Статистика миграции в России: основные проблемы и возможные пути решения О. Чудиновских Московский Государственный университет olga@mail.econ.msu.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТИСТИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ПЕРЕПИСЕЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ Никитина Светлана Юрьевна.
Advertisements

Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ) Учет общей и трудовой миграции в государствах- участниках.
Миграционные связи Санкт-Петербурга Экспресс-анализ Санкт-Петербург – январь 2009 г. Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербургский информационно-аналитический.
СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Москва, 2010 год Агентство Республики Казахстан по статистике.
Вопросы сопоставимости данных переписи населения и текущего миграционного учета М.А.Клупт, д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет.
СИСТЕМА СБОРА И АНАЛИЗА МИГРАЦИОННОЙ СТАТИСТИКИ ДЕПАРТАМЕНТОМ ПО ГРАЖДАНСТВУ И МИГРАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Маргевич Владимир.
United Nations Economic Commission for Europe Statistical Division Население, которое необходимо зарегистрировать и географические характеристики Ангела.
Федеральная служба государственной статистики Статистическое наблюдение по вопросам трудовой миграции в России З.А.Рыжикова Начальник Управления статистики.
1 115-ФЗ от г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет: Статус иностранного гражданина Условия участия.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Формирование иммиграционной политики Европейского Союза.
Право граждан на въезд в РФ и выезд из РФ. Конституция РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории России, право свободно передвигаться,
П Р И Н Я Т И Е Н А Р А Б О Т У И Н О С Т Р А Н Н О Г О Г Р А Ж Д А Н И Н А П Р И Н Я Т И Е Н А Р А Б О Т У И Н О С Т Р А Н Н О Г О Г Р А Ж Д А Н И Н А.
К вопросу о совершенствовании сбора данных о миграции населения Совершенствование сбора данных о миграции населения предполагает максимальное использование.
Тема лекции: Порядок пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
Разработка базы данных демографических показателей по регионам России и странам мира Салават Абылкаликов участник исследовательского проекта
A1A1 A2A2 A3A3 A4A4 Total A1A1 Х 11 Х 12 Х 13 Х 14 ΣХ1jΣХ1j A2A2 Х 21 Х 22 Х 23 Х 24 ΣХ 2j A3A3 Х 31 Х 32 Х 33 Х 34 ΣХ 3j A4A4 Х 41 Х 42 Х 43 Х 44 ΣХ 4j.
МИГРАЦИЯ В БЕЛАРУСИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ Летняя школа в Беларуси «Миграция и интеграция в Европе» августа 2007 г.
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ урок-конференция, 9класс. МОУ «Ново-Девяткинская СОШ 1» Всеволожский район, Ленинградская обл. Новое-Девяткино 2006 Учитель высшей квалификационной.
Секция: Стратегия МИРПАЛ и реализация регионального плана действий (страновая презентация) 16 – 18 мая 2011 года, г. Москва Департамент по гражданству.
Транксрипт:

Статистика миграции в России: основные проблемы и возможные пути решения О. Чудиновских Московский Государственный университет

Des données statistques sur des migrations internes n'existent pas même dans des pays où une collècte des statistiques démographiques est bien organisée...., les migrations internationales sont mesurées très approximativement, et un enregistrement des migrations internes est encore pire. (Roland Pressat L'Analyse Démographique. Méthodes, résultats, applications. PUF, Paris, 1961) «Статистические данные о внутренних миграциях отсутствуют часто даже в таких странах, где демографическая статистика хорошо поставлена,… международные миграции измеряются очень приближенно, а миграция внутри страны учитывается еще хуже» (Пресса Р. Народонаселение и его изучение. Демографический анализ), М. 1966,, с.10).

План Основные системы сбора данных о миграции Главные проблемы в области статистики миграции. Текущий учет миграции – причины неудовлетворительного качества данных Статистика отдельных видов миграции (беженцы, трудовые мигранты, пограничная статистика) Причины и последствия современного положения дел в области данных о миграции в России. Возможные пути выхода из ситуации.

