Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антикоррупционная политика и инвестиционный климат Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.
Advertisements

Коррупция и Антикоррупционная политика государства.
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Коррупция и антикоррупционная политика в современной России Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Коррупция и антикоррупционная политика в современной России Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.
Заседание Совета руководителей ОУ города Тулы «Соблюдение антикоррупционного законодательства в образовательных организациях»
Сегодня, по данным международных организаций, Россия входит в группу стран с наиболее развитой коррупцией. В борьбе с этим злом необходимо использовать.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Докладчик - Крылова Дина Владимировна Президент Межрегионального общественного фонда «Деловая Перспектива», Член Правления ОПОРЫ РОССИИ Член Правления.
О привлечении к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления (Статья КоАП Незаконное.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Весенняя школа «МОЛОДЕЖЬ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ Инструктора: Вирджиния Морару, ЦБЭПК Албена Куюмджиева,
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
ГБС (к) ОУ «С(к)ОШИ 7 VIII вида г. Воркута» Презентация на тему: « Противодействие коррупции» « Противодействие коррупции» Соц. Педагог: Кузнецова А.Н.
Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование.
Злоупотребление служебным положением Дача взятки, получение взятки Злоупотребление полномочиями Иное незаконное использование физическим лицом своего.
О выполнении мероприятий, предусмотренных Планом противодействия коррупции в Алтайкрайстате на гг.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Лицу, замещающему должность государственной гражданской службы Республики Коми ПАМЯТКА По противодействию.
Транксрипт:

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антикоррупционная политика и инвестиционный климат Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального Общественного Фонда «Деловая перспектива», Преподаватель кафедры Москва 17 октября 2012 г. Кафедра теории и практика взаимодействия бизнеса и власти

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Понятия коррупции (правовые) Для международных конвенций характерен; широкий взгляд на коррупцию, не сводимый ко взяточничеству, включающий в себя широкий спектр корыстных служебных злоупотреблений. Коррупция (Федеральный закон от ФЗ «О противодействии коррупции») - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупция (Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией) - злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях Коррупция (Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией) - злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. 2

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Понятия коррупции (другие) Коррупция - это деструктивная по отношению к действующим на данной территории общественным нормам и господствующей морали система социальных связей, которые характеризовались использованием должностных полномочий для получения материальной и (или) нематериальной выгоды. Коррупция - это разновидность оппортунистического поведения наделенного властью лица, возникающая вследствие высокого уровня асимметрии информации между ним и гражданами (затрудненного контроля со стороны граждан). Коррупция – это девиантное, отклоняющееся от общепринятого, поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании ею социальных благ. 3

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Опасность коррупции для общества Коррупция всегда наносит ущерб общественным интересам – прямой или косвенный. Коррупция приводит к существенному сокращению общественных благ вследствие прямого расхищения средств государственных и муниципальных бюджетов либо их неэффективного или нецелевого использования. Коррупция приводит к снижению стимулов к добросовестному предпринимательству, бегству капитала, утеканию наиболее ценных человеческих ресурсов. Коррупция особенно ощутимо отражается на рядовых гражданах страны, не имеющих возможности обеспечить себе надлежащую правовую защиту. Коррупция приводит к снижению стимулов к добросовестному предпринимательству, бегству капитала, утеканию наиболее ценных человеческих ресурсов. Коррупция особенно ощутимо отражается на рядовых гражданах страны, не имеющих возможности обеспечить себе надлежащую правовую защиту

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Мировые рейтинги Индекс восприятия коррупции 2011 г. - 2,1 балл. Россия опустилась в рейтинге с 147 (2008) на 154 место (2010) из между Папуа-Новой Гвинеей и Таджикистаном. Барометр мировой коррупции 2011 г. (Трансперенси Интернешнл) – уровень коррупции за 3 года повысился. Исследование Freedom house за 2010 г место из 29 стран с переходной экономикой. 5

