В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления. а процессы мышления.В.П.Ермаков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Сафронова Наталья 10 класс МБОУ « Звездненская общеобразовательная средняя школа »
Advertisements

1.Введение. 2. Диофант и история диофантовых уравнений.Диофант и история диофантовых уравнений. 3. Теоремы о числе решений уравнений с двумя переменными.
Многочлены. Решение олимпиадных задач по теме «Многочлены» Выполнила ученица 10 класса Б МБОУ лицея 1 Пщегорская Наталья.
Некоторые приемы решения задания С6 ЕГЭ Задача С6 – относительно сложная, поскольку требует нестандартных путей решения. Однако для ее решения не.
/МЕТОД МАЖОРАНТ/ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Применим для задач в которых множества значений левой и правой частей уравнения или неравенства имеют единственную.
Линейное уравнение в целых числах Методическая разработка учителя Поляковой Е. А.
Разложение многочленов на множители. Учебная презентация. Обобщающий урок по теме «Разложение на множители» 7класс.
Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Урок 105 По данной теме урок 1 Классная работа
Уравнения высших степеней.. Методы решения уравнений: Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x) Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением.
МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа 1» Чудаева Елена Владимировна, учитель математики, г. Инсар, Республика Мордовия ПОДГОТОВКА К ЕГЭ.
Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Урок алгебры в 7 классе подготовила : Ханина Марина Федоровна учитель математики МБОУ «Гимназия 1»
Использование ограниченности функций. Пусть множество М - есть общая часть (пересечение) областей существования функций и и пусть для любого справедливы.
Введение Задачи с параметрами давно вошли в практику вступительных экзаменов по математике ведущих учебных заведений Задачи с параметрами давно вошли.
Работа учителя математики Ташкирменской средней школы Лаишевского района РТ Шишковой Х. Д. 1.
Задача С6 Арифметика и алгебра. Подготовили ученицы 10 Г класса Карх Елизавета и Скачкова Анна.
«Метод мажорант» Работа учащихся 11 «А» класса МОУ «Гимназия 5» Барышникова Александра, Барышниковой Виктории Научный руководитель: учитель математики.
XXV фестиваль уроков математики Вас приветствует учитель математики и физики 1 кв. категории Алексеева Олимпиада Васильевна.
Тождественное преобразование, приводящее к произведению нескольких множителей - многочленов или одночленов, называют разложением многочлена на множители.
C1 метод мажорант. Применим для задач в которых множества значений левой и правой частей уравнения или неравенства имеют единственную общую точку, являющуюся.
Решение нелинейных уравнений и систем уравнений в целых числах Дистанционный урок.
Транксрипт:

В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления. а процессы мышления.В.П.Ермаков

изучить различные способы решения уравнений в целых числах. научиться решать диофантовы уравнения, используя имеющиеся алгоритмы. выполнить сопоставительно – аналитическую работу с контрольно – измерительными материалами ЕГЭ и заданий олимпиад разных лет. изучить различные способы решения уравнений в целых числах. научиться решать диофантовы уравнения, используя имеющиеся алгоритмы. выполнить сопоставительно – аналитическую работу с контрольно – измерительными материалами ЕГЭ и заданий олимпиад разных лет. Цели и задачи проекта:

Краткая теоретическая справка. Уравнения вида f(x, y, …) = 0, переменные в котором считаются целочисленными, называются уравнениями в целых числах или диофантовыми уравнениями. Под одним решением неопределенного уравнения понимается совокупность значений неизвестных, которая обращает данное уравнение в верное равенство.

Допустим, в аквариуме живут осьминоги и морские звёзды. У осьминогов по 8 ног, а у морских звёзд – по 5. Всего конечностей насчитывается 39. Сколько в аквариуме животных ? Задача

Решение: Пусть х - количество морских звёзд, у – количество осьминогов. Тогда у всех осьминогов по 8у ног, а у всех звёзд 5х ног. Составим уравнение: 5х + 8у = 39. Заметим, что количество животных не может выражаться нецелым или отрицательным числами. Следовательно, если х – целое неотрицательное число, то и у=(39 – 5х)/8 должно быть целым и неотрицательным, а, значит, нужно, чтобы выражение 39 – 5х без остатка делилось на 8. Простой перебор вариантов показывает, что это возможно только при х = 3, тогда у = 3.

ax + by = c Алгоритм решения в целых числах уравнения вида ax + by = c. 1. Найти наибольший общий делитель чисел a и b: если НОД(a, b) = d>1, и c не делится на d, то уравнение целых решений не имеет. если НОД(a, b) = d>1 и c:d, то 2. Разделить почленно уравнение ax + by = c на d, получив при этом уравнение a 1 x + b 1 y= c 1, в котором НОД(a 1, b 1 ) = 1.