Основные системы сбора данных о мигрантах в Российской Федерации ВедомствоОценка методологии и качества Оценка доступности 1Текущий учет на основе данных о регистрации по месту жительства (внешняя и внутренняя миграция) МВД-сбор, Росстат- обработка Плохое из-за значительного недоучета Доступны 2Данные о разрешении на въезд (в РФ) и на выезд (из РФ) для постоянного жительства МВДСоответствует специфике данных Доступны до 2002 г., более не собираются 3Данные о численности привлеченной иностранной рабочей силы (число разрешений на работу) и данные о численности российских граждан, трудоустроенных за границей МВДПлохое из-за значительного недоучета Доступны 4Данные о численности студентов, прибывших из-за рубежа и численности студентов, нуждающихся в общежитии (в т.ч. – внутренних мигрантов) Минобразо- вания РФ Удовлетворительное, отсутствует описание методики сбора данных. Доступны, но публикуются нерегулярно 5Статистика разрешений на временное проживание и видов на жительство МВДТочной информации о методике нет Не доступны 6Статистика на основе миграционных картМВДСкорее всего плохоеНе доступны 7Данные о числе беженцев и вынужденных переселенцев в РФ МВДУдовлетворительноеДоступны 8Данные Федеральной пограничной службыФСБТочной информации о методике нет Доступны в самом общем виде 9Статистика выданных виз и приглашенийМИДТочной информации о методике нет Не доступны 10Статистика налоговой службыМНСТочной информации о методике нет Не доступны 11Перепись населения 2002г.РосстатРезультаты обрабатываются Будут доступны

Главные проблемы в области статистики миграции Главный источник данных – текущий учет миграции лишен адекватной первичной информации, что привело к значительному недоучету долгосрочных мигрантов. Альтернативные системы учета мигрантов не созданы, или находятся в самой начальной стадии формирования. Усиливается тенденция вытеснения открытой государственной статистики закрытыми административными источниками, принципы работы которых не ясны и не публикуются, а качество данных, поэтому, не поддается оценке. РФ не имеет в настоящее время ни одной системы сбора данных, которая давала бы комплексное представление о миграционной ситуации в стране и позволяла бы изучать ее тенденции. В этих условиях анализ миграционной ситуации выполняется с привлечением источников данных, не предназначенных для этого. Распространение получают методы качественной социологии, одностороннее применение которых также не дает объективной картины. Проводимые выборочные обследования часто нерепрезентативны и проводятся по разным программам, их результаты трудно сопоставить или проверить.

вопроса Перечень вопросов, содержащихся в Листке статистического учета мигранта (Форма 12) * курсовом выделены позиции, подлежащие разработке 1,2,3Ф.И.О.12Основное обстоятельство, вызвавшее необходимость переезда(9вариантов) 4 Дата рождения 13 Занятие по последнему месту жительства 5Место рождения – государство, республика, область, город, район, с.н.п. 14Вид деятельности по последнему месту жительства ) 6 Пол 15Вид социального обеспечения 7 Гражданство 16 Образование (6 вариантов) 8 Национальность 17Брачный статус 9 Новое место жительства (адрес) 18Если о переселения проживал с семьей, то прибыл с (4 варианта) 10 Предыдущее место жительства 19Часть членов семьи уже проживает по новому месту жительства (да, 11Проживал в предыдущем месте с ______года 20нет)Дети до 14 лет, прибывшие с мигрантом (пол, дата рождения) 21 Дата заполнения листка

Изменения критерия идентификации мигранта: До 1996 – период пребывания в новом месте не менее 45 дней, пересечение границы административного образования : критерии времени и места пребывания (пространства) С 1996 –новые Правила регистрации граждан РФ –два вида регистрации 1.По месту жительства (юридического) – т.е. критерий официального постоянного места жительства 2.Месту пребывания - сначала ограничение 180 днями, но без ограничений числа продлений регистрации, (для иностранцев – с 2002 г. -только 90 дней, и не более 12 мес. в случае легальной работы в РФ). В МВД учитывается число выданных регистраций, а не людей. Первичные стат. документы составляются только на (1).- Недоучет огромных масс мигрантов, как международных, так и внутренних, зарегистрированных по месту пребывания, но фактически постоянно там проживающих. Причины недоучета международной миграции Постановлением Правительства Правила 1995 года распространены на иностранных граждан X. – Постановление о документировании иностранных граждан видами на жительство - многие мигранты не получили вид на жительство и перешли в категорию, не подлежащую статистическому учету.) Принят новый закон О правовом положении иностранных граждан. Приято постановление, отменяющее распространение правил регистрации граждан РФ на иностранцев. – Новый критерий учета – Гражданство РФ

Влияние изменения критериев идентификации мигранта на объемы учтенной международной миграции в РФ в гг.

Пример недоучета миграции гос. статистикой Численность учебных мигрантов, прибывших из-за рубежа в РФ по данным Министерства образования и данным Госкомстата РФ. (Человек)

Традиционные недостатки составления первичных документов Формы не составляются на тех, кто учету подлежит (в Москве – до 20 тысяч чел. в год), Формы составляются на тех, кто не должен быть учтен, (новорожденные, лица, сменившие паспорт, внутригородские мигранты. и пр.) Формы из милиции в стат. органы частично не передаются Двойной учет детей до 14 лет – в учетном листке матери и отца. Вопросы без ответа Неаккуратность при составлении листка статистического учета (несовпадения дат и пр.)

