпадать с примерными программами: возможно незначительное расширение или сужение содержания материала (дидактических единиц) в соответствием БУПом, кроме того автор может изменять логику изложения материала. Авторские программы не учитывают особенности (специфику) каждого образовательного учреждения: статус ОУ, цели, задачи, направления деятельности, контингент учащихся и т.д. Специфику ОУ учитывают РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов (предметов)

Предназначение рабочих программ учебных курсов В рабочей программе отражены прежде всего целевые ориентиры конкретного образовательного учреждения. Основной целью рабочей программы является максимальная реализация специфики ОУ за счет: 1. Расширения тем; 2. Внесения дополнительных тем; 3. Углубления тем; 4. Изменение логики изложения содержания материала. Таким образом, рабочая программа составляется с учетом статуса ОУ, его целей, задач и направлений деятельности, контингента учащихся.

Рабочие программы отражают специфику ОУ Особое внимание следует обратить на статус ОУ (документ МО «Положение об общеобразовательном учреждении», где дается определение общеобразовательного учреждения, гимназии и лицея). Исходя из этого: Лицей должен иметь техническую направленность, Гимназия – гуманитарную. Соответственно, все рабочие программы обязательно должны отражать направленность ОУ.

Например, с целью обеспечения дополнительной подготовки учащихся по техническим дисциплинам (в лицеях) в рабочих программах технических дисциплин учитель- разработчик может: а) ввести дополнительные темы (которые, например, требуются при сдаче экзаменов в технический вуз), б) углубить наиболее важные темы; в) расширить темы. Аналогично для гимназий. Данные изменения требуют, как правило. увеличения часов, которые возможны за счет вариативной части БУПа.

Закон РФ «Об образовании» П. 6 и 7 Ст. 32 п.2 К комрК комр Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательного учреждения. Рабочую программу разрабатывает (составляет) ведущий учитель ОУ. Рабочая программа включает следующие элементы: - Титульный лист; - Пояснительную записку; - Тематическое планирование (учебно-тематический план, содержание тем учебного курса! Обратить особое внимание); - Требования к уровню подготовки учащихся (обратить особое внимание, см. выше); -- Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).

Особое внимание в рабочей программе должно быть уделено пояснительной записке В пояснительной записке цель является практически такой же, как и в авторской программе, но особый акцент должен быть сделан на обоснование целесообразности разработки рабочей программы, соответствия данной программы целевому ориентиру ОУ (например: реализация специфики учреждения, реализация социального образовательного запроса и т.д.). Кроме того должна быть отражена ресурсная база (материально-тех. обеспечение, дидакт. и т.д.)

Особенности Если есть учебник, но нет авторской программы, то рабочая программы составляется на основе примерной программы, при этом в пояснительной записке указывается, что данная программа составлена на основе примерной программы по предмету и учебнику … В данном случае рабочая программа должна быть подробно расписана.

Учебно-тематический план (образец) п/пНаименование раздела, темы Всего часов И т.д. Итого:

Содержание тем учебного курса Каждый раздел или тема, представленные в учебно- тематическом плане должны быть раскрыты более подробно (несколько предложений по каждому разделу или теме) в разделе «Содержание тем учебного курса», который идет сразу после «Учебно- тематического плана». На основании учебно-тематического плана и содержания тем учебного курса составляется календарно-тематическое планирование, являющееся приложением к Рабочей программе.

КлКл Классификация учебных программ по содержательному наполнению Базовый уровень Профильный уровень Углубленное изучение предмета Расширенное изучение предмета

Процедура утверждения рабочей программы (этапы) 1. Анализируется заместителем директора по учебно- воспитательной работе (УВР) на предмет соответствия представленной программы количеству часов в учебном плане ОУ. На титульном листе рабочей программы в середине в верхней части делается надпись «СОГЛАСОВАНО» дата, подпись зам. директора по УВР.

Процедура утверждения рабочей программы (продолжение) Рассматривается на заседании городского или школьного методического объединения учителей- предметников (уровень обращения – ГМО или ШМО, определяет администрация ОУ, при этом определяющим является сложность программы). В данном случае на титульном листе рабочей программы делается надпись: «Рассмотрено на заседании городского (школьного) методического объединения», протокола, дата рассмотрения, подпись руководителя ГМО (ШМО). К программе также прикладывается рецензия (внутренняя), подписываемая руководителем ГМО (ШМО) и членами экспертной группы. Желательна также и внешняя рецензия (например от ПАПО, АПК и ППРО соответствующей кафедры и др. организаций, имеющих право на данную деятельность(лицензию)). 1.1.

Процедура утверждения рабочей программы (продолжение) 3. (По запросу администрации ОУ) Анализируется специалистами учебно- методического образовательного центра. На титульном листе рабочей программы в левом верхнем углу делается надпись: «СОГЛАСОВАНО», дата, подпись, печать директора МОУ ДО «УМОЦ»

Процедура утверждения рабочей программы (продолжение) 4. Утверждается на научно-методическом совете ОУ или на педагогическом совете. Отмечается в протоколе. 5. Утверждается директором ОУ. На титульном листе рабочей программы в правом верхнем углу делается надпись: «УТВЕРЖДАЮ», дата, подпись, печать ОУ

Процедура утверждения рабочей программы (продолжение) 6. Издается приказ директора образовательного учреждения об утверждении рабочих программ по учебным дисциплинам. Все указанные выше процедуры утверждения рабочих программ должны быть проведены до начала учебного года ( до 1-го сентября)

Программы элективных курсов 1. Могут использоваться авторские программы (ранее назывались опубликованные). В данном случае, если учитель в них ничего не меняет, то он может работать по ним без предварительного согласования и утверждения (это также относится и к авторским программам по предмету). 2. Если авторская программа подвергается незначительным изменениям – менее 20% (ранее называлась компилированная программа), то в данном случае она называется рабочей программой элективных курсов и публикации не подлежит. 3. Если программа самостоятельно разрабатывается учителем (ранее называлась авторской), она также на начальном этапе называется рабочей программой, но имеет право на публикацию, кроме того она должна пройти апробацию в ОУ (два года) и иметь рецензии (одну внутреннюю: от ШМО (ГМО) или от «УМОЦ» и одну внешнюю: от ПАПО или аналогичных организаций). После прохождения апробации учитель может отдать ее в издательство (профильное по предмету) В случае если издательство ее опубликует, программа становится авторской.

Образец титульного листа рабочей программы Муниципальное образовательное учреждение гимназия 9 «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Директора МОУ ДО «УМОЦ» зам. директора МОУ Директор гимназии 9 __________ гимназии 9 __________ «___»_____2008 г. «___»_____2008 г. «___»_________2008 г. «Математика 9 –й класс» Рабочая программа Разработчик программы: Иванова Марина Александровна Королев, 2008 «Рассмотрено» Руководитель ГМО (ШМО) ________ _____ дата _______ протокола

Процедура утверждения рабочей программы элективных курсов Абсолютно такая же, как и при утверждении рабочей программы по учебному предмету.

УТВЕРЖДАЮ ____________ директор МОУ СОШ ____ Ф.И.О. __________________дата Перечень учебных программ, реализуемых в образовательном учреждении ___ класспредмет Программа (название, автор) Статус (назначение программы) Базовый, профильный уровень, углубленное изучение предмета

Сведения о программно-методическом обеспечении учебного процесса класспредметкол-во часов программа (название, автор, назначение) используемый учебник, УМК