3. Найти целое решение (x 0, y 0 ) уравнения a 1 x + b 1 y= c 1 путем представления 1 как линейной комбинации чисел a и b. 4. Составить общую формулу целых решений данного уравнения: x = x 0 c + bt y = y 0 c - at

Методы решения некоторых нелинейных неопределенных уравнений. Метод разложения на множители Метод испытания остатков Другие методы решения

1. Метод разложения на множители. Задание: Решить уравнение в целых числах y 3 - x 3 = 91. Решение: 1) Используя формулы сокращенного умножения, разложим правую часть уравнения на множители: (y - x)(y2 + xy + x2) = 91 (1) 2) Выпишем все делители числа 91: ± 1; ± 7; ± 13; ± 91 3) Проводим исследование. Заметим, что для любых целых x и y число y 2 + yx + x 2 y 2 - 2|y||x| + x 2 = (|y| - |x|) 2 0, следовательно, оба сомножителя в левой части уравнения должны быть положительными. Тогда уравнение (1) равносильно совокупности систем уравнений: 4) Решив системы, получим: первая система имеет решения (5; 6), (-6; -5); третья (-3; 4),(-4;3); вторая и четвертая решений в целых числах не имеют. Ответ: Уравнение (1) имеет четыре решения (5; 6); (-6; -5); (-3; 4); (-4;3).

2. Метод испытания остатков. Пример. Решить в целых числах x³ - 3y³ - 9z³ = 0 Решение. 1) Очевидно, что решением уравнения будет тройка чисел (0; 0; 0). 2)Выясним, имеет ли уравнение другие решения. Для этого преобразуем уравнение к виду: x³ = 3y³ + 9z³ Так как правая часть полученного уравнения делится на 3, то и левая обязана делится на три, следовательно, так как 3 - число простое, х делится на 3, т.е. х = 3k, подставим это выражение в уравнение (3): 27k 3 = 3y³ + 9z³, откуда: 9k 3 = y³ + 3z³ следовательно, y³ делится на 3 и y = 3m. Подставим полученное выражение в уравнение (4): 9k 3 = 27m³ + 3z³, откуда 3k 3 = 9m³ + z³ В свою очередь, из этого уравнения следует, что z 3 делится на 3, и z = 3n. Подставив это выражение в (5), получим, что k 3 должно делиться на 3. Итак, оказалось, что числа, удовлетворяющие первоначальному уравнению, кратны трём, и сколько раз мы не делили бы их на 3, опять должны получаться числа, кратные трём. Единственное целое число, удовлетворяющее этому условию, будет нуль, т. е. решение данного уравнения (0; 0; 0) является единственным.

Другие методы решения уравнений. При решении следующего уравнения применяется неравенство Коши, справедливое для любых положительных чисел:

Решить в целых числах уравнение Решение: 1) Заметим, что слагаемые в левой части уравнения имеют одинаковый знак, а поскольку их сумма положительна, то каждое слагаемое также положительно. Поэтому к сумме, стоящей слева, применим неравенство Коши, получим: = Откуда, xyz = 1. 2) Исследуем возможные наборы трех целых чисел, которые в произведении дают 1. Это могут быть тройки (1,1,1), (1,-1,-1), (-1,-1,1), (-1,1,-1). Непосредственной проверкой убеждаемся, что каждая из них является решением исходного уравнения. Ответ: (1,1,1); (1,-1,-1); (-1,-1,1); (-1,1,-1).

Решение уравнений в целых числах из Единого Государственного Экзамена (задания С6). Пример 1. Решить в натуральных числах уравнение х+ = Решение: Первое решение. Разложим 10/7 в цепную дробь =1+ Из уравнения х + = получим х + = 1 + и из единственности разложения рационального числа в цепную дробь следует х=1, у=2, z=3.

Второе решение. Преобразуем уравнение х + = 1 + Тогда х - целая, - дробная часть, поэтому Из второго уравнения следует или у + = 2 + откуда x=1, у = 2, z = 3. Ответ: х = 1, у = 2, z = 3.

Пример 2. Решить в натуральных числах уравнение х + y + z = xyz. Решение: Пусть х =< y =< z, тогда х + у + z =< 3z, а так как x + y + z = xyz, то xyz =< 3z или ху =< 3. Если бы х = у = z, то z 3 = 3z или z 2 = 3, что невозможно при целом z. Значит, хотя бы два из чисел х, у, z неравные, поэтому ху < 3, т.е. ху = 2, либо ху = 1. Если ху = 2, то х = 1, у = 2, и из исходного уравнения найдем z =3. Если бы ху = 1, то х = у = 1, и из исходного уравнения получим 2 + z = z, что невозможно. Из найденного уравнения х = 1, у = 2,z = 3 найдем остальные перестановками. Ответ: (1; 2; 3), (1; 3; 2), (2; 1; 3),(2; 3; 1), (3; 1; 2), (3; 2; 1).

Выводы: при решении неопределенных уравнений в целых числах применяются свойства, оценка выражений, входящих в уравнение; выражение одной переменной через другую и выделение целой части дроби; метод разложения многочлена на множители, метод полного перебора всех возможных значений переменных, входящих в уравнение; для линейных уравнений с двумя переменными, т.е. уравнения вида ax+by=c, существует алгоритм решения; диофантовы уравнения встречаются в олимпиадных заданиях, заданиях Единого государственного экзамена развивая логическое мышление, повышая уровень математической культуры, прививая навыки самостоятельной исследовательской работы в математике.

Список используемой литературы: Башмакова, И.Г. Диофант и диофантовы уравнения. – М.: Наука, 1972 Васильев, Н.Б. Задачи Всесоюзных математических олимпиад. – М., Материалы для подготовки к ЕГЭ Ресурсы Интернет