Проблемы социализации воспитанников детского дома и пути их решения Панова Н.В., к.п.н., доцент научный консультант детского дома.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема социализации личности в образовательном процессе Сергеева Т.Ф., начальник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми ЦСР.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Проблема социализации личности в детском доме Выступление на семинаре Соболева О.М., зам. дир по ВР детского дома 23, 2 декабря 2010.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
Социальное проектирование как фактор социализации личности. Сучкова Е.М. заместитель директора по социально- педагогической работе ГУДО «Центр социализации.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Педсовет Тема: Изменение функций современного учителя.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Педагогический совет «Роль ЦДТ в развитии социокультурного пространства района» г. Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР.
Проект положения об организации внеурочной деятельности на базе МОУ «_________» в условиях введения ФГОС НОО.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Транксрипт:

Проблемы социализации воспитанников детского дома и пути их решения Панова Н.В., к.п.н., доцент научный консультант детского дома

«Концепция модернизации российского образования» Модернизация общеобразовательного учреждения предполагает «ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей». Важнейшей задачей воспитания является «формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Общие характеристики современной ценностной системы Степень сформированности Хаотична: переживает трансформацию; в своем новом качестве не сложилась окончательно. Структура Нет единой ценностной системы: сосуществует множество ценностных подсистем, сформировавшихся в соответствии с интересами и потребностями различных социальных групп. Векторы происходящих процессов Единого вектора в динамике ценностных настроений общества нет. На оформление ценностной картины нашего общества влияют: 1. Национально-религиозный плюрализм. 2. Смена поколений: приход молодой генерации, выражающей острый запрос на ценностные ориентиры. 3. Экспансия псевдоисламских ценностей как угроза аутентичности России. Существуют равнозначные по силе, но противоположные по сути ценностные настроения: 1. По принципу современности: модернизация – традиционализация. 2. По принципу национальной ориентированности: русский – западный (нерусский). Проблемные зоны современной ценностной системы 1. Нивелирование авторитета базовых ценностей. 2. Нарастание ценностного разрыва территорий.

Доминирующие ценности 1. Материальное благополучие. 2. Ценность «Я» (индивидуализм). 3. Карьера (самореализация). 4. Семья. 5. Стабильность. 6. Свобода. 7. Уважение к старшим. 8. Бог (вера в Бога). 9. Патриотизм. 10. Долг и честь.

Антиценности 1. Культ денег. 2. Безразличие и индивидуализм. 3. Вседозволенность. 4. Циничный прагматизм. Культ карьеры. 5. Крах семьи. 6. Социальное иждивенчество. 7. Сексуальная распущенность. 8. Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие. 9. Коррупция. 10. Ксенофобия. Место ценностей в России во многом заняли антиценности

«Идеальные» консолидирующие Ценности Труд «трудолюбие»; «профессиональное самовыражение индивида»; «честное, порядочное отношение к своим обязанностям», «добросовестное исполнение своего рабочего долга». Патриотизм «любовь к близким, которые живут в этой стране»; «внимание к согражданам»; «честное отношение к своему государству»; «готовность защищать государство с оружием в руках». Инструменты утверждения патриотизма: 1. Фиксирование внешней угрозы. 2. Актуализация истории российского государства. 3. Представление России как «наднациональной» Родины. Свобода «Свобода в системе ценностей далеко не главная».

Цель воспитания Традиционная педагогика: формализованная передача знаний и социальных норм. Современная парадигма: свободная реализация детьми своих возможностей, умственных и физических данных, открытость для восприятия нового социального опыта, способность сделать осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Определение личности Личность воспитанника рассматривается как идея индивидуальных различий, как процесс развития на протяжении жизни, объясняющая стабильные формы поведения. В качестве базового определения личности используется положение С.Л. Рубинштейна о том, что личность – это прежде всего способность человека занимать определенную позицию.

Определение личности Б.Г. Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Она характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе. Личность – не весь человек, а лишь его социальные качества.

Определение личности Согласно концепции динамической функциональной структуры личности К.И. Платонова, выделяются четыре взаимосвязанных стороны личности (группы качеств): социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек); индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память); биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Одна из главных целей образования Социализация личности воспитанника детского дома, которая рассматривается как процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит.

Современная трактовка социализации личности И.С. Кон: «Это усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, в ходе которого создается конкретная личность».

Фазы жизненного пути человека (по А.В. Петровскому) Детство – адаптация Отрочество - индивидуализация Юность – интеграция

Основные этапы социализации личности: - первичная социализация ребенка; - маргинальная (промежуточная) или псевдоустойчивая социализация – социализация подростка; - устойчивая, целостная социализация, которая знаменует собой переход от юношества к взрослости; - социализация зрелого индивида как активного трудоспособного члена общества; - социализация пожилого человека (переход его на положение третьего поколения в семье, в обществе, выход на пенсию).