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Модели корруцпии. Агент-принципал-(клиент) Принципал - носитель власти: в странах с демократическими конституциями - это народ, граждане страны посредством выборов делегирует политическую власть агентам в лице избранных политиков через последующие назначения политики делегируют власть цепочке своих агентов- чиновников граждане, получая государственные и муниципальные услуги, одновременно являются клиентами. Цели принципала – общественные блага для народа, общества. Цели агента могут вступать в конфликт с целями принципала: может возникнуть соблазн использовать ресурсы принципала посредством этого могут достигаться собственные цели агента. цели клиента – личные. Цели граждан как клиентов (личные) могут вступать в противоречия с их целями как агентов (общественными). Оппортунистическим является поведение, нацеленное на преследование собственного интереса с использованием обмана, хитрости и коварства. Существует конфликт интересов собственника (принципала) и менеджера-управленца (агента), а также конфликт интересов клиентов в отношении целей друг друга. Ресурсы принципала используются не для решения задач принципала, а для достижения своих собственных целей. Коррупционное поведение - разновидность оппортунистического поведения агента. 6

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Восприятие коррупции бизнесом По данным исследования ОПОРЫ РОССИИ «Малый бизнес и коррупционные отношения» 2/3 предпринимателей являются жертвами коррупции и не более 1/3 - инициаторами. Опрос на Съезде ТПП РФ (2011): – По результатам - 82% предпринимателей главной проблемой назвали коррупцию. Индекс ОПОРЫ РОССИИ : Доля компаний, не наблюдающих в своем регионе коррупцию всего 10 %; Средний уровень коррупционных издержек бизнеса – 5 % выручки; Коррупция принимается как данность, а незаконные выплаты уже давно стали статьями издержек многих компаний; Деятельность контролирующих и правоохранительных органов воспринимается бизнесов как более вредная, чем столкновение с криминалом. 7

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Этапы коррупции в России 1 этап – пассивная коррупция (первая половина 90-х) – пассивность чиновников, взятки как способ повысить эффективность их работы в условиях рынка. Предмет коррупционных отношений – получение незаконных преимуществ и уход от наказания за правонарушения. 2 этап – активная коррупция. Выстраивание административных барьеров, вытеснение криминала из крышевания бизнеса. Превращение права в товар (вторая половина 90-х). Рейдерство через банкротство. 3 этап – активная системная коррупция. Формирование разветвленных коррупционных рынков. Предметом коррупции становится сама возможность реализации законных прав гражданами и предпринимателями. ( годы). Рейдерство через корпоративные захваты. 4 этап – агрессивная коррупция. Формирование устойчивых связей правоохранителей, судей и коррумпированных руководителей территорий и отраслей. Превращение права в инструмент дискриминации (с 2003 года). Рейдерство через уголовные дела. 8

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антикоррупционная политика законодательных, экономических, политических, информационных, организационных, предпринимаемых государством и гражданским обществом в целях противодействия коррупции. 9 Антикоррупционная политика - это комплекс взаимодополняющих мер:

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Этапы становления антикоррупционного законодательства Акт о противодействии иностранным коррупционным практикам (Foreign Corrupt Practices Act) – США, 1977 г. Межамериканская конвенции против коррупции (Inter-American Convention against Corruption (OAS Convention),1996 г. Конвенция ОЭСР о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций, 1997 г. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, 1999 г. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, 2000 г. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, 1999 г. Ратифицирована РФ в 2006 г. Конвенция ООН против коррупции, 2003 г. Ратифицирована РФ в 2006 г. Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении ими международных сделок, 1997 г. Ратифицирована РФ в 2012 г. Закон Великобритании «О борьбе со взяточничеством» (Bribery Act 2010 г.)

