Профессиональные стандарты как основа подготовки квалифицированных кадров. Международный опыт О.Н. Олейникова д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные подходы к разработке профессиональных стандартов А.А. Муравьева к.ф.н. Эксперт Центра изучения проблем профессионального образования.
Advertisements

Как наилучшим образом согласовать профессиональные и образовательные стандарты с учётом приоритетного параметра трудоустройства? О.Крыжановская, к.м.н.,
Проект по разработке национальных рамок квалификаций в странах СНГ А.А. Муравьева, К.ф.н., ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах ЕС Центр изучения проблем профессионального образования.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Цель государства – общественная безопасность Защита прав человека; Защита прав человека; Безопасность жизни; Безопасность жизни; Социальная защита; Социальная.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Центр добровольной сертификации.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Принципы формирования национальной системы квалификаций О.Н. Олейникова Д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального образования Россия, Москва.
Транксрипт:

Профессиональные стандарты как основа подготовки квалифицированных кадров. Международный опыт О.Н. Олейникова д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального образования

2 Поведение работодателей. Международные тенденции Помимо лоббирования собственных интересов: участие в разработке: участие в разработке: квалификационных требований квалификационных требований профессиональных стандартов (ПС)/профилей профессий профессиональных стандартов (ПС)/профилей профессий стандартов профессионального образования и обучения (ПОО) стандартов профессионального образования и обучения (ПОО) механизмов взаимного признания квалификаций и обеспечения их прозрачности механизмов взаимного признания квалификаций и обеспечения их прозрачности участие в прогнозировании и анализе спроса участие в прогнозировании и анализе спроса инициирование обновления профессиональных стандартов инициирование обновления профессиональных стандартов

3 Поведение работодателей. Международные тенденции Работодатели: Работодатели: определение приоритетов обучения на рабочем месте; определение приоритетов обучения на рабочем месте; участие в формировании государственной политики и принятии решений в области ПОО участие в формировании государственной политики и принятии решений в области ПОО

4 Общие тенденции Объединение работодателей для: Объединение работодателей для: согласованного формулирования требований к содержанию и качеству труда (ПС) и профессиональному образованию и обучению (образовательным стандартам – ОС) согласованного формулирования требований к содержанию и качеству труда (ПС) и профессиональному образованию и обучению (образовательным стандартам – ОС) Формы объединения работодателей: Формы объединения работодателей: Национальные Национальные Отраслевые (в зависимости от традиций и модели государственного регулирования) Отраслевые (в зависимости от традиций и модели государственного регулирования) Профессиональные стандарты: Профессиональные стандарты: формулируются как результаты обучения формулируются как результаты обучения основаны на анализе трудовой деятельности основаны на анализе трудовой деятельности описывают компетенции, необходимые для ее выполнения описывают компетенции, необходимые для ее выполнения

5 Общие тенденции Государство: заинтересовано в повышении конкурентоспособности национальной экономики, поэтому: заинтересовано в повышении конкурентоспособности национальной экономики, поэтому: контролирует развитие ПОО, основанного на требованиях рынка труда контролирует развитие ПОО, основанного на требованиях рынка труда содействует разработке профессиональных стандартов содействует разработке профессиональных стандартов

6 Необходимость профессиональных стандартов Согласованные требования к качеству труда: Согласованные требования к качеству труда: повышение качества и производительности повышение качества и производительности повышение качества подготовки работников в системе ПОО повышение качества подготовки работников в системе ПОО развитие обучения на производстве развитие обучения на производстве повышение квалификации действующих работников повышение квалификации действующих работников

7 Форматы взаимодействия для разработки профессиональных и образовательных стандартов. Нидерланды 22 Национальные организации по профессиональному образованию и обучению с участием представителей: 22 Национальные организации по профессиональному образованию и обучению с участием представителей: промышленности и бизнеса Конфедерации профсоюзов Нидерландов системы образования. Задачи: Задачи: формирование профессиональных профилей и образовательных стандартов

8 Форматы взаимодействия для разработки профессиональных и образовательных стандартов. Великобритания Отраслевые советы по умениям Отраслевые советы по умениям Агентство по квалификациям и качеству Агентство по квалификациям и качеству Службы, присуждающие квалификации Службы, присуждающие квалификации

9 Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов. Дания Национальные отраслевые комитеты Национальные отраслевые комитеты Консультативный Совет по ПОО: Консультативный Совет по ПОО: с участием социальных партнеров) с участием социальных партнеров) Национальный совет по вопросам обучения (50 отраслевых комитетов) Национальный совет по вопросам обучения (50 отраслевых комитетов)

10 Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов. Германия Отраслевые организации работодателей Отраслевые организации работодателей «Компетентные организации»: «Компетентные организации»: торгово-промышленные палаты торгово-промышленные палаты отраслевые палаты и т.д. отраслевые палаты и т.д. Земельные комитеты по профессиональному обучению Земельные комитеты по профессиональному обучению Федеральный институт профессионального образования (BIBB) Федеральный институт профессионального образования (BIBB)

11 Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов. Франция 21 Консультативная профессиональная комиссия по основным секторам экономики 21 Консультативная профессиональная комиссия по основным секторам экономики Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением Бюро партнерства со сферой труда и консультативными профессиональными комиссиями при Минобре Бюро партнерства со сферой труда и консультативными профессиональными комиссиями при Минобре

