«Нормативно-правовая база и стимулирование использования возобновляемых источников энергии в Республике Беларусь и странах ЕС» Семинар в рамках участия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор законодательства Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор.
Advertisements

Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Действия по климату : Директива по возобновляемой энергетике Европейская Комиссия.
Войстриков Алексей Александрович Заместитель Директора ОАО «Экономэнерго» г.Брюссель, мая 2011 г. Прогресс в выполнении Дорожной карты Республика.
Предложения по дальнейшему совершенствованию рынка электрической энергии в Республики Казахстан.
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Докладчик: начальник Департамента О.А. Рыбалко Смоленск, 2008 г.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Институционные аспекты законодательства в рамках Третьего энергетического пакета Регулирование и либерализация энергетических рынков: Опыт России и Третий.
1FTS-CEER bilateral meeting, St Petersburg, 17 May 2011 Peter Plug Председатель рабочей группы по электроэнергии Использование и управление объединенными.
ЭНЕРГИЯ ПЕРЕМЕН Общество с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОАЛЬЯНС» Общество с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОАЛЬЯНС»
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Открытое акционерное общество "ВЛАДИМИРСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Последние тренды в регулировании энергетики Рабочая встреча в формате МЭА – ФСТ России по вопросам сценариев развития мировых энергетических рынков Париж,
1 Технологическое присоединение Шапошникова Н.Я. Директор филиала Вольские ГЭС ОАО «Облкоммунэнерго»
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
Правовые аспекты энергосервисных услуг Анастасия Прозор, Юрист | CMS, Россия Новые инструменты реализации энергоэффективности Пресс-центр ИА «Интерфакс»,
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Постановление Правительства РФ от г. 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном.
Республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «ОДУ» Влияние объектов малой и возобновляемой энергетики на эффективность работы Белорусской энергосистемы.
Транксрипт:

«Нормативно-правовая база и стимулирование использования возобновляемых источников энергии в Республике Беларусь и странах ЕС» Семинар в рамках участия в XVII Белорусском энергетическом и экологическом форуме «Энергетика. Экология. Энергосбережение»

Законодательство в области ВИЭ (1) ESMAP Исследование по РБ: Гармонизация законодательных и регуляторных рамок по возобновляемой энергетике с ЕС 2 1. Структура и функционирование рынка электроэнергии Разделение по видам деятельности, прозрачность, отсутствие дискриминации Конкуренция 2. Возложение общественных обязательств (таких как поддержка ВИЭ) Допускается возложение обязанностей на компании в рамках общего экономического интереса, НО: такие обязанности должны быть четко определены, прозрачными, недискриминационными, поддающимися проверке и гарантировать равный доступ

ESMAP Исследование по РБ: Гармонизация законодательных и регуляторных рамок по возобновляемой энергетике с ЕС 3 3. Процедуры получения разрешений для новых генерирующих мощностей) Объективные, прозрачные и недискриминирующие критерии Специализированные процедуры для децентрализованного производства Дополнительные правила регистрации, аккредитации и лицензирования производителей ВЭ 4. Правила функционирования системы и доступа к сети Установление Операторов Системы передачи (TSO) и Операторов Системы распределения (DSO) и возложение на них правил поведения TSO и DSO должны гарантировать передачу и распределение ВЭ TSO и DSO должны гарантировать доступ или предоставлять приоритетный доступ Доступ должен быть основан на опубликованных тарифах, применяемых объективно и без дискриминации, и которые принимают во внимание положительный эффект распределенного производства энергии Законодательство в области ВИЭ (2)

ESMAP Исследование по РБ: Гармонизация законодательных и регуляторных рамок по возобновляемой энергетике с ЕС 4 5. Национальный регулятор Регулятор должен быть юридически самостоятельным и функционально независимым от любой другой государственной или частной организации и не должен принимать прямые указания от правительства или другого органа 6. Маркировка электроэнергии и гарантии происхождения Обязательная система гарантий происхождения 7. Специальное законодательство по ВИЭ Система поддержки Национальный план действий Законодательство в области ВИЭ (3)

Национальный План Действий по Возобновляемой Энергии (NREAP) ESMAP Исследование по РБ: Гармонизация законодательных и регуляторных рамок по возобновляемой энергетике с ЕС 5 Это новый (обязательный) инструмент для реализации политики ЕС в области ВЭ Резюме политики в области ВЭ Цели и траектории Меры по достижению целей Обзор Конкретные меры Схемы поддержки (отдельно для электроэнергии, отопления и охлаждения, передачи) Конкретные меры по биомассе Планируемое использование трансфертов или совместных проектов Оценка

6 Закон РБ «О возобновляемых источниках энергии» Готовился больше 2 лет Распространяется только на электроэнергию выработанную из ВИЭ юридическими лицами Прошел первое чтение ранним летом 2010 г. Комментарии и дискуссии по подготовке к второму чтению, в том числе с участием КЕМА по проекту Мирового Банка Небольшие изменения были внесены Подписан Президентом 27 декабря 2010 г. Вступит в силу 6 месяцев после публикации (5 июля 2011г.)

