Www.profipro.ru info@profipro.ru Взаимодействие образовательных учреждений с учредителем в условиях концессионный соглашений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Advertisements

1.Условия соглашения о государственно- частном партнерстве 2.Заключение, изменение, прекращение соглашения о государственно-частном партнерстве.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
1 Механизмы реализации энергосберегающих мероприятий в распределительных тепловых сетях Первый заместитель Председателя РЭК Удмуртской Республики Кашин.
Тема 6. Налоговые последствия применения различных договорных условий. Защита позиции налогоплательщика Лекция 15. Налоговые последствия применения различных.
Взаимодействие образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с учредителем в условиях действия договоров на внешнее исполнительство.
О внесении изменений в земельное законодательство.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования.
0 Местное сообщество может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций (муниципальная собственность).
Отдельные вопросы ЖК РФ. Субъекты правоотношений в жилищной сфере РФ Субъект РФ Муниципалитет Юридические лица Физические лица.
Москва Май 2011 года Возможные договорные отношения между органами власти (регулятором) и унитарными предприятиями в коммунальном секторе.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Обзор жилищного законодательства Российской Федерации.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
О частно-государственном партнерстве в сфере образования По материалам методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Транксрипт:

Взаимодействие образовательных учреждений с учредителем в условиях концессионный соглашений

Инвестирование может осуществляться в формах частно-государственного партнерства Формами частно-государственного партнерства в сфере образования могут быть концессионные соглашения о строительстве, эксплуатации и управлении объектами образовательной деятельности, передача в доверительное управление управляющим компаниям государственного и муниципального имущества, относящегося к объектам образовательной деятельности, взаимное предоставление в пользование имущества, в том числе на безвозмездной основе, совместная деятельность на основе договора о совместной деятельности При осуществлении частно-государственного партнерства в сфере образования не допускается передача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, функций по осуществлению образовательной деятельности.

Концессионное соглашение Концессия, концессионное соглашение – форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. Федеральный Закон РФ от 21 июля 2005 г. 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»: Цель – привлечение инвестиций, повышение качества товаров, работ, услуг; Объект концессионного соглашения – недвижимое имущество; Стороны концессионного соглашения: концедент – РФ, субъект РФ, муниципальное образование; концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо; Цели, порядок и условия распоряжения объектом соглашения – устанавливаются настоящим Федеральным Законом и концессионным соглашением.

Концессионные соглашения являются инструментом привлечения частных инвестиций в создание и реконструкцию объектов, находящихся в муниципальной или государственной собственности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концедентом выступает лицо, обладающее правом собственности на объект концессионного соглашения. В данном случае концедентом будет являться учредитель автономного образовательного учреждения.

Так как объекты концессионного соглашения находятся на праве оперативного управления у автономных образовательных учреждениях, учреждения непосредственно заинтересованы в его использовании концессионером.

Учреждения могут выступать с инициативой заключения в дальнейшем концессионных соглашений учредителем данных учреждений. Для этого учреждениям следует произвести в рамках законодательства действия по выявлению лиц, заинтересованных в использовании имущества автономных учреждений.

Оценивая практическую важность объектов концессионного соглашения, а также их социально- культурное значение, в отдельных случаях концессионные соглашения можно считать крупными сделками. В соответствии со ст. 14 Федерального закона 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Практически наблюдательный совет формируется учредителем. Таким образом, через линию «учредитель – наблюдательный совет – автономное учреждение» осуществляется подготовка, одобрение будущей сделки.

Концессионное соглашение – документ, по которому объекты сферы образования могут быть переданы от концедента концессионеру для строительства нового или модернизации существующего имущества.

Данный механизм частно-государственного партнерства (далее - ЧГП) достаточно новый для всей социальной сферы и пока не имеет широкого практического применения в образовании. Суть механизма заключается в создании возможности для привлечения профессиональных компаний, специализирующихся в развитии объектов инфраструктуры и обладающих соответствующими ресурсами, войти в долгосрочные проекты модернизации объектов социальной сферы, в частности образования.

