«Особенности функционирования и развития государственных (муниципальных) образовательных учреждений в условиях изменения правового статуса» Всероссийский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об изменении правового положения государственных и муниципальных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ.
Advertisements

Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономикиИнститут финансово-экономического мониторингаИнститут.
Наблюдательный совет автономного государственного (муниципального) учреждения 1. Компетенция наблюдательного совета 4.2. Состав и порядок деятельности.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
АО ИППК РО Наблюдательный совет автономного образовательного учреждения является коллегиальным органом государственно-общественного управления АУ,
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
1 Население Государство (и муниципалитеты) Организации бюджетной сферы Функции Услуги как осуществлять контроль? 1.установление прав организаций; 2.установление.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
МИФЫ об АУ К.э.н., доцент Сандакова Н.Ю. Восточно-Сибирский государственный технологический университет.
Управление автономным учреждением Клишина М.А., эксперт проекта.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
( утверждено постановлением Правительства области от п )
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Хозяйственная деятельность муниципальных образований Муниципальные учреждения.
О подходах к созданию автономных учреждений Клишина М.А. Эксперт субпроекта.
Из опыта работы. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОУ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Транксрипт:

«Особенности функционирования и развития государственных (муниципальных) образовательных учреждений в условиях изменения правового статуса» Всероссийский семинар-тренинг октября 2011 г. г. Челябинск

Ключевые вопросы создания АУ 1.Кто учредитель АУ? 2.Кто руководитель АУ? 3.Кто члены наблюдательного совета АУ? 4.Какие услуги будет оказывать АУ в настоящий момент и в перспективе? 5.Какое государственное/муниципальное имущество будет закреплено за АУ? Какое имущество будет отнесено к особо ценному движимому имуществу? 6.Какое задание от учредителя будет получать АУ? 7.Какой будет размер субсидии?

1.Доля внебюджетных поступлений по оказываемым услугам 10-15% 2.Возможность расширения спектра услуг, оказываемых за плату, не относящихся к государственным гарантиям. 3.Возможность привлечения грантовых и спонсорских средств на осуществление деятельности. 4.Возможность привлечения кадров более высокой квалификации для улучшения качества услуг. 5.Наличие свободных (резервных) помещений. 6.Масштабы районов на территории, которых оказываются услуги. 7.Оптимальное соотношение бюджетных учреждений и автономных учреждений для населенных пунктов различных масштабов.

Критерий Наличие (да / нет) 1.Качество менеджмента в управлении финансами 1.1 Наличие активного, грамотного руководителя 1.2 Налаженные системы управленческого, бухгалтерского, налогового учета 1.3 Отсутствие просроченной задолженности за 3 предшествующих года 1.4 Оказание учреждением платных услуг 1.5 Наличие системы контроля качества оказания услуг

2.Экономический потенциал учреждения Наличие (да / нет) 2.1 Высокая доля доходов от платных услуг в доходах учреждения 2.2Возможность расширения спектра платных услуг 2.3 Возможность привлечения благотворительных взносов, грантовых и спонсорских средств 2.4 Платежеспособный спрос населения на платные услуги и возможность его роста 2.5 Наличие неиспользуемого имущества, в том числе сдаваемого в аренду

3. Социальная значимость услуг учреждения и оценка перевода собственником Наличие (да / нет) 3.1 Низкая социальная значимость услуг, оказываемых населению 3.2Минимальный риск сокращения спроса на услуги 3.3 Наличие предложений об оказании аналогичных платных услуг со стороны коммерческих организаций 3.4 Отсутствие жесткой привязки услуг учреждения к узкой клиентской группе 3.5 Отсутствие ограничений со стороны других клиентских групп

4. Положение учреждения на рынке и его взаимодействие с заинтересованными сторонами Наличие (да / нет) 4.1 Конкурентные преимущества учреждения, выраженные в специализации, уникальных технологиях 4.2 Известность и авторитет учреждения среди потребителей 4.3Прозрачности экономики учреждения 4.4 Хорошие отношения с заинтересованными (органы власти, бизнес – сообществом, общественными организациями) 4.5 Наличие гибкости в управлении персоналом (возможности сокращения и набора сотрудников)

Если по четырем критериям из четырех преобладают ответы «да»- перевод желателен, Если по трем критериям из четырех преобладают ответы «да» - перевод возможен, Если по двум критериям из четырех преобладают ответы «да» - перевод возможен, но опасен, Если по трем критериям из четырех преобладают ответы «нет» - перевод нежелателен.