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Конвенция ООН против коррупции Принята в 2003 г. Ратифицирована РФ в 2006 г. Введение понятий «публичное должностное лицо», «доходы от преступления» специально для коррупционных преступлений. Меры по предупреждению коррупции (вовлечение населения в процессы принятия решений, образовательные программы, создание атмосферы нетерпимости в отношении коррупции). Меры по противодействию коррупции (в сфере публичных закупок, меры в отношении судов и прокуратуры, участие общества и др.). Меры по криминализации коррупционных деяний (взяточничество, подкуп, незаконное обогащение, воспрепятствие правосудию, защита свидетелей). Меры по международному сотрудничеству. Цели Конвенции: содействие принятию и укрепление мер по противодействию коррупции; поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней; поощрение честности и неподкупности, ответственности публичных должностных лиц. 11

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию Принята в 1999 г. Ратифицирована РФ в 2006 г. Необходимость специальной защиты заявителей о коррупции. Криминализация следующих коррупционных деяний: подкуп (активный и пассивный); использование служебного положения в корыстных целях; отмывание доходов; ответственность юридических лиц и др. Предусматривает регулярный контроль ее соблюдения посредством ежегодного мониторинга со стороны Группы государств против коррупции (ГРЕКО). 12

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Группа стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) Создана в 1999 году для мониторинга антикоррупционных стандартов Совета Европы в странах-членах. Задачи ГРЕКО: усовершенствовать методы борьбы с коррупцией в странах, вступивших в данную организацию; создать базу для обмена позитивным опытом в области предотвращения и выявления случаев коррупции. Результаты работы – доклад об имплементации антикоррупционных стандартов Совета Европы. Разделы доклада: проведение страной политики, направленной против коррупции, в государственных органах; выделение средств для политических партий; независимость судебной власти от государства; создание и развитие анти-коррупционных институтов; иммунитет от судебного преследования; взаимосвязь коррумпированных представителей власти с организованной преступностью и отмыванием денег. 13

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антикоррупционная политика и институты Антикоррупционная политика предполагает создание условий для трансформации институтов в направлении повышения их эффективности и доминирования формальных норм и правил над неформальными. Условия для трансформации институтов при реализации антикоррупционной политики: неотвратимость санкций, наличие механизмов принуждения, запретов и ограничений; контроль третьей стороны, включая широкий общественный контроль. 14 Институты - разработанные людьми наборы правил, структурирующие их взаимодействие (Д. Норт): формальные институты (законы, конституции), неформальные (договоры, обычаи и добровольно принятые кодексы поведения, процедуры соответствий и ограничений).

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Интегрити – противоположность коррупции Признаки интегрити: открытость и подотчетность обществу государственного сектора; ответственность органов власти – стимулы для добросовестных чиновников, суровое наказание для нарушителей; сбалансированная структура органов власти – невозможность девиантного поведения; контроль гражданского общества; система образования и пропаганды - институализация ценностей добросовестного поведения Интегрити - состояние институтов, существующих в соответствии с моральными ценностями, нормами и правилами, при которых использование властных полномочий осуществляется в соответствии с официально установленными и общественно-оправданными целями.

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Трансформация институтов в сторону integrity Конвенцией ООН декларирует цель «поощрение честности и неподкупности, ответственности публичных должностных лиц». Факторы, влияющие на трансформацию институтов в сторону integrity: мировоззрение политической элиты и акторов власти и их стремление: к добропорядочному поведению, к прозрачности и подотчетности; организационные качества государственного сектора (условия труда, наличие системы контроля и аудита власти); отношения между государством и деловыми кругами. 16

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Этапы становления антикоррупционного законодательства в России В 2006 г. Ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года. В целях реализации конвенций принят Федеральный закон от ФЗ «О противодействии коррупции». Указ Президента РФ от «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с указом : принят Федеральный закон от ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; принят Федеральный закон от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; при ФОИВах образованы координационные (совещательные) органы по вопросам МСП. В 2010 г. введена процедура оценки регулирующего воздействия проектов НПА. В 2009 г. приняты указы Президента РФ, определяющие порядок декларирования должностными лицами доходов. 18

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Национальная стратегия противодействия коррупции Утверждена указом Президента РФ в 2010 г. В 2012 г. в нее вносились изменения. Целью стратегии является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Принципы стратегии: признание коррупции одной из системных угроз безопасности; использование мер по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и ликвидации последствий коррупции. Основные направления стратегии: обеспечение участия институтов гражданского общества; повышение эффективности деятельности ФОИВ; устранение коррупциогенных факторов; расширение системы правового просвещения населения; периодическое исследование состояния коррупции и эффективности антикорруцпионных мер; совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы. 19

