Семинар для учителей истории и обществознания Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознания 20 ноября 2009 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕГЭ 2015 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
Advertisements

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О методических особенностях подготовки выпускников XI (XII)
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
ЕГЭ по истории 2010 г.. ИНФОРМАЦИОННЫЕ САЙТЫ – fipi.ru - КИМы – irro.ru - РЦОИ – 66ege.ru – сайт ИРРОпо ЕГЭ (демо-версии, результаты) – mon.gov.ru – сайт.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по ИСТОРИИ.
ЕГЭ 2012 год. Структура КИМ: Часть А - 21 заданий Часть А - 21 заданий Часть В – 12 заданий Часть В – 12 заданий Часть С – 6 заданий Часть С – 6 заданий.
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
ЕГЭ по обществознанию 2010 г.. ИНФОРМАЦИОННЫЕ САЙТЫ – fipi.ru - КИМы – irro.ru - РЦОИ – 66ege.ru – сайт ИРРОпо ЕГЭ (демо-версии, результаты) – mon.gov.ru.
1.Спецификация КИМ для проведения в 2014 г ЕГЭ по обществознанию 2.Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию 3.Методические рекомендации.
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Об изменениях в ЕГЭ по Обществознанию – 2015
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
ГИА по истории 2012/2013. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
ПредметИзменения Математика, биология, иностранные языки, химия, физика Изменений нет Русский язык1. Изменен формат задания А1. 2. Уточнены критерии проверки.
Методическая поддержка ГИА-9 (в новой форме) Презентация по предмету: «Биология» Кобозева О.И., учитель высшей квалификационной категории, отличник народного.
ЕГЭ 2014 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории Методические рекомендации.
Характеристика экзаменационной работы ГИА 2010 года Паневина Г.Н., председатель региональной предметной комиссии Хабаровского края.
Заседание руководителей городских методических объединений руководителей учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений.
Транксрипт:

Семинар для учителей истории и обществознания Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознания 20 ноября 2009 г.

Документы для подготовки к ЕГЭ: Демоверсия 2010 г. Спецификация Кодификатор Интернет сайт Министерства образования ЕГЭ (через программу «Акробат»)

Кодификатор Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ 2010 г. по истории является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе: Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по истории России, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от г. 1089), а также с учетом обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от г. 56).

В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников», т.е. не является объектом контроля.

Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по истории.

Перечень требований к уровню подготовки выпускников (умения, виды познавательной деятельности): 1. Знание дат и периодизации отечественной истории 2. Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса 3. Знание исторических понятий, терминов 4. Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов 5.1 Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов 6.1 Умение извлекать информацию из источника

Спецификация 1. Назначение экзаменационной работы; 2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы; 3. Структура экзаменационной работы; 4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий; 5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности; 6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом; 7. Минимальное количество баллов ЕГЭ;

8. Время выполнения работы; 9. План экзаменационной работы; 10. Дополнительные материалы и оборудование; 11. Условия проведения экзамена (требования к специалистам); 12. Рекомендации по подготовке к экзамену; 13. Изменения в КИМ 2010 г. по сравнению с КИМ 2009 г.; Обобщенный план экзаменационной работы 2010 года по истории России

Структура экзаменационной работы Общее число заданий в экзаменационной работе – 49 Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей.

Структура экзаменационной работы Часть 1 (А) содержит 27 заданий с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике. Каждое задание этой группы оценивается 1 баллом.

Структура экзаменационной работы Часть 2 (В) состоит из 15 заданий с открытым кратким ответом (слово, аббревиатура, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 4 задания – до 2-х баллов каждое, 11 заданий – в 1 балл.

Часть 3 (С) содержит 7 заданий с развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности.

С1–С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов); каждое задание оценивается 2 баллами.

Задание С1 предполагает атрибуцию документа (определение его принадлежности, событий, явлений, личностей, о которых в нем говорится). Задание С2 – разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории России). Задание С3 – выявление и анализ позиции автора, исторических личностей, рассмотрение версий и интерпретаций событий.

С4–С7 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории России, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания.

Задание С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию материала; С5 – анализ исторических версий и оценок; С6 – анализ исторической ситуации; С7 – сравнение. Задания С4, С6, С7 оцениваются 4 баллами (задание С7 представлено двумя частями: С7.1 – определение общих характеристик, С7.2 – установление различий. Каждая из частей оценивается в 2 балла, что в сумме составляет 4 балла), задание С5 – 3 баллами.

Распределение заданий по уровню сложности Задания располагаются по принципу нарастания от простых в части 1 (А) к наиболее сложным в части 3 (С). Часть 1 (А) содержит все задания базового уровня. В части 2 (В) все задания – повышенного уровня, в части 3 (С) все задания – высокого уровня сложности.

Примерный интервал выполнения заданий Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60%–90%, 17 – 25 заданий), П – повышенный (40%–60%, 6 – 9 заданий), В –высокий (менее 40%, менее 3 заданий).

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

В свидетельство о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы выставляются баллы, подсчитанные по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ только при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.

Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 210 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: 1) для каждого задания части 1 (А) – 1–3 минуты; 2) для каждого задания части 2 (В) – 2–3 минуты; 3) для каждого задания части 3 (С) – 8–20 минут.