Последовательность действий и необходимые документы (1) 1.Принятие нормативных правовых документов уровня собственника имущества АУ. 2.Получение согласия существующего БУ (если АУ создается путем изменения типа существующего муниципального/государственного учреждения) – протокол общего собрания трудового коллектива или, если высший коллегиальный орган управления не предусмотрен уставом учреждения, решение руководителя. 3.Подготовка предложения учредителя о создании АУ путем изменения типа существующего муниципального/государственного учреждения, согласование этого предложения с органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным/муниципальным имуществом (если АУ создается путем изменения типа существующего муниципального/государственного учреждения).

Последовательность действий и необходимые документы (2) 4.Принятие распорядительного документа учредителя: – о создании АУ (создании АУ путем изменения типа существующего государственного/муниципального учреждения); – о сроке начала функционирования АУ; – о назначении учредителя АУ; – о назначении руководителя АУ; – о перечне закрепляемого за АУ государственного/муниципального имущества, в том числе перечне имущества, отнесенного к особо ценному движимому имуществу; – о составе наблюдательного совета АУ и порядке изменения его состава; – о сроках подготовки и регистрации устава АУ (изменений в уставе государственного/муниципального учреждения в связи с изменением его типа); – при изменении типа существующего государственного/муниципального учреждения – о поручении руководителю АУ или другому должностному лицу уведомить об изменении типа учреждения орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, а после внесения этим органом в единый реестр юридических лиц записи о начале процедуры изменения типа, опубликовать в СМИ уведомление о проведении этой процедуры (дважды с периодичность один раз в месяц); – при изменении типа существующего государственного/муниципального учреждения – о действиях по внесению изменений в региональный/местный бюджет, необходимых для работы учреждения в качестве АУ, если начало работы учреждения в качестве АУ не совпадает с началом очередного финансового периода.

Последовательность действий и необходимые документы (3) 5.Подготовка, утверждение учредителем и регистрация устава АУ (изменений в устав существующего государственного/муниципального учреждения). 6.Заключение учредителем трудового договора с назначенным руководителем АУ. 7.Формирование задания учредителя для АУ. 8.Расчет размера субсидии на выполнение задания и определение графика ее перечисления. 9.Утверждение учредителем задания, размера субсидии, графика ее перечисления. 10.Открытие АУ расчетного счета в кредитном учреждении. 11.Создание административно-хозяйственных внутренних документов АУ (положение об оплате труда, штатное расписание и т.д.), внесение необходимых изменений в трудовые, гражданско- правовые и прочие договоры, заключенные АУ.

П.4 ст.5 Закона 174-ФЗ Получение согласия государственного или муниципального учреждения (коллегиального органа учреждения) Решение трудового коллектива учреждения, протокол заседания коллегиального органа учреждения (ученого совета и т.д.) ОснованиеДействие 1 Результирующий документ

П. 10 Приказа Минэконом- развития РФ 261 Проведение аудиторской проверки получения заключения об имуществе учреждения на последнюю отчетную дату Акт аудиторской проверки организации. ОснованиеДействие 2 Результирующий документ

П. 5 Приказа 261 Проведение исследований об оценке доступности предоставляемых услуг населению Отчет о результатах проверки, информация из которого указывается в предложении о преобразовании. Основание Действие 3 Результирующий документ

П. 4 Приказа 261 Оценка последствий: для потребителей услуг государственного (муниципального учреждения) для работников существующего государственного или муниципального учреждения и их семей для бюджета соответствующего уровня Отчет о результатах проверки, информация из которого указывается в предложении о преобразовании. Основание Действие 4 Результирующий документ

Ст.7 закона 174-ФЗ Формирование проекта Устава АУ Предложения структурных подразделений бюджетного учреждения. ОснованиеДействие 5 Результирующий документ

Постановление 325 Формирование предложения о создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения Предложения структурных подразделений бюджетного учреждения + заполненный проект предложения по форме ОснованиеДействие 6 Результирующий документ

Ст.5 Закона 174-ФЗ Принятие решения о создании АУ Решение Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации МО о создании АУ Основание Действие 7 Результирующий документ

Статья 6 Закона 174-ФЗ Заключение контракта с руководителем образованного АУ Контракт с руководителем АУ в соответствии с трудовым кодексом Основание Действие 8 Результирующий документ

Постановление Правительства РФ 439 от Регистрация учредительных документов вновь созданного юридического лица Учредительные документы Основание Действие 9 Результирующий документ

Гражданский кодекс РФ ст. 48 Открытие счета в банке или иной кредитной организации Договор с банком на ведение счета Основание Действие 10 Результирующий документ

Действие 11 Уведомление об изменении реквизитов в территориальные органы Росстата, фондов социального и обязательного медицинского страхования, контрагентам в рамках всех заключенных соглашений

Постановление Правительства РФ 182 от Получение задания на оказание услуг АУ Задание выданное учредителем Основание Действие 12 Результирующий документ

Закрепление за учреждением государственного/муниципального имущества при создании автономного учреждения