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Национальные планы противодействия коррупции противодействие конфликту интересов; снижение экономической заинтересованности в коррупционных преступлениях; образовательные программы, направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения; формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению; разработать проект федерального закона об общественном контроле; создание эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую антикоррупционную политику; формирование механизмов общественного контроля за деятельностью государственных учреждений. 20 Национальные планы противодействия корруцпии утверждались в 2008, 2010 и 2012 гг. Действующий Национальный план на гг. предусматривает комплекс мер для Правительства РФ, ФОИВов, Генеральной прокуратуры РФ, других ветвей власти

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Нереализованные меры конвенций Не реализованы: не ратифицирована статья 20 Конвенции ООН – ответственность за незаконное обогащение; отсутствует специальная уголовная ответственность за обещание взятки; отсутствует уголовная ответственность юридических лиц; отсутствует уголовная ответственность за ряд правонарушений в сфере бухгалтерского учета; законодательная защита заявителей (как физических, так и юридических лиц), заявляющих о фактах коррупции и сотрудничающих со следствием; отсутствует сотрудничество правоохранительных органов разных стран в целях повышения эффективности правоприменительных мер для борьбы с коррупционными преступлениями

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Оценка антикоррупционной политики - ГРЕКО мониторинг эффективности антикоррупционных мер гражданским обществом; случаи коррупции должны рассматриваться как преступления (только уголовная ответственность); разработать четкие критерии лишения иммунитета должностных лиц; обеспечить предотвращение конфликта интересов на практике; ввести уголовную ответственность юридических лиц за коррупционные действия РФ выполнена только треть рекомендаций по улучшению антикоррупционной политики. В частности, не выполнено: 22

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Оценка антикоррупционной политики в России – Global Integrity Доклад Global Integrity за 2009 г.: общая оценка антикоррупционной политики в России – 71 балл из 100 (посредственная ситуация с коррупцией); оценка правоприменительной практики – 56 баллов из 100 (плохо); независимость судов при рассмотрении коррупционных дел – 67 баллов из 100 (посредственно); эффективность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией – 33 балла из 100 (очень плохо). Исследование Фонда Бертельсманна – 3 балла из 10. Global Integrity - международная некоммерческая организация, которая отслеживает тенденции в вопросах управления и коррупции по всему миру. 23

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Положительные и отрицательные примеры реализации антикоррупционных мер Положительные примеры: –публичные закупки; –система государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательства в соответствии с ФЗ-294, в том числе согласование внеплановых проверок с прокуратурой, ограничения по частоте проведения проверок; –упрощение некоторых административных процедур (введение уведомительного порядка начала ряда видов деятельности, сокращение лицензируемых видов деятельности); –возможность получения ряда государственных и муниципальных услуг в электронном виде, повышение качества оказания отдельных государственных услуг; –принятие ряда эффективных административных регламентов. Отрицательные примеры: –антикоррупционная экспертиза; –декларации должностных лиц; –защита заявителей о коррупции. 24

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Особенности антикоррупционной политики в России смещение баланса интересов представителей власти и граждан при правоприменительной практике: антикоррупционная политика сводится преимущественно к борьбе со взяточничеством; отсутствуют действенные, жесткие санкции в отношении должностных лиц по большинству антикоррупционных мер - не считая взяточничества - (при том, что граждан, например, за неуплату любого штрафа можно привлекать к ответственности в виде административного ареста до 15 суток); по другим видам экономических преступлений, где не участвуют должностные лица, предприниматели в ряде случаев привлекаются к аресту несмотря на запрещающие президентские поправки; сообщения о фактах коррупции, имеющие широкий общественный резонанс, остаются без должного внимания правоохранительных органов и прокуратуры противодействие общественному антикоррупционному контролю. слепое копирование зарубежных законодательных моделей без учета институциональной среды (пример - попытки воспроизвести американскую модель Федеральной контрактной системы в России). 25