7 Закон РБ «О возобновляемых источниках энергии» Положительно Законодательная база (первичное законодательство) для использования ВИЭ Некоторые положения закона улучшают существующую практику Некоторые положения можно толковать так чтобы достичь улучшение существующей практики Недостатки Большинство барьеров для использования ВИЭ в РБ продолжают иметь место Закон о ВИЭ в отсутствии Закона об электроэнергетике имеет ограниченное действие

Основные составляющие поддержки ВЭ Объязательный приём в сеть (покупка) Источник финансирования поддержки Доступ к сети и работа в энергосистеме Администрация, разрешения, лицензии

Оценка барьеров СфераБарьер для ВИЭ Комментарий Гармонизация законодательства в отношении энергетики и ВИЭ с ЕС Важно провести реформу энергетического сектора в соответствии со Стратегией Гармонизация технических стандартов с ЕС Принять международные стандарты в по максимуму Система финансовой поддержкиПринять методологию по стимулирующим тарифам Подключение к сети и интеграцияРекомендации могут быть внедрены немедленно на техническом уровне Административные вопросыРекомендации могут быть внедрены немедленно на техническом уровне Финансы и инвестицииВажно изменить подход к планированию проектов; Важно полностью внедрить Директиву No. 4 НИР, инновации, HRРекомендации могут быть внедрены немедленно на техническом уровне

Система финансовой поддержки (1) Стимулирующие тарифы Гарантированная продажа энергии Гарантированная окупаемость расходов При выборе механизмов финансовой поддержки Республика Беларусь остановилась на Стимулирующих тарифах (Feed-in Tariffs Отличный выбор! Большинство стран ЕС проводит такую же политику Данная политика быстро стимулирует ВИЭ Факторы успеха для стимулирующих тарифов: Структура и установление стимулирующих тарифов Приоритетная продажа энергии Прозрачность, обязательное законодательное обеспечение Устойчивость Адекватное регулирование тепловой энергии

Закон о ВИЭ, статья 20: "Тарифы на электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников энергии и потребляемую государственными компаниями, поставщиками энергии, устанавливаются на уровне тарифов на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителям с присоединенной мощностью до 750 кВт с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от типа возобновляемого источника энергии в первые десять лет с даты ввода в эксплуатацию установки возобновляемых источников энергии. В течение следующих десяти лет работы, электричество приобретается с использованием коэффициентов стимулирующих использование возобновляемых источников энергии в соответствии с процедурой, установленной законом ". Постановление 100 от устанавливает коэффициенты 1,3 и 0,85 по всем видам, а по солнечной энергии 3 и 0,85 "Затраты на покупку электроэнергии по тарифам, указанным во второй и третьей частях статьи, включаются в себестоимость производства электроэнергии государственными предприятиями энергоснабжения в соответствие с процедурой, установленной законом". "Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь Система финансовой поддержки

Оценка барьеров КритерийОсуществление Является ли барьером? Разработка стимулирующих тарифов Дифференциация по технологиямНет, но планируетсяВысокий Хорошая разработка (просчитываемость), прозрачностьНет; и нет четких плановВысокий Продолжительность и долгосрочностьНет; и нет четких плановВысокий Поддержка полного спектра имеющихся технологийНет; и нет четких плановСредний Механизм пропорционального уменьшенияНет; и нет четких плановНизкий Дифференциация в рамках одной технологии (ступенчатый стимулирующий тариф) Нет; и нет четких плановСредний Дополнительные премии за дополнительные признакиНет; и нет четких плановСредний Обязательность покупки Определенные организации законодательно обязаны покупать электроэнергии из ВИЭ Да; но требует пересмотра с учетом реформы Низкий Определенный источник финансированияДаНизкий Регулирование тарифов должно автоматически включать всю необходимую сумму стимулирующих тарифов в общий тариф НеизвестноСредний Система финансовой поддержки )