Роль сверстников в процессе социализации подростка По мнению польского политолога Е. Вятра, группа сверстников является: - первым форумом, на котором ребенок сопоставляет взгляды, усвоенные в семье, со взглядами других индивидов; - формой игрового взаимодействия, имеющей определенные социальные черты.

Факторы социализации макрофакторы; мезофакторы; микрофакторы.

Макрофакторы космос; планета; мир в целом; страна, общество, государство

Мезофакторы социально-экономическое развитие региона ментальные особенности этноса тип поселения национально-культурные традиции принятые нормы поведения

Микрофакторы учебно-воспитательный процесс социальное содержание образования школьный и классный коллективы неформальные группы учащихся школьные молодежные объединения и отряды кружки, создающие социально- психологическую атмосферу сеть межличностных отношений личность педагога характер и стиль взаимоотношений между учителями и учениками духовные традиции школьной жизни

Микрофакторы семья; экономическая и социальная структура микрорайона; образовательные и культурно просветительские учреждения; учреждения дополнительного образования; группы общения по месту жительства, друзья; национально-этническое окружение; количество и качество доступных материальных и культурных благ в микросоциуме; возможности для содержательного проведения досуга; криминогенная обстановка

Черты портрета современного молодого человека Прагматизм Способствует росту среднего класса Гражданская апатия Может быть преодолена в случае острой угрозы индивидуальной стабильности и Родине Ностальгия по «настоящим великим делам» С данным фактором связана перспектива социальных настроений: депрессия – оптимизм «Разность» Способствует усилению закрытости различных групп в молодежной среде, повышает отчуждение и риски конфликта Что объединит молодежь? Что будет способствовать социальному оптимизму «поколений будущего»?

Социальная компетентность Социальная компетентность - интегративное личностное образование воспитанника, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие ему быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Критерии социальной компетентности подростка Мотивация: Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, преобладание мотивов достижения успеха, ценность творчества, ценностное отношение к себе и другой личности

Критерии социальной компетентности подростка Осведомленность в способах продуктивного взаимодействия в социуме: Знание норм и правил, общения и поведения в обществе, продуктивных способов взаимодействия в деятельности и собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха.

Критерии социальной компетентности подростка Сформированность умения ориенироваться в социокультурном пространстве: Навыки и способы социально значимой деятельности, умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения. Навыки проблемно-разрешающего поведения

Социально-педагогические задачи образовательной системы как института социализации - освоение учащимися нормативного поведения; - построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Состав ролевой структуры личности воспитанников лет Пять социальных ролей, каждая из которых необходима для соответствующей сферы социальной жизни (И.Ф. Харламов): «работник»; «субъект профессионального самоопределения»; «субъект общения»; «гражданин»; «семьянин».

Состав ролевой структуры личности воспитанников лет «работник»; «субъект профессионального самоопределения»; «субъект общения»; «гражданин», «семьянин»; «субъект жизненного самоопределения»; «субъект непрерывного самообразования».

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ПРЕДМЕТНАЯ И ПРОБЛЕМНАЯ ОБЛАСТЬ - проектирование – это конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта - проектирование – приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели, координация составных частей или отдельных действий для получения необходимого результата

Социальное проектирование Социальное проектирование – проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. При проектировании социальных объектов должен учитываться субъективный фактор. Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта.

В основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры: - противоречивость социального объекта; - многовекторность развития социального объекта; - невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории; - многофакторность бытия социального объекта; - наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта; - субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования; - факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Социальный проект Социальный проект – цель проектной деятельности как вида социального творчества. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

Объекты социального проектирования В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы

Методики социального проектирования методика матрицы идей, методика вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методика мозгового штурма, методика синектики.

Типы проектов для формирования социальной компетентности подростков Социальные проекты историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально- культурных проблем и педагогических задач: - восстановление и развитие культурно- исторической среды обитания, ценностей и традиций; - формирование социально и граждански активной личности одаренного подростка на основе непосредственного контакта с историей и культурой; - творческое освоение исторического и культурного опыта.

Типы проектов для формирования социальной компетентности подростков Цель оздоровительных проектов, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить подростку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Типы проектов для формирования социальной компетентности подростков Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем

Типы проектов для формирования социальной компетентности подростков Проекты, ориентированные на профессиональное самоопределение должны решать образовательные и профориентационные задачи, ориентированные на формирование личности воспитанника, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности.

Запрос на ценности это запрос на действия Исторический шанс сформировать поколение россиян, сочетающее прагматизм и умение эффективно работать с конструктивной ценностной ориентацией