Обязанности учредителя при закреплении государственного/муниципального имущества за АУ Имущество, закрепляемое за АУ при его создании, должно быть достаточным для: Обеспечения возможности АУ осуществлять деятельность, предусмотренную уставом. Несения ответственности по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

Возможности учредителя при закреплении государственного/муниципального имущества за АУ 1.Запретить АУ самостоятельно распоряжаться любым закрепленным за ним государственным/муниципальным имуществом – отнести все движимое имущество к особо ценному движимому имуществу. 2.Позволить АУ самостоятельно распоряжаться всем закрепленным за ним государственным/муниципальным движимым имуществом, балансовая стоимость которого не превышает 500 тысяч рублей – не относить его к особо ценному движимому имуществу. 3.Позволить АУ самостоятельно распоряжаться отдельным закрепленным за ним государственным/муниципальным движимым имуществом, балансовая стоимость которого не превышает 500 тысяч рублей – отнести к особо ценному движимому имуществу только часть такого имущества. 4.Запретить АУ распоряжаться «заработанным» имуществом без разрешения наблюдательного совета, минимизировав размер «крупной сделки» при утверждении устава АУ.

Особенности распоряжения автономным учреждением своим имуществом

Степень свободы АУ в распоряжении своим имуществом 1.АУ может распоряжаться только с согласия учредителя: Недвижимым имуществом, закрепленным за ним учредителем, или приобретенным на средства, выделенные учредителем. Особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным на средства, выделенные учредителем. 2.АУ может свободно распоряжаться любым другим имуществом за исключением «сделок с заинтересованностью» и «крупных сделок».

Свобода - это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий… …быть свободным - значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. Какое великое благо такая свобода ! Жан де Лабрюйер ( французский писатель, сатирик-моралист, XVII в.)

Имущество АУ и реестр государственного/ муниципального имущества 1.Собственником имущества АУ (любого!) является государство или муниципалитет. 2.Любые операции с имуществом АУ должны отражаться в реестре государственного/муниципального имущества.

Управление автономным учреждением: органы и структура

Органы управления автономным учреждением 1.Формальные органы управления: Наблюдательный совет АУ. Руководитель АУ. Иные органы управления, предусмотренные федеральными законами и уставом АУ (ученый совет, общее собрание трудового коллектива и др.). 2.Неформальные органы: Учредитель АУ.

Структура управления АУ Учредитель АУ Руководитель АУ Наблюдательный совет Назначение Рекомендации Указания по отдельным вопросам Отчеты Планы и предложения Утверждение состава, участие в работе

Наблюдательный совет автономного учреждения Представители: учредителя ОИВ (МСУ), управляющих имуществом, общественности, иных ОИВ (МСУ), работников АУ Количественные ограничения числа представителей в НС: От 5 до 11 членов НС Представителей ОИВ (МСУ) – более 1/3 Представителей работников – менее 1/3 Представителей общественности – не менее 1 Всего 5 членов НС: От 2 представителей ОИВ (МСУ) – учредителя и управляющего имуществом Не менее 1 от общественности Не более 1 от работников Всего 11 членов НС: От 4 представителей ОИВ (МСУ) – учредителя и управляющего имуществом +иные Не менее 1 от общественности Не более 3 от работников

Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения Дает рекомендации: по предложениям о внесении изменений в устав АУ по предложениям о создании, ликвидации филиалов, об открытии и закрытии представительств по предложениям о реорганизации или ликвидации АУ по предложениям об изъятии имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления по предложениям об участии АУ в других юридических лицах по предложениям о совершении сделок с недвижимым и ОЦДИ Дает заключения: по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности АУ по предложениям о выборе кредитных организаций, в которых АУ может открыть банковские счета Принимает решения: по предложениям о совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью; по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждению аудиторской организации Утверждает: проекты отчетов о деятельности АУ и об использовании его имущества, об исполнении плана ФХД, годовую бухгалтерскую отчетность

Доходы автономного учреждения

Виды и источники доходов АУ Вид доходаИсточник дохода Субсидия на выполнение задания учредителя Учредитель Муниципальный или государственный заказ Органы государственной власти и местного самоуправления (включая учредителя), внебюджетные государственные фонды Доход от сдачи в аренду имуществаЮридические лица и физические лица Доход от платных услугЮридические лица и физические лица Имущество, полученное в рамках программ развития АУ Учредитель Инвестиционные доходы и банковские проценты Юридические лица

Распоряжение АУ своими доходами 1.Доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение на уставные цели. 2.Ограничения в распоряжении АУ своими доходами, накладываемые ФЗ «Об автономных учреждениях»: – Крупные сделки – требуется разрешение наблюдательного совета. – Сделки с заинтересованностью – требуется разрешение наблюдательного совета. – Оплата труда руководителя АУ – определяется трудовым договором между учредителем и руководителем АУ.