Основные проблемы текущего учета миграции Значительная недооценка прибытий Некорректный критерий идентификации мигранта, исключение из учета условно-временных мигрантов, для которых ограничение времени проживания не установлено, исключение (теоретически) из учета не- граждан России. Отсутствие единой методики сбора первичной информации во всех регионах РФ. Долгосрочная трудовая и учебная миграция исключены их учета, данные о причинах миграции крайне искажены. Недоучет выбытий

Причины (обстоятельства) миграции (последствия исключения основной части трудовой и учебной миграции из учета) Международная миграция Внутренняя миграция Education 3,6%2,7% 12,9%9,1% Job 17,6%5,9% 19,1%11,6% Previous place of residence 9,4%12,5%16,0%17,1% Ethnic conflicts aggravation 12,7%5,2% 0,5%0,1% Increase in crime 0,9%0,3%0,1%0,0% Ecological troubles 0,5%0,2% Climate 0,3% Private and family reasons 49,8%66,6%45,1%56,2% Other reasons 5,3%6,3%5,8%5,5%

Распределение мигрантов по гражданству в 2002 и 2003 гг., Международная миграция в том числе: Граждане России из них имеют второе гражданств о Иностранн ые граждане из них Лица без гражданс тва гражда не стран СНГ и Балтии других зарубежных стран Прибыли Выбыли Миграционный прирост

Категории иностранцев, охваченные переписью 2002 г. Полная программа (общий вопросник) 1.Резиденты России – иностранные граждане и лица БГ 2.Лица, официально работающие в России и студенты, если намеревались оставаться в РФ не менее года 3.Лица, ищущие убежища Сокращенная программа (Краткий вопросник) Иностранные граждане и лица БГ, временно пребывающие на территории России и собиравшиеся оставаться здесь менее года. Туристы, пациенты клиник, лица, находившиеся с частными визитами, транзитные мигранты Основные результаты – 1 млн иностранных граждан, 1.3 млн – не указавших гражданство, 40 тыс. – имевших двойное гражданство.

Вопросы, относящиеся к миграции в Программе Переписи 2002 г. Место рождения Гражданство Проживал в месте жительства с рождения или не с рождения Если нет – то с какого года Прибыл из городской или сельской местности Где проживал в январе 1989 г.

Учет вынужденных мигрантов: В частности, разрабатываются данные (- многие, как накопленные, так и за отчетный год) О распределении мигрантов по прежнему месту жительства, регионам проживания в России, О количестве обращений за предоставлением статуса беженца О распределении беженцев по месту выхода и вселения (регионам России), –полу и возрасту, –уровню образования –национальности и т.д год2003 год С начала регистрации на 1 января 2004 года Всего вынужден ных мигранто в в том числе Всего вынужден ных мигранто в в том числе Всего вынужден ных мигрантов в том числе вынужд ен-ных пере- селенце в беже н- цев вынуж ден- ных пере- селенц ев беже н- цев вынужденных пере-селенцев (с 1 июля 1992 года) беженце в (с 20 марта 1993 года)

Статистика трудовой миграции в РФ: видимая часть айсберга (в отношении привлеченной ИРС и выехавших на работу за рубеж граждан РФ) Основные недостатки – недоучет некоторых категорий трудовых мигрантов (граждане Белоруссии) отсутствие выделения первичных и повторных разрешений на право трудовой деятельности отсутствие информации о продолжительности контракта и сезонных колебаниях численности ИРС 2003 – выданных разрешений на работу в РФ, оценка численности незаконных мигрантов на территории РФ – 2- 5 млн.

Таблицы, характеризующие трудовую миграцию ПРИВЛЕЧЕННАЯ ИРС I. Половозрастной состав иностранных граждан II. Численность иностранных граждан по странам происхождения III. Распределение иностранных граждан по отраслям экономики и странам происхождения IV. Распределение численности иностранных граждан по форме привлечения на территорию Российской Федерации V. Распределение численности иностранных граждан по формам трудоустройства на территории Российской Федерации VI. Распределение иностранных работников по отраслям экономики ЗАНЯТОСТЬ ГРАЖДАН РФ ЗА РУБЕЖОМ I. Половозрастной состав российских граждан, выехавших на работу за границей II. Численность российских граждан, по странам приема, уровню образования, продолжительности профессиональной деятельности, предусмотренной в контрактах и договорах подряда III. Численность российских граждан, выехавших на работу за границей, по категориям занятости IV. Распределение российских граждан, выехавших на работу за границей, по видам деятельности V. Профессиональный состав российских граждан, выехавших на работу за границей

Публикуемые Федеральной Пограничной службой сведения – распределение иностранцев по целям поездки и странам выезда и выезда Страна 2002 Цель поездки) Служеб-ная ТуризмЧастная ПМЖ Транзит Обслуж. Персонал ВСЕГО Всего въехало Граждане : Стран СНГ и Балтии Белоруссии Казахстана… Других стран