ESMAP Исследование по РБ: Гармонизация законодательных и регуляторных рамок по возобновляемой энергетике с ЕС 13 Оценка барьеров КритерийОсуществление Является ли барьером? Стабильность Известные и фиксированные стимулирующие тарифы на весь период поддержки объекта ВИЭ Нет; и нет четких плановОчень высокий Прозрачная методология, прогнозируемые сроки и вовлеченность заинтересованных сторон в процессе рассмотрения стимулирующих тарифов Нет; и нет четких плановОчень высокий Оценка воздействия на потребителей и всю экономику в целом и анализ доступности Нет; и нет четких плановСредний Оценка воздействия на систему электроэнергетики и анализ доступности Нет; и нет четких плановСредний Регулирование тарифов на тепло Общепринятый метод экономического регулированиеНет; и нет плановВысокий Поддержка ТЭЦ путем стимулирующих тарифов, бонусов, субсидий, методом распределения прямых затрат Частично возможно (метод распределения прямых затрат в отношении теплоэнергии) Высокий Административные методы по увеличению спроса на теплоДаНизкий Система финансовой поддержки )

Рекомендация по методологии установления стимулирующих тарифов в Беларуси(1) Репрезентативная установка Метод трансформации энергии Технические составляющие Размер установки (…) Установка операционных параметров (эффективность, пр.) Исследование / распределение прямых затрат для репрезентативной установки Инвестиционные затраты Операционные затраты Общие экономические параметры Норма прибыли Срок осуществления проекта Налоги Инфляция Анализ чувствительности / изменение параметров Общие экономические параметры Специфические затраты репрезентативных установок Главные технические и операционные параметры Расчет стоимости производства электроэнергии для репрезентативных установок

Подход эмпирического анализа затрат, адаптированный к белорусским условиям Принимая во внимание ограниченные эмпирические данные о стоимости энергии из ВИЭ в Республике Беларусь Использование международных данных о стоимости и адаптация для Республики Беларусь Принимать во внимание толкование, определенное в Законе о ВИЭ, по которому стимулирующие тарифы устанавливаются как розничная цена для потребителей > 750 kW умноженная на повышающий или стимулирующий коэффициент Целью является создание Методологии, которая соответствует требованиям хорошей разработки стимулирующих тарифов, а также прозрачности и устойчивости Рекомендация по методологии установления стимулирующих тарифов в Беларуси(1)

Подсоединение к сети и интеграция (1) Подключение к сети электроснабжения «Глубокие» или «мелкие» тарифе на подключение к сети ? Прозрачное регулирование процесса установления оплаты за подключение к сети электроснабжения? Учитывается ли выгода от ВИЭ для сетей? Финансирование подсоединений (включая необходимую модернизацию и восстановление существующей сети)? Процесс подсоединения Ясные, прозрачные, обязательные нормы и требования ? Кто подталкивает процесс? (обязанности и ответственность) Интеграция в сеть Понимание вопросов ВИЭ персоналом, занятым в передаче энергии? Отчетливо ли обдумывается при сетевом планировании программа по ВИЭ? Покрываются ли дополнительные затраты по резервам и балансированию ? Четко ли определены технические требования к генераторам ВЭ в законодательстве? Возможно ли полное использование ВИЭ при всех режимах передачи? Вопросы

Подсоединение к сети и интеграция (2) Подключение к сети электроснабжения «Глубокие» тарифы как правило – но в законе о ВИЭ установлен принцип «мелких» тарифов для подключении ВИЭ ОДНАКО: Тарифное регулирование не позволяет автоматически пропускать в тариф на ээ всех расходов на подключение. Следовательно, текущее финансирование подключения ВИЭ не гарантировано. Процесс подключения Есть проект содержащий правила подключения сформулированы в Кодексе практики для НПЭ ГПО «Белэнерго», основанном на установившейся практике ОДНАКО: Эти правила не имеют статус Кодекса Сети Нет четкого определения обязательств к подключению Процесс двигается разработчиком ВИЭ, а не сетевой компании Интеграция в сеть Персонал ГПО «Белэнерго», занятый в процессе передачи энергии, имеет сомнения относительно ВИЭ Сетевое моделирование и планирование не предусматривают программы развития ВИЭ В обязательном законодательстве четко не определены технические требования к ВИЭ Электрические режимы с учетом ВИЭ еще не просчитаны Ситуация в Республике Беларусь

Thank you !