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Общественный контроль как важнейший элемент антикоррупционной политики Механизмы общественного контроля: мониторинг решений органов власти; антикоррупционная экспертиза законодательства; обеспечение информационной открытости власти; защита СМИ при коррупционных расследованиях; независимый антикоррупционный мониторинг; антикоррупционное просвещение; контроль за расходованием средств бюджета; контроль за достоверностью деклараций госслужащих; участие представителей общественности в квалификационных коллегий судей. 17 Общественный контроль – одна из основных функций гражданского общества, создающий возможности для преодоления коррупции через трансформацию институтов.

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Инвестиционная деятельность Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций (денежных средств, ценных бумаг, иного имущества) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Президент России В.В.Путин «Ключевым вопросом государственной политики мы считаем создание… лучшего, конкурентного инвестиционного климата. К концу текущего десятилетия Россия должна войти в двадцатку стран с наиболее комфортной деловой средой». Федеральный закон Федеральный закон от ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 26

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Состояние инвестиционного климата в России Отток капитала: 2010 г. – 38 млрд. дол.; 2011 г. – 84 млрд. дол.; Январь-сентябрь 2012 г. – 58 млрд. дол. Рейтинг «Doing business» 2012 г место (из 183 стран); 2011 г место. Регистрация предприятий – 111 место ; ; Получение разрешения на строительство – 178 место; Присоединение к электросетям – 183 место (последнее); Защита инвесторов – 111 место; Международная торговля – 160 место. 27

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Положение России в рейтинге Всемирного экономического форума по индексу глобальной конкурентоспособности (всего 133 государства): 2011 год – 66 место; 2011 год – 66 место; 2012 год – 67 место (между Ираном и Шри-Ланкой) год – 67 место (между Ираном и Шри-Ланкой). В рейтинге стран БРИК в 2012 году Россия заняла четвертое место (Бразилия – 48 место, Индия - 59, Китай- 29). размер внутреннего рынка – 9 место; размер внутреннего рынка – 9 место; независимость судов – 122 место; независимость судов – 122 место; прозрачность госполитики – 124 место; прозрачность госполитики – 124 место; защита прав собственности -133 место; защита прав собственности -133 место; доверие полиции – 133 место. доверие полиции – 133 место. Международные рейтинги инвестиционного климата России 28

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Международные рейтинги инвестиционного климата России (2) В индексе IMD (International Institute for Management Development) Россия заняла следующие места (всего 57 государств): 2006 год – 55 место; 2007 год – 43 место; 2008 год – 47 место; 2009 год – 49 место; 2010 год – 51 место; 2011 год – 49 место. Критерии оценки: экономическое развитие (76 показателей); эффективность работы правительства (71 показатель); эффективность работы бизнеса (67 показателей); инфраструктура (113 показателей)

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Влияние коррупции на инвестиционный климат Проблемы порождаемые коррупцией: – сложность реализации законных прав, высокие трансакционные издержки, – нарушения в конкуренции, – избыточное госрегулирование, – проблемы защиты прав собственности, – возможность быть привлеченным к ответственность без совершения нарушений. Это приводит к снижению инвестиционной привлекательности страны и снижению предпринимательской инициативы. 33 По данным международных исследований в странах, не относящихся к рыночной экономике, рост коррупции на 1 процент приводит к снижению прироста фирм на 3 процента. (Фишман, Свеннсон – 2007)

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Факторы, негативно влияющие на инвестиционный климат Наличие условий для нарушений прав собственности; Отсутствие независимой судебной системы; Возможности для административного давления со стороны властей в отношении реализуемых инвестиционных проектов; Ненадлежащая правоприменительная практика в отношении субъектов предпринимательства; Наличие избыточного регулирования предпринимательской деятельности и административных барьеров; Недостаточный уровень развития инфраструктуры; Ограниченный кадровый потенциал. 30 Вывод – России необходимо устранить факторы, препятствующие инвестиционной привлекательности.

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Спасибо за внимание!