Данные Федеральной пограничной службы о числе въездов и выездов иностранных граждан, млн. человек Въезд18,921,221,623,322.5 Выезд14,317,918,720,920.6 Зазность4,53,32,92,41,9

Разность между числом прибывших в Российскую федерацию и выбывших за ее пределы иностранных граждан и лиц без гражданства по странам выхода и выезда по данным Федеральной пограничной службы. (человек). Pseudo Net migration in exchange with developed countries, RF Federal border service data (persons) Великобритания Германия США Финляндия Франция Швеция Япония

Центральный банк данных по учету иностранных граждан.Этапы создания. Этап 1 Данные МВД 1.Учет въезда-выезда иностранных граждан на основе миграционных карт 2.Учет беженцев 3.Учет трудовых мигрантов (оформление разрешительных документов) Этап 2 Данные МВД 4.Данные паспортно-визовых служб о выданных иностранным гражданам приглашений и регистрации по месту пребывания 5.Данные информационного центра МВД о преступлениях, совершенных иностранцами и в отношении иностранцев Этап 3 Данные других ведомств 6.Федеральной пограничной службы 7.Министерства иностранных дел (статистика виз и приглашений) 8.Министерства по налогам и сборам 9.Таможенной службы 10.Других ведомств, собирающих данные об иностранцах Этап 4 Обмен и распространение информации (регламент не определен)

Что надо принимать во внимание предлагая введение новых систем сбора данных или реформу старых? Основные соображения: Возможность повсеместно новую систему сбора данных или изменить существующую. Затраты, связанные этим процессом. Состояние национальной законодательной базы в этой области. Готовность или способность населения воспринять новые системы сбора данных. Интерес со стороны властей (новые системы не будут созданы, пока они не будут востребованы для административных нужд) (Poulain M., Perrin N. Is the measurement of international migration flows improving in Europe? GeDAP- Universite Catholique de Louvain, May ?, p.15) Еще одно важное соображение - Готовность персонала, ответственного за сбор и обработку данных, работать в новых условиях.

Причины сложившейся ситуации в области учета миграции Объективные и субъективные Отсутствие в РФ традиций учета международной миграции Постоянное отставание нормативной и институциональной базы учета от требований изменяющейся миграционной и геополитической обстановки, Отсутствие эффективной системы контроля качества сбора и обработки данных Проблема финансовых, технических и кадровых ресурсов в области сбора и обработки данных о миграции Отсутствие координации в деятельности ведомств, ведущих различные системы учета международной и внутренней мобильности населения. Инерционность мышления некоторых лиц, принимающих решения в области учета мигрантов, непонимание того обстоятельства что статистика миграции не ведомственное, а общегосударственное дело, игнорирование мнения гражданских специалистов в вопросах статистики миграции

Каковы возможные и реальные последствия сложившейся ситуации? Существующие системы сбора данных о миграции, скорее всего не дают объективной информации для измерения величины потоков, описания их структуры и, тем более – для анализа причинно-следственных связей. Incompetent interpretation of data creates conditions for speculations on irregular migration problem and influence public opinion. It is one of the main reasons of limiting and suppressive approaches in RF migration policy. Lack of reliable statistical information leaves migration policy without correct landmarks, causes growth of its costs and risks.

Какие меры необходимы для решения проблем статистики миграции в России? 1)Пересмотр законодательства в области сбора, обработки и использования информации о мигрантах. 2)Изменение критериев идентификации мигрантов, включение в статистическое наблюдение всех долгосрочных мигрантов, независимо от гражданства. Определение методики исключения двойного счета мигранта при смене статуса. 3)Создание Центрального банка данных по учету иностранцев должно обсуждаться с потенциальными пользователями. 4)Проблемы качества данных о миграции должны профессионально обсуждаться в рамках диалога между представителями ведомств, собирающих данные и пользователями. 5)Методики сбора статистической информации о мигрантах различных категорий, учитываемых разными ведомствами, также должны публиковаться в открытых источниках. 6)Неоправданные ограничения доступности данных должны быть пересмотрены и сняты. 7)Следует обсудить возможность проведения масштабных выборочных обследований для решения наиболее сложных вопросов анализа миграции.

Почему вопрос качества статистики миграции так важен? Миграционная политика любого государства должна вырабатываться с учетом определенных количественных ориентиров. Без надежных статистических данных о величине потоков, их направлениях и составе нельзя понять, какими будут цели и объемы работы по управлению миграцией, очень трудно обосновать затраты и оценить возможный результат предпринимаемых шагов.

Additional materials

Foreign migration in RF (Goskomstat data, persons) In-migration Out-migration Net-migration

Migrations between Russia and former Soviet Republics (source-M.Denissenko)

Underestimation of migration by Federal statistics. Pattern of total amount of educational migration. (1000 persons).