Технологическая схема работы Государство передает концессионеру право на модернизацию или создание объекта сферы образования и, возможно, последующую эксплуатацию этого объекта на условиях гарантированного государственного финансирования. Концессионер осуществляет модернизацию и последующее управление объектом, а государство обязуется финансировать аренду этого объекта организациями социальной сферы или иным способом возместить концессионеру инвестиционные и эксплуатационные расходы, а также оговоренный в договоре интерес концессионера.

Система управления работой Управление данным механизмом на этапе реализации проекта осуществляется на основе контроля условий концессионного соглашения. Уполномоченные представители государства имеют право доступа на объект для контроля исполнения условий соглашения в любое время. Государство не имеет право вмешиваться в хозяйственную деятельность концессионера. Управление на этапе эксплуатации осуществляется дирекцией, назначаемой концессионером и государством.

Распределение полномочий и обязанностей между участниками Государство наделяет концессионера полномочиями и соответствующими обязанностями, необходимыми для создания/модернизации и последующей эксплуатации объекта сферы образования. Подробный список обязанностей и полномочий сторон фиксируется в концессионном соглашении.

Ресурсное обеспечение работы Государство выделяет концессионеру комплекс объектов, необходимый для реализации соглашения. Финансовые, людские и управленческие ресурсы для реализации проекта обеспечивает концессионер. Государство может обеспечить определенные гарантии и взять на себя часть расходов на этапе реализации проекта, часть или все расходы на этапе эксплуатации объекта. Часть расходов на модернизацию объектов и часть эксплуатационных расходов может покрываться за счет коммерческих арендаторов, если такая возможность предусматривается при планировании развития объектов, переданных по концессионному соглашению

Планирование и мониторинг Планирование и мониторинг (контроль) реализации проекта представителями государства осуществляется на основании графиков работы и отчетности, обговоренных в концессионном договоре. Планирование и контроль на этапе эксплуатации осуществляется на основании согласованного с государством задания на оказание услуг и контроля соответствия эксплуатации объекта законодательству и нормативным актам.

Оперативное управление Оперативное управление на этапе реализации проекта осуществляется концессионером. Оперативное управление на этапе эксплуатации осуществляется дирекцией по эксплуатации объекта, назначаемой государством и концессионером.

Использование концессионных соглашений в рамках ЧГП в образовании

Концессионное соглашение должно содержать существенные условия, при достижении согласования по которым договор считается заключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ), а также иные условия, не противоречащие действующему законодательству и условиям конкурса.

К существенным условиям концессионного соглашения согласно п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ относятся: 1)обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; 2)обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3)срок действия концессионного соглашения; 4)состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; 5)порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением); 6)цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 7)иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.

К иным условиям, которые могут содержать концессионное соглашение, относятся: 1)объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 2)порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и надбавок к ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3)объем инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения; 4)срок сдачи в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения с установленными концессионным соглашением технико- экономическими показателями; 5)обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг на внутреннем рынке в течение срока, установленного концессионным соглашением; 6)обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам); 7)обязательства концессионера по предоставлению потребителям установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льгот, в том числе льгот по оплате товаров, работ, услуг; 8)способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, в том числе по страхованию риска утраты (гибели) или повреждения объекта концессионного соглашения; 9)обязательства концедента по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта.

При определении срока, на который заключается договор, учитываются: во- первых, срок создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, объем инвестиций в создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения; во-вторых, срок окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.

За использование объекта концессионного соглашения концессионер вносит концеденту концессионную плату. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме: 1)определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня; 2)установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3)передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Стороны концессионного соглашения могут предусматривать в концессионном соглашении сочетание форм концессионной платы. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации).

В случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) органы в области регулирования цен (тарифов) устанавливают цены (тарифы) и надбавки к ценам (тарифам) на производимые и реализуемые концессионером товары, выполняемые работы, оказываемые услуги исходя из определенных концессионным соглашением объема инвестиций и сроков их осуществления в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также в модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств.

Проблема выбора объекта концессионного соглашения НЕ возникает, когда объект соглашения вновь создается концессионером, но появляется, когда недвижимое имущество уже существует и передается концессионеру для реконструкции.

Целью заключения концессионного соглашения является привлечение инвестиций в сферу образования, повышение эффективности использования имущества (ст. 1 Закона о концессионных соглашениях), а концессионеру взамен предоставляется право использования этого имущества для осуществления соответствующей образовательной деятельности (на это указывает и Типовое концессионное соглашение). В концессию не могут отдельно от недвижимости, непосредственно предназначенной для осуществления образовательного процесса, передаваться объекты, имеющие социальное, культурное, бытовое и иное назначение, хотя они в последующем и использовались бы в образовательной деятельности, поскольку это нарушит конечную цель привлечения инвестиций, а также не позволит концессионеру самостоятельно осуществлять образовательную деятельность.

Вывод Объектом концессионного соглашения в рамках общего смысла и значения института концессионных соглашений могут быть недвижимые вещи, предназначенные непосредственно для реализации образовательного процесса, т.е. учебные корпуса и иные здания, строения подобного назначения. Иные объекты недвижимости, назначением которых является лишь обеспечение беспрепятственного осуществления образовательного процесса (например, общежития, административные здания), могут передаваться в концессию не иначе как совместно с вышеназванными недвижимыми вещами.

в роли концессионера по соглашению может выступить любое лицо: как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо, вне зависимости от его организационно- правовой формы и наличия лицензии на ведение образовательной деятельности. По выполнении этим лицом обязательства по созданию или реконструкции объекта (объектов) недвижимости, предназначенных для использования их в образовательной деятельности, он может передать право использования этих объектов третьему лицу – образовательному учреждению с соответствующей лицензией, на которое возлагается обязанность по осуществлению образовательной деятельности. Такое образовательное учреждение может существовать на дату заключения концессионного соглашения, либо быть создано концессионером специально для реализации права на пользование имуществом и выполнения обязанности по его эксплуатации.

В целях уменьшения налоговых рисков при заключении договоров аутсорсинга рекомендуется учитывать следующее: – в договор необходимо включить все существенные условия, предусмотренные действующим законодательством для договоров данного вида, а предмет договора должен быть четко прописан; – в тексте договора надо дословно использовать терминологию НК РФ; – если деятельность аутсорсера лицензируется, то нужно проверить наличие лицензии; – операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть правильно оформлены, подтверждены документами (договор, если необходимо – копия лицензии, счет-фактура, акт об оказании услуг, подписанный обеими сторонами договора).

Обоснована классификация договоров аутсорсинга на основе критериев, отражающих юридически значимые аспекты взаимоотношений сторон данного договора: – от гарантированности достижения результата: 1) договоры, предусматривающие достижение и оплату конкретного результата, указанного в договоре, 2) договоры, предусматривающие оплату деятельности как таковой, независимо от достижения полезного для образовательного учреждения результата;

Обоснована классификация договоров аутсорсинга на основе критериев, отражающих юридически значимые аспекты взаимоотношений сторон данного договора: – от функционального назначения (сферы применения): 1) договоры аутсорсинга в сфере основного производства, 2) договоры аутсорсинга в сфере вспомогательного производства, 3) договоры аутсорсинга в сфере управления, 4) договоры аутсорсинга в сфере услуг;

Обоснована классификация договоров аутсорсинга на основе критериев, отражающих юридически значимые аспекты взаимоотношений сторон данного договора: – от конкретных видов деятельности, опосредуемых договором аутсорсинга: 1) договоры аутсорсинга информационных технологий (IT-аутсорсинг), 2) договоры аутсорсинга научно-производственной деятельности, 3) договоры аутсорсинга логистических функций, 4) договоры аутсорсинга функций управления организацией, 5) договоры аутсорсинга финансовых и банковских операций;

Обоснована классификация договоров аутсорсинга на основе критериев, отражающих юридически значимые аспекты взаимоотношений сторон данного договора: – от срока действия договора: 1) разовые договоры аутсорсинга, 2) договоры аутсорсинга, действующие в течение определенного договором периода времени, 3) бессрочные договоры аутсорсинга.