12 Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов. США В соответствии с Федеральным Законом 1994 г. «О профессиональных стандартах» создан Национальный Совет по профессиональным стандартам: В соответствии с Федеральным Законом 1994 г. «О профессиональных стандартах» создан Национальный Совет по профессиональным стандартам: отвечает за формирование требований к образовательным стандартам отвечает за формирование требований к образовательным стандартам ПС основываются на описании трудовых функций ПС основываются на описании трудовых функций 16 областей профессиональной деятельности, по которым разрабатываются ПС 16 областей профессиональной деятельности, по которым разрабатываются ПС

13 Разработка профессиональных стандартов На основе: На основе: мониторинга и анализа развития отрасли мониторинга и анализа развития отрасли опросов опросов консенсуса относительно предъявляемых требований консенсуса относительно предъявляемых требований Профессиональные стандарты могут: Профессиональные стандарты могут: утверждаться государством (Великобритания), как отдельный документ утверждаться государством (Великобритания), как отдельный документ утверждаться структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании ОС и программ обучения (Германия, Франция, Нидерланды). утверждаться структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании ОС и программ обучения (Германия, Франция, Нидерланды). (ОС подлежат утверждению на государственном уровне). (ОС подлежат утверждению на государственном уровне).

14 Разработка профессиональных стандартов Требует наличия: Требует наличия: инициативы, исходящей от государства или отрасли инициативы, исходящей от государства или отрасли группы экспертов: группы экспертов: представители отрасли, исследователи, представители профсоюзов представители отрасли, исследователи, представители профсоюзов разрабатывают проект профессиональных стандартов разрабатывают проект профессиональных стандартов финансирования финансирования как правило, разработка ПС финансируется государством как правило, разработка ПС финансируется государством

15 Процесс разработки и обновления профессиональных стандартов План по стандартам Исследования Утверждение Доработка стандартов Консультации в отрасли Разработка стандартов Функциональная карта Сбор данных о состоянии отрасли Группы экспертовУтверждение

16 Методики разработки ПС Общие положения: ПС (occupational standard/occupational profile) – подробное описания требований к основным функциям, выполняемым работниками ПС (occupational standard/occupational profile) – подробное описания требований к основным функциям, выполняемым работниками Карточка профессии (occupational description) – краткое описание профессии) Карточка профессии (occupational description) – краткое описание профессии)

17 Методики разработки ПС Общие положения: - Необходимость согласования различных систем классификаций профессиональной деятельности Пример – США: Справочник наименований профессий – единиц Справочник наименований профессий – единиц Стандартная классификация профессий – единиц. Принята за основу при разработке ПС Великобритания – разработка ПС по областям профессиональной деятельности, определенных работодателями. Затем – формальная привязка к международным и национальным классификаторам

18 Методики разработки ПС Общие принципы данные сферы труда – ПС – стандарты оценки – образовательные стандарты – программы обучения данные сферы труда – ПС – стандарты оценки – образовательные стандарты – программы обучения

19 Методики разработки ПС Анализ должностных обязанностей (с 1911 г.). Анализ должностных обязанностей (с 1911 г.). Анализ задач, решаемых на конкретном рабочем месте. Анализ задач, решаемых на конкретном рабочем месте. Способ – наблюдение за деятельностью на рабочем месте. Способ – наблюдение за деятельностью на рабочем месте. Удобен в условиях массового производства, характерного для индустриального общества. Продолжает использоваться в отраслях, наименее подверженных изменениям.

20 Методики разработки ПС DACUM – (1997 г.) - выявление профессиональных задач, решаемых в трудовой деятельности, и определение требований к знаниям и умениям, поведению работников, необходимых средств труда. DACUM – (1997 г.) - выявление профессиональных задач, решаемых в трудовой деятельности, и определение требований к знаниям и умениям, поведению работников, необходимых средств труда. Способ – мнения группы экспертов. Способ – мнения группы экспертов. Используется как основа для проектирования программ обучения. Используется как основа для проектирования программ обучения.

21 Методики разработки ПС Функциональный анализ Функциональный анализ Последовательное описание профессиональной деятельности с точки зрения функций, необходимых для ее осуществления и обеспечения ее экономической эффективности. Разработан в Великобритании. Принципы ФА используется в: Испании, Ирландии, Германии, Швеции, Португалии, странах Ближнего Востока, Южной Африке. Разработан в Великобритании. Принципы ФА используется в: Испании, Ирландии, Германии, Швеции, Португалии, странах Ближнего Востока, Южной Африке.

22 Методики разработки ПС Функциональный анализ (ФА) Функциональный анализ (ФА) Описывает функции с точки зрения результатов, что делает его особо пригодным для использования при проектировании образовательных стандартов и программ. В основу проведения ФА могут быть положены экспертные данные, полученные в рамках DACUM. В основу проведения ФА могут быть положены экспертные данные, полученные в рамках DACUM. ФА признан наиболее надежным методом из-за ориентации на результат ФА признан наиболее надежным методом из-за ориентации на результат

23 Спасибо за внимание! Центр изучения проблем профессионального образования г. Москва Ул. Гончарная, д.3 стр.1 Офис 43 Тел.: (495) Тел./факс: (495)