Изменения в КИМ 2010 г. по сравнению с КИМ 2009 г. 1.Сокращается до 27 число заданий базового уровня сложности за счет исключения заданий на группировку (А7, А16, А22, А30 в КИМ 2009 г.), на знание дат по разделу XVII–XVIII вв. (А5 в КИМ 2009 г.). 2.Задание А1 на знание дат в КИМ 2009 г. относилось к разделу курса VIII – нач. XVII вв., в КИМ 2010 г. оно представлено на разделы VIII – нач. XVII вв., XVII–XVIII вв. 3.Задание А26 на умение извлекать информацию из источника (А31 в КИМ 2009 г.) представлено по периоду 1945–2009 гг. (в КИМ 2009 г. – по периоду 1945–1991 гг.).

4. Задание А27 по периоду 1992– 2009 гг. может проверять разные виды базовых знаний и умений (знание дат, фактов, понятий, причин и следствий соотнесение фактов и единичных явлений), что позволит расширить комплекс знаний по истории современной России, проверяемых в ЕГЭ.

5. Увеличивается до 15 число заданий повышенного уровня сложности путем распространения существующих типов заданий части 2 (В) на все периоды истории России. В КИМ ЕГЭ 2010 г. по каждому разделу курса представлены задания на группировку, на систематизацию фактов, понятий, на поиск информации в источнике. Задания на установление последовательности представлены в каждом варианте по периодам VIII–XVIII и XIX вв. Еще одно задание на установление последовательности представлено по обобщенному периоду XX в. (В15).

Обобщенный план экзаменационной работы 2010 года по истории России Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60%–90%, 17 – 25 заданий), П – повышенный (40%–60%, 6 – 9 заданий), В –высокий (менее 40%, менее 3 заданий).

Анализ результатов ЕГЭ по истории Часть А – западает до 60 %: Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II. Часть Б – хронология, культура, соответствия. Часть С – Не умеют работать с избыточными источниками; Не могут выделять общее и различное. В будущем возможно в задания ЕГЭ будут включены задания по работе с катрой.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

всего по краю единый государственный экзамен сдали 4505 человек, что составляет 96,88% от общего количества экзаменующихся. В этом году средний тестовый балл по краю превысил общероссийский (56,7) и стал равен 59, причём для выборки выпускников из общеобразовательных школ он составил 59,36 (в 2008 г.- 58,7). Не сдали экзамен 145 человек, что составляет 3,1% всех сдававших обществознание. Это почти в 1,7 раза меньше, чем в среднем по России, где доля выпускников, не преодолевших минимальный порог, составила 5,3%

кодификатор Базовый документы. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию. Перечень требований к уровню подготовки выпускников.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий А1–А24 - представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право. В1–В6 - одного уровня сложности, на одни и те же или сходные умения, проверяемые на различных элементах содержания. С1–С9 - в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней (полной) школы (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).

Задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом текста. Задания С1 и С2 преимущественно направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний.

Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, аргументацию и формулировку оценочных суждений, связанных с положениями текста.

С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни; С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

В каждом варианте работы заданиями С1–С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение.

Завершает работу альтернативное задание С9, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Каждая тема- высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса.

Распределение по уровням сложности Уровень сложности Номера заданийЧисло заданий Базовый А1,2,4,5,7,8,9,12,13,14, 16,17,18,20,21,22,23, В1,2,3,5, С1,2 23 Повышенный А3,6,10,11,15,19,24, В4,6 9 Высокий С3,4,5,6,7,8,97

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Задания части 2 оцениваются от 1 (В1, В2) до 2 (В3–В6) баллов. Задания В3–В6 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Задания части 3 оцениваются от двух до четырех / пяти баллов. За правильное выполнение заданий С1, С2, С5, С8 присваивается 2 балла; С3, С4, С6, С7, – 3 балла, С9 – 5 баллов. Максимально возможный балл за всю работу – 59.

Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: 1) для каждого задания части 1 – 1-4 минуты; 2) для каждого задания части 2 – 3-10 минут; 3) для каждого задания части 3 – 5-35 минут.

Изменения в КИМ 2010 г. по сравнению с КИМ 2009 г. 1) Сокращено число заданий с выбором ответа (с 30 до 24). 2) На позиции В1, наряду с заданием на заполнение пропущенного элемента схемы, вводится задание на заполнение пропущенного элемента таблицы.

3) Введено новое задание С8, предполагающее составление плана развернутого ответа по определенной теме обществоведческого курса. 4) Мини-сочинение, находившееся ранее на позиции С8, перенесено на позицию С9.

Некоторые задания части «В», вызвавшие затруднения учащихся Проверяемые уменияПроверяемые элементы содержания В1 Умение анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (задание со схемой) Типы мировоззрения Основные признаки семьи Юридические, Стадии движения продукта(производство, распределение, обмен, потребление) Цели науки В2 Называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия Тематика текстов: Рыночная экономика Парламентская республика Социальная психология Культура Органы местного самоуправления

5) Введена новая схема оценивания задания С9 (мини- сочинения), построенная как система критериев, и увеличен до 5-ти баллов максимальный балл за его выполнение. 6) А1 – 24 нет темы «Духовная культура»

Рекомендации: Определить внутри каждой темы круга вопросов для обязательного повторения; Вычленить вопросы для беседы в целях актуализации и закрепления раннее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания); Отработать по теме, разделу типовые задания базового и повышенного уровня; Привлечь внимание учащихся к наиболее сложным проблемам курса; Познакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов.

Рекомендации: Отрабатывать задания на анализ двух суждений (С 4, С 6, С 8); Упор на понятийный аппарат (словари с 8 по 11 класс, за словарь оценки); Работать с эссе; Рекомендовать родителям пособия с надписью ФИПИ; тестировать детей дома на время.