Признаками, присущими услугам, оказываемым по договору аутсорсинга, являются: 1) профессионализм персонала аутсорсера; 2) способность служить способом удовлетворения потребности образовательного учреждения в производственном процессе, управлении производством либо в выполнении иных задач, связанных с производством и (или) реализацией товаров образовательного учреждения; 3) нематериальность результатов, выражающихся в увеличении прибыли, достижении стратегических задач планирования и т. д.; 4) качество услуг – собирательная характеристика всей деятельности организации-аутсорсера в процессе исполнения договорных обязательств, следовательно, качество услуг определяется через профессиональную компетенцию организации-аутсорсера.

Любой договор аутсорсинга должен учитывать следующие особенности: - обязательно использовать в тексте самого договора и подтверждающих его исполнение соответствующих документов дословную терминологию Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ); - текст договора должен включать все существенные условия для договоров данного вида (например, договора возмездного оказания услуг); - максимально детализировать предмет договора; - правовой статус организации-аутсорсера не должен вызывать сомнений, в связи с чем, целесообразно проверить сам факт существования и деятельности организации, оказывающей услуги; - договор должен быть подписан надлежащими должностными лицами как со стороны образовательного учреждения, так и со стороны аутсорсера; - необходимо проверить наличие лицензии у фирмы-аутсорсера в тех случаях, когда это законодательно предусмотрено.

Существенными характеристиками различий между закупкой товаров и услуг аутсорсинга, часто упоминаемыми в литературе, являются: 1. Услуги и товары (являющиеся конечным продуктом исполнения функции, переданной аутсорсеру) предназначены исключительно для образовательного учреждения, т. е. не являются стандартизированными, изготавливаются в соответствии с требованиями, и не должны продаваться на открытом рынке; 2. Поставляемые аутсорсером товары и услуги производятся на условиях их гарантированной оплаты образовательного учреждения (разумеется, в том случае, если они полностью соответствуют спецификациям). Это минимизирует риски аутсорсера.

Применение аутсорсинга основано на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. На аутсорсинг можно передать следующие функции: 1. Обслуживание, содержание и ремонт зданий, сооружений. 2. Установку и обслуживание систем охраной и пожарной сигнализации, кондиционирования, вентиляции, водоснабжения, канализации. 3. Эксплуатацию, обслуживание и ремонт инженерных и технических систем зданий, сооружений. 4. Учет потребления тепло- и электроэнергии, холодной и горячей воды, анализ, расчет оптимизации энерго- и водопотребления. 5. Управление системами связи, интернет-, радио-, телекоммуникаций, сервисными системами, аварийными системами, системами доступа. 6. Организацию горячего питания и медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников.

7. Организацию работы по уборке помещений, зданий и территории образовательных учреждений, озеленению территории. 8. Содержание и оборудование находящихся на территории образовательных учреждений спортивных и детских площадок. 9. Обеспечение учреждений оборудованием, учебно- наглядными пособиями, учебными изданиями, компьютерной и иной техникой, мебелью, транспортными средствами, хозяйственным инвентарем т. д. 10. Организацию доставки детей в образовательные учреждения. Аутсорсинг сопровождается соответствующими расходными обязательствами бюджетов. Применение аутсорсинга основано на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

Взаимодействие образовательных учреждений с учредителем в условиях концессионный соглашений