Проблема текста Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей 3» г.Саров Васьковой Ольгой Валерьевной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
Advertisements

Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Позиция автора Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная.
Осенью льет холодный дождь. Был конец ноября - самое грустное время в деревне. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Несколько дней.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Тема и проблема текста Тема – то, о чем говорится в тексте. Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной.
Готовимся к части С Видеоконсультация учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ 59 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Чебоксары Тверсковой.
Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.
Транксрипт:

Проблема текста Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей 3» г.Саров Васьковой Ольгой Валерьевной

Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

Пояснение Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Что такое счастье?», «В чем смысл жизни?». Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Как сформулировать проблему? Способы формулировки проблема (чего?) вопрос

Как сформулировать проблему? Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации.

Как сформулировать проблему? Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем: Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом? ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА!

Категории (виды) проблем Философские проблемы Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы Социальные проблемы касаются устройства жизни общества. Политические проблемы Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания. ПРОБЛЕМА сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ. Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ. Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать. Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

Ещё раз о проблеме… ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это основной вопрос, который рассматривает автор в этом тексте. Например: Тема – чтение книг. Проблема – потеря интереса к чтению художественной литературы. Проблема словно «вытекает» из темы!

АНАЛИЗИРУЕМ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ К1. Формулировка проблем исходного текста. Баллы по этому критерию ставятся, если: Вы правильно поняли проблематику текста и не допустили фактические ошибки при формулировании одной из проблем. Вы сформулировали проблему предельно четко и понятно. (Иногда экзаменуемые расширяют или сужают проблему.)

Попробуем сформулировать проблемы исходного текста Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется. Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока. Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», -- говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять. Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется. (В. Солоухин)

Типовые конструкции Автор поднимает проблему… Автор затрагивает очень важную проблему… Автора текста волнует проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.. Текст … заставил меня задуматься над проблемой… Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение (1-2 предложения)

ПРОВЕРЯЕМ: 1.Понята ли тема и проблематика исходного текста? 2.Сформулирована ли одна из проблем исходного текста? 3.Нет ли фактических ошибок при формулировании проблемы? 4.Удачна ли формулировка? 5.Понятна ли формулировка для читателя?

ПРОВЕРЯЕМ: Из таблицы видно, что при формулировании проблем текста В. Солоухина можно допустить ошибку: сузить или расширить формулировку проблемы. Рассуждение автора посвящено вопросу восприятия времени человеком (см. предложения первое и последнее), а не причинам опоздания людей (об этом говорится в тексте, но лишь для иллюстрации тезиса, заявленного в первом предложении). Формулировки проблем Точная УзкаяШирокая Восприятие времени человеком Почему люди опаздывают Человек и время

Самостоятельная работа Прочитайте текст, вычлените проблему, поднимаемую автором. В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы под­ шипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашёл, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую труб­ку. Большая часть воды из-за этого утекла, а её остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяко­вой, хотя она и могла привести к гибели мотора. Вероятно, иногда внутри нас возникают ещё более незначительные неисправности, но мы погибаем от них, потому что нельзя было «открыть капот и подтянуть плоскогубцами». (В. Солоухин)

При подготовке презентации использовалось пособие Е.С.Симаковой «Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение». Москва,2010