Особенности трудовых отношений в автономном учреждении, особенности оплаты труда сотрудников

Персонал АУ 1.Штатное расписание АУ определяется и утверждается руководителем АУ. 2.Учредитель может формально влиять на численность и состав персонала АУ через свое задание, определяя требования к качеству и порядку оказания услуг.

Виды договоров с персоналом 1.Трудовые договоры. 2.Гражданско-правовые договоры. 3.Число сотрудников, с которыми заключены трудовые договоры, может быть минимизировано по усмотрению руководителя АУ при соблюдении требований трудового законодательства, предъявляемых к заключению гражданско-правовых договоров.

Оплата труда штатных сотрудников АУ 1.Размер оплаты труда штатных сотрудников АУ, порядок оплаты и ее размер регулируются распорядительными документами руководителя АУ в соответствии с уставом АУ, трудовым законодательством и финансовыми возможностями АУ. 2.При определении размера оплаты труда штатных сотрудников АУ должны учитываться требования, предъявляемые к размеру оплаты труда сотрудников «муниципальных и государственных учреждений» независимо от их типа. 3.Размер оклада руководителя АУ, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты определяются учредителем в трудовом договоре с руководителем АУ.

Ответственность и отчетность автономного учреждения, внешний контроль за деятельностью

Ответственность АУ 1.Выполнение задания учредителя. 2.Соблюдение требований законодательства об автономных учреждениях и другого действующего законодательства (трудового, налогового, санитарного и т.д.).

Отчетность АУ 1.Отчетность перед учредителем за выполнение его задания. 2.Отчетность перед налоговыми органами. 3.Отчетность перед органами государственной статистики. 4.Отчетность перед обществом Регулярная отчетность перед наблюдательным советом. Ежегодная публикация в СМИ отчета о своей деятельности и об использовании закрепленного государственного или муниципального имущества. Обеспечение открытости и доступности своих управленческих документов, в том числе плана финансово- хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности.

Внешний контроль за деятельностью АУ 1.Контроль учредителя: Контроль за выполнением задания – в порядке, определенном в задании. Контроль за выполнением положений устава – через участие в работе наблюдательного совета. 2.Контроль иных контролирующих органов за соблюдением хозяйствующими субъектами действующего законодательства – налоговой инспекции, Роспотребнадзора, антимонопольной службы и т.д.

Реорганизация автономного учреждения и изменение его типа Автономное учреждение может быть реорганизовано в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме: 1) слияния двух или нескольких автономных учреждений; 2) присоединения к автономному учреждению одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности; 3) разделения автономного учреждения на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности; 4) выделения из автономного учреждения одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности Автономное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни.

Бюджетное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом: Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; Органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; Органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Реорганизация автономного учреждения и изменение его типа

Ликвидация автономного учреждения Автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации. Требования кредиторов ликвидируемого автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть обращено взыскание. Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения.

Дополнительная информация

Планируемые содержательные изменения в ФЗ «Об автономных учреждениях», связанные с «совершенствованием правового положения ГУ и МУ» (1) 1.Будет невозможно создавать АУ «в иных сферах». 2.Согласие учредителя на внесение АУ своего имущества в уставный капитал других юридических лиц будет касаться только недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем. 3.«Программы развития АУ» заменяются «мероприятиями, направленными на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем». Финансовое обеспечение учредителем выполнения задания должно будет учитывать эти мероприятия. 4.При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения необходимо будет помимо прочего обеспечивать для граждан сохранение доступа к культурным ценностям, права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. 5.На уровне собственника имущества АУ не нужно будет определять порядок подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных или муниципальных учреждений. 6.В наблюдательном совете АУ число представителей государственных органов и органов МСУ не должно будет превышать одну треть, из них не менее половины должно будет быть представителями учредителя АУ.

Планируемые содержательные изменения в ФЗ «Об автономных учреждениях», связанные с «совершенствованием правового положения ГУ и МУ» (2) 7.У участвующего в заседаниях наблюдательного совета руководителя АУ появится совещательный голос. 8.Полномочия члена наблюдательного совета, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, смогут быть прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления. 9.По предложению руководителя АУ об участии АУ в других юридических лицах, в том числе о внесении имущества в уставный капитал других юридических лиц в качестве учредителя или участника наблюдательный совет должен будет давать «заключение», а не «рекомендацию». 10.АУ можно будет превратить не только в бюджетное, но и казенное учреждение. 11.Можно будет изменять тип существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. 12.АУ нельзя будет работать по упрощенной системе налогообложения и единому сельскохозяйственному налогу.

Пути повышения эффективности использования имущества автономных образовательных учреждений